Гиперактивные дети в детском саду

Гиперактивные дети в детском саду Полезное
СДВГ. Советы детского врача-психиатра

Гиперактивные дети в детском саду

«Не может сидеть на одном месте», «постоянно крутится и вертится», «все у него ломается», «в комнате постоянный беспорядок, вещи раскиданы». Бешеная энергия и активность, невнимательность и двигательная расторможенность, плохая успеваемость и проблемы в отношениях – далеко не полный перечень жалоб, с которыми обращаются родители к специалистам.

Ребенок с диагнозом «синдром дефицита внимания и гиперактивность» (СДВГ) может стать настоящим наказанием для воспитателей в детском саду и школьных учителей. Гиперактивный ребенок мешает вести уроки, на переменках устраивает «ледовое побоище» – неуемная энергия требует выхода.

Педагоги постоянно вызывают папу или маму «на ковер», пытаясь им доходчиво объяснить, что они совершенно не занимаются воспитанием своего чада. Родители виновато отводят взгляд, тяжело вздыхают и разводят руками: «Да, не уследили, все работа, работа». И это при том, что ребенок-то добрый, хороший, да и семья вполне приличная.

Главное, чего хотят педагоги, так это побыстрее избавиться от этого «милого» ребенка, лишние проблемы никому не нужны. Пусть родители сами с ним разбираются.

А ведь и правда, гиперактивные дети шумны и непоседливы. Не могут долго концентрировать внимание на предмете, особенно если это не увлекательный мультфильм или компьютерная игра. В этом случае их не оторвать от экрана телевизора или компьютера. Они, словно завороженные, могут часами смотреть (делать) то, что им действительно интересно, увлекает.

Дети с гиперактивностью и нарушением внимания могут ходить по классу, «помогать» учителю вести урок, вставляя свои комментарии, разговаривают с друзьями. В некоторых случаях провоцируют конфликтные ситуации.

У гиперактивных детей «рот не закрывается», они постоянно куда-то спешат, хотят успеть сделать одновременно множество дел, при этом до конца ни одно из них не доводят.

В учебных заданиях делают много ошибок и помарок, хотя интеллект и потенциальные способности у них достаточно неплохие. Так что же не так?

Содержание
  1. Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ)?
  2. Причины СДВГ
  3. СДВГ или избалованность?
  4. Гиперактивный ребенок – что будет дальше?
  5. Ребенок с проявлениями гиперактивности — что делать?
  6. Что такое гиперактивность
  7. Отличие гиперактивности от активности
  8. Причины
  9. Признаки
  10. Виды гиперактивности
  11. Синдром дефицита внимания без гиперактивности
  12. Гиперактивность без дефицита внимания
  13. Гиперактивность с синдромом дефицита внимания
  14. Возможные последствия
  15. Коррекция гиперактивности у детей дошкольного возраста
  16. Рекомендации родителям гиперактивных детей
  17. Игры с гиперактивными детьми
  18. Гиперактивный ребенок — гиперактивность ребенка: симптомы, что делать
  19. Очень важно создать соответствующие условия
  20. Как лечить гиперактивность у ребенка?
  21. Как работать с гиперактивными детьми
  22. Причины возникновения гиперактивности: 
  23. Внешние проявления гиперактивности
  24. Советы при работе с гиперактивными детьми 
  25. Личный опыт
  26. 🎦 Видео

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ)?

Существуют определенные заболевания, когда доминирующим признаком является чрезмерная активность и нарушение внимания. А любое ментальное нарушение требует не только квалифицированного медицинского лечения, но и индивидуального психолого-педагогического подхода.

Таким детям просто необходима поддержка как со стороны семьи и учителей, так и со стороны психолога.

Для того, чтобы помощь была эффективной, надо детально разобраться в причинах чрезмерной активности ребенка, понять не является ли они одним из признаков психического расстройства.

Сочетание «импульсивность», «нарушение внимания», «плохая самоорганизованность», «низкая успеваемость» может быть характерно для ряда психопатологических состояний, таких как СДВГ, невроз, шизофрения.

1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ)

СДВГ – наиболее частая причина проявления данных расстройств. В зарубежных источниках указываются данные, что частота проявлений среди детей дошкольного и младшего школьного возраста составляет от 4 до 9,5%.

Много это или мало?! К примеру, если взять школу с числом учащихся в 100 человек, то с большей долей вероятности 9 из них будет с СДВГ. Педагоги знают, что одного гиперактивного ребенка в классе будет достаточно, чтобы дезорганизовать весь коллектив.

Давайте «разложим» на отдельные составляющие понятие нарушение внимания, которое мешает социальной адаптации, непосредственно влияет на школьную успеваемость и освоение новых знаний.

Внимание – направленность психической деятельности на избирательное восприятие каких-либо предметов, явлений, целенаправленное выполнение каких-либо действий.

Концентрация, объем и распределение – 3 важных ключевых аспекта внимания.

https://www.youtube.com/watch?v=h7NoAPRN41U

Концентрация – степень сосредоточения на одном (наиболее значимом) объекте. Эта способность зависит от волевых усилий, т. к. заключается в сознательном удержании внимания на определенной задаче с выведением за рамки актуальности других, на данный момент менее значимых дел.

Объем – способность при достаточной концентрации на выполняемой задаче удерживать во внимании несколько объектов или явлений, не имеющих отношение к главной теме деятельности.

К примеру, школьник, занятый решением математических уравнений, одновременно понимает – находится учитель в классе или нет, слышит звук сигнализации машины, припаркованной рядом со школой, прислушивается к разговору девочек за соседней партой.

Распределение – способность следить за выполнением нескольких компонентов в процессе деятельности. Например, в процессе написания сочинения школьнику нужно следить не только за смысловой составляющей, но и за грамотностью, разборчивым почерком.

У ребенка с СДВГ нарушены в той или иной степени все компоненты внимания.

Причины СДВГ

1. Патология во время беременности: токсикоз, нефропатия, анемия, простудные заболевания, угроза выкидыша, травмы и стрессы, курение, употребление алкоголя и психоактивных веществ, лекарственных препаратов.

2. Тяжелые роды, «кесарево сечение», низкие показатели у ребенка по шкале АПГАР, тяжелое состояние младенца после родов.

3. Черепно-мозговые травмы у ребенка, такие как сотрясение мозга или более тяжелые.

В результате воздействия такого рода неблагоприятных факторов нарушается процесс созревание систем головного мозга, отвечающих за память, мышление, речь, внимание, восприятие. Также отстает формирование процесса торможения, именно поэтому такие ребята возбудимы с самого раннего детства.

СДВГ или избалованность?

К основным признакам СДВГ у ребенка можно отнести:

1. Не может надолго сконцентрировать на конкретном занятии внимание, хватается за несколько дел сразу, мешает и раздражает окружающих своим поведением (бесцельно прыгает, бегает, залезает в разные места).

2. Постоянно «теряет» вещи в школе или дома. Забывает приносить тетради, учебники и школьные принадлежности. Не помнит, что нужно записывать домашнее задание.

3. Внешний вид – растрепанный, неряшливый.

4. Может «не слышать» родителей или учителей, когда к нему обращаются.

5. Допускает много мелких ошибок и помарок из-за невнимательности, торопится при выполнении работ, не доводит дело до конца.

6. По возможности не делает или избегает заданий, требующих длительной сосредоточенности и концентрации.

7. На стуле постоянно крутится, вертится, раскачивается, спокойно не сидит. Во время урока может встать и «прогуляться» про классу.

8. Много и быстро разговаривает, на вопросы отвечает, даже не дослушав до конца, о чем его спрашивают. Выкрикивает с места во время урока, не подняв руку для ответа.

9. Плохие оценки, вызов родителей в школу, наказания – не приводят к действенному результату. От переживаний, волнений и наказаний ситуация лучше не становится.

10. Ближе к вечеру состояние, поведение и успеваемость заметно ухудшается. Начало и конец урока – самое сложно время, середина проходит более спокойно и гладко.

11. Отмеченные выше трудности отмечаются в течение как минимум 6 месяцев.

Гиперактивный ребенок – что будет дальше?

Ребенок растет, мозг созревает. Вышеописанные проблемы – это не навсегда!

Беда состоит в том, что такие дети с первых дней занятий в детском саду или обучения в школе заметно отстают в достижениях от своих сверстников. Несобранность, неорганизованность, неусидчивость мешают полноценному процессу обучения и развития. Таких детей воспитатели и учителя автоматически записывают в ряды хулиганов и двоечников.

Во взрослом возрасте учеба им также может трудно даваться, несмотря на вполне нормальный интеллект.

Агрессия. С таким вариантом проявления заболевания можно столкнуться в подростковом возрасте, когда повышенная активность заменяется конфликтностью и агрессивным поведением в отношениях с учителями, родителями.

И все это может происходить на фоне плохой успеваемости, асоциальных наклонностей, пагубного пристрастия к алкоголю и психоактивным веществам.

Подростку с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью сложно выстраивать длительные доверительные отношения, они склонны к частой смене сексуальных партнеров (промискуитет).

Сексуальная активность – проблема, которая приходит на смену расторможенности и проявляется в старших классах школы. Последствия раннего начала интимной жизни и промискуитета часто волнуют родителей подростков с СДВГ. И волнение здесь вполне оправданно.

https://www.youtube.com/watch?v=wDsvrZw9nd4

По статистике, каждый 10-й аборт делается девушками до 18 лет, 60% подростков, участвующих в порноидустрии и вовлеченных в проституцию, идут на это по собственному желанию.

2. Невроз и невротические реакции

В основе невроза всегда лежит какая-либо внешняя психотравмирующая причина, на которую ребенок выдает определенную реакцию. При синдроме дефицита внимания и гиперактивности обычно никаких внешних причин для плохого поведения нет.

Как правило, невротические реакции дают о себе знать начиная с 3-4 класса школы и затем уже ближе к окончанию школы (стресс, экзамены, поступление в ВУЗ). В то время как СДВГ – бедствие ребят младшего школьного возраста.

Невроз возникает при комбинации двух обстоятельств: внешних и «внутренних». К первым можно отнести:

1. Напряженные отношения в семье и школе, конфликты с учителями, родителями, друзьями.

2. Утрата, тяжелая болезнь близкого человека.

3. Материнская депривация, развод родителей, раннее отлучение ребенка от семьи или эмоционально недостаточно теплая мать.

Ко второму, «внутреннему» обстоятельству относят характер ребенка, вернее так называемый «невротический» характер.

Истероидный характер. Как правило дети с таким типом характера инфантильны, ребячливы, любят «работать на публику», обращают на себя внимание, при необходимости «включают» обиженного страдальца.

В школе их успеваемость во многом может зависеть от учителя. У строгого и эмоционально холодного педагога ребенок с истероидным характером может учиться на двойки и тройки, т.к. успех завоевать довольно проблематично. У более эмоционального учителя, который не только ругает, но и хвалит, поддерживает – на четыре и пять.

Такой ребенок может быть душой компании, с удовольствием играть в театральном кружке, выступать на сцене. Бессознательная цель – стать самым заметным, самым «обаятельным и привлекательным», доказать всем, что он достоин лучшей доли.

Тревожно-мнительный характер. Ребята с таким характером отличаются боязливостью, высокой чувствительностью, склонны к переживанию негативных эмоций.

При неблагоприятном стечении жизненных обстоятельств, их тревожность, мнительность, беспокойство вырастает в разы. Ребенок становится расторможенным, суетливым, не может довести дело до конца, расстраивается.

Внимание становится неустойчивым, успеваемость и работоспособность снижаются, настроение ухудшается.

Возможные причины невроза:

  • ослабление физического здоровья;
  • расхождение уровня школьной программы с интеллектуальными возможностям ребенка;
  • вовлечение ребенка в решение семейных проблем с выполнением ребенком несвойственных ему ролей;
  • закрепление семьей болезненных форм поведения или реагирования ребенка.

Признаки невроза:

1. Связь изменения в поведении с тревожной или психотравмирующей ситуацией. Может впереди выпускные экзамены или усложнилась школьная программа? Проблемы с одноклассниками или близкими? Стоит деликатно и с осторожностью поинтересоваться не только у ребенка, но и у его друзей, учителей, что происходит на самом деле.

Видео:Доминантные и гиперактивные детиСкачать

Доминантные и гиперактивные дети

Ребенок с проявлениями гиперактивности — что делать?

Гиперактивные дети в детском саду

О гиперактивности написано немало статей. Многие родители уже столкнулись с этой проблемой, поэтому их волнует вопрос: как вести себя с таким ребенком?

Ведь известно, что такие дети отличаются повышенной активностью, импульсивностью, неусидчивостью, неумением сосредоточиться.

Что такое гиперактивность

Гиперактивность – довольно частое явление среди современных детей-дошкольников и младших школьников. Проблема касается не только родителей ребенка, но и всех тех, кто его окружает – это сверстники, воспитатели, учителя, одноклассники, педагоги и родственники.

Под гиперактивностью чаще всего понимают чрезмерно активное поведение ребенка. Но правильнее будет охарактеризовать это как перевозбуждение нервной системы с проявлениями невнимательности, неусидчивости.

https://www.youtube.com/watch?v=a_unOfG9Z2c

Медицинский термин СДВГ расширяет это состояние более точно — синдром дефицита внимания и гиперактивности. Подразумевается, что невнимательность и сильная активность ребенка является синдромом заболевания, а не просто неугомонностью малыша.

Гиперактивность представляет собой психическое состояния, которое основано на поведенческом расстройстве. Ребенок с данным заболеванием отличается импульсивностью, чрезмерной подвижностью, неусидчивостью, отвлекаемостью. Он испытывает трудности с концентрацией внимания и контролем своих поведенческих реакций.

Представленное явление появилось еще в шестидесятых годах прошлого столетия. В то время, специалисты объясняли ее развитие несущественными нарушениями функций головного мозга.

В восьмидесятых годах чрезмерная двигательная активность приобрела статус самостоятельно болезни и с тех пор именуется как СДВГ, или синдромом дефицита внимания и гиперактивности у детей.

Этим синдромом подвержены дети дошкольного возраста либо ученики начальных и средних классов, у которых выявлены нарушения функций центральной нервной системы.

При гиперактивности ребенок не может не только сосредоточиться на чем-либо, но и не способен контролировать свои действия и эмоции.

Поэтому гиперактивность может сопровождаться неврологическими поведенческими расстройствами.

За последнее время количество детей с СДВГ и гиперактивности заметно увеличилось. Еще несколько лет назад в начальных классах было максимум один-два ребенка с этим расстройством, сегодня же в категорию гиперактивных попадают около 30% учеников. И, что самое главное, процент только повышается.

Отличие гиперактивности от активности

Иногда гиперактивность у дошкольников путают с активностью. Радуясь, что ребенок подвижен, взрослые не подозревают, что за этой чрезмерной неугомонностью может таиться проблема.

Если малыш своей активностью доставляет много хлопот родителям и окружающим, поведение ребенка является препятствием для благотворного общения, то стоит подумать о консультации со специалистом.

Слишком активные проявления могут стать проблемой не только для других, но и для самого ребенка, для его полноценного развития. Отсутствие навыков самоконтроля приведет к агрессивности, а суетливость не позволит успешно выполнять задания взрослого.

Причины

Синдром развивается на фоне функциональной незрелости либо нарушения функционирования подкорковых ядер головного мозга. Информация не может обрабатываться нормально из-за чего разнообразные зрительные, и эмоциональные стимулы становятся излишними, провоцируя раздражительность и беспокойство.

Существует множество факторов, которые, по мнению специалистов, приводят к развитию такого явления, как гиперактивность у детей.

Следует отметить самые распространенные:

  1. Генетическая предрасположенность. Очень часто у детей с СНВГ родные имели похожие нарушения.
  2. Травмы и повреждения мозга.
  3. Патологическое течение беременности и родов у матери (эклампсия, гемолитическое заболевание плода, потребление беременной алкогольных напитков либо медицинских средств).
  4. Болезни инфекционного характера, которые перенесены в первые месяцы жизни.
  5. Социально-психологические причины гиперактивности (неправильное воспитание, неблагоприятный микроклимат в семье, асоциальное поведение родителей, плохи условия проживания).

В развитии синдрома у детей не исключается воздействия отрицательных экологических факторов, в первую очередь загрязнений природы нейротоксикантами (свинцом, ртутью и тому подобным).

Признаки

Представленный синдром гиперактивности у детей проявляется еще на первых годах жизни. Малыши с подобным расстройством отличаются повышенной чувствительностью к разным раздражителям (к примеру, к шуму, искусственному освещению, разговорам людей).

Также для них характерны нарушения сна, отставание в двигательном развитии (ползают и ходят на один-два месяца позже остальных) и речевом развитии.

https://www.youtube.com/watch?v=zVllRSeBcww

По достижению четырех- или пятилетнего возраста родителям становится проблематично управлять ребенком. У него чаще всего отмечается неуправляемость и расторможенность.

Эти проявления обусловлены тем, что ЦНС малыша неспособна совладать с новыми требованиями, которые возникают вследствие повышения физических и психологических нагрузок.

Зачастую гиперактивный малыш агрессивен по отношению к окружающим. Он не слушается учителей во время занятий, крайне неусидчив и не сосредоточен. Нередко не выполняет задания, которые даются на дом и в целом не подчиняется установленным правилам.

Кроме того, гиперактивность у детей дошкольного возраста и младших школьников проявляется и в мелкой моторике. Детям с СДВГ не могут завязать себе шнурки или застегнуть рубашку. Почерк у них, как правило, неразборчивый.

Взрослея, такие дети, становятся более спокойными и уравновешенными, однако проблемы с концентрацией внимания не пропадают, а порой остаются до конца жизни.

Кроме того выделяют следующие симптомы, указывающие на наличие данной патологии:

  1. Проблемы с координацией. Наблюдается неловкость в движении, неуклюжесть, что становится причиной падений и получения различных травм, царапин и синяков.
  2. Частые перемены в настроении.
  3. Бурная реакция, связанная с местом обстановки или увиденными новыми лицами.
  4. Привязанность к матери и вместе с этим боязнь чужих людей.
  5. Низкий уровень избирательного внимания.
  6. Проблемы с выполнением действия до конца.
  7. Несобранность.
  8. Отсутствие реакции на замечания и обращения со стороны взрослых.

Несмотря на проблемы с поведением, гиперактивные дети могут хорошо учиться и не отставать от других сверстников.

Дети с данным синдромом гиперактивности постоянно находятся в движении, они не способны усидеть на одном месте и поэтому беспрерывно бегают, прыгают, трогают вещи и бросают их.

Им свойственно любопытство, однако, внимание на чем-либо долго не задерживают, из-за чего часто не могут уловить суть.

Такие дети невнимательны, имеют трудности во взаимодействии с окружающими и учебе, а также пониженную самооценку. При этом на интеллект детская гиперактивность не оказывает влияния, и он может даже превосходить параметры возрастной нормы.

Ребенок с СДВГ нередко теряет вещи, ключи от квартиры и тому подобное. С ним тяжело беседовать, даже смотря ему прямо в глаза, поскольку он не умеет слушать других людей. Также при осуществлении определенного действия, он отвлекается и сбивается с мысли.

Не стоит каждого энергичного ребенка тут же относить к группе детей с разнообразными патологиями и болезнями центрально-нервной системы.

Обязательно необходима соответствующая диагностика гиперактивности. Поставить точный диагноз можно лишь после продолжительного наблюдения специалистами за поведением ребенка.

Виды гиперактивности

У гиперактивных детей повышенный уровень травматизма. Их подвижность этот риск увеличивает. Они часто падают, хватают все, что попадается под руки, не беспокоясь о своей безопасности.

Именно поэтому активные дети требуют к себе пристального внимания.

Став старше, такие малыши не могут дослушать до конца сказку, сконцентрироваться, спокойно покушать, ерзая на стуле. Взрослым тяжело справляться с гиперактивностью своего ребенка, поэтому они видят в его особенности большую проблему.

Синдром дефицита внимания без гиперактивности

Дефицит внимания у детей может проявляться при выполнении какого-то задания. Ребенок долго не может сосредоточиться не потому, что он вертится, хочет куда-то побежать. Нет. Ребенок ведет себя спокойно, уравновешенно.

Просто он рассеян, размышляет о чем-то думает. Обратившись к малышу в такой момент, мы не увидим его реакции. Может показаться, что он даже и не слышит нас вовсе.

Даже занявшись чем-то, малыш может неожиданно отвлечься и забыть, что делал. Родители воспринимают такого малыша особенным, отвлеченным от «мира сего».

Гиперактивность без дефицита внимания

Гиперактивный ребенок не всегда невнимателен. Некоторые дети способны сосредотачивать внимание на выполнении задания. Однако в гипер активном состоянии малыш готов «снести все» и «весь дом поставить с ног на голову».

Гиперактивному малышу без дефицита внимания надо лезть повсюду — куда надо и куда не надо. Но на занятиях он внимательно слушает педагога и старается делать все по правилам.

Гиперактивность с синдромом дефицита внимания

Если ребенок гиперактивен и у него все симптомы СДВ, то можно говорить уже о значительных проблемах, касающихся исполнительных функций.

https://www.youtube.com/watch?v=XuQfv18Qp20

Такая форма гиперактивности становится результатом плохой успеваемости в школе и нередкими психиатрическими нарушениями.

В раннем возрасте это состояние плохо различается с повышенной активностью.

Возможные последствия

Так как гиперактивность можно назвать нервным заболеванием, то последствия его развития могут быть весьма непредсказуемыми. Некоторым может потребоваться своевременное лечение.

Лечением гиперактивности у детей дошкольного и младшего школьного возраста занимается невролог, психиатр и психолог.

Проблема требует комплексного решения, и избавиться от нее в одночасье не получится. Необходимо внимание со стороны родителей, врачей, психологов и учителей. Если ребенок гиперактивен, он доставляет сложности не только себе, но и другим людям.

Основная задача специалиста – оказать помощь в адаптации гиперактивного ребенка к детскому саду или школе и к окружающей действительности.

Существует несколько методик, которые дает возможность устранить гиперактивность у ребенка:

  1. Когнитивно-поведенческая корректировка.
  2. Социальная и эмоциональная поддержка.
  3. Применение специальных лекарственных препаратов (их назначает невропатолог).

Обычно необходимо принимать медицинские средства ноотропного типа, улучшающие кровообращение, нормальную циркуляцию крови в области головного мозга, а также восприимчивость к окружающей действительности.

Коррекция гиперактивности у детей дошкольного возраста

Но далеко не всегда есть необходимость в использовании препаратов. Правильно организованные занятия с гиперактивным ребенком позволяет ликвидировать все проблемы.

Интересно, что коррекционную работу с гиперактивными детьми должны осуществлять, в первую очередь, родители ребенка. Они должны создать спокойную, благоприятную обстановку, поскольку постоянные ссоры и скандалы усугубляют ситуацию.

Многие родители не понимают, как помочь гиперактивному ребенку. Им нужно пытаться выработать у малыша навыки самоорганизации, научить его нормам поведения и сформировать уважение к посторонним.

Специалисты обычно дают рекомендации и советы родителям гиперактивных детей. Например, чтобы устранить проблемы с самоорганизацией, можно развесить по дому специальные листовки-памятки. На них стоит написать два или более дел, которые ребенок выполняет в течение дня. Информацию разрешается изобразить в виде рисунка.

В самом начале коррекционную работу с гиперактивными детьми необходимо проводить индивидуально. Нужно научить ребенка слушать и понимать то, что говорит психолог.

Только после этого можно вовлечь его в коллективную деятельность, но делать это тоже рекомендуется постепенно. Малыша сначала учат играть в игры, полезные для гиперактивных детей.

Ребенку прививается навык взаимодействия с маленькой группой сверстников. Затем предлагают поучаствовать в групповых занятиях с большим числом участников.

Детям с СДВГ рекомендован щадящий режим обучения (сокращенные занятия, группа с небольшой численностью, дозированные задания), а также продолжительные прогулки, нормальное питание и физическая активность.

Психолог и психотерапевт проводят аутогенные тренировки, поведенческую психотерапию. Лучше всего, если коррекция гиперактивности осуществляется в интересной эмоционально-игровой форме, так как это способствует понижению нагрузки на неокрепшую психику и стимулирует самоконтроль.

Помимо этого при выполнении коррекционной работы с гиперактивными детьми необходимо проводить занятия по дисграфии и дислексии, дабы устранить нарушения в письменной речи.

Желательно чтобы ребенок занимался видом спорта, который благотворно влияет на нервную систему, например плаванием или гимнастикой.

Рекомендации родителям гиперактивных детей

Многие не желают прислушиваться к советам психологов и пытаются строго воспитывать своего непоседливого малыша, пытаясь удержать его на месте. Но командный тон будет только вредить ребенку, вызывая у него раздражение и беспокойство.

https://www.youtube.com/watch?v=Ae8970Uhc3c

К гиперактивным детям нужен особый подход. Прежде всего, он требуется от его родителей. Они должны научиться принимать его таким, каков он есть.

Избегая шумных мест, родители помогут малышу справиться с эмоциями, которые он выплескивает на детской площадке.

Скопившаяся энергия будет расходоваться разумно, если заниматься с ребенком спортом.

Спокойные беседы также поспособствуют благополучному развитию малыша. Перед ребенком ставятся конкретные задачи, чтобы он мог сосредоточиться на главном. Определенные рамки и ограничение времени помогут ему быть собранным.

Стоит избегать запретных слов. Разговаривать с малышом нужно спокойным тоном. Ребенку необходим четко установленный режим дня. Он должен научиться жить по правилам.

Игры с гиперактивными детьми

Игры для гиперактивных детей классифицируются на:

  • развивающие внимание;
  • снижающие мышечное и эмоциональное напряжение;
  • игры на развитие навыков самоуправления.

Игры имеют свои правила:

  1. Поэтапное введение игры — сначала тренируется одна функция. После ее оттачивания игра усложняется.
  2. Индивидуальное проведение игр с малышом или со всей семьей.
  3. В ходе игр гиперактивного ребенка необходимо поощрять.

Приведем примеры игр на коррекцию гиперактивности.

Видео:СДВГ у детей | Главный совет родителям гиперактивных детейСкачать

СДВГ у детей | Главный совет родителям гиперактивных детей

Гиперактивный ребенок — гиперактивность ребенка: симптомы, что делать

Гиперактивные дети в детском саду

Гиперактивные дети — трудные дети для взрослых. В детском саду они устраивают беготню, шумят, не слушаются, часто что-то роняют и разбивают, нередко дерутся, задирают других детей.

Дневной сон — большая проблема, тихий час на грани срыва из-за одного такого шустрика. Подготовка к чтению и письму дело очень тяжелое для гиперактивного ребенка. Он может иметь заикание, дефекты речи.

Такая проблема требует решения у логопеда или в специализированном детском саду.

Очень важно создать соответствующие условия

Во-первых, детский коллектив суперактивного ребенка порой будоражит еще больше, быстро истощает нервную систему. Поэтому ребенку может понадобиться помощь воспитателей, которые помогают регулировать напряжение и отдых, корректировать поведение, налаживать общение и учиться останавливаться. Поэтому обязательно заручитесь поддержкой воспитателя.

Во-вторых, домашняя обстановка также должна соответствовать психологической особенности дошкольника: обеспечьте его личное безопасное пространство, где он всегда может уединиться для отдыха и восстановления сил. Регулируйте шумные компании и крикливых родственников.

Но есть отдельная категория детей, которым в обществе (саду, школе, в гостях) удается контролировать свое поведение, но на это уходит весь психологический ресурс. А дома начинаются истерики, капризы или невменяемое поведение.

Это своего рода выплеск эмоций после периода сдерживания в детском саду или школе.

В таком случае можно по договоренности с воспитателем (учителем) брать детке дополнительный выходной посреди недели в первые время, пока идет адаптация.

Самые яркие эпизоды проявления гиперактивности приходятся на младший школьный возраст. Внезапно обнаруживаются неусидчивость ребенка, неспособность концентрироваться, обучаться. При этом интеллект в пределах нормы и даже выше.  

Современная система обучения в школе приносит немало бед шустрому малышу, особенно на начальном этапе. Такие дети просто не вписываются в рамки школьных правил, могут стать помехой учителям и одноклассникам. Им сложно концентрироваться, и они склонны заниматься своими делами на уроках.

Столкнулись с буллингом? Вы найдете ответы на свои вопросы в статье “Ребенка обижают в школе — что делать родителям”.

Если раньше таких детей было 1-2 на весь класс, то сегодня это четверть класса, сетуют учителя. Статистика исследований это подтверждает.

Гиперактивные дети совсем не приспособлены сидеть за партой в течение нескольких часов.

Да они и 15 минут не могут выдержать! Существующая схема работы на уроках тоже не для них: такие дети не ждут, когда учитель позволит им отвечать — они выкрикивают, даже не дослушав до конца.

https://www.youtube.com/watch?v=yQyNaJ9W2jk

Отдельная история с системой оценивания в школе. Гиперактивного ребенка письменные задания безмерно утомляют, к тому же он делает много ошибок. Чтение тоже “хромает” по-сравнению со многими одноклассниками.

Большое количество замечаний от учителя и плохие оценки ребенок воспринимает как оценку своего “я”. Так что вторично могут развиться неуверенность в себе, заниженная самооценка и даже агрессия к окружающим.

Подача учебного материала в виде монолога педагогов не для наших “живчиков”. Им бы побольше наглядного и подвижного. Организация игровых форм познавания нового — прекрасное решение, крайне необходимое для слишком активных детей. Однако и учить ребенка концентрироваться, контролировать себя, следовать инструкциям также важно!

Как лечить гиперактивность у ребенка?

Иногда родители не понимают, что нужно обратиться к неврологу из-за необычного поведения своего дитя. Бывает, родителям трудно признать, что их ребенок чем-то отличается от других и нуждается в консультации специалистов.

Часто взрослые чрезвычайно заняты работой или семейными проблемами. Не упустите время: в возрасте 5-10 лет прогноз очень благоприятный. Чем раньше вы обратитесь за квалифицированной помощью, тем быстрее наступит облегчение.

Мама пятилетнего Кирилла поделилась:

“За 15 минут на приеме у врача сынуля перевернул в кабинете все вверх дном! У врача не осталось сомнений насчет предварительного диагноза.”

Поставив диагноз, невролог может назначить ноотропные и метаболические препараты. С их помощью ребенку будет легче адаптироваться: улучшится работоспособность, снизится импульсивность, увеличатся способности к запоминанию. Различные погрешности в поведении станет легче исправить, но сам процесс потребует много времени и терпения родителей, а часто и работы совместно с психологом.

Не допускайте двух распространенных ошибок взрослых по отношению к детям:

  • чрезмерного попустительства и жалости
  • излишней строгости, граничащей с жестокостью, и требованиями, превышающими возможности самого ребенка

Помощь гипервозбудимым детям заключается в соблюдении режима дня, индивидуальном подходе к развитию и обучению, гармоничной атмосфере в семье и соблюдении медицинских рекомендаций. О самом главном — воспитании — поговорим в следующем разделе.

Представляю вашему вниманию лучшую воспитательную систему с алгоритмом обучения ребенка. Тренинг “Послушный ребенок” идеально подойдет для воспитания импульсивных детей.

Видео:10 правил воспитания гиперактивного ребёнка - Доктор КомаровскийСкачать

10 правил воспитания гиперактивного ребёнка - Доктор Комаровский

Как работать с гиперактивными детьми

Гиперактивные дети в детском саду

«Советовать человеку с СДВ (синдром дефицита внимания) стараться — примерно то же самое, что предлагать близорукому присмотреться как следует»

Эдвард Хэлловэлл 

Понятие гиперактивный состоит из двух слов “гипер” – выше нормы, “активный”- действенный, деятельный. Под гиперактивностью понимают состояние, при котором двигательная активность и возбудимость человека выше нормы является непродуктивной и необоснованной, а также признаком неуравновешенной нервной системы.  

В основе всего лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-нервопотолог, при проведении специальной диагностики. Поэтому ставить диагноз гиперактивности ребёнка может только врач, если о ребенке говорят, что он гиперактивный — это не всегда показатель дисфункции. Часто учителя и родители так называют просто физически активных детей. 

Первые проявления гиперактивности заметны у детей в возрасте до 7 лет. По статистике, приведенной Расселлом Баркли говорится, что диагностированных мальчиков в три-шесть раз больше, чем девочек.

В каждом детском коллективе встречается ребёнок, который не может подчиняться инструкциям, долго сидеть на одном месте, сохранять тишину. Не всегда, но среди таких детей и встречаются гиперактивные.

Они создают дополнительные трудности учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, неконтролируемы и безответственны. Гиперактивный ребенок легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко ждёт ответа на них. 

Причины возникновения гиперактивности: 

  1. Генетические факторы (особенности строения головного мозга) 
  2. Родовые травмы 
  3. Инфекционные болезни, перенесенные в первые месяцы жизни ребёнка. 
  4. Больше причин можно найти здесь.

Внешние проявления гиперактивности

Гиперактивного ребёнка часто можно спутать с ребёнком с повышенной тревожностью. Главное их отличие в том, что последний не несет социального разрушения, как в случае с гиперактивный ребёнком, который является источником ссор, обид, драк и разного рода конфликтов и недоразумений. 

Итак, рассмотрим признаки гиперактивного ребёнка подробнее: 

1. Дефицит активного внимания. 

Ребенку трудно удержать внимание, с удовольствием берётся за задание, но не доводит до конца. Ребёнок испытывает сложности в самоорганизации и часто теряет вещи. 

2. Постоянная двигательная активность.

Неусидчивый ребёнок, спит мало в сравнении с другими детьми даже в младенчестве. Много говорит и постоянно ерзает. 

3. Импульсивность. 

Может толкнуть сверстника без видимой причины, не может дождаться своей очереди, отвечает быстро и не всегда правильно, ведь для него главное ответить, а значит привлечь к себе внимание. Не соблюдает и не подчиняется правилам. 

НО: уровень интеллектуального развития не зависит от наличия гиперактивности, может существенно быть выше возрастной нормы. 

Если несколько данных признаков существуют, то можно предполагать гиперактивность. Первое что надо сделать сообщить об этом родителям, чтобы они обратились к психологу. Но все же не всегда родители видят проблему в работе с такими детьми для педагога, отказывая в визите к психологу. 

Советы при работе с гиперактивными детьми 

  1. Ребенку легче работать в начале дня, чем в середине или в конце. Учитывая этот факт,  стоит проводить более сложные занятие в первой половине дня, более подвижные занятия, где можно выбросить энергию, переносить на вторую половину дня.

     

  2. При индивидуальной работе, проявление гиперактивности отсутствует, если нет возможности включить ребёнка в групповую работу, возможно стоит рассмотретьвариант индивидуальных занятий
  3. Нагрузка ребёнка должна соответствовать возможностям.

    Если все остальные дети выполняют задание в течении 10 минут, а гиперактивный ребёнок управился за 5 минут, возможно не выполнив задание полностью, не стоит заставлять его закончить. Это не принесёт никакой пользы. Стоит переключить на другую деятельность. Урок необходимо планировать, добавляя разные виды деятельности, производя более частую их смену.

    Например, после выполнения 2-3 заданий провести физкультурную разминку или игру. Особенность таких детей в том, что они могут делать несколько дел одновременно, но не выносят однотипных заданий. 

  4. Во время урока следить, чтобы ученик был с «вами»,  а не «витал в облаках».

    Иногда достаточно коснуться руки ученика во время урока или задать вопрос именно ему, обратив внимание на себя. 

  5. Гиперактивные дети плохо ориентируются во времени, поэтому могут не успевать выполнить задание или потратить больше времени, чем нужно. Здесь есть два варианта – или напоминать о времени, или научить ребенка пользоваться таймером.

     

  6. В связи с повышенной эмоциональностью дети остро реагируют, если с ними не играют или не общаются, ведь сами они очень общительны и любят поговорить. В такой ситуации стоит вмешаться учителю в игру для правильного распределения ролей, иначе у гиперактивного ребёнка может понизиться самооценка.   

Личный опыт

Я столкнулась с гиперактивным ребёнком в начале своей работы в качестве репетитора по английскому языку. Знакомая попросила позаниматься с сыном 4-х лет, до этого не имевшим опыт занятий вообще и не имеющим представление о том, что такое урок.

Федор постоянно двигался, сидел на месте 3 минуты, очень увлекался насекомыми, быстро схватывал информацию. Так как пробное занятие состоялось летом, я решила, что занятия будут проходить на улице. Занятия планировали по 35 минут с частой сменой заданий.

Задания тщательно подбирались, ведь если они не отвечали интересам Фёдора, замотивировать его сделать что-то было просто невозможно. 

Изучение алфавита происходило в стихотворной форме. Так Федор за одно занятие запомнил стихи на все 26 букв. Слова запоминали в формате употребления их в играх и составлении диалогов. Больше внимания уделяли разговорной форме языка, стараясь делать письменные задания за столом за 3-5 минут, чтобы Федор не терял к ним интерес. 

Гиперактивного ребёнка можно научить всему, стоит лишь придумать систему поощрений, так как наказания совсем не работают в данном случае. Систему поощрений стоит разработать вместе с родителями, чтобы и на занятиях и дома эта система мотивации ребёнка была единой. Работа с такими детьми требует очень сильных эмоциональных затрат от учителя.

Как вы работает с гиперактивными детьми? Какие пути взаимодействия с ними применяете в своей практике? 

Беднова Ольга

🎦 Видео

Как помочь учиться ребенку с СДВГ: опыт папы-психологаСкачать

Как помочь учиться ребенку с СДВГ: опыт папы-психолога

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью \ СДВГ \ Невролог \ ПетроваСкачать

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью \\ СДВГ \\ Невролог \\ Петрова

СДВГ у детей | симптомы | лечениеСкачать

СДВГ у детей | симптомы | лечение

Как убрать гиперактивность и агрессивность у ребенкаСкачать

Как убрать гиперактивность и агрессивность у ребенка

Гиперактивный ребенок. Как распознать СДВГСкачать

Гиперактивный ребенок. Как распознать СДВГ

5 признаков СДВ у ребенкаСкачать

5 признаков СДВ у ребенка

Гиперактивный ребенок - Школа доктора КомаровскогоСкачать

Гиперактивный ребенок - Школа доктора Комаровского

Гиперактивность детей (СДВГ). Симптомы, лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности ребенкаСкачать

Гиперактивность детей (СДВГ). Симптомы, лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности ребенка

У моих детей синдром дефицита внимания и гиперактивности: Марьяна | Быть мамойСкачать

У моих детей синдром дефицита внимания и гиперактивности: Марьяна | Быть мамой

Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Как помочь ребенку с СДВГ – советы нейропсихолога.Скачать

Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Как помочь ребенку с СДВГ – советы нейропсихолога.

Гиперактивный ребенок, как с ним играть. Занятия с неусидчивыми детьми.Скачать

Гиперактивный ребенок, как с ним играть. Занятия с неусидчивыми детьми.

Гиперактивные детиСкачать

Гиперактивные дети

ГИПЕРАКТИВНЫЕ дети - как найти к ним подход?Скачать

ГИПЕРАКТИВНЫЕ дети - как найти к ним подход?

Гиперактивные дети. Как не сойти с умаСкачать

Гиперактивные дети. Как не сойти с ума

Как справиться с нервным гиперактивным ребенком? - Доктор КомаровскийСкачать

Как справиться с нервным гиперактивным ребенком? - Доктор Комаровский

Секреты питания детей с СДВГ. Школа детского питания Наталии ЧернегиСкачать

Секреты питания детей с СДВГ. Школа детского питания Наталии Чернеги

Гиперактивный ребенокСкачать

Гиперактивный ребенок
Поделиться или сохранить к себе: