Гиперактивность новорожденного

Гиперактивность новорожденного Полезное
Гиперактивность у грудничков

Гиперактивность новорожденного

Дети начинают проявлять активность практически сразу после рождения. Им необходимо познавать мир, учиться общаться с окружающими, вокруг них все ново, необычно, способно вызвать бурную реакцию. Однако некоторые из грудничков гиперактивны. Причиной становится синдром дефицита внимания. Не со стороны родителей, внимания не хватает самому малышу.

Наиболее активно признаки и симптомы синдрома гиперактивности проявляются у детворы 5–6 лет, однако и у грудничков проблема возникает, поэтому маме с папой надо знать, что делать при столкновении с ней, как определить, что у малыша проблемы.

Содержание
  1. Признаки гиперактивности у новорожденных малышей
  2. Причины развития
  3. Как лечить?
  4. СДВГ. Советы детского врача-психиатра
  5. Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ)?
  6. Причины СДВГ
  7. СДВГ или избалованность?
  8. Гиперактивный ребенок – что будет дальше?
  9. Гиперактивность у детей: признаки, как успокоить гиперактивного ребенка
  10. Симптомы СДВГ
  11. Осложнения течения беременности
  12. Нарушения нормального образа жизни беременной женщины
  13. Осложнения течения родов
  14. Диагностика синдрома гиперактивности у детей
  15. Сбор субъективной информации
  16. Проведение психологического обследования
  17. Проведение аппаратного обследования
  18. Гиперактивный ребенок в школе
  19. Как успокоить ребенка
  20. Советы родителям гиперактивных детей – что делать
  21. Корректно формулируйте запреты
  22. Четко ставьте задачи
  23. Будьте последовательны
  24. Контролируйте временные рамким
  25. Соблюдайте распорядок дня
  26. Придерживайтесь позитивной модели общения
  27. Определите рамки и критерии поведения
  28. Создайте малышу комфортные условия
  29. Создавайте возможности для расходования избыточной энергии
  30. Стоит ли принимать успокоительные препараты для лечения гиперактивности у детей
  31. Что делать, если у вас гиперактивный ребенок — Телеканал «О!»
  32. Наталия Калиниченко, детский психолог (центр детского досуга «Умники club», Ярославль), сказкотерапевт, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии Что такое СДВГ
  33. Как распознать гиперактивность
  34. Как помочь гиперактивному ребенку
  35. Похвала
  36. Режим
  37. Разумно выбранный спорт
  38. Четкое планирование
  39. Отдых
  40. Акцент на плюсах
  41. Когда пройдет период гиперактивности
  42. Гиперактивность у детей
  43. Признаки патологии (наличие СДВГ) у малышей до года
  44. Симптомы СДВГ у детей 2-3 лет
  45. Признаки заболевания дошкольников
  46. Проявления патологии у школьников
  47. Симптоматика болезни у старших детей
  48. Проявления гиперактивности:
  49. Проявления дефицита внимания
  50. Советы психологов:
  51. 🎬 Видео

Признаки гиперактивности у новорожденных малышей

Точно поставить диагноз и определить гиперактивность у новорожденных детей сложно, так как большинство признаков характерны для полностью здоровых малышей

Привлечь внимание родителей и врачей должен факт, что подобные признаки характерны для ребенка и возникают систематически.

В чем проявляется гиперактивность у новорожденного младенца:

  • Ручки, ножки у ребенка постоянно пребывают в движении, при этом цель тех или иных действий не всегда понятна.
  • Нарушение цикла сна. Новорожденный спит гораздо меньше чем положено по возрасту, путает время суток: бодрствует ночью и отсыпается днем.
  • Повышенный тонус мышц.
  • Регулярная сильная рвота при кормлении.
  • В месяц, гиперактивный грудничок будет постоянно кричать и плакать, при этом причины для этого не будет.
  • Активные попытки сопротивления при пеленании, попытки выбраться из любых ограничивающих движения вещей и ситуаций.
  • Бурная реакция на любые раздражители. Симптомом СДВГ у грудничков становится постоянный плач при малейшем звуке в комнате или при включении света.
  • Малыш отвлекается на игрушки и яркие, необычные вещи в окружении, но быстро теряет к ним интерес, переключаясь на что–то другое.
  • Отрицательная реакция на появление малознакомых или новых людей в окружении.

Создать комфортные условия для ребенка, проявляющего симптомы и признаки гиперактивности, невозможно. Поэтому если месячный малыш слишком бурно реагирует на раздражители, постоянно и беспричинно плачет, стоит обратиться к медикам. Врачи по отдельным признакам установят гиперактивность мышц у грудничка и подскажут, как ее скорректировать даже в столь юном возрасте.

Причины развития

Проявление симптомов гиперактивности у новорожденного младенца явление в наше время нередкое. Причиной этому становится целый ряд факторов:

  • Генетика. Синдром часто передается по наследству. Шанс на это не высок.
  • Образ жизни матери во время беременности. Младенцы с СДВГ чаще рождаются у женщин, которые пили, курили и испытывали стресс на протяжении вынашивания, неполноценное питание.
  • Кислородное голодание плода и проявления фетоплацентарной недостаточности.
  • Инфекционные болезни, развившиеся в первые недели жизни, способны повлиять на развитие малыша в дальнейшем, в том числе и вызвать проявление признаков гиперактивности.
  • Роды через кесарево сечение. Хотя при таком способе появления на свет ребенок не обязательно проявит признаки синдрома СДВГ. Последующее развитие болезни зависит от дополнительных факторов, влиявших на процедуру.
  • Осложнения при родах различного типа. Как правило – результат действий медперсонала или анатомических особенностей роженицы. Затяжные, стремительные или преждевременные роды, стимулирование деятельности матки, наложение щипцов для вытягивания ребенка – каждая из этих причин негативно влияет на новорожденных.
  • Постоянно напряженная обстановка в семье, стрессы.
  • Отравление тяжелыми металлами.

Каждый из перечисленных факторов может послужить толчком к развитию синдрома СДВГ у новорожденного, однако это не обязательно.

https://www.youtube.com/watch?v=OSnf_dZG51c

Диагностика гиперактивности у новорожденных детей строится на определении совокупности симптомов и признаков. Однако многие из них характерны и для полностью здоровых малышей.

Не стоит переживать, если:

  • Малыш часто просыпается, но нормы по количеству сна для своего возраста соблюдает.
  • При истерике и плаче легко успокаивается и отвлекается на игрушки и интересные звуки.
  • Ребенок активно двигается весь день, но проявляет признаки усталости. Периоды активности сменяются периодами покоя. Гиперактивный малыш не успокаивается никогда.
  • В возрасте нескольких месяцев дети не проявляют излишней намеренной агрессии.

В таких случаях ваши дети обладают активным, подвижным характером, но они не выходят за границы нормы.

Как лечить?

Чаще всего обоснованный диагноз ставится ближе к 5–6 годам. Однако, если врач определил, что у малыша есть признаки гипертонуса мышц, следует разобраться с тем, как его лечить.

Для настолько юных пациентов, лекарственные препараты используются редко. Основной упор идет на процедуры, главной задачей которых является ослабление симптоматики:

  • Легкий специальный массаж в одно и то же время незадолго до наступления времени сна.
  • Регулярные ванночки с добавлением отваров расслабляющих трав.
  • Избегать ограничения подвижности.
  • Максимально усилить контакт с родителями. Общение с мамой и папой должны дарить ребенку чувство спокойствия.
  • Говорить при малыше ровным, спокойным голосом, часто хвалить.
  • Из комнаты удаляются все опасные предметы, а на острые края и углы мебели наклеивается защита. Особенно актуальным это станет, когда ребенок немного подрастет и начнет ползать.
  • Полноценное питание очень важно. Идеально, если в первые 3–4 месяца будет 100% грудное вскармливание. А затем в рацион постепенно будет добавляться разнообразный прикорм соответственно возрасту.

Видео:Гиперактивный ребенок. Как распознать СДВГСкачать

Гиперактивный ребенок. Как распознать СДВГ

СДВГ. Советы детского врача-психиатра

Гиперактивность новорожденного

«Не может сидеть на одном месте», «постоянно крутится и вертится», «все у него ломается», «в комнате постоянный беспорядок, вещи раскиданы». Бешеная энергия и активность, невнимательность и двигательная расторможенность, плохая успеваемость и проблемы в отношениях – далеко не полный перечень жалоб, с которыми обращаются родители к специалистам.

Ребенок с диагнозом «синдром дефицита внимания и гиперактивность» (СДВГ) может стать настоящим наказанием для воспитателей в детском саду и школьных учителей. Гиперактивный ребенок мешает вести уроки, на переменках устраивает «ледовое побоище» – неуемная энергия требует выхода.

Педагоги постоянно вызывают папу или маму «на ковер», пытаясь им доходчиво объяснить, что они совершенно не занимаются воспитанием своего чада. Родители виновато отводят взгляд, тяжело вздыхают и разводят руками: «Да, не уследили, все работа, работа». И это при том, что ребенок-то добрый, хороший, да и семья вполне приличная.

Главное, чего хотят педагоги, так это побыстрее избавиться от этого «милого» ребенка, лишние проблемы никому не нужны. Пусть родители сами с ним разбираются.

А ведь и правда, гиперактивные дети шумны и непоседливы. Не могут долго концентрировать внимание на предмете, особенно если это не увлекательный мультфильм или компьютерная игра. В этом случае их не оторвать от экрана телевизора или компьютера. Они, словно завороженные, могут часами смотреть (делать) то, что им действительно интересно, увлекает.

Дети с гиперактивностью и нарушением внимания могут ходить по классу, «помогать» учителю вести урок, вставляя свои комментарии, разговаривают с друзьями. В некоторых случаях провоцируют конфликтные ситуации.

У гиперактивных детей «рот не закрывается», они постоянно куда-то спешат, хотят успеть сделать одновременно множество дел, при этом до конца ни одно из них не доводят.

В учебных заданиях делают много ошибок и помарок, хотя интеллект и потенциальные способности у них достаточно неплохие. Так что же не так?

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ)?

Существуют определенные заболевания, когда доминирующим признаком является чрезмерная активность и нарушение внимания. А любое ментальное нарушение требует не только квалифицированного медицинского лечения, но и индивидуального психолого-педагогического подхода.

Таким детям просто необходима поддержка как со стороны семьи и учителей, так и со стороны психолога.

Для того, чтобы помощь была эффективной, надо детально разобраться в причинах чрезмерной активности ребенка, понять не является ли они одним из признаков психического расстройства.

https://www.youtube.com/watch?v=JLKLgMWUDuM

Сочетание «импульсивность», «нарушение внимания», «плохая самоорганизованность», «низкая успеваемость» может быть характерно для ряда психопатологических состояний, таких как СДВГ, невроз, шизофрения.

1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ)

СДВГ – наиболее частая причина проявления данных расстройств. В зарубежных источниках указываются данные, что частота проявлений среди детей дошкольного и младшего школьного возраста составляет от 4 до 9,5%.

Много это или мало?! К примеру, если взять школу с числом учащихся в 100 человек, то с большей долей вероятности 9 из них будет с СДВГ. Педагоги знают, что одного гиперактивного ребенка в классе будет достаточно, чтобы дезорганизовать весь коллектив.

Давайте «разложим» на отдельные составляющие понятие нарушение внимания, которое мешает социальной адаптации, непосредственно влияет на школьную успеваемость и освоение новых знаний.

Внимание – направленность психической деятельности на избирательное восприятие каких-либо предметов, явлений, целенаправленное выполнение каких-либо действий.

Концентрация, объем и распределение – 3 важных ключевых аспекта внимания.

Концентрация – степень сосредоточения на одном (наиболее значимом) объекте. Эта способность зависит от волевых усилий, т. к. заключается в сознательном удержании внимания на определенной задаче с выведением за рамки актуальности других, на данный момент менее значимых дел.

Объем – способность при достаточной концентрации на выполняемой задаче удерживать во внимании несколько объектов или явлений, не имеющих отношение к главной теме деятельности.

К примеру, школьник, занятый решением математических уравнений, одновременно понимает – находится учитель в классе или нет, слышит звук сигнализации машины, припаркованной рядом со школой, прислушивается к разговору девочек за соседней партой.

Распределение – способность следить за выполнением нескольких компонентов в процессе деятельности. Например, в процессе написания сочинения школьнику нужно следить не только за смысловой составляющей, но и за грамотностью, разборчивым почерком.

У ребенка с СДВГ нарушены в той или иной степени все компоненты внимания.

Причины СДВГ

1. Патология во время беременности: токсикоз, нефропатия, анемия, простудные заболевания, угроза выкидыша, травмы и стрессы, курение, употребление алкоголя и психоактивных веществ, лекарственных препаратов.

2. Тяжелые роды, «кесарево сечение», низкие показатели у ребенка по шкале АПГАР, тяжелое состояние младенца после родов.

3. Черепно-мозговые травмы у ребенка, такие как сотрясение мозга или более тяжелые.

В результате воздействия такого рода неблагоприятных факторов нарушается процесс созревание систем головного мозга, отвечающих за память, мышление, речь, внимание, восприятие. Также отстает формирование процесса торможения, именно поэтому такие ребята возбудимы с самого раннего детства.

СДВГ или избалованность?

К основным признакам СДВГ у ребенка можно отнести:

1. Не может надолго сконцентрировать на конкретном занятии внимание, хватается за несколько дел сразу, мешает и раздражает окружающих своим поведением (бесцельно прыгает, бегает, залезает в разные места).

2. Постоянно «теряет» вещи в школе или дома. Забывает приносить тетради, учебники и школьные принадлежности. Не помнит, что нужно записывать домашнее задание.

3. Внешний вид – растрепанный, неряшливый.

4. Может «не слышать» родителей или учителей, когда к нему обращаются.

5. Допускает много мелких ошибок и помарок из-за невнимательности, торопится при выполнении работ, не доводит дело до конца.

6. По возможности не делает или избегает заданий, требующих длительной сосредоточенности и концентрации.

7. На стуле постоянно крутится, вертится, раскачивается, спокойно не сидит. Во время урока может встать и «прогуляться» про классу.

8. Много и быстро разговаривает, на вопросы отвечает, даже не дослушав до конца, о чем его спрашивают. Выкрикивает с места во время урока, не подняв руку для ответа.

9. Плохие оценки, вызов родителей в школу, наказания – не приводят к действенному результату. От переживаний, волнений и наказаний ситуация лучше не становится.

10. Ближе к вечеру состояние, поведение и успеваемость заметно ухудшается. Начало и конец урока – самое сложно время, середина проходит более спокойно и гладко.

11. Отмеченные выше трудности отмечаются в течение как минимум 6 месяцев.

Гиперактивный ребенок – что будет дальше?

Ребенок растет, мозг созревает. Вышеописанные проблемы – это не навсегда!

Беда состоит в том, что такие дети с первых дней занятий в детском саду или обучения в школе заметно отстают в достижениях от своих сверстников. Несобранность, неорганизованность, неусидчивость мешают полноценному процессу обучения и развития. Таких детей воспитатели и учителя автоматически записывают в ряды хулиганов и двоечников.

https://www.youtube.com/watch?v=zVllRSeBcww

Во взрослом возрасте учеба им также может трудно даваться, несмотря на вполне нормальный интеллект.

Агрессия. С таким вариантом проявления заболевания можно столкнуться в подростковом возрасте, когда повышенная активность заменяется конфликтностью и агрессивным поведением в отношениях с учителями, родителями.

И все это может происходить на фоне плохой успеваемости, асоциальных наклонностей, пагубного пристрастия к алкоголю и психоактивным веществам.

Подростку с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью сложно выстраивать длительные доверительные отношения, они склонны к частой смене сексуальных партнеров (промискуитет).

Сексуальная активность – проблема, которая приходит на смену расторможенности и проявляется в старших классах школы. Последствия раннего начала интимной жизни и промискуитета часто волнуют родителей подростков с СДВГ. И волнение здесь вполне оправданно.

По статистике, каждый 10-й аборт делается девушками до 18 лет, 60% подростков, участвующих в порноидустрии и вовлеченных в проституцию, идут на это по собственному желанию.

2. Невроз и невротические реакции

В основе невроза всегда лежит какая-либо внешняя психотравмирующая причина, на которую ребенок выдает определенную реакцию. При синдроме дефицита внимания и гиперактивности обычно никаких внешних причин для плохого поведения нет.

Как правило, невротические реакции дают о себе знать начиная с 3-4 класса школы и затем уже ближе к окончанию школы (стресс, экзамены, поступление в ВУЗ). В то время как СДВГ – бедствие ребят младшего школьного возраста.

Невроз возникает при комбинации двух обстоятельств: внешних и «внутренних». К первым можно отнести:

1. Напряженные отношения в семье и школе, конфликты с учителями, родителями, друзьями.

2. Утрата, тяжелая болезнь близкого человека.

3. Материнская депривация, развод родителей, раннее отлучение ребенка от семьи или эмоционально недостаточно теплая мать.

Ко второму, «внутреннему» обстоятельству относят характер ребенка, вернее так называемый «невротический» характер.

Истероидный характер. Как правило дети с таким типом характера инфантильны, ребячливы, любят «работать на публику», обращают на себя внимание, при необходимости «включают» обиженного страдальца.

В школе их успеваемость во многом может зависеть от учителя. У строгого и эмоционально холодного педагога ребенок с истероидным характером может учиться на двойки и тройки, т.к. успех завоевать довольно проблематично. У более эмоционального учителя, который не только ругает, но и хвалит, поддерживает – на четыре и пять.

Такой ребенок может быть душой компании, с удовольствием играть в театральном кружке, выступать на сцене. Бессознательная цель – стать самым заметным, самым «обаятельным и привлекательным», доказать всем, что он достоин лучшей доли.

Тревожно-мнительный характер. Ребята с таким характером отличаются боязливостью, высокой чувствительностью, склонны к переживанию негативных эмоций.

При неблагоприятном стечении жизненных обстоятельств, их тревожность, мнительность, беспокойство вырастает в разы. Ребенок становится расторможенным, суетливым, не может довести дело до конца, расстраивается.

Внимание становится неустойчивым, успеваемость и работоспособность снижаются, настроение ухудшается.

Возможные причины невроза:

  • ослабление физического здоровья;
  • расхождение уровня школьной программы с интеллектуальными возможностям ребенка;
  • вовлечение ребенка в решение семейных проблем с выполнением ребенком несвойственных ему ролей;
  • закрепление семьей болезненных форм поведения или реагирования ребенка.

Признаки невроза:

1. Связь изменения в поведении с тревожной или психотравмирующей ситуацией. Может впереди выпускные экзамены или усложнилась школьная программа? Проблемы с одноклассниками или близкими? Стоит деликатно и с осторожностью поинтересоваться не только у ребенка, но и у его друзей, учителей, что происходит на самом деле.

Видео:10 признаков нарушения нервной системы у новорожденного которые Вы можете определить самостоятельноСкачать

10 признаков нарушения нервной системы у новорожденного которые Вы можете определить самостоятельно

Гиперактивность у детей: признаки, как успокоить гиперактивного ребенка

Гиперактивность новорожденного

В 60-х годах ХХ века врачи называли гиперактивность патологическим состоянием и объясняли ее минимальными расстройствами функций мозга. В 80-х годах чрезмерную двигательную активность стали относить к самостоятельным заболеваниям, назвав «синдром дефицита (нарушения) внимания с гиперактивностью» (СДВГ).

Когда ребенок гиперактивный, признаки этого проявляются в проблемах с концентрацией внимания, памятью и обучением. Мозг такого ребенка с трудом обрабатывает информацию, внешние и внутренние стимулы.

Гиперактивные дети не в состоянии быть сосредоточенными продолжительное время, контролировать свои действия и отличаются неусидчивостью, невнимательностью и импульсивностью.

Симптомы СДВГ

Обычно симптомы СДВГ у детей начинают возникать в возрасте 2-3 лет. Однако в большинстве случаев родители обращаются к врачу, когда ребенок начинает ходить в школу, и у него обнаруживаются проблемы с учебой, которые являются следствием гиперактивности.

https://www.youtube.com/watch?v=NwEvUQZnWfU

У ребенка симптомы гиперактивного поведения проявляются следующим образом:

  • неусидчивость, суетливость, беспокойство;
  • импульсивность, эмоциональная нестабильность, плаксивость;
  • игнорирование правил и норм поведения;
  • наличие проблем со сном;
  • задержка речевого развития и т.д.

Каждый симптом является поводом для обращения к специалисту, который расскажет Вам, как успокоить гиперактивного ребенка, бороться с СДВГ и помочь малышу адаптироваться в обществе.

Осложнения течения беременности

Если будущая мама на протяжении всей беременности страдала от токсикоза и повышенного давления, и у малыша была выявлена внутриутробная асфиксия, в дальнейшем риск развития синдрома ДВГ увеличивается минимум в 3 раза.

Нарушения нормального образа жизни беременной женщины

На развитие нервной системы ребенка влияет образ жизни будущей мамы. Тяжелые условия труда и вредные привычки, например курение, могут негативно сказаться на здоровье малыша.

Осложнения течения родов

Затяжные или, наоборот, стремительные роды также увеличивают риск развития синдрома ДВГ у детей.

Диагностика синдрома гиперактивности у детей

Заподозрив у ребенка в любом возрасте такие нарушения, родителям обязательно нужно обратиться к врачу-невропатологу для проведения обследования, так как иногда у ребенка причиной гиперактивного поведения является другое, более тяжелое заболевание. Синдром дефицита внимания у детей с гиперактивностью диагностируется в 3 этапа.

Сбор субъективной информации

Врач собирает подробный семейный анамнез и расспрашивает родителей об особенностях течения беременности, родах и заболеваниях, перенесенных ребенком, а также просит взрослых дать малышу характеристику. Специалист субъективно оценивает, как ведет себя ребенок, исходя из критериев диагностики, принятых Американской психиатрической ассоциацией.

Проведение психологического обследования

Малыш делает специальные тесты, по результатам которых врач измеряет параметры внимательности. В таких исследованиях на наличие гиперактивности могут участвовать дети, начиная с 5-6-летнего возраста.

Проведение аппаратного обследования

Чтобы диагностировать синдром гиперактивности у детей, проводится электроэнцефалографическое исследование или исследование с применением магнитно-резонансной томографии. Процедуры абсолютно безболезненны и безопасны. Наличие синдрома ДВГ и необходимость дальнейшего лечения гиперактивного ребенка определяются по совокупности полученных результатов.

Гиперактивный ребенок в школе

Если в классе учится гиперактивный ребенок, признаки СДВГ могут проявляться в его невнимательности, неусидчивости и быстрой потере интереса к занятиям.

Подобное поведение малыша привлекает внимание учителя, который старается сделать замечание ребенку, заставить усидеть на месте и выслушать задание. Навыки чтения и письма у таких детей обычно ниже, чем у сверстников, что становится причиной плохих оценок.

Ребенок не может сконцентрировать внимание на занятиях в школе, с неохотой выполняет домашнюю работу. Нередко из-за своей импульсивности и эмоциональности гиперактивные дети плохо адаптируются в коллективе, им сложно найти общий язык с одноклассниками.

Если Ваш малыш испытывает трудности в школе, попросите совета у детского психолога, как проводить занятия с гиперактивными детьми дома, стоит ли вместе выполнять задания, как научить малыша усидчивости при работе на уроке и т.д.

Как успокоить ребенка

Если Ваш ребенок перевозбужден, постарайтесь сменить обстановку на более спокойную, например, предложите ему воды или уведите в другую комнату. Если малыш расстроен, обнимите его, погладьте по голове – это дает положительный результат, так как физический контакт очень значим для детей с СДВГ.

Хорошим средством для лечения гиперактивности у детей является принятие успокоительной ванны перед сном. В состав набора для приготовления такой ванны обычно входит экстракт шишек хмеля и хвойных деревьев. Обязательно проконсультируйтесь с врачом перед выбором такого вида лечения. На ночь прочитайте малышу любимую сказку или вместе посмотрите иллюстрированную книгу.

Массаж или легкая музыка может помочь ребенку быстрее заснуть.

Советы родителям гиперактивных детей – что делать

Гиперактивный ребенок – что делать? Таким вопросом задается немало родителей. Назначить курс лечения может только врач. В саду гиперактивный ребенок автоматически попадает под наблюдение детского психолога.

Трудно дать конкретные рекомендации, какую работу с малышом проводить, так как все зависит от особенностей проявления СДВГ. Постарайтесь присмотреться, как ребенок реагирует на замечания, чтобы найти эффективное решение проблемы.

Работа с гиперактивными детьми должна проводиться индивидуально в каждом конкретном случае. Однако специфика психологии таких малышей позволяет дать общие рекомендации, облегчающие воспитание.

Корректно формулируйте запреты

При общении с малышом, страдающим синдромом ДВГ, стройте предложения так, чтобы там отсутствовало отрицание и слово «нет».

Например, не стоит говорить: «Не бегай по траве!», гораздо эффективнее будет сказать: «Выйди на дорожку». Даже при возникновении конфликтной ситуации старайтесь сохранять спокойствие.

Если Вы что-то запрещаете ребенку, обязательно объясните в чем причина этого, и предложите альтернативы.

Четко ставьте задачи

Наши невнимательные гиперактивные дети отличаются слабо развитым логическим и абстрактным мышлением, поэтому такому малышу необходимо обозначать задачи более четко. При общении и работе на занятиях с ребенком старайтесь говорить максимально короткими предложениями, без лишних смысловых нагрузок. Необходимо избегать длинных формулировок.

Будьте последовательны

характеристика гиперактивного ребенка – это невнимательность. Не рекомендуется давать таким детям сразу несколько поручений, например, «убери игрушку, вымой руки и садись ужинать».

Ребенок с трудом воспримет всю информацию сразу, наверняка отвлечется на что-то другое и не станет делать ни одно задание.

Поэтому при общении и работе с малышом старайтесь давать им поручения в логической последовательности.

Контролируйте временные рамким

Гиперактивность у детей проявляется в плохом чувстве времени, поэтому Вам необходимо самостоятельно следить за сроком, до которого работа должна быть выполнена. Если Вы хотите покормить ребенка, забрать с прогулки или уложить спать, обязательно предупредите его об этом минут за 5.

Соблюдайте распорядок дня

Соблюдение распорядка дня является основой успешного воспитания ребенка с СДВГ. Игры, прогулки, отдых, прием пищи и отход ко сну должны выполняться в одно и то же время. Если малыш соблюдает правила, хвалите его за это.

Здоровый сон не менее 7-8 часов сутки – это еще один из способов, как помочь гиперактивному ребенку стать спокойнее.

Кроме того, необходимо исключить из рациона питания пищевые красители, уменьшить употребление шоколада, лимонада, острой и соленой пищи.

Придерживайтесь позитивной модели общения

Ребенка следует хвалить каждый раз, когда он заслужил это, отмечая даже незначительный успех. Обычно малыш игнорирует упреки, но довольно чувствителен к похвале.

Отношения ребенка с взрослыми должны основываться на доверии, а не на страхе. Малышу необходимо ощущать, что Вы всегда поддержите его и поможете справиться с трудностями в саду или школе.

Старайтесь сглаживать конфликтные ситуации, в которых замешан Ваш малыш.

Определите рамки и критерии поведения

Вседозволенность однозначно не приносит пользы, поэтому разграничьте, что нельзя и что можно малышу.

Придумайте знаковую или балльную систему вознаграждения, например, отмечайте звездочкой каждый хороший поступок, а за определенное количество звездочек дарите ребенку игрушку или сладости.

Можно завести дневник самоконтроля и отмечать там вместе с малышом его успехи в саду, школе или дома.

Создайте малышу комфортные условия

Запомните, что вызывающее поведение ребенка, у которого обнаружена гиперактивность, является способом привлечения внимания. Уделяйте ему больше времени, играйте с ним, учите правилам общения и поведения.

Если малыш неверно понял поручение, не раздражайтесь, а спокойно повторите задание. Работа должна выполняться в соответствующих условиях, например, организуйте малышу свой уголок.

Во время занятий ничто не должно отвлекать ребенка, поэтому уберите лишние предметы со стола, фотографии и плакаты со стен. Обязательно оберегайте малыша от переутомления.

Создавайте возможности для расходования избыточной энергии

Малышу с СДВГ будет полезно иметь хобби. В первую очередь ориентируйтесь на его увлечения. Если малыш будет хорошо разбираться в какой-то области, это придаст ему уверенности в себе.

Прекрасно, если ребенок занимается в спортивной секции или посещает бассейн.

С помощью физических упражнений, особенно на свежем воздухе, малыш сможет выплеснуть избыток энергии и, помимо того, будет учиться дисциплине.

Стоит ли принимать успокоительные препараты для лечения гиперактивности у детей

Если дети гиперактивны, как бороться с этим? Когда малыш становится неуправляем, взрослые готовы на любой шаг, чтобы немного отдохнуть от шумного малыша. Но не стоит забывать, что эффективный курс лечения может назначить только врач. Как правило, таким детям рекомендуют принимать успокаивающие препараты.

Действие подобных препаратов для гиперактивных детей направлено на нормализацию сна, снижение раздражительности, уменьшение тревожности и т.д. Курс лечения определяется только после проведения комплексного обследования ребенка.

Любой препарат, использующийся как успокоительное для гиперактивных детей, назначается строго индивидуально.

Тенотен Детский станет надежным помощником в борьбе за спокойствие – Ваше и Вашего малыша!

Видео:10 правил воспитания гиперактивного ребёнка - Доктор КомаровскийСкачать

10 правил воспитания гиперактивного ребёнка - Доктор Комаровский

Что делать, если у вас гиперактивный ребенок — Телеканал «О!»

Гиперактивность новорожденного

Многие мамы согласятся с тем, что ребенок — это вечный двигатель, сгусток неиссякаемой энергии. Но иногда дети бывают чересчур активны, суетливы, подвижны и при этом не могут ни на чем долго концентрироваться.

И тогда родители начинают задумываться: нормально ли это? Действительно, существует такое понятие, как синдром дефицита внимания и гиперактивности, или СДВГ.

Как распознать гиперактивного ребенка? Как помочь ему адаптироваться к жизни, требующей сосредоточенности и самодисциплины? Рекомендации родителям дает детский психолог Наталия Калиниченко.

Наталия Калиниченко, детский психолог (центр детского досуга «Умники club», Ярославль), сказкотерапевт, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии
Что такое СДВГ

Отношение к гиперактивности и распространенность знаний о ней сегодня, несмотря на активные исследования, не меняются последние 10 лет. Об этой проблеме много говорят, о ней спорят специалисты, но по-прежнему множество родителей не знают, как себя вести с такими детьми. А многие педагоги считают, что гиперактивность — это следствие невоспитанности ребенка.

https://www.youtube.com/watch?v=ZfH5xf4WrN4

СДВГ — это медицинский диагноз, требующий наблюдения ребенка у невролога, психиатра, а в некоторых случаях и медикаментозного лечения.

Но далеко не все родители детей с СДВГ обращаются к специалистам, и многие дети, которым должен быть поставлен такой диагноз, не стоят на учете у невролога. Иногда родители не понимают, что это заболевание, или не думают, что его можно вылечить.

А некоторые мамы и папы просто хотят адаптировать ребенка к жизни, не обращаясь к специалистам. Каждая позиция имеет право на существование.

Ученые до сих пор не выяснили причину СДВГ и гиперактивности, но считают, что все дело может быть в генетических особенностях, болезнях матери во время беременности и родовых травмах.

Есть мнение, что у детей с СДВГ замедлено развитие коры головного мозга, с задержкой до трех лет, а к подростковому возрасту гиперактивность сходит на нет.

Другая теория гласит, что причина СДВГ — в повышенной скорости импульсов в коре головного мозга.

Не всякая повышенная активность — это основание заподозрить СДВГ. Бывают просто чересчур подвижные и при этом здоровые дети, которые не страдают проблемами с вниманием, а неспециалисты по незнанию называют их гиперактивными.

Если малыш очень суетливый и шумный, но при этом может нормально учиться, развиваться, общаться со сверстниками, то это просто свойство его характера, он не нуждается в лечении.

Очень важно понимать, почему ребенок проявляет повышенную активность, почему его внимание неустойчиво: из-за особенностей работы мозга или других факторов? От этого зависит способ взаимодействия с таким малышом. Все рекомендации, которые я приведу, касаются детей, у которых дефицит внимания и гиперактивности — физиологически обусловленные состояния.

Как распознать гиперактивность

Важно обозначить критерии, по которым даже неспециалисту будет понятно, что ребенок гиперактивен. Таких детей сразу видно в классе, на детской площадке, в магазине. Это очень активные ребята, которые могут за минуту побывать в десяти местах и не устать.

Они очень быстро выполняют все задания и теряют интерес. При этом ребенок, занятый какой-то физической активностью, будет прекрасно слышать, что ему говорят: если его спросить, что только что сказал учитель, он это повторит.

То есть такие дети могут делать несколько дел одновременно, а при правильном подходе еще и успешно.

Очень частый признак — двигательная суетливость. Нередко такие дети рано начинают ходить и проявлять активность еще в коляске: хватают за одежду прохожих, трогают веточки деревьев. Их мамы нередко принимают это за ускоренное развитие. На самом деле это тревожный знак, стоит проконсультироваться с грамотным неврологом.

Жить с гиперактивным ребенком, учить его — тяжело. Но труднее всего ему самому. Чтобы понять, каково ему, представьте, что у вас внутри мощные батарейки, которые никогда не садятся и не позволяют находиться в покое.

Еще одна важная проблема — отношение общества к таким детям. Если родители принимают своего ребенка, то работники образования перестраиваются с трудом.

Гиперактивные дети в детском саду и школе постоянно привлекают внимание. Они не могут сидеть спокойно, им ежеминутно нужно вставать и ходить, задавать вопросы.

Педагоги постоянно делают им замечания, из-за чего такие дети растут с ощущением, что они плохие, нарушители правил.

Как помочь гиперактивному ребенку

У ребенка нет возможности усилием воли стать другим, а у нас — волшебной таблетки, которая бы повлияла на работу его мозга. Но есть способы облегчить жизнь такому малышу, помочь ему учиться, общаться, просто адаптироваться к жизни.

Похвала

Как психолог, я рекомендую родителям и педагогам, всем, кто взаимодействует с гиперактивным ребенком, помогать ему формировать позитивную самооценку.

Когда такой малыш играет, учится, выполняет домашние обязанности, хвалите его! И обращайте поменьше внимания на ошибки и нарушения, потому что они вызваны биологическими факторами, а их ребенок не в силах изменить.

Гиперактивные дети чувствительнее других к похвале, она для них сверхценна. Найти к ним подход можно именно через добрые слова, восхищение и благодарность за старание сдерживать свою активность.

Режим

Нужно создавать условия, которые нивелируют биологические факторы гиперактивности. Таким детям необходим жесткий режим.

Когда он стабилен и постоянен, организм к нему привыкает и не тратит ресурсы на адаптацию к изменяемой среде и образу жизни. Даже в выходные ребенок должен просыпаться в то же время, что и в будни.

Важно, чтобы он много времени проводил на свежем воздухе. Это все имеет смысл, если по режиму живет вся семья, а не один лишь ребенок.

Разумно выбранный спорт

Часто родители думают, что спорт — лучший выход энергии для гиперактивного ребенка. Это не совсем так. Бокс, борьба, игры, требующие агрессии, этим детям противопоказаны.

Полезны будут плавание, коллективные игры, просто физкультура. Занятия спортом лучше проводить в середине дня, потому что они, с одной стороны, требуют энергии, с другой — перевозбуждают ребенка.

А если малыш гиперактивен, не стоит его еще больше накалять.

Четкое планирование

Это то, что поможет детям учиться и решать любые образовательные задачи. План действий должен быть отточен до такой степени, что в любой ситуации он должен возникать моментально. Научите ребенка делить любое сложное дело на маленькие части, каждая из которых будет казаться простой задачей. Обучить гиперактивного ребенка тайм-менеджменту непросто.

Делайте это на своем примере: «Мы будем мыть посуду. Что для этого нужно? Мы зайдем в кухню, положим тарелку в раковину, включим воду, возьмем губку, нанесем на нее средство для мытья посуды», то есть проговаривается каждое действие. Если ребенок умеет вычленять простые задачи в составе сложной, это облегчает ему жизнь.

Четко объясняйте, что ребенок должен делать в школе: на самостоятельной работе, изложении.

https://www.youtube.com/watch?v=1OoyFEJ8aL0

Поскольку у таких детей проблемы с вниманием, нужно работать и с этим. Разместите на его одежде и личных вещах какие-то символы и проговорите, что они означают. Например, когда ребенок, решая задачу, смотрит на пенал и видит там наклейку с солнышком, он понимает, что отвлекся, поэтому надо вновь собраться и вернуться к математике.

Отдых

Рекомендуется постоянно чередовать модальность деятельности. Делите домашние задания на маленькие части, каждую из которых можно выполнить за 5−8 минут. После каждой такой части делайте перерыв тоже на 5−8 минут.

Хорошо, когда учителя понимают важность перерыва для таких детей и дают им возможность подвигаться каждые 20 минут. Этим ученикам можно поручать вымыть доску, сходить за мелом или классным журналом. Когда к ребенку обращаются за такой помощью, это укрепляет его веру в себя.

Акцент на плюсах

Очень важно увидеть в гиперактивном ребенке черты, которые хорошо развиты и способны компенсировать недостатки. Как правило, у таких детей высокая скорость мышления, они быстро решают задачи, даже не понимая, как им это удается.

Они могут делать несколько дел одновременно, и эта их способность может пригодиться им на играх вроде «Брейн-Ринга», где нужно очень быстро думать, обсуждать версии с командой и давать ответы раньше других. У таких детей повышенная потребность в лидерстве.

Если направить ее в правильное русло, они станут незаменимыми помощниками для родителей и учителей.

Когда пройдет период гиперактивности

Как я говорю родителям на консультациях, к подростковому возрасту проблема гиперактивности обычно проходит. Этот период надо просто пережить. Затем либо снимается диагноз, либо ребенок адаптируется к жизни.

Часто тот, кто в детстве был гиперактивным и постоянно получал от учителей замечания и двойки, вырастая, становится душой компании. Он превращается в человека, умеющего адаптироваться к обстоятельствам, знатока своего дела, способного работать в условиях стресса.

Это очень важные качества для жизни в современном мире.

Очень важно, чтобы родители приняли и полюбили своего ребенка по-настоящему, не испытывали вину и злость, старались направить его особенности в нужное русло и раскрыть его потенциал.

Видео:Гиперактивность у ребенка - Доктор Комаровский - ИнтерСкачать

Гиперактивность у ребенка - Доктор Комаровский - Интер

Гиперактивность у детей

Гиперактивность новорожденного

И.А. Галкина (канд. психол. наук)

Гиперактивность – это синдром повышенной умственной и физической активности, при котором процессы возбуждения преобладают над торможением.

У ребенка с таким диагнозом отмечаются трудности при концентрации и поддержании внимания, саморегуляции поведения, обучении, обработке и удерживании в памяти информации.

Детская гиперактивность, которую также называют СДВГ («синдром дефицита внимания и гиперактивности»), является достаточно распространенной проблемой. По статистике данный синдром диагностируется практически у 18% детей, при этом у мальчиков встречается значительно чаще, чем у девочек.

СДВГ может определить только врач на основании заключения нескольких специалистов — психолога, психотерапевта и детского врача. Врач в процессе обследования также постарается выяснить признаки других расстройств и заболеваний, которые схожи с СДВГ и нуждаются в различных видах лечения.

Согласно доминирующим признакам выделяют следующие типы заболевания:

Синдром дефицита внимания без гиперактивности. Отмечается преобладание дефицита внимания. Чаще данная патология наблюдается у девочек. Характеризуется бурной фантазией, уходом в свой собственный мир, «витанием в облаках».

Синдром гиперактивности без дефицита внимания. Редкий тип, обусловленный индивидуальными особенностями ребенка либо некоторыми нарушениями ЦНС.

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания. Самая распространенная форма заболевания, при которой сочетаются нарушение внимания и гиперактивность. 
Причины гиперактивности у детей чаще всего кроются в особенностях перинатального периода развития плода и затрудненных родах.

  • Неблагоприятная беременность. Стрессы, курение, неправильный образ жизни, заболевания, прием лекарственных препаратов во время беременности — все это может отразиться на развитии и формировании нервной системы плода.
  • Неврологические нарушения в период внутриутробного развития и при рождении. Гипоксия (нехватка кислорода при внутриутробном развитии) и асфиксия (удушье) — наиболее частые причины СДВГ. Также могут повлиять стремительные или преждевременные роды, стимуляция родовой деятельности.
  • Дополнительные факторы. Неблагоприятная психологическая атмосфера в семье, конфликты между родителями, слишком жесткие или мягкие методы воспитания, питание, образ жизни, темперамент ребенка.

Вероятность СДВГ значительно повышается, если перечисленные факторы сочетаются. Например, ребенок родился недоношенным, его воспитывают в строгости и постоянных конфликтах.

Очень важно знать, как и в каком возрасте проявляется детская гиперактивность.

Признаки патологии (наличие СДВГ) у малышей до года

Первые симптомы заболевания могут проявиться уже у новорожденного, это: 
— излишняя возбудимость;
— бурное реагирование на разнообразные манипуляции;
— излишняя чувствительность к внешним раздражителям – звуку, яркому свету;
— нарушенный сон (часто просыпается, крайне трудно засыпает, длительное время бодрствует); 
— отставание в физическом развитии (приблизительно на 1-1,5 месяца); 
— запоздалое развитие речи.

Если подобные признаки появляются только изредка, относить к патологии их не следует. Поскольку у детей до года может быть множество причин неспокойного поведения — прорезывание зубов, отрывание от груди и др.

Симптомы СДВГ у детей 2-3 лет

Это возраст, когда отчетливо проявляются симптомы СДВГ. У ребенка в 2 года заболевание характеризуется следующими признаками: 
— неусидчивость; 
— большое число лишних движений и их хаотичность; 
— задержка речевого развития; 
— моторная неловкость.

Признаки заболевания дошкольников

В трехлетнем возрасте у ребенка возникает первый кризис. Малыш становится капризным, упрямым. Такие черты наблюдаются у всех детей, однако у ребят с СДВГ значительно обостряются: 
— неусидчивость; 
— невнимательность; 
— непослушание; 
— трудности при укладывании спать; 
— замедленное развитие внимания и памяти.

Проявления патологии у школьников

У гиперактивных детей нервная система не справляется с увеличенными психическими и физическими нагрузками, связанными с поступлением в школу. Поэтому в школе наблюдается значительное ухудшение состояния.

Основными признаками, на которые необходимо обратить внимание, являются: 
— невозможность сконцентрировать внимание; 
— неспособность сидеть на одном месте некоторое время; 
— затруднение выслушивания взрослого; 
— неуравновешенность; 
— заниженная самооценка; 
— вспыльчивость;
— головная боль; 
— нервный тик; 
— возникновение разнообразных фобий (страхов); 
— энурез.

Симптоматика болезни у старших детей

Большинство родителей наивно полагают, что ребенок со временем перерастет гиперактивность. Однако изменения при отсутствии лечении мало чем порадуют. Симптомы гиперактивности в подростковом возрасте способны усугубляться. Многие дети не способны успешно окончить среднюю школу и поступить в институт.

При этом гиперактивные ребята обычно обладают прекрасным уровнем развития, превышающим средние показатели. Неспособность к обучению связана именно с недостатком концентрации внимания. Такие дети очень тяжело находят со сверстниками общий язык и склонны к различным конфликтам.

Их часто отличает импульсивность, неспособность оценить последствия поступков, агрессивность.

https://www.youtube.com/watch?v=Pbz9499SJac

Симптомы СДВГ у детей проявляются в комплексе и регулярно. Не стоит сразу и тем более самостоятельно приписывать ребенку такой диагноз при возбудимости, плохом сне, капризности, которые наблюдаются время от времени. Множество объективных факторов может изменить психоэмоциональное состояние малыша.

Причиной может быть смена обстановки, посещение детского сада, неудача в игре и т.д. Даже если есть признаки СДВГ, неврологический диагноз обычно ставят после 6-7 лет, так как в дошкольном возрасте дети переживают два серьезных психологических кризиса — в 3 года и 7 лет.

Приведем основные критерии, по которым специалисты ставят медицинский диагноз СДВГ.

Проявления гиперактивности:

1. Хаотичные, суетливые движения.
2. Беспокойный сон: крутится, разговаривает во сне, сбрасывает с себя одеяло, может ходить по ночам.
3. Неможет долго усидеть на стуле, все время крутится по сторонам.
4.

Не способен находиться в состоянии покоя, часто в движении (бегает, скачет, кружится).
5. Если нужно долго сидеть и ждать, может подняться и уйти.
6. Чрезмерно разговорчив.
7.

Не отвечает на поставленные вопросы, перебивает, вмешивается в чужой разговор, не слышит, что ему говорят.
8. Проявляет нетерпение, если его просят подождать.

Проявления дефицита внимания

1. Небрежно и быстро выполняет поставленные задачи (домашние задания, уборка в комнате и т.д.), не доводит дело до конца.
2. С трудом концентрирует внимание на деталях, не может ихзапомнить, воспроизвести.
3. Наблюдается отсутствующий взгляд, погружение в свой мир, трудности коммуникации.
4.

Трудно усваивает условия игры, часто их нарушает.
5. Рассеянный, нередко теряет личные вещи или кладет так, что неможет потом найти.
6. Нет самодисциплины, все время необходимо его организовывать.
7. Легко переключает внимание на другие объекты.
8.

В нем живет «дух разрушения»: часто ломает игрушки, вещи, но отрицает свою причастность к делу.

Если родители насчитали 5-6 совпадений из перечисленных критериев, нужно показаться детскому неврологу, психотерапевту и психологу.

В нашем детском развивающем центре «Летиция» есть специалисты, которые успешно работают с этой проблемой. Занятия проводятся в индивидуальной форме и комфортной для ребенка обстановке.

 
Для того, чтобы помочь ребенку с гиперактивностью, важно найти к нему правильный подход и уделять особое внимание определенным моментам при воспитании и обучении.

Советы психологов:

  • Организуйте четкий распорядок дня и не меняйте его на протяжении продолжительного времени. 
  • Создайте дома спокойную, предсказуемую обстановку, не ссорьтесь, если ребенок рядом. 
  • Организуйте для ребенка активный физический режим с посещением спортивных секций и занятий. Большую пользу принесут плаванье, аэробные тренировки, езда на велосипеде, лыжный спорт.

     

  • Не ограничивайте ребенка в выполнении активных действий, когда это позволяет обстановка. Это даст возможность расходовать лишнюю энергию.
  • Не заставляйте ребёнка долго сидеть на месте или выполнять утомительную работу.
  • Помогайте ребенку закончить начатые задачи, учите быть усидчивым.

     

  • Используйте стратегии воспитания, развивающие структурность, систематичность и четкое взаимодействие с окружающим миром. 
  • Во время занятий регулярно делайте перерывы, позволяя ребенку размяться и немного побегать.
  • Не наказывайте ребенка физически и не кричите на него. Наказания должны быть согласованными между родителями, адекватными и последовательными.

     

  • Приучайте ребенка к аккуратности и порядку, но не давайте крохе сразу несколько поручений.
  • Постарайтесь минимизировать эмоциональные перегрузки. Смотрите спокойные мультфильмы и передачи, в которых отсутствует агрессия или страшный персонаж.
  • Не приглашайте много гостей, старайтесь избегать шумных мест и компаний.

  • Ограничивайте время у компьютера и телевизора.
  • Следите за сбалансированностью рациона ребенка, чтобы он получал с пищей микроэлементы и витамины, которые нужны для полноценного развития.
  • Дозируйте умственные нагрузки, все задания должны быть посильными и понятными.
  • Заканчивайте день спокойными играми и чтением.

    Создайте особый ритуал перед сном, который поможет ребенку успокоиться и легче заснуть. Следите, чтобы ребенок достаточно спал.

  • Выбирая спортивные игры для ребенка с СДВГ, старайтесь избегать соревновательных элементов. Не рекомендованы таким детям игры со статистическими нагрузками или показательными выступлениями. 
  • Поощряйте даже незначительные успехи, будьте внимательны.

    Ребенок должен осознать свою значимость, быть в чем-либо успешным. Помогите выбрать сферу деятельности, в которой он сможет раскрыть способности. 

  • Обязательно придумывайте ежедневные поручения (вынести мусор, застелить постель). Не выполняйте за него их. 
  • Не приказывайте, старайтесь всегда просить.

Стоит заметить, что СДВГ не имеет ничего общего с интеллектом и талантом. Многие гиперактивные дети являются очень способными и творчески одаренными. Известно, что такие диагнозы, в свое время, были поставлены Эйнштейну и Моцарту. Важно понять: в каких ситуациях нужна профессиональная помощь и лечение, а когда необходимо пересмотреть принципы воспитания.

Своевременная диагностика гиперактивности позволяет значительно раньше предпринять необходимые действия и избежать в будущем многих неприятных моментов. Комплексная коррекционная работа позволит ребенку научиться контролировать поведение, правильно выстраивать отношения и успешно учиться в школе.

🎬 Видео

Как справиться с нервным гиперактивным ребенком? - Доктор КомаровскийСкачать

Как справиться с нервным гиперактивным ребенком? - Доктор Комаровский

Гиперактивный ребенок - Школа доктора КомаровскогоСкачать

Гиперактивный ребенок - Школа доктора Комаровского

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью \ СДВГ \ Невролог \ ПетроваСкачать

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью \\ СДВГ \\ Невролог \\ Петрова

Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Как помочь ребенку с СДВГ – советы нейропсихолога.Скачать

Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Как помочь ребенку с СДВГ – советы нейропсихолога.

Симптомы СДВГ у ДЕТЕЙ. Признаки гиперактивности и синдрома дефицита внимания у ребенкаСкачать

Симптомы СДВГ у ДЕТЕЙ. Признаки гиперактивности и синдрома дефицита внимания у ребенка

Как распознать гиперактивного ребёнка? - Доктор КомаровскийСкачать

Как распознать гиперактивного ребёнка? - Доктор Комаровский

ДИОМ: ДЦП - маска наследственных болезней обмена веществСкачать

ДИОМ: ДЦП - маска наследственных болезней обмена веществ

СДВГ у детей | Главный совет родителям гиперактивных детейСкачать

СДВГ у детей | Главный совет родителям гиперактивных детей

Гиперактивность детей (СДВГ). Симптомы, лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности ребенкаСкачать

Гиперактивность детей (СДВГ). Симптомы, лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности ребенка

Когда ребенку ставят диагноз "гиперактивность"?Скачать

Когда ребенку ставят диагноз "гиперактивность"?

5 признаков СДВ у ребенкаСкачать

5 признаков СДВ у ребенка

ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИСкачать

ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ

Гиперактивный ребенок до года. I Мамули и деткиСкачать

Гиперактивный ребенок до года. I Мамули и детки

ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ | Тревожные симптомы у новорожденных на которые обязательно нужно обратить вниманиеСкачать

ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ | Тревожные симптомы у новорожденных на которые обязательно нужно обратить внимание

Причины возникновения гиперактивности у ребенкаСкачать

Причины возникновения гиперактивности у ребенка

Как убрать гиперактивность и агрессивность у ребенкаСкачать

Как убрать гиперактивность и агрессивность у ребенка
Поделиться или сохранить к себе: