Диагностика межличностных отношений подростков

Диагностика межличностных отношений подростков Полезное
Социально-психологическая диагностика межличностных отношений подростков (батарея методик)

Диагностика межличностных отношений подростков

Используется метод измерения межличностных взаимоотношений в группе по любому доступному источнику. Может быть использован как параметрический вариант (ограничение числа выборов), так и непараметрический (неограниченное число выборов).

Методика, позволяющая выяснить степень значимости каждого члена группы для его товарищей по сообществу. Направлена на анализ специфических межличностных предпочтений. Слой межличностных отношений качественно отличается от социометрической методики.

Если в социометрии проявляются симпатии–антипатии, то в референтометрии — цели, задачи, содержание межличностного общения. Испытуемые — члены любой реально функционирующей малой группы, при условии, что они имеют некоторый опыт совместной деятельности и общения.

Процедура состоит из двух этапов.

Первый этап направлен на выяснение мнения, отношения, позиции каждого члена группы по поводу того или иного события, явления, значимого для общности. Можно предложить оценить, сравнить партнеров по взаимодействию.
Итак, на первом этапе осуществляется набор мнений и суждений всех членов группы по поводу какого-то значимого для всех объекта оценивания (это могут быть результаты социометрии). На этом этапе работа идет с группой в целом. Лучше, если результатом опроса будет определение какого-то мнения насчет того, например, каким образом поздравить педагога с днем учителя и т. п.

Требования к процедуре: 1) сам объект и процедура должны быть значимы для испытуемых; 2) никто не должен знать ответов своих товарищей по группе.

Необходимо также заручиться согласием всех членов группы на то, что с их мнением можно будет знакомиться некоторым членам группы.

Сразу после первого этапа на обороте тех же листков, на которых отвечали, испытуемым предлагается поставить пометку: «+» — в том случае, если согласен, чтобы с результатами знакомились и «–» — если не согласен, чтобы с результатами были ознакомлены участники эксперимента.

Затем предлагается здесь же обозначить тех (не более трех), чьи бланки интересуют испытуемого больше всего. При этом ни в коем случае недопустима прямая постановка вопроса: чье мнение вас интересует больше всего?

Второй этап — собственно референтометрический опрос.

Основная цель — выявление тех лиц, позиция которых в наибольшей степени интересует испытуемого и является особо значимой для него. Проводится индивидуально через некоторое время после первой процедуры. Испытуемому сообщается, что большинство членов группы не возражают против того, чтобы с их опросными листками ознакомились остальные члены группы. При этом ему предлагается назвать, с чьими листами он хотел бы ознакомиться. И, чтобы повысить избирательность, предлагается назвать первого, с чьим опросником испытуемый хочет познакомиться. Когда будет названа фамилия, сослаться на то, что, к сожалению, этот участник не дал согласия, а тогда с чьим еще? Он тоже возражал. И еще одного в качестве исключения. Рекомендуется проводить в индивидуальном режиме. Групповое проведение дает более скудную информацию.

Обработка. Обрабатывается только второй этап. Матрица строится также, как и социометрическая.

Можно построить референтограмму, которая демонстрирует степень взаимности референтометрических предпочтений и факт наличия или отсутствия сколько-нибудь четко очерченных подгрупп в обследованной общности.

Если удельный вес взаимных референтометрических предпочтений велик, то это может свидетельствовать о развитых психологических предпочтениях.

Содержание
  1. Методика выявления мотивационного ядра межличностных выборов
  2. Методика определения степени ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ) группы
  3. Метод «подставная самооценка»
  4. Методика диагностики межличностных отношений Лири | База знаний
  5. Теоретические основы
  6. Инструкция
  7. Обработка результатов
  8. Ключ
  9. Интерпретация результатов
  10. I. Властный-лидирующий
  11. II. Независимый — доминирующий
  12. III. Прямолинейный-агрессивный
  13. IV. Недоверчивый — скептический
  14. V. Покорно-застенчивый
  15. VI. Зависимый-послушный
  16. VII. Сотрудничающий-конвенциальный
  17. VIII. Ответственно-великодушный
  18. Литература
  19. Бланк вопросов
  20. Диагностика подростков (методики)
  21.  Диагностика подростков методики
  22. Мышление подростков диагностика
  23. Диагностика личности подростка методики
  24. Диагностика агрессивности подростков методики
  25. Диагностика самооценки подростков методики
  26. Диагностика эмоционального состояния подростка
  27. Диагностика межличностных отношений подростков
  28. Адаптация к профильному обучению
  29. Тест на профориентацию для подростков
  30. «Рабочий инструмент подросткового психолога»
  31. Стоимость
  32. Как приобрести сборник тестов (видеоинструкция)
  33. Диагностика межличностных отношений (А.А.Рукавишников)
  34. Тестовый материал
  35. Ключ к тесту
  36. 💡 Видео

Методика выявления мотивационного ядра межличностных выборов

В процессе социометрического и референтометрического исследований не всегда возможно ответить на вопрос, что явилось основанием для выбора или отвержения. На прямой вопрос, почему в референтометрии или социометрии испытуемый оказал предпочтение тому или иному товарищу по группе, далеко не всегда последует искренний ответ.

Кроме того, испытуемые не всегда отдают себе отчет в этом. В связи с этим необходимо было создать косвенную процедуру опроса для выявления мотивационного ядра в межличностных выборах.

Испытуемые — члены любой реально функционирующей группы, при условии совместной деятельности.
Процедура.

Состоит из 2-х этапов.

1 — социометрия или референтометрия. Другими словами, добывается информация о социометрическом или референтометрическом статусе каждого члена группы. На основе полученных данных составляется упорядоченный список группы, отражающий ее ранговую статусную структуру. Таким образом: на 1–м месте оказывается член группы, получивший наибольшее число выборов, на последнем — наименьшее. 2 — каждый испытуемый должен составить списочные ряды своей группы, упорядоченные по определенным качествам. При этом каждый испытуемый выполняет инструкцию, согласно которой он должен обозначить цифрой «1» того члена группы, у которого данное качество выражено сильнее, чем у остальных его товарищей, цифрой «2» — слабее, чем у 1-го и т.д. Последним будет тот, кому это качество менее всего подходит. Набор качеств определяется экспериментом и зависит от целей исследования, специфики групповой деятельности. Каждый испытуемый составляет такое число списков, которое соответствует количеству характеристик, предложенных экспериментатором в качестве оснований для ранжирования. Затем вся совокупность списков сводится в обще групповую. Таким образом, итог — это возможность сравнить ранговый статусный ряд, выстроенный из осуществленных членами группы межличностных выборов на первом этапе, с каждым из составленных ими результатов 2-го этапа обще групповых рядов по отдельным качествам. Примеры: «Укажите, с кем из товарищей по группе Вам комфортно, весело, с кем Вы лучше всего проводите свое время (в 1-ю,2-ю,3-ю очередь). Кто из товарищей по группе может оказать Вам помощь в важном и сложном деле, с кем Вам хотелось бы оказаться в паре в ситуации деловых затруднений (в 1-ю, 2-ю, 3-ю очередь). В результате обработки имеем 3 списка: 1 — список социометрически упорядоченный(С); 2 — список, ранжированный по критерию эмоциональной привлекательности (Э); 3 — список, ранжированный по критерию деловой привлекательности(Д). Теперь остается определить степень близости социометрически упорядоченных рядов со всеми остальными рядами.

Если С ряд ближе с рядом Э, то с большой долей уверенности можно говорить о том, что в основе межличностных выборов лежит мотив комфортного эмоционально положительного общения, построенного в первую очередь на симпатии.

Если же ближе с рядом Д, то можно говорить о деловой помощи, стремлении к сотрудничеству.

Для выяснения степени близости ранговых рядов используется прием вычисления ранговой корреляции Спирмена, вычисляемый по формуле:

Этот вариант методики позволяет судить только об усредненных мотивационных ориентациях группы, но если на 1–м этапе опрос будет проведен в непараметрической форме, при этом испытуемый по сути дела составляет социометрически упорядоченный ряд своей группы, то легко можно выяснить мотивационное ядро межличностных выборов, осуществляемое каждым членом группы.

Методика определения степени ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ) группы

Использование этой методики позволяет ответить на вопрос: можно ли считать данную группу сплоченной общностью.

Создатели исходили из того, что анализ феномена групповой сплоченности не может быть сведен к рассмотрению таких, по–своему важных характеристик межличностных отношений, как частота и интенсивность контактов членов общности, степень их взаимной симпатии и антипатии и т. п.

Под ценностно-ориентационным единством (ЦОЕ) имеется в виду степени согласованности мнений, позиций членов конкретной общности в отношении наиболее значимых для ее жизнедеятельности объектов. При этом необходимо учитывать, что не обязательно в сплоченной группе мнения членов совпадают по любому вопросу.

Согласованность и совпадение позиций членов группы может быть расценено как показатель ее сплоченности лишь тогда, когда речь идет о жизненно важных для группы в целом проблемах — о нравственных ориентирах, об оценке целей и задач совместной деятельности, о перспективах группового развития.

Процедура состоит из двух этапов. Предположения: необходимо определить меру согласованности мнений членов группы по поводу того, какими качествами должен обладать ее лидер. На 1-м этапе предлагается указать те характеристики, которыми должен обладать лидер группы, и те свойства, которые недопустимы в этом плане.

Каждый индивидуально составляет список качеств. Далее составляется обобщенный список качеств лидера, представляющий собой ряд личностных свойств, наиболее часто встречающихся в индивидуальных ответах (не менее 15)

2-й этап — каждого знакомят со списком и просят указать 5 наиболее важных качеств.

КачестваУчащиесяКоличество выборов
А Б В Г Д и т. д.
1
2
3
4
и т.д.

n — сумма выборов, которые получили 5 качеств, чаще всего указываемые во 2 этапе;
m — сумма выборов, которые получили 5 качеств, реже всего указываемые;
N — общее число выборов.

Например:

ум — 7 выборов
общительность — 6
готовность прийти на помощь — 6сумма 30
покладистость — 6
справедливость — 5

Реже всего избираемые получили по 0 выборов (либо может быть ситуация 0 + 0 + 0 + 1 + 1).
Всего, например, было 7 человек, каждый мог сделать 5 выборов, итого N= 7´5 = 35

Заключение — высокий уровень ЦОЕ.

Метод «подставная самооценка»

Стимульный материал представляет собой лист, на котором изображен круг, разделенный на 16 секторов радиусами. Каждый радиус представляет собой определенное качество.

Качества для оценивания: — независимость от других, — гордость, — своеобразие характера, — оригинальность мышления, — незаурядность личности, — знание себя, — ощущение превосходства над другими, — смелость, — уверенность в себе, — чувство собственного достоинства, — ощущение себя личностью, — своенравие, — сила воли, — самоуважение, — ум. Предлагается оценить степень выраженности каких–либо значимых для испытуемого личностных качеств. Испытуемые должны делать пометку на каждом радиусе. Можно отразить разную степень выраженности, используя всю длину соответствующего радиуса. Мало выражено — ближе к центру, ярко выражено — дальше от центра.

2-й этап — предъявляется круг этого же испытуемого, но, чтобы сам испытуемый не узнал его, лучше перенести на другой бланк, предварительно поменяв последовательность чередования радиусов. При этом оговаривается, что испытуемого не должно смущать ни совпадение, ни расхождение. Можно назвать фамилию того, чей, якобы, это бланк. Эти сведения могут прямо сообщаться, либо быть записаны на розданных бланках.

Обработка. Получены 2 класса данных: 1 — самооценка испытуемого, 2 — сравнительная самооценка с тем, чей бланк, якобы, был представлен. Величина и направленность «сдвига» самооценки зависят от того, чьим автопортретом считает испытуемый предъявленный ему бланк.

Закономерности:

1) большой сдвиг заметен, если подразумевается отрицательно референтное лицо, т.е. тот, мнение кого значимо, но относится испытуемый к нему с антипатией; 2) сдвиг заметен, если предъявление делалось членам группы, которые явно отличаются по какому–либо значимому критерию;

3) показатели не изменяются, если лист предъявляется под видом самооценки положительно референтного или авторитетного лица.

Видео:Идеальные Отношения: 3 Принципа. Признаки здоровых и больных отношенийСкачать

Идеальные Отношения: 3 Принципа. Признаки здоровых и больных отношений

Методика диагностики межличностных отношений Лири | База знаний

Диагностика межличностных отношений подростков

Данная методика разработана Т.Лири ( 1954 г.) и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С ее помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При этом выделяется два фактора: «доминирование-подчинение» и «дружелюбие-агрессивность(враждебность)».

Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.

В зависимости от соответствующих показателей выделяются ряд ориентаций — типов отношения к окружающим.

Делаются выводы о выраженности типа, о степени адаптированности поведения — степени соответствия (несоответствия) между целями и достигаемыми в процессе деятельности результатами.

Очень большая неадаптивность поведения ( при представлении результатов выделяется красным цветом) может свидетельствовать о невротических отклонениях, дисгармониях в сфере принятия решений или являться результатом каких-либо экстремальных ситуаций.

https://www.youtube.com/watch?v=TvpDthhVjaM

Методика может использоваться как для самооценки, так и для оценки наблюдаемого поведения людей («со стороны»). В последнем случае испытуемый отвечает на вопросы как бы за другого человека, основываясь на своем представлении о нем.

Суммируя результаты такого тестирования разных членов группы (например, трудового коллектива ) можно составить обобщенный «представленческий» портрет какого-либо ее члена, например, лидера.

И делать выводы об отношении к нему других членов группы.

Теоретические основы

Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М.

Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б.

Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность.

Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы.

В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь, эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям.

Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных.

Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси.

Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности.

Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений.

При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих («со стороны»), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я».

В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа. Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам.

Например, «социальное «Я», «реальное «Я»», «мои партнеры» и т.д.

Инструкция

«Вам будут представлены суждения, касающиеся характера человека, его взаимоотношений с окружающими людьми. Внимательно прочтите каждое суждение и оцените, соответствует ли оно Вашему представлению о себе.

Поставьте на бланке ответов знак » + » против номеров тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе, и знак » – » против номеров тех утверждений, которые не соответствуют Вашему представлению о себе. Старайтесь быть искренним. Если нет полной уверенности, знак » + » не ставьте.

https://www.youtube.com/watch?v=ot9Lf-Jxykw

После оценивания своего реального «Я» вновь прочтите все суждения и отметьте те из них, которые соответствуют Вашему представлению о том, каким Вам, по Вашему мнению, следовало бы быть в идеале».

Если необходимо оценить личность кого-то другого, то дается дополнительная инструкция: «Таким же образом, как и в первых двух вариантах, дайте оценку личности Вашего начальника (сослуживца, подчиненного: 1. «Мой начальник, такой, какой он есть на самом деле»; 2. «Мой идеал начальника»).

Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.

Обработка результатов

На первом этапе обработки данных производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью ключа к опроснику.

Ключ

  1. Согласно «ключу» определяются оценки первичные по 16 характеристикам, формирующим 8 октантов, отражающих тот или иной вариант межличностных отношений:

    1. Властный-лидирующий;
    2. Независимый-доминирующий;
    3. Прямолинейный-агрессивный;
    4. Недоверчивый-скептический;
    5. Покорный-застенчивый;
    6. Зависимый-послушный;
    7. Сотрудничающий-конвенциальный;
    8. Ответственный-великодушный.

    После того как испытуемый оценит себя, подсчитываются баллы по каждому из 8 октантов психограммы методики. Каждый плюс оценивается в 1 балл, таким образом, максимальная оценка уровня — 16 баллов.

    1-й октант: вопросы 1 – 4, 33 – 36, 65 – 68, 97 – 100;

    2-й октант: вопросы 5 – 8, 37 – 40, 69 – 72, 101 – 104;

    3-й октант: вопросы 9 – 12, 41 – 44, 73 – 76, 105 – 108;

    4-й октант: вопросы 13 – 16, 45 – 48, 77 – 80, 109 – 112;

    5-й октант: вопросы 17 – 20, 49 – 52, 81 – 84, 113 – 116;

    6-й октант: вопросы 21 – 24, 53 – 56, 85 – 88, 117 – 120;

    7-й октант: вопросы 25 – 28, 57 – 60, 89 – 92, 121 – 124;

    8-й октант: вопросы 29 – 32, 61 – 64, 93 – 96, 125 – 128;

Интерпретация результатов

Подсчет баллов ведется отдельно для каждой оцениваемой личности. Показателем нарушения отношений с определенным лицом является разница между представлениями человека о нем и желаемом его образе в качестве партнера по общению.

Максимальная оценка уровня – 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

0-4 балла – низкая:адаптивное поведение
5-8 баллов – умеренная:
9-12 баллов – высокая:экстремальное поведение
13-16 баллов — экстремальная:поведение, близкое к патологическому

Первые четыре типа межличностных отношений (октанты 1-4) характеризуются тенденцией к лидерству и доминированию, независимостью мнения, готовностью отстаивать собственную точку зрения в конфликте. Другие четыре октанта (5-8) – отражают преобладание конформных установок, неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам.

В целом интерпретация данных должна ориентироваться на преобладание одних показателей над другими и в меньшей степени — на абсолютные величины. В норме обычно не наблюдаются значительные расхождения между «Я» актуальным и идеальным. Умеренное расхождение может рассматриваться как необходимое условие самосовершенствования.

Неудовлетворенность собой чаще наблюдается у лиц с заниженной самооценкой (5,6,7 октанты), а также у лиц, находящихся в ситуации затянувшегося конфликта (4 октант).

Преобладание одновременно 1 и 5 октанта свойственно лицам с проблемой болезненного самолюбия, авторитарности, 4 и 8 – конфликт между стремлением к признанию группой и враждебностью, т.е.

проблема подавленной враждебности, 3 и 7 –борьба мотивов самоутверждения и аффилиации, 2 и 6 – проблема независимости-подчиняемости, возникающая в сложной служебной или иной ситуации, вынуждающей повиноваться вопреки внутреннему протесту.

Личности, у которых обнаруживаются доминантные, агрессивные и независимые черты поведения, значительно реже проявляют недовольство своим характером и межличностными отношениями, однако и у них может выявляться тенденция к совершенствованию своего стиля межличностного взаимодействия с окружением. При этом возрастание показателей того или иного октанта определит направление, по которому самостоятельно движется личность в целях самосовершенствования, степень осознания имеющихся проблем, наличие внутриличностных ресурсов.

I. Властный-лидирующий

0—8 баллов.

Уверенный в себе, упорный, настойчивый, может быть хорошим наставником и организатором. Обладает свойствами руководителя.

9—12. Доминантный, энергичный, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения, может быть нетерпим к критике, ему свойственна переоценка собственных возможностей.

13—16. Властный, диктаторский, деспотический характер, всех поучает, дидактический стиль высказываний, не склонен принимать советы других, стремится к лидерству, командованию другими, сильная личность с чертами деспотизма.

II. Независимый — доминирующий

0—8 баллов.

Уверенный, независимый, ориентированный на себя, склонный к соперничеству тип.

9—12. Самодовольный, нарциссический, с выраженным чувством собственного достоинства, превосходства над окружающими, с тенденцией иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе.

13—16. Стремится быть над всеми, самовлюбленный, расчетливый. К окружающим относится отчужденно. Заносчивый, хвастливый.

III. Прямолинейный-агрессивный

0—8 баллов.

Упрямый, упорный, настойчивый в достижении цели, энергичный, непосредственный.

9—12. Требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.

13—16. Чрезмерное упорство, недружелюбие, жесткость, враждебность по отношению к окружающим, несдержанность, вспыльчивость, агрессивность, доходящая до асоциального поведения.

IV. Недоверчивый — скептический

0—8 баллов.

Реалистичен в суждениях и поступках, критичен по отношению к окружающим, скептик, неконформный.

9—12. Выраженная склонность к критицизму. Разочарованный в людях, замкнутый, скрытный, обидчивый. Недоверчив к окружающим, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения. Свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.

13—16. Отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, очень подозрительный, крайне обидчив, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно жалуется на всех (шизоидный тип характера).

V. Покорно-застенчивый

0—8 баллов.

Скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.

9—12. Застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.

13—16. Покорный, склонный к самоуничижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

VI. Зависимый-послушный

0—8 баллов.

Конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый, нуждается в признании.

9—12. Послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.

13—16. Очень неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, чужого мнения, сверхконформный.

VII. Сотрудничающий-конвенциальный

0—8 баллов.

Склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам хорошего тона в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить внимание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.

9—16. Дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, быть хорошим для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогруппы, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).

VIII. Ответственно-великодушный

0—8 баллов.

Ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.

9—16. Гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, неадекватно принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя маска, скрывающая личность противоположного типа).

Литература

  1. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. М., 2003.Рабочая книга практического психолога. М., 2002.
  2. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Вып. 3.Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. Метод.Руководство. М., 1990.

Бланк вопросов

Бланк вопросов

Видео:Диагностика межличностных отношенийСкачать

Диагностика межличностных отношений

Диагностика подростков (методики)

Диагностика межличностных отношений подростков

83 психологических методики для 

диагностики подростков от 11 до 17 лет 

в одном издании!

Стимульный материал методик в хорошем цифровом качестве и уже подогнан по размерам страниц А4.

сборника можете использовать как чек-лист:  ⇓ ⇓ ⇓ 

 Диагностика подростков методики

  • «Красно-черная таблица» (переключение внимания)
  • «Расстановки чисел»
  • Диагностика лингвистических способностей подростков (12-15 лет) Айзенк
  • Диагностика математических способностей подростков (12-15 лет) Айзенк
  • Корректурная проба (буквенный вариант – диагностика свойств внимания)
  • Методика ГИТ (групповой интеллектуальный тест -7 субтестов) (10-12 лет)
  • Методика оценки распределения и устойчивости внимания с помощью 25-значных одноцветных цифровых таблиц
  • «Логико-количественные отношения»
  • Оценка избирательности внимания (по методике Мюнстенберга)
  • Школьный Тест Умственного Развития  (ШТУР)

Мышление подростков диагностика

  • Тест «Интеллектуальная лабильность»
  • «Интеллектуальная лабильность» в модификации С.Н. Костроминой (12-15 лет)
  • Тест Беннета оценка уровня развития технического мышления

Диагностика личности подростка методики

  • «Автопортрет» Е.С. Романова, С.Ф. Потемкин
  • «Измерение мотивации аффиляции» модификация М.Ш. Магомед-Эминова
  • «Несуществующее животное»
  • «Чертова дюжина» акцентуации характера
  • 16-факторный опросник Р. Кеттела
  • Акцентуации характера
  • Акцентуации характера «Тест-опросник Шмишека»
  • Измерение мотивации достижения успехов и избегания неудач
  • Изучение направленности личности (В. Смекала, М. Кучера)
  • Изучение свойств нервной системы учащихся
  • Метод наблюдения для оценки волевых качеств (А.И.Высоцкий)
  • Методика аутоидентификации акцентуаций характера Э.Г. Эйдемиллера
  • Определение свойств темперамента
  • Опросник Айзенка (тип темперамента)
  • Определение типов высшей нервной деятельности человека (по И.П. Павлову)
  • Оценка уровня притязаний
  • Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова
  • Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личко
  • Темп и работоспособность (10-15 лет)  Теппинг-тест Ильина

Диагностика агрессивности подростков методики

  • Агрессивность (модификация теста Розенцвейга)
  • Опросник Баса-Дарки (подростковая агрессия)
  • Тест-опросник для измерения мотивации достижения (ТМД) М.Ш. Магомед-Эминов
  • Тест-опросник Я. Стреляу (тип нервной деятельности)
  • Фрайбургский личностный опросник (FPI)
  • Экспресс-диагностика характерологических особенностей личности

Диагностика самооценки подростков методики

  • Изучение общей самооценки (опросник Г.Н. Казанцевой)
  • Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси

Диагностика эмоционального состояния подростка

  • Опросник нервно-психического напряжения (НПН) Т.А. Немчин
  • Оценка подвижности по жизненным показателям
  • Оценка уровня тревожности у старшеклассников
  • Тест школьной тревожности  Филлипса  (8-12 лет)
  • Тест юмористических фраз (ТЮФ) А.Г. Шмелев, В.С. Бабина
  • Шкала астенического состояния (ШАС) Л.Д. Малкова
  • Шкала сниженного настроения – субдепрессия
  • Шкала тревожности (по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша

Диагностика межличностных отношений подростков

  • «Рисунок семьи»
  • Анкета на выявление типа восприятия группы у исследуемого
  • Графическая беседа «Мой круг общения»
  • Игровая методика «Дилемма узника»
  • Семантический дифференциал
  • Социально-психологическая самоаттестация группы как коллектива (СПСК)
  • Социометрическая методика
  • Тест незаконченных предложений (модиф. В. Михала)
  • Цветовой тест отношений

Адаптация к профильному обучению

  • Диагностика отношения к учению и к учебным предметам Г.Н. Казанцева
  • Изучение мотивов учебной деятельности
  • Методика «Когнитивная ориентация (локус контроля)» Д. Роттер
  • Методика диагностики мотивации успеха и мотивации боязни неудач А. Реан
  • Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы  А. Прихожан
  • Методика изучения общей самооценки (Г.Н. Казанцева)
  • Методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма
  • Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей старшеклассников КОС-1
  • Методика первичной диагностики адаптации к обучению в профильных классах: опросник для старшеклассников; карта наблюдения за дезадаптивным поведением школьника; беседа с родителями старшеклассников
  • Оценка «Эмоционального интеллекта» Н. Холл

Тест на профориентацию для подростков

  • Активизирующий опросник «Будь готов!»
  • Активизирующий опросник «Как поживаешь?»
  • Активизирующий опросник «Перекресток»
  • Активизирующий опросник «Престижная профессия»
  • Активизирующий опросник «Самооценка нравственности, гражданственности (СНГ)»
  • Активизирующий опросник «Сейчас и потом»
  • Активизирующий опросник «Справедливость, самооценка, самоуважение, рефлексия (СССР)
  • Дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» (ДДО) (Е.А. Климов)
  • Изучение профессиональных интересов учащихся
  • Изучение профессиональных намерений старшеклассников Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович
  • Методика определения основных мотивов выбора профессии
  • Методика «Профконсультационные перечни»
  • Определение направленности личности (ориентационная анкета)
  • Определение склонностей по методике Л.А. Йовайши
  • Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) В.В. Синявского и Б.А. Федоришина
  • Тест Д. Голланда по определению типа личности

Все вышеуказанные тесты в цифровом качестве содержатся в одном сборнике —

«Рабочий инструмент подросткового психолога»

Стимульный материал методик в хорошем цифровом качестве и уже подогнан по размерам страниц А4.

Уверена, что данный сборник существенно облегчит вашу работу и хочу предложить Вам решение, способное здорово повысить эффективность работы, сэкономив силы и время.

https://www.youtube.com/watch?v=wQ5DUZd465E

Работа любого профессионального психолога начинается с диагностики. Методики и тесты для работы приходится искать в книгах или в сети Интернет.

Прежде, чем применить найденный тест, бланк приходится «подгонять» под нужный формат листа, на что требуется немало времени.

Поэтому, как правило, у каждого практикующего психолога есть определённое количество готовых к применению методик, которыми он привык пользоваться.

Имея под рукой большой выбор готовых для применения тестов, практический психолог значительно улучшает качество и эффективность своей работы.

Проверьте свой набор методик, — возможно, есть более простые в применении тесты.

Вы можете распечатать сразу все тесты и методики, а можете распечатывать выборочно только те, которые нужны для диагностики подростков именно сейчас.

Стоимость

Стоимость электорнной версии сборника 400 рублей.

Размер файла 8,12 МБ;  формат  PDF;  612 страниц

Как приобрести сборник тестов (видеоинструкция)

Вы можете оплатить данный сборник тестов с помощью сервиса ЮКасса:

— оплатить можно любой банковской картой или ЮMoney

— после оплаты заказа письмо со ссылкой на сборник придёт на указанную Вами электронную почту

— если письмо не пришло — проверьте папку СПАМ

— если остались вопросы, напишите мне на e-mail: nina.vasilets@gmail.com

Политика конфиденциальности

Договор оферты

Видео:Вот почему подростком быть трудно. Всё дело в мозге / #ТЕДсаммариСкачать

Вот почему подростком быть трудно. Всё дело в мозге / #ТЕДсаммари

Диагностика межличностных отношений (А.А.Рукавишников)

Диагностика межличностных отношений подростков

Шкалы: включение, контроль, аффект

Опросник предназначен для оценки типичных способов вашего отношения к людям. В сущности, здесь нет правильных или неправильных ответов, правилен каждый правдивый ответ.Иногда люди стремятся отвечать на вопросы так, как, по их мнению, они должны были бы себя вести. Однако в данном случае нас интересует, как вы ведете себя в действительности.

Некоторые вопросы очень похожи друг на друга. Но все-таки они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, на каждый вопрос отдельно, без оглядки на другие вопросы.

Время ответа на вопросы не ограничено, но не размышляйте слишком долго над каким-либо вопросом.

Для каждого утверждения выберите ответ, который больше всего вам подходит.

Тестовый материал

Обычно (1), часто (2), иногда (3), по случаю (4), редко (5), никогда (6)

  1. Стремлюсь быть вместе со всеми.
  2. Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать.
  3. Становлюсь членом различных групп.
  4. Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными членами группы.
  5. Когда предоставляется случай, я склонен стать членом интересных организаций.
  6. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.
  7. Стремлюсь влиться в неформальную общественную жизнь.
  8. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.
  9. Стремлюсь задействовать других в своих планах.
  10. Позволяю другим судить о том, что я делаю.
  11. Стараюсь быть среди людей.
  12. Стремлюсь устанавливать с другими близкие и сердечные отношения.
  13. Имею склонность присоединяться к остальным всякий раз, когда делается что-то совместно.
  14. Легко подчиняюсь другим.
  15. Стараюсь избегать одиночества.
  16. Стремлюсь принимать участие в совместных мероприятиях.

Относится к: большинству людей (1), многим людям (2), некоторым людям (3), нескольким людям (4), одному-двум людям (5), ни к кому (6)

  1. Стремлюсь относиться к другим приятельски.
  2. Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать.
  3. Мое личное отношение к окружающим – холодное и безразличное.
  4. Предоставляю другим руководить ходом событий.
  5. Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными.
  6. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.
  7. Стремлюсь приобрести близкие и сердечные отношения с другими.
  8. Позволяю другим судить о том, что я делаю.
  9. С другими веду себя холодно и безразлично.
  10. Легко подчиняюсь другим.
  11. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.

Относится к: большинству людей (1), многим людям (2), некоторым людям (3), нескольким людям (4), одному-двум людям (5), ни к кому (6)

  1. Люблю, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь.
  2. Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно.
  3. Стремлюсь оказывать сильное влияние на деятельность других.
  4. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности.
  5. Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно.
  6. В обществе других стремлюсь руководить ходом событий.
  7. Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности.
  8. Я люблю, когда другие ведут себя со мной холодно и сдержанно.
  9. Стремлюсь, чтобы остальные поступали так, как я хочу.
  10. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их дебатах (дискуссиях).
  11. Я люблю, когда другие относятся ко мне по-приятельски.
  12. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их деятельности.
  13. Мне нравится, когда окружающие относятся ко мне сдержанно.

Обычно (1), часто (2), иногда (3), по случаю (4), редко (5), никогда (6)

  1. В обществе стараюсь играть главенствующую роль.
  2. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь.
  3. Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно.
  4. Стремлюсь, чтобы другие делали то, что я хочу.
  5. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности.
  6. Мне нравится, когда другие относятся ко мне холодно и сдержанно.
  7. Стремлюсь сильно влиять на деятельность других.
  8. Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности.
  9. Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно.
  10. В обществе стараюсь руководить ходом событий.
  11. Мне нравится, когда другие приглашают принять участие в их деятельности.
  12. Мне нравится, когда ко мне относятся сдержанно.
  13. Стараюсь, чтобы остальные делали то, что я хочу.
  14. В обществе руковожу ходом событий.

Ключ к тесту

Ключи для обработки шкал опросника межличностных отношений (ОМО). Слева приводятся пункты шкал, справа – номера правильных ответов. При совпадении ответа испытуемого с ключом – он оценивается в 1 балл, при несовпадении – 0 баллов.

https://www.youtube.com/watch?v=D8gD5FfT25w

Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

Войти через ВКонтакте

Внимание!
1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото

💡 Видео

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение 🎓 ОГЭ без репетитораСкачать

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение 🎓 ОГЭ без репетитора

Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение 🎓 ОГЭ по обществознанию без репетитораСкачать

Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение 🎓 ОГЭ по обществознанию без репетитора

советы для подростков: как избежать ошибок в первых отношенияхСкачать

советы для подростков: как избежать ошибок в первых отношениях

Семь правил идеальных отношений / Секреты успешного брака / Как получить от мужчины то что хочешь?Скачать

Семь правил идеальных отношений / Секреты успешного брака / Как получить от мужчины то что хочешь?

Видеоурок «Межличностные конфликты, причины их возникновения»Скачать

Видеоурок «Межличностные конфликты, причины их возникновения»

Как вести себя с подростками Михаил ЛабковскийСкачать

Как вести себя с подростками Михаил Лабковский

Диагностика зависимого поведения среди подростковСкачать

Диагностика зависимого поведения среди подростков

Диагностика мотивации и межличностных отношенийСкачать

Диагностика мотивации и межличностных отношений

ПОЧЕМУ ПОДРОСТОК КОНФЛИКТУЕТ С РОДИТЕЛЯМИ? СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА, КАК МИРНО ПЕРЕЖИТЬ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТСкачать

ПОЧЕМУ ПОДРОСТОК КОНФЛИКТУЕТ С РОДИТЕЛЯМИ? СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА, КАК МИРНО ПЕРЕЖИТЬ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Жёсткая Правда об Отношениях: Доктор Джо ДиспензаСкачать

Жёсткая Правда об Отношениях: Доктор Джо Диспенза

Как воспитывать современных подростков / Людмила Петрановская // Нам надо поговоритьСкачать

Как воспитывать современных подростков / Людмила Петрановская // Нам надо поговорить

Исследование межличностных отношений в коллективе методом социометрииСкачать

Исследование межличностных отношений в коллективе методом социометрии

Психодиагностика межличностных отношенийСкачать

Психодиагностика межличностных отношений

Смешные ОШИБКИ в отношениях у ПОДРОСТКОВСкачать

Смешные ОШИБКИ в отношениях у ПОДРОСТКОВ

Признаки психологической зрелостиСкачать

Признаки психологической зрелости

Лекция "Детско-родительские отношения подростков"Скачать

Лекция "Детско-родительские отношения подростков"

«ПОЙМИ» социальный ролик на тему отношений подростков и родителейСкачать

«ПОЙМИ»  социальный ролик на тему отношений подростков и родителей
Поделиться или сохранить к себе: