Базаров перед лицом смерти

Базаров перед лицом смерти Полезное
Анализ эпизода «Смерть Базарова» в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев) | Литрекон

Базаров перед лицом смерти

Одним из главных эпизодов в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» является эпизод смерти Базарова. Именно он служит ответом на главный вопрос произведения: «Возможно ли жить только согласно разуму, отвергая любые чувства?». Полный анализ романа «Отцы и дети» Вы найдете здесь.

Содержание
  1. Базаров до и после
  2. О чем фрагмент?
  3. Средства выразительности и детали
  4. Смысл эпизода
  5. Значение фрагмента в тексте
  6. Базаров перед лицом смерти (анализ эпизода)
  7. Кто такой Базаров?
  8. Отношение к окружающим
  9. Любовь Базарова
  10. Смерть Базарова — случайность?
  11. Отношение Базарова к смерти и к себе
  12. Понимание истинных ценностей
  13. Смерть Евгения Базарова
  14. Вариант 2
  15. Природа
  16. Сочинение Анализ эпизода смерти Базарова
  17. Анализ эпизода смерти базарова в романе отцы и дети тургенева сочинение — Лучшие Сочинения
  18. Сочинение 4
  19. Анализ эпизода смерти Базарова в романе Тургенева Отцы и дети сочинение
  20. Смерть Евгения Базарова — анализ эпизода в романе И.С. Тургенева
  21. Авторский взгляд
  22. Любовь, преодолевающая скепсис
  23. Последние дни Евгения
  24. Прощание с жизнью и любовью
  25. Анализ эпизода смерти Базарова в романе Тургенева
  26. Смерть Базарова – случайность?
  27. 📺 Видео

Базаров до и после

  • Евгений Базаров — это представитель «нигилизма». Он верит только в то, что способно приносить пользу, например, в физику или химию. Он не воспринимает всерьез искусство, чувства, ведь для него это свойство бездельника. Главное – то, что подвластно человеку, а именно — разум. Однако И.С. Тургенев ставит под сомнение такие взгляды, видя в них противоречие законам жизни. 
  • Перед смертью Базаров окончательно раскрывает душу. Он переосмысливает взгляды и понимает, что ни физика, ни химия не смогут ему помочь, ибо есть что-то более могущественное и неподвластное. Базаров задумывается о Боге. Он осознает, что действительно важно в этой жизни, а что есть ложное. Он, наконец, видит ценность в своих родителях, их любви, и признает свою любовь к Одинцовой.

О чем фрагмент?

Когда Базаров возвращается к родителям, он оказывается другим человеком. Его чувства к Одинцовой повлияли на него. Ведь это то, что Базаров не может контролировать. Он приезжает к родителям с запутанными мыслями, ведь его теории могут оказаться ошибочными. К сожалению, поездка к родителям для Базарова оказывается роковой. Он делает вскрытие тифозного больного и получает заражение.

Когда Базаров понимает, что смерть близка, он посылает за Одинцовой, чтобы встретиться с ней в последний раз. Она предстает перед Базаровым полностью облаченной в черное — как на похороны. Одинцова видит его и понимает, что не любит его. Хотя Базаров именно ей раскрывает все сокровенные мысли. 

Базаров убеждается, что не смог принести пользу России, хотя так этого хотел. Ведь, по его мнению, люди, трудившиеся изо дня в день, смогли сделать намного больше, чем он. 

Средства выразительности и детали

Полностью разрушенные устои не оставляют выбора перед Базаровым. Он принимает смерть и не видит иного пути. Именно в признании своей скорой кончины Базаров говорит метафорой: «Вилять хвостом не стану». Это придает речи простоту и непринужденность. 

Также автор применяет в тексте присоединительные конструкции: «Ну, что ж мне вам сказать…я любил вас!» — что помогает чётко отразить ход мыслей Базарова. К тому же, И.С. Тургенев прибегает к использованию вопросно-ответной формы: «Кто плачет? Мать! Бедная!», — что служит доподлинной передачей размышлений Базарова о смерти и смысле жизни.

Смысл эпизода

В Базарове происходит внутренняя борьба после крушения нигилизма. Она и сводит его в могилу. Он превращается в человека с обычными слабостями, открывается людям и проявляет эмоции.

Тем не менее, он остается сильным человеком и не показывает боль, которую испытывает. Одинцова же проявляет свое истинное отношение к Базарову.

Она показывает безразличие к скорой смерти Базарова и приезжает к нему только из вежливости.

Получается, что автор выражает очень важную мысль данным эпизодом. Он показывает, что человек не должен отвергать свои чувства.

Ведь жить без эмоций невозможно, ибо настоящая жизнь полностью состоит из бесконечного потока чувств.

Евгений, исключающий свои сердечные порывы из жизни, не был морально готов к ним, поэтому он не смог выдержать испытания любовью. Его гибель указывает на несостоятельность нигилистических позиций.

Значение фрагмента в тексте

Зачем автор, симпатизирующий своему герою, убивает его в финале? Ведь сам Тургенев неоднократно отражал нападки критиков, говоря, что за время работы полюбил своего нигилиста и проникся к нему уважением.

Однако он так и не смог принять радикальную позицию Базарова, поэтому значение эпизода смерти героя в романе «Отцы и дети» сводится к тому, чтобы продемонстрировать нежизнеспособность теорий Евгения.

Умирает не он, а его искусственные учения, опровергающие саму природу человека.

https://www.youtube.com/watch?v=D10PhhCynCY

Почему умирает Базаров? Не от тифа, а от любви. Он настолько отделил себя от обычных людей и того, что им присуще, что удар неразделенной любви оказался слишком сильным.

После него аккуратный и опытный врач заражается тифом, и его феноменальная небрежность исходила из равнодушия к себя и своей жизни. Он не дорожил собой и морально был готов к смерти.

Евгений свел себя к новой идее, и если они погибала под градом ударов любви, то и он не мог больше жить. 

Ольга Макарова

Видео:10 класс. Базаров - нигилист. Трагедия Е.Базарова. Болезнь и смерть героя.Скачать

10 класс. Базаров - нигилист. Трагедия Е.Базарова. Болезнь и смерть героя.

Базаров перед лицом смерти (анализ эпизода)

Базаров перед лицом смерти

Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенев заканчивает гибелью главного персонажа. Понимание причин, по которым автор завершает свое произведение именно так, возможно через анализ эпизода «смерть Базарова». «Отцы и дети» — роман, в котором смерть главного героя, безусловно, неслучайна. Возможно, такой финал говорит о несостоятельности и убеждений этого персонажа. Итак, попробуем разобраться.

Кто такой Базаров?

Анализ эпизода смерти Базарова невозможен без понимания того, каков этот персонаж. Благодаря тому, что рассказано о Евгении в романе, мы представляем себе умного, уверенного в себе, циничного молодого человека, который отрицает общепринятые моральные устои, идеалы. Любовь он считает «физиологией», по его мнению, человек не должен зависеть от кого-либо.

В последующем, правда, Тургенев открывает нам в своем герое такие качества, как чуткость, доброта, способность на глубокие чувства.

Базаров является нигилистом, то есть человеком, который отрицает все общепринятые ценности, в том числе он не разделяет восторгов любителей По его мнению, значимо лишь то, что приносит практическую пользу. Все прекрасное он считает бессмысленным. Своей главной Евгений обозначает «труд на пользу общества». Его задача — «жить для великой цели обновления мира».

Отношение к окружающим

Анализ эпизода смерти Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети» нельзя осуществить без понимания того, как выстраивались отношения главного героя с людьми, составлявшими его круг общения.

Нужно отметить, что Базаров относился к окружающим с презрением, он ставил других ниже, чем себя. Это проявлялось, например, в том, какие вещи он говорил Аркадию о нем самом и его родственниках.

Привязанность, сочувствие, нежность — все эти чувства Евгений считает неприемлемыми.

Любовь Базарова

Анализ эпизода смерти Базарова требует упомянуть о том, что при всем его пренебрежении к возвышенным чувствам он, по иронии судьбы, влюбляется. Его любовь необыкновенно глубока, о чем свидетельствует объяснение с Анной Сергеевной Одинцовой.

Поняв, что он способен на такое чувство, Базаров перестает относиться к нему как к физиологии. Он начинает считать возможным существование любви. Такая перемена взглядов не могла пройти бесследно для Евгения, который жил идеями нигилизма.

Его прежняя жизнь разрушена.

Объяснение Базарова в любви — это не просто слова, это признание собственного поражения. Нигилистические теории Евгения разбиты.

Тургенев считает нецелесообразным заканчивать роман переменой во взглядах главного героя, а решает завершить произведение его смертью.

Смерть Базарова — случайность?

Итак, в финале романа главное событие — смерть Базарова. Анализ эпизода требует вспомнить о причине, по которой, согласно тексту произведения, умирает главный герой.

Его жизнь становится невозможна из-за досадной случайности — небольшого пореза, который получил Базаров при вскрытии тела крестьянина, умершего от тифа.

По иронии судьбы, он, доктор, занимающийся полезным делом, не может ничего поделать, чтобы спасти свою жизнь. Осознание того, что он умрет, дало главному герою время оценить свои достижения.

Базаров, знающий о неизбежности своей смерти, спокоен и силен, хотя, конечно, будучи молодым и энергичным человеком, сожалеет, что жить остается так немного.

Отношение Базарова к смерти и к себе

Анализ эпизода смерти Базарова невозможен без более глубокого понимания того, как герой относится к близости своего конца и смерти вообще.

https://www.youtube.com/watch?v=13l3Pa26res

Ни один человек не может спокойно осознавать приближение финала своей жизни. Евгений, будучи человеком, безусловно, сильным и уверенным в себе, не является исключением. Он сожалеет о том, что не выполнил свою главную задачу. Он понимает силу смерти и говорит о приближающихся последних минутах с горькой иронией: «Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!»

Итак, близится смерть Базарова. Анализ эпизода, который является одним из ключевых в романе, нуждается в понимании того, как изменился характер главного героя. Евгений становится добрее и сентиментальнее. Он хочет встретиться с любимой, еще раз сказать о своих чувствах. Базаров мягче, чем раньше, относится к родителям, понимая теперь их значимость.

Анализ эпизода смерти Базарова показывает, насколько одинок главный герой произведения. У него нет близкого человека, которому он мог бы передать свои убеждения, следовательно, нет будущего у его взглядов.

Понимание истинных ценностей

Перед лицом смерти меняются. Приходит понимание того, что в жизни действительно важно.

Анализ эпизода «смерть Базарова» по роману И. С. Тургенева требует понимания того, какие ценности главный герой теперь считает истинными.

Самое важное для него теперь — родители, их любовь к нему, а также его чувство к Одинцовой. Он хочет с ней попрощаться, и Анна, не побоявшись заразиться, приезжает к Евгению. С ней Базаров делится сокровенными мыслями. Он приходит к пониманию, что совсем не нужен России, ей нужны те, кто каждый день выполняет обычную работу.

Базарову тяжелее примириться со своей смертью, чем любому другому человеку, потому что он атеист и не верит в жизнь после смерти.

Тургенев завершает свой роман смертью Базарова. Принципы, по которым жил герой, разрушены. Более сильных, новых идеалов у Базарова не появилось. Тургенев отмечает, что главного героя погубила именно глубокая приверженность к нигилизму, который заставил его отказаться от общечеловеческих ценностей, позволяющих жить в этом мире.

Видео:Смерть Базарова в романе «Отцы и дети» И. ТургеневаСкачать

Смерть Базарова в романе «Отцы и дети» И. Тургенева

Смерть Евгения Базарова

Базаров перед лицом смерти

  • Сочинения
  • По литературе
  • Тургенев
  • Анализ эпизода смерти Базарова в романе Отцы и дети

Евгений Базаров, один из главных героев романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», является носителем идеологии нигилизма.

Он отрицает общепринятые ценности, признавая лишь то, что имеет практическую пользу. Евгений активно изучает естественные науки, проводит опыты, с ранних лет увлекается медициной.

Сильный, невозмутимый характер позволяет молодому человеку воплощать его нестандартные убеждения в реальные поступки, отстаивать их перед людьми любых чинов.

Крепкую жизненную позицию Базарова ломают жизненные обстоятельства в виде необузданной любви к молодой вдове Анне Сергеевне Одинцовой. Евгений, ранее не веривший в существование этого высшего чувства, оказывается не в состоянии вынести мук безответности.

Любовь не просто сделала его несчастным, но и пошатнула мировоззрение, в котором был так уверен главный герой. Его попытки убежать от чувства не приносят успеха.

Сознательно ли или случайно, Базаров, гостя у родителей, во время медицинской практики заражается тифом через небольшой порез, который не был вовремя обработан.

Болезнь свою Евгений встречает мужественно: он прямо и без страха сообщает своему отцу, что надежды на выздоровление нет. Протекает болезнь тяжело, однако Евгений из последних сил борется с помутнением сознания, стараясь не потерять рассудок.

Герой знает о скорой смерти своей и уже не сопротивляется родительской любви (даже сам проявляет чувства к ним), их религиозным воззрениям (наоборот, даже просит молиться о нем, соглашается на совершение христианского предсмертного ритуала).

По его собственной просьбе приезжает Одинцова, которой он говорит о своём сокровенном: о любви к ней, осознании ничтожности своей и своих убеждений, просит позаботиться о родителях. Встреча с Анной Сергеевной была последним проблеском сознания для него, умирает он уже в бреду.

То, насколько смело Базаров смотрел в глаза правде о неизбежности своей смерти, доказывает неподдельную силу его характера. Однако убеждения его лишь были ещё раз опровергнуты: даже наука и медицина, в которые он верил, оказались не способны ему помочь.

Глядя на свою недолгую жизнь, герой понимает, что был ведом ложными ценностями. Он упустил то главное, что составляет основу человеческого существования: любовь, веру, доброту.

Смерть Базарова сама по себе, а также его признание собственного заблуждения, показывает читателю несостоятельность нигилистических убеждений.

Вариант 2

Иван Сергеевич Тургенев преобразил русскую литературу собственным романом «Отцы и дети», в котором главным героем является Евгений Базаров. Человек он молодой, приверженец идеи нигилизма. Персонаж отрицает общепринятые ценности, такие как: дом, семья, флора. Для него «природа – не храм, а мастерская», соответственно, даёт Базаров всем явлениям объяснения с точки зрения науки.

https://www.youtube.com/watch?v=LG01_oasZws

Евгений глубоко убежден в том, что в жизни упрощает всё химия, физика, математика. С помощью их изучения строятся понятия о мире. Фатальная ошибка героя в том, что он не желает впускать в своё сердце прекрасное чувство: любовь.

Ни поэзия, ни религия, ни область возвышенных окрыляющих чувств, для него просто-напросто не существует, ибо, как считает сам Базаров, — это всё выдуманное бездельниками.

Убеждение героя состоит в могущественной силе человека, который способен подчинить себе всё в этом мире.

Как утверждает персонаж, необходимо отбросить опыт предыдущих поколений, забыть народный быт, сложившиеся уклады жизни, чтобы действовать полезно и продуктивно.

Несомненно, Базаров – герой со своим особенным внутренним миром, однако, как показывает Тургенев, взгляды Евгения ошибочны, его убеждения неверны, они надвигают опасность и угрозу, противореча установившимся в жизни законам.

Однако, как ни странно, в сердце героя входит внезапное чувство – любовь, которая полностью переворачивает мир с ног на голову, меняя мировоззрение. Чувства к Одинцовой не могут объясниться с точки зрения науки, медицины, Базаров это начинает осознавать. Против его вола эта странная вещь, которую Евгений всячески старался не замечать, отрицать.

И герой бессилен перед ней. Любовь дала понять персонажу: все его великие идеи, убеждения – это большая ошибка. Он является обычным человеком, который должен признавать общепринятые ценности. Однако осознание всего этого кардинально изменило героя. Базаров понял, что жизнь теперь перевернулась на 180 градусов.

А что делать дальше, никто не дает ему ответа!

Так или иначе, Евгений принимает решение отправиться к родителям, в доме у которых происходит судьбоносное событие. Оказывая помощь больному, заразившимся тифом, инфекция проникает и в тело Базарова, отчего он и осознает, что скоро покинет этот мир.

Странным оказывается поведение Евгения перед смертью. Он внезапно понимает, что рьяно хочет проживать каждый день, но, к сожалению, смерть настигает его. Перед ее взором осознается, что наука – это всё ложное, она не способна ему прийти на подмогу.

«Человеку нежен человек»! Базаров даже обращается к Богу за просьбой. И в конце у героя прозрение: жить необходимо! Как говорил Толстой: «Надо жить, надо любить, надо верить»! Евгений понимает, что любовь к Одинцовой – вот истинная ценность.

Семья, родители, — вот к чему нужно быть приближенным, а не к теории нигилизма.

Так, персонаж убежден, что стране он вовсе не нужен. Покидать сей мир не хочет герой, но это единственное решение, ибо все представления о жизни разрушились. Базаров понимает это, поэтому и спокойно уходит…

Смерть Евгения дала понять то, что губят человека ложные ценности, ошибочные представления о мире!

Природа

Она как бы обещает поделиться с тем, кто к ней обращается, если не бессмертием, то своим беспримерным долголетием. Однако она оставляет для жизни только людей рядовых, ничем не выделяющихся особей. Так в романе останутся жить и процветать Фенечка, Аркадий, Катя, но живым мертвецом окажется сорокалетний Павел Петрович Кирсанов.

Смотреть галерею

И будто бы случайная фатальная смерть в 28 лет настигнет Евгения Базарова. Они – люди весьма разные, но родственные в их личностной незаурядности. Это не приветствуется природой, вот почему умер Базаров. Природа в ее новом состоянии к человечеству, когда оно силится быть бессмертным, становится враждебной, и тогда она даже не торжествует над человеком, а идет вперед, все пожирая.

Сочинение Анализ эпизода смерти Базарова

Евгений Базаров – главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», молодой человек, разночинец, нигилист. В своем произведении автор подробно раскрывает философские взгляды Базарова, в деталях описывает его характер. Через этого персонажа Тургенев анализирует явление нигилизма, охватившего всю страну в 60-х годах XIX столетия.

Отец Базарова всю свою жизнь проработал уездным лекарем. Сам же герой пока что учится в высшем учебном заведении, изучая естественные науки. И все-таки основным своим предназначением Евгений считает следование идеям нигилизма.

https://www.youtube.com/watch?v=TXo_cHduqfA

Базаров – сторонник рационализма. Он убежден в том, что в жизни необходимо лишь то, что приносит определенную пользу. Поэтому он считает важными такие науки как химия и математика, но отвергает область чувств, искусство, религию. Он считает, что миром правит необходимость и физиология.

Базаров верит в силу человечество и его превосходство над всем остальным. Однако подобная привилегия является прерогативой не всех людей, а только лишь нигилистов. Только они способны отречься от прежнего опыта всего человечества, чтобы жить по собственным правилам и законам, основанным на пользе и рационализме.

Отрицание, по мнению Базарова, на данный момент является наиболее полезным, значит, вывод один – нужно отрицать.

Как считает главный герой, священной миссией нигилистов является разрушение старого, ненужного. Когда Николай Петрович в возмущении восклицает, что нужно ведь еще и строить, создавать что-то новое, Базаров утверждает, что это уже не проблема.

Для начала нужно расчистить место для будущего созидания. Безусловно, Базаров очень умный человек, амбициозный, харизматичный. И все же автор не согласен с его мировоззрением, резко осуждая подобные убеждения.

Тургенев подчеркивает их ошибочность и даже вредность, поскольку те противоречат законам бытия.

Видео:Смерть Базарова. Почему Базаров так странно умирает?Скачать

Смерть Базарова. Почему Базаров так странно умирает?

Анализ эпизода смерти базарова в романе отцы и дети тургенева сочинение — Лучшие Сочинения

Базаров перед лицом смерти

Евгений Базаров, один из главных героев романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», является носителем идеологии нигилизма. Он отрицает общепринятые ценности, признавая лишь то, что имеет практическую пользу.

Евгений активно изучает  естественные науки, проводит опыты, с ранних лет увлекается медициной.

Сильный, невозмутимый характер позволяет молодому человеку воплощать его нестандартные убеждения в реальные поступки, отстаивать их перед людьми любых чинов.

Крепкую жизненную позицию Базарова ломают жизненные обстоятельства в виде необузданной любви к молодой вдове Анне Сергеевне Одинцовой. Евгений, ранее не веривший в существование этого высшего чувства, оказывается не в состоянии вынести мук безответности.

Любовь не просто сделала его несчастным, но и пошатнула мировоззрение, в котором был так уверен главный герой. Его попытки убежать от чувства не приносят успеха.

Сознательно ли или случайно, Базаров, гостя у родителей, во время медицинской практики заражается тифом через небольшой порез, который не был вовремя обработан.

Болезнь свою Евгений встречает мужественно: он прямо и без страха сообщает своему отцу, что надежды на выздоровление нет. Протекает болезнь тяжело, однако Евгений из последних сил борется с помутнением сознания, стараясь не потерять рассудок.

Герой знает о скорой смерти своей и уже не сопротивляется родительской любви (даже сам проявляет чувства к ним), их религиозным воззрениям (наоборот, даже просит молиться о нем, соглашается на совершение христианского предсмертного ритуала).

По его собственной просьбе приезжает Одинцова, которой он говорит о своём сокровенном: о любви к ней, осознании ничтожности своей и своих убеждений, просит позаботиться о родителях. Встреча с Анной Сергеевной была последним проблеском сознания для него, умирает он уже в бреду.

То, насколько смело Базаров смотрел в глаза правде о неизбежности своей смерти, доказывает неподдельную силу его характера. Однако убеждения его лишь были ещё раз опровергнуты: даже наука и медицина, в которые он верил, оказались не способны ему помочь.

Глядя на свою недолгую жизнь, герой понимает, что был ведом ложными ценностями. Он упустил то главное, что составляет основу человеческого существования: любовь, веру, доброту.

https://www.youtube.com/watch?v=txVd1XXIoZ4

Смерть Базарова сама по себе, а также его признание собственного заблуждения, показывает читателю несостоятельность нигилистических убеждений.

Сочинение 4

Во второй половине 19 века в России возникло новое явление под названием «нигилизм». Его последователи, нигилисты, не принимали всего того, что не приносит человеку конкретную пользу: искусство, поэзию, чувство. Считали, что самым главным в жизни является разум. В романе «Отцы и дети» Тургенев пытается понять суть философии и учения нигилизма, вносит свое отношение к этому явлению.

Главным героем романа является Евгений Базаров. Он вырос в семье лекаря и стал продолжателем его традиций. Наука, как он считает, главная часть его жизни.

Базаров умен, несколько циничен, но, безусловно, в душе он добрый человек, пытающийся помочь людям.

Его жизненная позиция строится на отрицании всей духовных  аспектов, он не признает религию, живопись, литературу и другие виды искусства. Не принимает Базаров и любви, рассматривая ее лишь с точки физиологии.

Базаров – нигилист, но не такой как Ситников и Кукшина, для которых нигилизм является лишь маской, под которой можно спрятать внутреннюю несостоятельность и пустоту. Евгений верит в свое учение, он пылко постаивает свои взгляды. цель – служит на благо людям, приносить конкретную пользу.

Конечно, читая роман, можно заметить, что герой относится к окружающим с явной долей снисходительности. Считает неприемлемым такие понятия, как дружба, привязанность, сочувствие, взаимопомощь.

Но его взглядам суждено было разрушиться. Он полюбил, и его чувство было настолько неприемлемым для него же самого. Мировоззрение Базарова, который дышал своим негилизмом, стало манятся. Он стал понимать, что любовь, чувства – это очень важные составляющие жизни.

Конечно, Тургенев мог показать в романе, как сильный человек постепенно откажется от своих убеждений, но он не стал этого делать. Эпизод смерти Базарова, наверное, самый важный в романе.

Если раньше читатель видел холодного и циничного человека, то теперь на его место пришел другой человек, любящий жизнь, понимающий, что семья и любовь – это немаловажный фундамент для существования людей.

Почему же Тургенев умертвил своего персонажа?  Этим он показал свое отношение к негилизму, всю его хрупкость и настоятельность. Ведь нельзя лишить людей духовных аспектов, которые воспитывают и взращивают самые лучшие качества в человеке: взаимопомощь, сострадание, любовь.

← Конфликт поколений в романе Отцы и дети Тургенева ← Спор Базарова и Павла Петровича↑ ТургеневСравнительная характеристика Базарова и Кирсанова → Сравнительная характеристика Николая и Павла Кирсановых →

Анализ эпизода смерти Базарова в романе Тургенева Отцы и дети сочинение

Евгений Базаров предпочёл отстаивать идеи нигилизма. Главным героем романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» является молодой нигилист Евгений Базаров. В ходе чтения, мы узнаём идеи данного течения.

Наш герой пошёл по стопам отца — уездного доктора. Но проживая в середине девятнадцатого века, был сторонником, как и вся молодёжь, идей нигилизма. Он придерживается убеждения, что человеку надо знать только науки, приносящие толк. Например, точные науки: математика, химия.

Он отстаивает свою точку зрения, что порядочный математик или химик приносит пользы больше, чем какой — то поэт! А стихи — развлечение и фантазия богатых бездельников. В нём четко проявляется отрицание любви к живым объектам природы.

И он всё больше отдаляется от семьи и хороших друзей.

Он считает, что есть физиологические процессы, движимые поведением всех людей. В его мыслях процветают идеи о том, что

В работе он настойчив, постоянно работает, всего себя отдаёт больным. Выполняя свои рабочие обязанности, он испытывает чувство радость. Среди людей, сталкивающихся с ним в больнице, он пользовался авторитетом и уважением. Он нравился окружающим, больным детям.

И вот наступает трагичный момент – смерть Базарова. Здесь заложен огромный смысл происходящего события. Причиной смертельного исхода является инфицирование крови.

Видео:«Отцы и дети» Смерть БазароваСкачать

«Отцы и дети» Смерть Базарова

Смерть Евгения Базарова — анализ эпизода в романе И.С. Тургенева

Базаров перед лицом смерти

Евгений Базаров представляет в романе человека, чьи убеждения основаны на новом для того времени мировоззрении. Черты нигилизма Тургенев видит повсюду и удивляется, как общество не замечает этого нарождающегося течения.

В своих воспоминаниях «По поводу „Отцов и детей“» автор рассказывает, что идея написать роман возникла у него после встречи с молодым провинциальным доктором, проявившим «едва народившееся, ещё бродившее начало, которое потом получило название нигилизма».

Базаров сразу выделен автором из окружающей среды:

  1. Сын отставного штабс-лекаря и дворянки, он не относит себя ни к высшему сословию, ни к простым обывателям, одинаково критически отзывается об их представителях.
  2. Внешность его так же противоречива, как и характер. Он выделяется высоким ростом, длинными волосами, выразительными зелёными глазами. «Славное у него лицо», — говорит приятель Аркадий Кирсанов.
  3. Небрежность в одежде и явная незамысловатость балахона с кистями свидетельствует как о бедности, так и о пренебрежении условностями и этикетом.

Поселившись в доме помещиков-аристократов Кирсановых, Базаров сразу вступает в споры и конфликт со старшим из братьев, дядей его приятеля Аркадия.

Из разговоров Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым становится понятно, какой идеологии придерживается главный герой.

Он отрицает всё кажущееся бесполезным, ничего не принимает на веру и считает, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

Цитата, в которой раскрывается стиль мышления: «Мне скажут дело — я соглашусь». Романтика, искусство, красота ничего не значат для него, а природа — это мастерская, из которой человек берёт всё нужное.

Авторский взгляд

Тургенев говорил, что взгляды Базарова, кроме отношения к искусству, ему близки. Он не на стороне «отцов».

Недаром порядочный и честный, но недалёкий аристократ Павел Петрович приобрёл гротескные черты и стал поистине смешон.

И при всём добром отношении к главному герою своего сочинения автор не видит у него будущего. Базаров очень одинок. Его последователи только сами считают себя таковыми:

  1. Приятель Аркадий, попав в привычную домашнюю среду, сразу становится на сторону близких. Одно дело — отрицать всё абстрактно, а другое, когда это относится к твоему миру, ко всему, что составляло именно твою сущность. Поведение Базарова, его открытое пренебрежение условностями и, наконец, дуэль с Павлом Петровичем делают для него нежелательным дальнейшее пребывание в доме Кирсановых и приводят к охлаждению в отношениях с Аркадием.
  2. Псевдонигилистка Кукшина — развязная и вульгарная особа.
  3. Ситников, называющий себя учеником Базарова — это просто карикатура на «учителя». Его нигилизм — средство преодоления комплексов, вызванных низким происхождением и сознанием собственной ничтожности.

Это мелкие образы, лишённые убеждённости. Они исполняют роль фона, усиливающего впечатление от масштаба личности главного героя.

https://www.youtube.com/watch?v=7g24VDsNZvw

Автор понимает, что смысл жизни не в отрицании, на котором ничего невозможно построить, а в созидании. Поэтому он предвидит крах идеологии нигилизма и признание героем несостоятельности своих убеждений. Это и есть причина того, почему Тургенев заканчивает роман смертью Базарова.

Любовь, преодолевающая скепсис

С Базаровым случилось то, чего он не мог предполагать. Он встретил красивую, умную женщину, Анну Сергеевну Одинцову, и для него открылась бездна чувств, которые он так яростно отрицал.

Это породило кризис в душе, скованной одной идеей, и стало испытанием на верность идеалам.

Всех женщин вне зависимости от сословия он называл «бабами» и считал ничтожными, глупыми существами, неспособными даже поддержать разговор в течение получаса.

Ранее Базаров утверждал, что «свободно мыслят между женщинами только уроды». Человек, который не допускал мысли, что женщина может «завладеть хотя бы кончиком пальца», отдал своей любви всю душу и мысли.

Это стало настоящим испытанием. Все прежние убеждения оказались под угрозой гибели и раскололи сознание героя надвое.

С одной стороны, полное отрицание романтики и возможности зависеть от женщины, а с другой — глубокое чувство и внутреннее понимание несовершенства, созданной им картины мира.

Даже отвергнутая и несостоявшаяся, эта любовь продолжала руководить всеми его чувствами и поступками и в конечном счёте обрела смысл символической смерти Базарова.

Последние дни Евгения

Причина смерти Базарова выглядит случайной. Он поранился при вскрытии трупа умершего крестьянина, а под рукой не оказалось адского камня. Ранка была инфицирована, началось заражение крови — заболевание, способное убивать.

Перед лицом смерти Базаров прошёл путь длиной в целую жизнь. Он понял, что не нужен России. Чувства, которые пробудила в нём Одинцова, показали всю несостоятельность отрицания всего и вся.

Жизнь оказалась значительно сложнее, чем он представлял себе, и места в ней для него не нашлось.

Болезнь была недолгой, но Писарев считал: «Умереть так, как умер Базаров — всё равно что сделать великий подвиг».

Несколько дней провёл Базаров в жару и в бреду, а потом сказал отцу, что заразился, и попросил позвать Одинцову, чтобы попрощаться. Старик горько сетовал на судьбу и несправедливость жизни.

Душа героя смягчилась при виде горя родителей. Он жалел стариков, поцеловал руку матери, которая постоянно молилась и плакала.

Прощание с жизнью и любовью

После нескольких дней горячки болезнь слегка отступила. Отец попросил у сына разрешения позвать священника. Но тут Базаров остался верен себе и непреклонен. Он считал, что ещё рано, причащаться можно и в беспамятстве, раз родителям это нужно.

Одинцову старики встречали с огромной надеждой. Мать бросалась в ноги и целовала подол платья. Отец твердил, что это «ангел».

В сцене прощания с Одинцовой герой прямо говорил, что ничего из задуманного не свершилось, он оказался никому не нужен и главная задача теперь — умереть достойно. Базаров опять говорил о своей любви.

Это последнее, что привязывало его к жизни. Ожидание приезда Анны Сергеевны позволило ему продержаться ещё немного в этом мире.

Монолог Евгения, обращённый к ней, тронул Анну, она подошла к больному и поцеловала в лоб. После этого Базаров окончательно впал в забытьё, только во время причастия попытался открыть один глаз, и «содрогание ужаса» появилось на его лице.

В последней главе автор кратко раскрывает судьбу всех остальных «выведенных лиц». Всё обстояло так, будто бы Базарова среди них никогда и не было. Он действительно оказался никому не нужен. Каждый персонаж продолжал строить свою жизнь. Герои женились, разъезжались, никто не вспоминал Евгения. Только Катя, сестра Анны, один раз во время очередного тоста шёпотом сказала: «В память Базарова».

Финал романа печален, но говорит, что на месте уходящего обязательно появятся новые формы, слова, идеи, творцы будущего.

Автор приводит описание могилы на сельском кладбище и двух стариков, которые, поддерживая друг друга, приходят сюда из ближайшей деревни. Они долго сидят и плачут.

Их вера говорит, что здесь они ближе к сыну. А цветы на могиле повествуют «о вечном примирении и о жизни бесконечной».


Видео:Базаров перед лицом смертиСкачать

Базаров перед лицом смерти

Анализ эпизода смерти Базарова в романе Тургенева

Базаров перед лицом смерти

При создании литературного произведения автор, как и Творец, наделен правом определить судьбу героя, женить, сделать счастливым или несчастным, сохранить жизнь либо закончить произведение его смертью.

Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенев заканчивает гибелью главного персонажа. Понимание причин, по которым автор завершает свое произведение именно так, возможно через анализ эпизода «смерть Базарова».

«Отцы и дети» — роман, в котором смерть главного героя, безусловно, неслучайна. Возможно, такой финал говорит о несостоятельности жизненных принципов и убеждений этого персонажа.

Итак, попробуем разобраться.

Смерть Базарова – случайность?

Итак, в финале романа главное событие — смерть Базарова. Анализ эпизода требует вспомнить о причине, по которой, согласно тексту произведения, умирает главный герой.

Его жизнь становится невозможна из-за досадной случайности — небольшого пореза, который получил Базаров при вскрытии тела крестьянина, умершего от тифа.

По иронии судьбы, он, доктор, занимающийся полезным делом, не может ничего поделать, чтобы спасти свою жизнь. Осознание того, что он умрет, дало главному герою время оценить свои достижения.

Базаров, знающий о неизбежности своей смерти, спокоен и силен, хотя, конечно, будучи молодым и энергичным человеком, сожалеет, что жить остается так немного.

📺 Видео

"Отцы и дети" / Полное краткое содержание и разборСкачать

"Отцы и дети" / Полное краткое содержание и разбор

Отцы и дети. 27 глава. Краткое содержание. Смерть БазароваСкачать

Отцы и дети. 27 глава. Краткое содержание. Смерть Базарова

Смерть Е. Базарова. И. Тургенев. Отцы и детиСкачать

Смерть Е. Базарова. И. Тургенев. Отцы и дети

Образ Евгения Базарова для ЕГЭ по литературе | Онлайн - школа СОТКАСкачать

Образ Евгения Базарова для ЕГЭ по литературе | Онлайн - школа СОТКА

И. С. Тургенев. ОТЦЫ И ДЕТИ (анимация). Краткий пересказ.Скачать

И. С. Тургенев. ОТЦЫ И ДЕТИ (анимация). Краткий пересказ.

Объяснение Базарова с Одинцовой ("Отцы и дети", фильм 1983)Скачать

Объяснение Базарова с Одинцовой ("Отцы и дети", фильм 1983)

Почему Базаров — нигилист?Скачать

Почему Базаров — нигилист?

ДУЭЛЬ БАЗАРОВА И ПАВЛА ПЕТРОВИЧА КИРСАНОВА — анализ и краткое содержание эпизодаСкачать

ДУЭЛЬ БАЗАРОВА И ПАВЛА ПЕТРОВИЧА КИРСАНОВА — анализ и краткое содержание эпизода

Литература 10 класс (Урок№15 - Сила и слабость Базарова.)Скачать

Литература 10 класс (Урок№15 - Сила и слабость Базарова.)

ЧТО НАДО ГОВОРИТЬ ЕСЛИ НЕ СДЕЛАЛ ДОМАШКУ!Скачать

ЧТО НАДО ГОВОРИТЬ ЕСЛИ НЕ СДЕЛАЛ ДОМАШКУ!

«Капитанская дочка»: как повзрослеть и не умеретьСкачать

«Капитанская дочка»: как повзрослеть и не умереть

БАЗАРОВ — характеристика образа главного героя романа Тургенева «Отцы и дети»Скачать

БАЗАРОВ — характеристика образа главного героя романа Тургенева «Отцы и дети»

Почему И. С. Тургенев назвал Базарова "Лицом трагическим"?Скачать

Почему И. С. Тургенев назвал Базарова "Лицом трагическим"?

ПОКАЯНИЕ ПЕРЕД СМЕРТЬЮСкачать

ПОКАЯНИЕ ПЕРЕД СМЕРТЬЮ

5 Фото Перед Лицом Смерти - FENOMENСкачать

5 Фото Перед Лицом Смерти - FENOMEN
Поделиться или сохранить к себе: