Теория общения

Теория общения Полезное
Читать Основы теории коммуникации. Учебно методическое пособие онлайн (полностью и бесплатно) страница 3

Теория общения

1. Основные характеристики понятия «культура». 2. Проблема «мозаичности» культуры. 3. Межкультурная коммуникация и диалог культур. 4. Русский национальный характер в контексте межкультурной коммуникации. Литература: 11, 12, 15, 20, 23, 25, 29, 31, 32, 42.

Содержание
  1. Лекция 1 Теория коммуникации в системе наук
  2. Определение общения человека с человеком: чем является процесс, краткое описание
  3. Общение с позиции психологии
  4. Суть общения, цель, функции
  5. Контактная
  6. Информационная
  7. Побудительная
  8. Координационная
  9. Эмотивная
  10. Функция понимания
  11. Функция влияния
  12. Функция отношения
  13. Виды общения
  14. По содержанию
  15. По целям
  16. По каналу коммуникации
  17. По средствам
  18. По контакту
  19. По условиям ситуации
  20. Особенности коммуникации
  21. Правила общения (коммуникации)
  22. Как общаться с невозможными людьми
  23. Теория общения (Реферат)
  24. Процесс коммуникации
  25. Структура коммуникации
  26. Заключение
  27. Теория коммуникации
  28. Теория Шеннон-Уивера
  29. Теория межкультурной коммуникации
  30. Теория массовой коммуникации
  31. Теория формирования общественного мнения
  32. Теория научной пропаганды Г. Лассуэлла
  33. Теория волшебной пули
  34. Теория социальной ответственности СМИ
  35. Теория зависимости
  36. 💡 Видео

Лекция 1
Теория коммуникации в системе наук

1. Коммуникация как объект исследования. Соотношение понятий коммуникация и общение.

2. Законы коммуникации.

3. Методы теории коммуникации.

1. Коммуникация как объект исследования. Соотношение понятий коммуникация и общение

Коммуникация выделилась в самостоятельный объект исследования социальных наук в связи с развитием технических средств передачи информации, в первую очередь, радио, в 20-х гг. ХХ века.

Развитию теории коммуникации способствовало становление кибернетики, информатики, семиотики, которые термином коммуникация обозначают технические каналы и средства связи.

Связь рассматривается как многокомпонентная, составленная из элементов система.

Социальная практика трактует термин коммуникация как транспортировку вещества, энергии и информации в социальном организме и как средство этой транспортировки – ее каналы, специально подготовленные и оборудованные для повышения эффективности передачи, перемещения и приема.

В научной литературе термин коммуникация появился в начале ХХ века. На сегодня этот термин в социальной практике имеет в основном три интерпретации: средство информации; передача информации; воздействие информации. Во всех случаях термин коммуникация следует рассматривать как синоним слову связь.

Коммуникативное знание носит междисциплинарный характер. Коммуникация является объектом социогуманитарных, естественнонаучных и научно-технических дисциплин. Теория коммуникации как междисциплинарная наука рассматривает лингвистические, когнитивные и логико-философские аспекты коммуникации.

Коммуникация представляет собой процесс обмена информацией между общающимися сторонами. С начала 70-х гг. ХХ в. отмечается, что этот процесс нельзя переносить на методы общей теории информации, ориентированной прежде всего на техническую связь.

Коммуникативное влияние как результат обмена информацией проявляется лишь тогда, когда адресант, направляющий информацию, и адресат, принимающий ее, обладают единой или сходной, согласованной системой кодирования и декодирования сообщений.

функция коммуникации – передавать информацию.

Предметом теории коммуникации является всеобщее в природных, социальных и технических системах обмена информацией.

Данная теория рассматривает универсальную модель коммуникативного процесса, определяет его составляющие, выявляет общие закономерности коммуникативных процессов в различных областях действительности.

Изучает особенности общения, взаимодействия, воздействия и влияния оценочного фактора, характерного для данной сферы знаний.

Объектом лингвистической теории коммуникации выступают различные виды коммуникации. Субъектом выступает человек говорящий.

Актуальной остается проблема соотношения понятий коммуникация и общение. Часто они рассматриваются как близкие по смыслу.

Общим является их соотнесенность с процессами передачи информации, обмена и связь с языком как средством передачи информации.

В этом случае общим понятием становится коммуникация, а более узким, обозначающим информационный обмен в обществе на вербальном уровне, – общение. Общение представляет собой процесс, имеющий ярко выраженный информационный характер.

Отличительные признаки коммуникации и общения обусловлены тем, что разные науки акцентируют в объеме содержания этих понятий различные аспекты.

За общением, в частности, закреплена характеристика межличностного взаимодействия людей в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности при помощи языка.

В коммуникации главным является информационный обмен в обществе по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств как в межличностном, так и в массовом общении.

https://www.youtube.com/watch?v=YWhgTdhByvU

Таким образом, общение – социальное взаимодействие индивидов или социальных групп посредством знаковых систем в целях передачи общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности.

Выделяются виды общения:диалогическое, дистанционное, контактное, конфликтное, кооперативное, межличностное, монологическое, непосредственное, опосредованное, речевое, письменное, устное, социально-ориентированное.

Различают вербальную (имеет устную и письменную формы) и невербальную формы коммуникации. Виды коммуникации определяются по ряду признаков.

1. Условия коммуникации:

– прямая (непосредственная) коммуникация с обратной связью (диалог) или с отсроченной обратной связью (например, письменное распоряжение, сообщение по радио);

– опосредованная коммуникация (например, выступление на телевидении, в СМИ).

2. Количество участников:

– монолог;

– диалог;

– полилог.

3. Цель коммуникации:

– информирование;

– убеждение (включая побуждение, объяснение и т. д., вплоть до дестабилизации через угрозу или агрессию);

– развлечение.

4. Характер ситуации:

– деловая коммуникация (доклад, лекция, дискуссия);

– публичная коммуникация (СМИ, митинг, собрание);

– бытовая коммуникация (болтовня, светские разговоры, чат как вид письменной коммуникации и т. д.).

Речевая деятельность представляет собой систему мотивированных речевых действий участников коммуникации в социально значимых ситуациях и включает

четыре основных аспекта, которые принято называть видами речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение. От степени сформированности навыков этих видов речевой деятельности зависит успешность коммуникации. Уровень овладения этими навыками определяет коммуникативную компетентность.

2. Законы коммуникации

Цель исследования коммуникации – выявление и формулирование ее законов, специфика которых определяется сложившимися информационными связями.

Основные законы коммуникации:

1. Для обмена разного рода информацией необходимо наличие не менее двух сторон – участников коммуникативного взаимодействия.

2. Коммуникация как информационное взаимодействие основана на принципе обратной связи (закон обратной связи).

3. Коммуникация осуществляется посредством определенной системы знаков разной природы.

4. Для осуществления коммуникации необходимо наличие хотя бы одного общего основания для источника информации и ее приемника в виде системы знаков, договоренности о правилах кодирования и декодирования информации (закон минимального основания).

5. Коммуникация возможна лишь при несовпадении (неполном совпадении) информационных потенциалов участников коммуникативного взаимодействия (закон гетерогенности коммуникативных систем).

Видео:Как эффективно общаться с людьми. Дейл Карнеги. [Аудиокнига]Скачать

Как эффективно общаться с людьми. Дейл Карнеги. [Аудиокнига]

Определение общения человека с человеком: чем является процесс, краткое описание

Теория общения

Общение это в психологии определение важной потребности человека в любом возрасте. Благодаря ему, планируется, контролируется и осуществляется деятельность людей, устанавливаются дружеские и любовные отношения. Для более обширного понимания этого вида коммуникации в психологии, социологии, обществознании и педагогике требуется изучить, что значит общение, каковы его цели и функции.

Коммуникации в обществе

Общение с позиции психологии

Под термином «общение» понимаются разные формы взаимодействия людей, которые осуществляются при помощи различных знаковых средств, таких как:

Желание контактировать с другим человеком возникает из-за потребности действовать совместно.

https://www.youtube.com/watch?v=LpP0ypg_4mM

Значение в психологии

Чтобы ясно понимать, что такое общение, необходимо рассмотреть различные определения этого термина. Они помогут составить многогранное представление об этом способе коммуникации:

  1. Человеческое общение – это в психологии считается сложным и многоплановым процессом, который направлен на установление и развитие контактов между группой лиц.
  2. Согласно литературе по культуре коммуникаций, общение – это своеобразный процесс обмена результатами духовной и психической деятельности между людьми. Сюда можно отнести оценки, мысли, чувства, суждения, установки.
  3. Также коммуникация является основной психологической потребностью человека, которая способствует формированию личности. В процессе межличностных контактов субъективный мир одного индивида открывается для другого. Это позволяет человеку самоопределиться и самопрезентовать себя в обществе.

Суть общения, цель, функции

Вербальное общение — что это в психологии

Социологи считают, что межличностные коммуникации – это отличный способ передать другим людям общественный опыт и культуру.

Отечественные психологи поддерживают мысль, что целью общения является создание единства между обменом информацией и деятельностью в обществе.

Но совершить обмен нереально, если между людьми отсутствует понимание, ведь оно помогает добиться успеха и наладить тесный контакт.

Важно! Поэтому понимание является главной целью межличностных контактов. Именно от него зависит результат коммуникаций.

Цели общения

Общение в жизни человека выполняет 8 основных функций.

Контактная

Чтобы понять, что значит контактная функция, и для чего она нужна, достаточно вспомнить главный страх человека – боязнь быть непонятым.

Важно! Этот барьер препятствует установлению близких и длительных взаимоотношений с людьми.

Чем больше один человек общается с другим, тем легче устанавливается контакт между ними и как следствие – понимание.

Информационная

Информационная функция отвечает за формирование, передачу и прием информации. Реализуется она в несколько этапов:

  • вначале выравниваются различия в информированности индивидов, которые нацелены на вступление в психологический контакт;
  • затем происходит передача убеждений, мыслей, фактов, и делаются выводы об услышанном;
  • на третьем этапе формируется желание понять собеседника.

Эта функция общения важна, так как сообщения, замыслы, решения и мнения помогают наладить понимание между контактирующими субъектами.

Побудительная

Побудительная функция позволяет стимулировать человека на активные действия. В этом случае общение позволяет управлять людьми.

Дополнительная информация. В современном мире эта функция используется во всех сферах деятельности для манипуляций.

Рекламные ролики – яркий пример успешной реализации функции.

Координационная

Координационная функция позволяет людям заниматься совместной деятельностью. Благодаря ей, группа лиц может согласовать свои действия и эффективно выполнить поставленную задачу. Если функция будет реализована некачественно, такое общение принесет разочарование и убытки.

Эмотивная

Благодаря эмотивной функции, люди способны возбудить в партнере необходимые эмоциональные переживания, а также осуществить изменение собственного состояния.

Важно! Передача эмоций может происходить как вербальным, так и невербальным способом.

Если способы эмоционального регулирования у партнеров различны, то эффективная реализация этой функции в общении будет невозможна, и люди столкнуться с недопониманием и конфликтами.

Функция понимания

Терминология слова «понимание» связана с такими понятиями, как «значение» и «смысл». Исходя из этого, главная задача этой функции заключается в том, чтобы объяснить двум контактирующим людям цель их общения, а также дальнейшее развитие событий. Также понимание позволяет партнерам узнать друг друга и в будущем предугадывать поведение, установки и состояние собеседника.

Функция влияния

Функция влияния похожа на побудительную функцию. ее цель – изменить поведение, состояние, личностно-смысловые образования собеседника.

Важно! Для реализации функции могут использоваться разнообразные психосоциальные приемы воздействия. Использоваться она может как в позитивных, так и негативных целях.

Функция отношения

Функция управления отношениями позволяет индивиду осознать и зафиксировать свое место в деловых, статусных, межличностных связях. При помощи нее у человека появляется свой круг интересов, важных и нужных людей, а также знакомства для каких-то конкретных дел.

Виды общения

Невербальное общение — что это такое в психологии

Обмен информацией между людьми может проходить чрезвычайно разнообразно. Осознать, что такое общение, какова его роль в обществе, и каких видов оно бывает, поможет коммуникативная классификация.

https://www.youtube.com/watch?v=AbZPhkHdPiI

Виды общения

По содержанию

Когда между людьми выстраивается общение, определение его целей является главной задачей в самом начале. Поэтому деление коммуникации по содержанию позволяет установить мотивы контакта. Согласно этой классификации общение бывает:

  1. Деятельностное. Между индивидуумами происходит обмен навыков, умений, операций и действий.
  2. Мотивационное. При таком общении люди обмениваются потребностями, интересами, побуждениями.
  3. Кондиционное. Благодаря этому виду, один человек способен совершить обмен физиологического и психического состояния.
  4. Когнитивное. Основная цель такого общения заключается в передаче знаний.
  5. Материальное. При коммуникации люди обмениваются продуктами и предметами.

По целям

По целям общение подразделяется на 2 вида:

  • социальное, при котором преследуется цель расширить и укрепить межличностные контакты;
  • биологическое, которое требуется обществу для поддержки и развития организма.

По каналу коммуникации

По каналу коммуникации общение подразделяется на следующие виды:

  1. Невербальный. Обмен информацией между людьми осуществляется при помощи жестов, мимики.
  2. Вербальный. Этот канал социальной коммуникации реализуется при помощи речи.
  3. Искусственный. Общение осуществляется за счет своеобразных амулетов, татуировок, символов, которые имеют определенное значение. Также к этому виду относятся книги, пресса, телефоны, телевидение и радиовещание.

По средствам

По средствам общение бывает:

  1. Косвенным. Общение осуществляется при помощи посредников.
  2. Прямым. Беседа людей происходит при личном контакте.
  3. Опосредованным. При этом общении используются различные средства и орудия для обмена информацией между людьми. Социальные сети – яркий пример такой коммуникации.
  4. Непосредственным. Общение происходит при помощи естественных органов, например, зрения, слуха.

По контакту

В зависимости от контакта с собеседником, общение бывает:

  1. Опосредованным. Такой вид общения считается косвенным. Обмен между людьми осуществляется тогда, когда они отдалены друг от друга. Например, это переписка, разговор по телефону.
  2. Непосредственным. Является прямой коммуникацией, при которой субъекты находятся рядом друг с другом и обмениваются информацией при помощи мимики, жестов и речи. Этот вид считается наиболее полноценным, так как в процессе индивиды способны получать максимум знаний друг о друге.

По условиям ситуации

По условиям ситуации общение бывает:

  1. Официальным. Должностное общение осуществляется исключительно в деловой сфере. Для него характерно наличие большого количества формальностей и правил.
  2. Неофициальным. Частное общение не ограничивается набором правил. Оно может происходить в любой сфере.

Особенности коммуникации

Функции общения в психологии и их краткая характеристика

После того, как стал понятен термин «общение», что это такое и для чего нужно, самое время изучить его особенности. Они помогут выстроить правильную коммуникацию:

  1. Для качественного общения необходимо присутствие двух активных индивидов.
  2. Во время беседы необходимо наличие взаимного влияния друг на друга, как эмоционального, так и физиологического.
  3. У партнеров должна осуществляться единая или схожая система обмена информацией.
  4. При общении требуется наличие возможности для возникновения коммуникативных барьеров.

Основные правила

Помимо этих норм, существуют социальные правила, которые способны улучшить общение между людьми.

Правила общения (коммуникации)

Чтобы межличностные отношения с друзьями, коллегами или любимым человеком  не портились со временем, требуется изучить основные правила коммуникаций:

  1. Для создания доверительной и познавательной беседы необходим визуальный контакт.
  2. Говорить желательно только по делу. Следует исключить из словарного запаса выражения, которые не несут никакой смысловой нагрузки.
  3. Разговор необходимо всегда поддерживать, задавая вопросы и уточняя информацию.
  4. Чтобы беседа не угасла, требуется отвечать развернуто. Лучше исключить односложные и простые ответы при разговоре.
  5. Не следует употреблять неизвестные для собеседника слова. Язык и рассуждения должны быть понятны обоим.
  6. Хорошее настроение – залог интересного разговора. Даже деловой встрече не помешает немного юмора и улыбок.
  7. Во время разговора в руках не должно быть вещей. Они могут забирать внимание собеседника на себя.
  8. Паузы при беседе – коварные враги. Длинное молчание (более 10 секунд) вызовет дискомфорт.

Общение человека с другим индивидом – это искусство, которое может постичь каждый, если будет следовать вышеизложенным рекомендациям.

Как общаться с невозможными людьми

К сложным людям требуется особый подход во время беседы. Если нужно контактировать с неприятным человеком, минимизировать получение негативных эмоций можно при помощи 5 основных правил:

  1. Не следует принимать на свой счет критику оппонента и советы, о которых не просили.
  2. Если собеседник любит перебивать, не следует позволять ему это делать. Для этого требуется вежливо объяснить человеку, что его аргументы не будут услышаны до тех пор, пока речь не будет закончена.
  3. Если собеседник не хочет говорить, но получить ответ от него необходимо, в этом случае лучшее общение – это кратко изложить суть вопроса.
  4. Не следует забывать об умении слушать оппонента. Благодаря внимательному отношению к собеседнику, будет видно уважение к его словам и мыслям.
  5. Не нужно учить человека общаться, если он это делает как-то не так. У каждого индивида своя манера разговора. Поэтому оценочная беседа будет только раздражать.

Коммуникация – это ключ к целому миру. Внимательное изучение инструкции по управлению ей и грамотное использование позволят легче добиваться поставленных целей.

Видео:21 Психология общенияСкачать

21 Психология общения

Теория общения (Реферат)

Теория общения

  1. Процесс коммуникации
  2. Структура коммуникации
  3. Заключение
Предмет:Социальная психология
Тип работы:Реферат
Язык:Русский
Дата добавления:17.04.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по социальной психологии:

Много готовых рефератов по социальной психологии

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Коммуникация — это сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди.

В принципе, общение свойственно всем живым существам, но только на человеческом уровне процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

Человек, который передает информацию, называется коммуникатором, а человек, который ее получает, называется реципиентом.

коммуникации — это информация, которая передается от одного живого существа к другому в межиндивидуальных контактах. Это может быть информация о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состояние субъекта, о ситуации во внешней среде. Наиболее разнообразным содержанием информации является то, если субъектами общения являются люди.

https://www.youtube.com/watch?v=5ew8KWJl5Z0

Цель общения, ответ на вопрос почему существо вступает в акт общения?. Здесь применяется тот же принцип, который уже упоминался в пункте о содержании сообщения.

У животных коммуникативные цели обычно не выходят за рамки реальных биологических потребностей.

У человека эти цели могут быть самыми разнообразными и представлять собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства связи, способы кодирования, передачи, обработки и декодирования информации, которая передается в процессе коммуникации от одного существа к другому.

Кодирование информации — это способ ее передачи.

Информация между людьми может передаваться с помощью экранов чувтв, речевых и других знаковых систем, письменности, а также технических средств записи и хранения информации.

Процесс коммуникации

Во-первых, она состоит непосредственно из самого акта общения, общения, в котором участвуют сами коммуниканты (общающиеся). А в нормальном случае их должно быть как минимум двое.

Во-вторых, коммуниканты должны выполнять само действие, которое мы называем коммуникацией, то есть делать что-то (говорить, жестикулировать, позволять прочитать с их лиц определенное выражение, обозначающее, например, эмоции, испытываемые в связи с сообщаемым).

В-третьих, необходимо дополнительно определить канал связи в каждом конкретном акте коммуникации.

При разговоре по телефону этим каналом являются органы речи и слуха, в данном случае речь идет об аудиально-вербальном (слухоречевом) канале, проще говоря, о слуховом канале.

Форма и содержание письма воспринимаются через зрительный (зрительно-вербальный) канал. Рукопожатие — это способ передачи дружеского приветствия по кинезико-тактильному (моторно-тактильному) каналу.

Структура коммуникации

К структуре общения можно подходить по-разному,в этом случае структура будет характеризоваться выделением трех взаимосвязанных сторон в общении, коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Таким образом схематически мы представим структуру коммуникации следующим образом.

 Коммуникативная сторона общения (или общения в узком смысле этого слова) заключается в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона — это организация взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Употребление этих терминов условно, иногда в более или менее сходном смысле употребляется и другими, в общении выделяются три функции-информационно-коммуникативная, регулятивно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.

Коммуникативная сторона общения. Во время акта коммуникации происходит не просто движение информации, а взаимная передача закодированной информации между двумя индивидами, субъектами коммуникации.

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, если лицо, посылающее информацию (коммуникатор), и лицо, получающее ее (реципиент), имеют сходную систему кодификации и декодирования информации. То есть все должны говорить на одном языке. 

С точки зрения человеческого общения могут возникнуть коммуникационные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.

Сама по себе информация, поступающая от коммуникатора, может быть мотивирующей (приказ, совет, просьба, призванная стимулировать любое действие) и констатирующей (сообщение-имеет место в различных образовательных системах). 

Средства связи. Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, то есть это возможно только с помощью знаковых систем.

Самое простое деление общения, на вербальное и невербальное, с использованием различных знаковых систем. Вербал использует человеческую речь как таковую.

Речь является наиболее универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи смысл сообщения теряется в наименьшей степени.

https://www.youtube.com/watch?v=F6mo-MPveCI

Можно выделить три позиции коммуникатора в процессе коммуникации, открытая (открыто заявляет о себе как о стороннике опубликованной точки зрения), отстраненная (сохраняет подчеркнуто нейтральную позицию, сравнивает конфликтующие точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

Невербальная коммуникация.

Существует четыре группы невербальных средств коммуникации:

  • Экстралингвистически и паралингвистически;
  • Оптико-кинетический; 
  • Жест — это движение рук или кистей, они классифицируются на основании выполняемых функций;
  • Коммуникация (замена ее); 
  • Описательные (их смысл понятен только со словами); 
  • Жесты, выражающие отношение людей, состояние человека;
  • Мимика — это движения лицевых мышц;
  • Пантомима — это сочетание жестов, мимики и положения тела в пространстве.

В психологии существует четыре коммуникативных расстояния: 

  • Интимные (от 0 до 0,5 метра). Им пользуются люди, связанные, как правило, тесными доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается через жесты, взгляды и мимику;
  • Межличностные (от 0,5 до 1,2 метра). Он используется для общения между друзьями);
  • Официально-деловой или социальный (от 1,2 до 3,7 метра). Он используется для делового общения, и чем больше расстояние между партнерами, тем формальнее их отношения;
  • Общественный (более 3,7 метра). Он характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком типе общения человек должен следить за своей речью и правильно формулировать фразы.

Визуальный контакт. Визуализация, или зрительный контакт. Установлено, что обычно общающиеся люди смотрят друг другу в глаза не более 10 секунд.

Конкуренция, одна из самых ярких ее форм — это конфликт

Перцептивная сторона общения — это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.

Все три стороны коммуникации тесно переплетены, органично дополняют друг друга и составляют процесс коммуникации в целом.

Общение выполняет ряд функций в жизни человека: 

  • Социальные функции коммуникации;
  • Организация совместной деятельности;
  • Управление поведением и деятельностью;
  • Мониторинг. 

Психологические функции общения: 

  • Функция обеспечения психологического комфорта личности;
  • Удовлетворение потребности в общении;
  • Функция самоутверждения;
  • Уровень коммуникации.

Общение может происходить на различных уровнях:

  • Манипулятивный уровень заключается в том, что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать симпатию и жалость партнера;
  • Примитивный уровень, где один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент);
  • Самый высокий уровень — это социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равному человеку.

Заключение

Коммуникация как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией с целью построения совместной деятельности и сотрудничества.

Для того чтобы коммуникация как взаимодействие была бесшовной, она должна состоять из следующих этапов: 

  • Установление контакта (знакомства). Она включает в себя понимание другого человека, представление себя другому человеку;
  • Ориентировка в ситуации общения, понимание происходящего, выдерживание паузы;
  • Обсуждение интересующей нас проблемы;
  • Решение проблемы;
  • Завершение контакта (выход из него).

Видео:Как Улучшить Общение с Людьми | Курс Дружжжище (Урок 8)Скачать

Как Улучшить Общение с Людьми | Курс Дружжжище (Урок 8)

Теория коммуникации

Теория общения

Теория коммуникации представляет собой область научного знания, предметом изучения которой являются коммуникация, ее роль и место в обществе, а также коммуникационные методы, системы, процессы и закономерности их функционирования и развития. Необходимо отметить, что до сих пор не существует единого подхода к пониманию объекта и предмета теории коммуникации: она в настоящее время является междисциплинарным направлением.

В широком смысле теория коммуникации – это комплекс научных дисциплин, изучающих наряду со своим основным предметом также и коммуникацию. Общая же теория коммуникации занимается универсальными закономерностями и механизмами обмена информацией.

Теория коммуникации имеет целью выявить и изучить основные законы коммуникации, которые являются объективными, выражающими всеобщий характер информационного обмена, и могут быть динамическими или статистическими, но всегда действующими в совокупности с иными биологическими и социальными законами.

Теория коммуникации – это область теории информации и математики, которая изучает технический процесс информации и процесс общения человека. Необходимо отметить, что до сих пор не существует единого подхода к пониманию предмета и объекта теории коммуникации.

https://www.youtube.com/watch?v=vFdOkcxqbDg

Роберт Т. Крейг выделил семь подходов к теории коммуникации:

  • Кибернетический: коммуникация как процесс обработки и передачи информации.
  • Феноменологический: коммуникация как формирование отношений между людьми (как вербальное, так и невербальное общение).
  • Семиотический: рассматривает коммуникацию как взаимодействие через систему знаков.
  • Риторический: рассматривает коммуникацию как практическое искусство дискурса.
  • Критический: процесс, в котором все предложения могут быть оспорены.
  • Социально-культурный: коммуникация – это производство и воспроизведение общественного порядка.
  • Социально-психологический: коммуникация как способ взаимодействия и воздействия при помощи психологических знаний на поведение человека, групп людей; общества в целом. Если вы хотите преуспеть в этом подходе, пройдите наш курс по лучшим техникам коммуникации, в котором вы обучитесь 72 методикам, помогающим добиваться своих целей в общении с людьми.

Это далеко не все подходы к теории коммуникации: по различным данным, в настоящее время имеется около 250 разных теорий и подходов. А значит, перед учеными стоит острая необходимость систематизировать их.

Теория Шеннон-Уивера

Модель коммуникации Шеннон-Уивера была названа «матерью всех моделей». Ученые, занимающиеся социальными науками, используют этот термин для интегрированной модели концепции источника информации, передатчика, сигнала, канала, приемника, сообщения, информационного адресата, вероятности ошибки, скорости передачи данных, пропускной способности канала, а также шума (энтропии).

В классическом понимании процесс передачи информации по этой теории выглядит следующим образом:

  • Источник информации: тот, кто производит сообщение (Шеннон и Уивер изучали речь по телефону).
  • Кодировщик (передатчик): то, что преобразует сообщения в сигналы (поддающиеся передаче). Здесь имеется в виду преобразование звуков человеческой речи в электрический сигнал.
  • Канал как средство передачи сигнала: например, телефонный кабель.
  • Ресивер или декодер: то, что реконструирует сообщение из сигнала.
  • Приемник: к примеру, человек, получающий сообщение.

Исходя из вышеперечисленного, Шеннон создал что-то вроде мини-словаря коммуникаций. Вот его элементы.

  • Отправитель: Шеннон называет этот элемент трансмиттером (передатчиком), который «каким-то образом воздействует на сообщение, чтобы создать сигнал, подходящий для передачи по каналу».
  • Канал: по Шеннону канал является «просто средством, которое используется для передачи сигнала от передатчика к приемнику».
  • Приемник: для Шеннона приемник «выполняет обратную операцию, осуществляемую передатчиком, который восстанавливает сообщение».
  • Назначение: для Шеннона целью является «человек или предмет, для которого предназначено сообщение».
  • Сообщение: это концепция или информация, которая отправляется получателю в устной, письменной, записанной или визуальной форме.
  • Энтропия (шум): это внешние факторы, которые искажают сообщение, нарушают его целостность и возможность восприятия приемником.

Шеннон и Уивер понимали, что средства коммуникации могут давать сбои, поэтому описали три уровня проблем, которые характерны для этой модели:

  • Проблема эффективности: насколько эффективно значение сообщения влияет на поведение.
  • Семантическая проблема: как передается смысл.
  • Техническая проблема: насколько точно может передаваться сообщение.

В настоящее время к проблемам добавилась и острая проблема межкультурной коммуникации.

Теория межкультурной коммуникации

Появление Интернета сделало проблему, возникающую между представителями разных культур, более наглядной. Это непонимание влечет за собой конфликтные ситуации.

https://www.youtube.com/watch?v=XlusmJ85pK0

Межкультурная коммуникация – коммуникация как связь и общение между представителями различных культур, что предполагает как непосредственные контакты между людьми и их общностями, так и опосредованные формы коммуникации.

Т. Н. Персикова выделяет три правила межкультурной коммуникации:

  1. Для достижения понимания при общении нужно обучать участников активному слушанию.
  2. Информация, передаваемая на невербальном уровне, представляет большие трудности для интерпретации членами другой культуры.
  3. Необходимо научиться предвидеть и предотвращать возможные ошибки при коммуникации с представителями разных культур.

Представителя иной культуры нужно изучать отдельно, потому что отношение к паузам, молчанию, темпу речи у других национальностей может быть разное. В некоторых странах принято обращаться по имени, в других – по фамилии, в странах СНГ – по имени-отчеству. Помимо этого, какие-то темы могут быть приветливо встречены в одной стране и быть совершенно неприемлемыми в другой.

Теория коммуникации предлагает свое определение таких важных терминов как «язык» и «культура»:

  • Язык – это совокупность всех слов народа и верное их сочетание для передачи мыслей, система общения, состоящая из мелких фрагментов и набора правил.
  • Культура – закрепленные в совокупности «кодов» общественного производства человеческой жизни отношения, выступающие, например, в виде традиций, обычаев, верований.

Язык и культура незнакомой страны – это то, что вы должны изучать в первую очередь, чтобы не попасть в неловкие или конфликтные ситуации.

В дополнение к этому мы не можем не упомянуть и о теории массовой коммуникации.

Теория массовой коммуникации

Массовая коммуникация – это процесс производства и воспроизводства массового сознания средствами массовой коммуникации (СМК). Сначала это было радио, периодическая печать, телевидение, теперь к нему добавился Интернет и другие средства электронной коммуникации.

Современное общество с его политикой, экономикой и культурой неразрывно связано с массовой коммуникацией. А с появлением интернета и его возможностями (например, системой обратной связи) влияние СМК на социально-психологическую, производственную и культурно-идеологическую области жизни достигло поистине гигантских масштабов.

Это огромная сила, которая зачастую используется отнюдь не во благо цивилизации, поэтому сейчас особенно актуально развивать в себе критическое мышление, иметь собственное мнение и всегда искать источники информации.

В области массовых коммуникаций существует множество теорий. Вот некоторые из них.

Теория формирования общественного мнения

Это совокупность социологических, философских и политологических взглядов, имеющих своей целью изучить механизмы и закономерности возникновения такого феномена, как общественное мнение.

У. Липман ввел такое понятие как «стереотипы», то есть упрощенные представления, которые формируют СМИ в головах людей.

Также долгое время ведутся споры о том, кто имеет моральное право формировать общественное мнение. Многие (если не все) попытки сделать это провалились.

Теория научной пропаганды Г. Лассуэлла

Гарольд Лассуэлл выдвинул тезис об уязвимости сознания среднего человека, а под пропагандой имел в виду «менеджмент коллективных мнений с помощью манипуляции значимыми символами».

Он также утверждал, что человек по своей воле обращается к пропаганде и видит в ней средство успокоения, особенно в трудные времена (финансовые, личные).

Лассуэлл считал, что управление СМИ должна на себя взять научная технократия, которая будет осуществлять отбор информации. На данный момент эти мечты являются утопическими.

Теория волшебной пули

Эту теорию также выдвинул Гарольд Лассуэлл. Он описал ее следующей метафорой: «Волшебная пуля попадает из мозга одного человека в мозг другого, меняет его чувства, идеи, мотивацию и знания».

Он настаивал на том, что человек оказывается беззащитным перед силой пропаганды и приводил в пример Германию времен Гитлера, когда вся страна стала психологически неуравновешенной и чрезвычайно податливой для любых (даже самых грубых и примитивных) форм манипуляции.

Теория социальной ответственности СМИ

Согласно этой теории, сформулированной в 1940-х годах, пресса обязана нести ответственность перед обществом. Помимо этого, она должна придерживаться следующих принципов:

  • Ответственность должна быть связана с соблюдением точности, правдивости и объективности.
  • СМИ обязаны избегать всего, что ведет к насилию, преступлениям, унижению меньшинств и беспорядкам.
  • Общество вправе ожидать от представителей СМИ профессионализма, то есть умения разбираться в вопросах, которые они поднимают.
  • СМИ обязаны быть плюралистичными, то есть отражать разные точки зрения и критику (чтобы избегать пропаганды).

Теория зависимости

Сторонники этой теории считают, что СМИ зависят от удовлетворения потребностей и интересов большинства. И чем лучше они это делают, тем эффективнее влияют на общество.

https://www.youtube.com/watch?v=BP5BGxtssBE

Если так, значит СМИ пытаются угодить большинству, даже если оно хочет исключительно «хлеба и зрелищ». Такую зависимость можно назвать обратной стороной пропаганды.

💡 Видео

«Золотые лекции». Лингвистическая теория общенияСкачать

«Золотые лекции». Лингвистическая теория общения

Психология общения! Наглядный пример. ))Скачать

Психология общения! Наглядный пример. ))

«Теория эффективного общения».Скачать

«Теория эффективного общения».

Психотрюки. 69 приемов в общении, которым не учат в школе самостоятельное обучениеСкачать

Психотрюки. 69 приемов в общении, которым не учат в школе самостоятельное обучение

ТОП 6 критических ошибок общения "клиент-автосервис"Скачать

ТОП 6 критических ошибок общения "клиент-автосервис"

Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей |Дейл КарнегиСкачать

Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей |Дейл Карнеги

Пример эффективной коммуникацииСкачать

Пример эффективной коммуникации

Как строить отношения с людьми? Андрей Курпатов отвечает на вопросы подписчиковСкачать

Как строить отношения с людьми? Андрей Курпатов отвечает на вопросы подписчиков

23 Психологические Уловки, которые всегда РаботаютСкачать

23 Психологические Уловки, которые всегда Работают

Психология общения между людьми. Как строится крепкая дружба ? Теория окейности в психологии.Скачать

Психология общения между людьми. Как строится крепкая дружба ? Теория окейности в психологии.

Как развить навык чтения людей. Учимся правильно наблюдатьСкачать

Как развить навык чтения людей. Учимся правильно наблюдать

Теория истинного человеческого общенияСкачать

Теория истинного человеческого общения

Почему люди стали разговаривать?Скачать

Почему люди стали разговаривать?

Как распознать ложь - рассказывает агент ФБРСкачать

Как распознать ложь - рассказывает агент ФБР

Почему Умные Люди бывают Малообщительными?Скачать

Почему Умные Люди бывают Малообщительными?

Психология и этика делового общенияСкачать

Психология и этика делового общения
Поделиться или сохранить к себе: