Давайте разберемся, что такое стиль общения, и какую роль он играет при контакте между людьми.
Данные знания достаточно важны. Ведь, наряду с манерой общения, стиль характеризует каждого человека, а также позволят выявить его личностные особенности.
- Стиль общения: что это такое
- Вежливое общение
- 3 категории
- 6 основных стилей общения
- Авторитарный
- Манипулятивный
- Демократический
- Либеральный
- Деловой
- Межличностное общение
- Заключение
- Стили общения: ТОП 8
- Разновидности стилей ведения диалога
- Стили общения: демократический, либеральный и деловой
- Разговорно-бытовой стиль
- Авторитарный стиль
- Стили общения: либеральный стиль
- Деловой стиль ведения диалога
- Стили общения педагога
- Ритуальное общение
- Стили общения: отстранение
- Классификация стилей общения в психологии
- Определение понятий
- Какие бывают манеры общения?
- Классификация стилей
- Типы педагогического общения
- Типы делового общения
- Удовлетворение результатом коммуникации
- Стили общения — какие бывают, знакомство с типами общения, видео
- Стили общения
- Стили общения с точки зрения психологии
- Изучение стилей общения
- Определение
- Характеристика стилей педагогического общения
- Виды и примеры
- Авторитарный стиль общения
- Демократический стиль общения
- Либеральный стиль общения
- 🔍 Видео
Стиль общения: что это такое
Общение состоит из трехкомпонентов:
- , определяющее предмет коммуникации, разговора.
- Стиль – способ взаимодействия с окружающими.
- Манера – использование голоса и тела для передачи устных сообщений. Она может быть уважительной, пренебрежительной, шутливой, серьезной, озлобленной, доброжелательной. При этом манера неразрывно связана с двумя другими составляющими общения.
Существует несколько определений понятия «стиль общения», предложенные психологами. Считается, что он включает в себя совокупность норм, методов, принципов, моделей поведения человека и других особенностей.
Вежливое общение
Постоянно вежливое общение с другими людьми – достаточно редкая черта. Ведь ежедневно мы отстаиваем свое мнение, делимся впечатлениями не только в домашнем кругу, но и с коллегами, друзьями, знакомыми и незнакомыми людьми. Именно конкретная обстановка определяет выбор поведения.
Современная классификация стилей общения в психологиипредставлена широким спектром работ ученых: Курта Левина, Сергея Братченко, Ларисы Петровской, СергеяШеина и других.
Каждый человек отличается индивидуальным, характерным только для него стилем общения, который меняется и трансформируется на протяжении жизни. Он не считается врожденным качеством, поэтому можно говорить о его корректировке и развитии.
Также, стиль может изменяться в зависимости от собеседника и обстоятельств, но с сохранением сущностных черт, неповторимости и уникальности индивидуума.
Стилям общения присущи:
- объективная сторона – моральные нормы, социально-культурные, социально-экономические и политические факторы, влияющие на поведение человека;
- субъективная – личностные особенности индивидуума.
Читайте далее: Чем заняться на карантине
Некоторые стили могут показывать достаточную эффективность или не срабатывать при налаживании контактов в определенных ситуациях, особенно в деловом мире.
3 категории
Стили общения подразделяются натри категории, в зависимости от условий нахождения человека в определенномсообществе:
- Гибкий. Человек отлично ориентируется в обществе, адекватно оценивает собеседников, понимает тему разговора.
- Регидный. Человек не в состоянии проанализировать ситуацию и быстро выбрать тактику своего поведения.
- Переходной. Содержит признаки двух вышеперечисленных категорий.
6 основных стилей общения
Некоторые из стилей считаются основными и встречаются наиболее часто.
Авторитарный
Авторитарному (директивному, властному) стилю общения характерно единоличное принятие решений, отдача приказаний. Их обсуждение находится под строжайшим запретом, при этом каждое предписание подлежит беспрекословному выполнению.
Начальники с таким стилем держат под контролем и оценивают каждого работника. Как правило, чиновники отличаются завышенной самооценкой, самоуверенностью, агрессивностью. Обычно, они имеют догматическое мышление, считают правильным исключительно свое мнение, а остальные даже не принимают во внимание.
Никакие дискуссии, диспуты, обсуждения не приносят положительного результата или вовсе пресекаются. Также подавляется проявление инициативы, самостоятельность, соперники дискредитируются.
Реализация авторитарного стиля основывается преимущественно на диктате и гиперопеке.
Если другая сторона начинает противодействие такому отношению, возможны затяжные конфликтные ситуации, которые негативно отражаются на социально-психологическом климате коллектива.
Манипулятивный
Манипулятивный стиль практически идентичен авторитарному. Однако, если императивное общение не завуалировано, манипулятивное — подразумевает скрытое воздействие на поведение и мысли человека.
https://www.youtube.com/watch?v=KtXRL4rqJKs
Манипуляторы обычно:
- ссылаются на авторитетный источник;
- акцентируют внимание на верности, например, «я же твоя девушка», «ты же считаешься моим лучшим другом» и пр.;
- говорят о выгоде, возможной в случае приятия его предложения;
- жалуются на свое плохое самочувствие, усталость и пр.
Существуют многочисленные приемыманипуляций, которые часто применяются продавцами, официантами, таксистами илюдьми других профессий, а также в семейных отношениях.
Читайте далее: Как общаться со сложными людьми
Демократический
При демократическом общении любаяпроблема обсуждается совместно. Каждому активному участнику со своимиценностями и интересами предоставляется право проявления инициативы, анализаситуации, принятия решений.
Демократический стиль способствует:
- правильной мотивации;
- поддержанию нормального психологического климата в коллективе;
- открытому высказыванию своего мнения.
В результате такого взаимодействия возникают многочисленные творческие и нестандартные решения. Психологический дискомфорт, как правило, отсутствует.
Либеральный
При либеральном стиле общения выраженный лидер отсутствует или ему отводится незначительная роль.
Совместная деятельность предусматривает минимальное и формальное взаимодействие между людьми, концентрации на процессе общения практически нет. Каждый участник, при всей доброжелательности, не вмешивается ни в какие проблемы и равнодушен к ним.
В трудовых коллективах либеральный начальник не портит отношения с подчиненными, предоставляет им свободу принятия собственных решений. При этом он отличается безынициативностью, пассивностью, незаинтересованностью и неспособностью решения проблем.
Деловой
Возможно исключительно деловое общение, которое не выходит за рамки профессионального диалога. Его участники (партнеры, руководители, подчиненные и т.д.) обмениваются информацией, касающейся сугубо деловой сферы.
Каждый диалог имеет свою стилевую окраску, которая приводит к достижению намеченной цели и позволяет показать руководящие качества начальника или профессионализм подчиненного.
Межличностное общение
Для неформальных отношений в быту, с членами семьи, друзьями, некоторыми коллегами применяется разговорно-бытовой стиль. Как правило, это устные спонтанные диалоги, не предполагающие предварительное обдумывание сказанных слов и часто сопровождающиеся эмоциональной окраской.
При неформальном разговоре часто прибегают к:
- просторечию;
- субъективной оценке сказанного;
- экспрессивно-эмоциональным высказываниям;
- сокращениям;
- разговорно-бытовым фразеологическим оборотам.
Часто используется восклицательные и побудительные предложения.
Заключение
Проанализируйте свой стиль общения, не исключается, что его необходимо изменить. Это значительно повысит вашу коммуникабельность.
Также изучите стиль общения своих собеседников. Таким образом можно определить их черты характера и индивидуальные особенности.
Видео:СТИЛИ ОБЩЕНИЯ. Страстный 🔥, хладнокровный ❄️, душевный 😽, деловой 🤝Скачать
Стили общения: ТОП 8
Обычно для психологии свойственно заниматься проблематикой того, как люди взаимодействуют друг с другом. Психологи считают, что стили общения имеют свои условности, которые человеку предоставляют возможность выбора тех или иных средств поведения в определенных условиях. Ими предложен следующий раздел стилей взаимодействия на такие категории:
- Категория гибкого стиля.
- Ригидного.
- Переходного.
Гибкий — подразумевает хорошую ориентацию человека среди общества, помогает ему дать адекватную оценку того, с кем ему приходиться иметь дело, дать быстрое понимание темы разговора и даже определить эмоциональное состояние собеседника.
Ригидный — не дает человеку возможности сделать быстрый анализ не только своего поведения, но и поведения собеседника. Ему трудно справиться с собой и бывают случаи, когда он не в состоянии осуществить выбор подходящего способа своего поведения и коммуникации.
Переходной — это одновременное присутствие у человека обеих вышеизложенных манер. Ему не всегда под силу понимание происходящего в его окружении, с кем он ведет дискуссию и каким способом лучше всего взаимодействовать.
Разновидности стилей ведения диалога
Стили общения бывают разными, и для каждой отдельной ситуации выбирается наиболее подходящий, как по поведению, так и по взаимодействию. Для любой ситуации человеку свойственно «подавать» себя по-разному. Но при неадекватной самоподаче, диалог становится затруднительным.
https://www.youtube.com/watch?v=byEc23f5q6Y
Чтобы внести кое-какую ясность в этот вопрос, психологи предложили описания четырех стилей взаимодействий, которые состоят из:
- Ритуального. Он зависит от культуры, в которой суждено жить человеку. Это могут быть приветствия и вопросы, задаваемые во время встречи, а также ответы.
- Императивного. Он является авторитарным, директивным способом коммуникаций. Императивным стилем достигается контроль поведения собеседника, подминаются под себя его установки, либо же его принуждают совершить определенные действия и принять решения. Это достигается за счет приказов, предписаний и требований. Обычно императивный стиль используется в армии, в отношениях между начальниками и подчиненными, а также в работе с экстремальными условиями.
- Манипулятивного. Если в императивном стиле все предельно ясно и открыто, то в манипулятивном собеседник оказывает скрытное влияние. Зато цель остается прежней: взять под свой контроль поведение и мысли оппонента.
- Гуманистического. Этот способ обладает всеми разновидностями ведения диалога. Здесь уже идет равноправная коммуникация, целью которой является достижение взаимного познания и самопознания. Здесь нет места императиву, и достигается глубокое взаимопонимание.
Стили общения: демократический, либеральный и деловой
Демократическим стилем предусматривается то, что перед принятием какого-либо решения, необходимо его обсудить. Что это значит?
- Эффективное использование мотивации.
- Присутствие удовлетворенности плодами своего труда.
- Раскрытие творческого потенциала, поощрение инициативы.
- Поддержание благоприятного психологического климата.
Для либерального (подробнее будет описан ниже) присуща одна отличительная черта от демократического в том, что собеседник, занимающий более высокий статус в обществе или на производстве в данной группе собеседников является мягким и покладистым. В результате чего люди обладают большей возможностью на самоуправление.
Деловой стиль чаще всего ассоциируется с официальным деловым, что не совсем верно, так как у этого стиля предназначение на применение не только внутри государства, но и между ними.
Им предусмотрена как устная, так и письменная форма с полным исключением двойственного понимания. Официальным стилем руководствуются организации с различными формами собственности, в основном в письменном виде, а в устной форме — партнерские коммуникации.
Этот стиль предназначен для ведения переговоров, заключения взаимовыгодных сделок и др.
Но мир не зациклен только на деловых коммуникациях, ибо есть еще и профессиональный вид взаимодействия. Здесь уже общаются специалисты какой-то отрасли с набором узкоспециализированных терминов.
Разговорно-бытовой стиль
Стили общения включат в свой перечень и разговорно-бытовой. Ему присущи неформальные отношения, которые связанны не только с бытом, семьей, дружеским кругом, но и с профессиональной средой.
Разговорной речью пользуются при межличностном общении. Именно из-за этого ее проявление имеет в большинстве случаем устную форму при ведении спонтанных диалогов.
Предварительно обдумывать сказанное во время такого разговора не всегда приемлемо.
Еще разговорную речь используют для самовыражения, с ее помощью проявляются индивидуальные способности личности, так как она имеет эмоциональную окраску.
Большая роль здесь отводиться невербальным средствам взаимодействия и экспрессивным сигналам тела. Также неформальное общение нашло широкое применение в обиходно-бытовой лексике:
- Просторечие.
- Слова, имеющие субъективную оценку.
- Экспрессивно-эмоциональными высказываниями.
- В виде сокращений.
- В виде разговорно-бытовой фразеологии.
- Разнообразием частиц и др.
Также широко практикуют применение восклицательных и побудительных предложений. Этим стилем речи пользуются лишь в некоторых определенных случаях.
Авторитарный стиль
За счет авторитарного стиля лидером самолично принимаются любые решения, начиная от приказов и до дачи указаний. Им всегда в точности осуществляется определение «границ компетентности» любого человека, то есть, получается жесткое определение ранга между партнерами и подчиненными.
Поэтому, стили общения включают в себя и авторитарный, использование которого способствует принятию решений верхними этажами иерархии с последующим поступлением вниз под видом директивных решений. Из-за этого стиль иногда носит название директивного.
При этом, у лидера или руководителя нет ни малейшего желания поощрять обсуждение директив: он считает, что их неуклонно нужно выполнять.
https://www.youtube.com/watch?v=5ew8KWJl5Z0
Лидер оставляет за собой право контроля и оценивания насколько эффективна деятельность. руководители с подобным стилем коммуникации обычно страдают завышенной самооценкой, излишней самоуверенностью, агрессивностью и склонностью к стереотипному диалогу, черно-белому восприятию подчиненных вместе с их действиями.
Авторитарный стиль коммуникаций присущий людям с догматическим мышлением, в результате чего единственно правильным ответом будет его, а все другие могут ошибаться. Вести дискуссию с подобными людьми, анализировать принимаемые ими решения — является пустой тратой времени, так как проявление инициативы такими людьми, как правило, не поощряется.
Стили общения: либеральный стиль
Рассмотрим либеральный жанр диалога на примере воспитателя. Он отличается от других стилей совей безынициативностью, безответственностью, непоследовательностью в принятии решений и действий, нерешительностью для трудных ситуативных моментов.
Такому собеседнику свойственно якобы забывать свои прежние утверждения, и спустя какое-то время может загрузить собеседников абсолютно противоположными в отношении данных ранее утверждений.
Может пустить диалог на самотек, переоценивая возможности собеседников.
Либерал дает оценку своим слушателям в зависимости от настроения: если он с хорошим настроением, значит последует положительная оценка, с плохим — негативная. Такой подход к диалогу подрывает репутацию либерала в глазах собеседников.
Но есть и положительная сторона характера такого диалога: он не желает полностью портить отношения с оппонентами, проявляя доброжелательность ко всем во время беседы, собеседники воспринимаются как общительные, инициативные, правдивые и самостоятельные.
Деловой стиль ведения диалога
Стили общения не исключают делового ведения диалога. Это, когда люди взаимодействуют между собой в рамках своих профессиональных функций. Деловой диалог всегда преследует определенную цель, к которой во время беседы движутся участники разговора. Также такой ход беседы способствует не только информационному обмену, но и определенными навыками, опытом и знаниями.
Примером деловой беседы может послужить взаимоотношения с партнерами, руководством, подчиненными, включая бизнес-партнеров, конкурентов, руководителей других организаций и собственников компаний и т. д. У любого делового диалога есть своя стилевая окраска, определяющая способы и методы беседы, чтобы достичь конечной цели во время разговора.
Деловой разговор является как бы маской или выбранной моделью поведения, которая помогает участнику диалога идти к намеченной цели, а также показать себя в роли хорошего руководителя и высококлассного специалиста.
Стили общения педагога
Манера диалога педагога обусловлена тем, как он относится к ученикам. Также она во многом определяется его личными качествами и коммуникативной ситуацией, в атмосфере которой осуществляется взаимодействие. Самое важное личное качество педагога во время беседы есть ни что иное, как обладание способностью организатора. То, как педагог относится к ученикам, можно выразить в:
- Пассивно положительном.
- Устойчивом отрицательном.
- Ситуативно-негативном.
- Активном положительном.
Первому типу присуща грубость с активным употреблением выражений унизительного характера, проявляются оскорбления, весьма серьезно нарушаются этические профессиональные правила педагога.
Второму типу присуща завышенная требовательность со стороны учителя, заключается в стремлении построить исключительно формальные, деловые отношения. Учащимся он наносит вред, так как официальным тоном и низкой эмоциональностью коммуникаций происходит негативное влияние на творческое развитие детей.
Третий тип попадает под сильную зависимость от настроения педагога, и в связи с этим у него наблюдаются сильные вариации. В результате таких колебаний ученики становятся замкнутыми и недоверчивыми.
Наиболее благоприятным является активный положительный тип, который вызывает деловую реакцию на активное поведение учеников, где неформальное общение может им помочь реализовать свои потребности.
Ритуальное общение
Стили общения включают в себя и ритуальный диалог. Он решает основную задачу при поддержании взаимосвязи с социумом, а также представления себя, как члена этого сообщества.
Здесь важным является наличие партнера во время диалога в виде необходимого атрибута, чтобы выполнить ритуал.
Реальная жизнь наполнена огромным количеством разного рода ритуалов, в которых участие каждого подразумевается в виде некой «маски», которой заранее заданы какие-то свойства. В таких ритуалах от их участников требуется лишь одно — ознакомление с правилами игры.
https://www.youtube.com/watch?v=qsBjPaeq2cA
Подобный стиль отличается множеством контактов, в которых, глядя со стороны, а в некоторых случаях и изнутри, нет никакого смысла и содержания, ибо при первом впечатлении они не несут никакой полезной информации, и не смогут достичь определенного результата.
Кажется, что бессмысленно тратится драгоценное время, вызывая лишь раздражительность. Но бывают случаи, когда люди от таких встреч получают удовольствие.
Стили общения: отстранение
Весьма с трудом можно отнести данную манеру к ведению диалога. Скорее всего это является способом ухода от взаимодействия. Бывают случаи. Когда нам приходится вести беседу с человеком, который нам неприятен.
Он может быть клиентом, начальником или случайным попутчиком в самолете. У отстраненного стиля своя особенность — свести диалог до минимума.
Ниже приведены примеры нескольких несложных советов, как вести диалог «отстраненно»:
- Не будьте инициатором беседы. Кому надо — тот спросит.
- Сделайте на лице каменную маску. Эмоции, мимика и жесты здесь будут лишними. Ежели что, то потренируйтесь перед зеркалом.
- Должна быть предельно сухая речь, исключая из нее прилагательные, жаргон и уменьшительно-ласкательные выражения.
- Формируйте односложные ответы типа, ага, да, увидим, нет и т. д.
- Не вздумайте пользоваться этим стилем с людьми, которые имеют хоть какую-то важность для вас. Хотя, если есть желание от них избавиться, тогда да.
Видео:Как общаться с людьми? На каком языке говорят Люди? Стили общения|Патрик Кинг.Скачать
Классификация стилей общения в психологии
Манера общения оказывает прямое влияние на то, насколько эффективным будет взаимодействие с собеседником.
Правильно используя этот «рычаг» можно расположить к себе окружающих.
Какие бывают средства общения в психологии? Узнайте об этом из нашей статьи.
Определение понятий
Что такое манера, стиль общения?
Стиль общения — это форма коммуникативного поведения личности, отличающаяся стабильностью проявления.
Стиль общения можно проследить в любых условиях взаимодействия человека с окружающими, так как он индивидуален для каждого.
Понятие объединяет в себе нормы, методы, шаблоны поведения, правила, принципы и другие особенности общения. Фундаментом для формирования стиля являются нравственные и социальные установки.
Манера общения — это уникальный и индивидуальный для каждого отдельно взятого человека способ использовать голос и тело для совершения речевых коммуникаций. Она определяется тоном голоса, поведением во время взаимодействия и дистанцией.
Манеры неразрывно связаны со стилем и для точной характеристики личности (и ее коммуникативных способностей) рассматриваются в паре.
Какие бывают манеры общения?
Понятие «манеры общения» строится на следующих элементах:
- тон повествования (спокойный, беспокойный, взбудораженный, дружеский, повелительный и т.д.);
- дистанция (интимная, личная, социальная или публичная);
- поведение (уверенное, наглое, скромное, скованное и т.д.)
Манеры можно поделить на две базовые группы:
- Плохие манеры. Все формы поведения, которые вызывают у окружающих негативные эмоции, недовольство и раздражение. Сюда можно отнести ругательства, грубое отношение к собеседнику, пренебрежительный тон и проч.
- Хорошие манеры. Формы поведения, с помощью которых человек располагает к себе собеседника и налаживает уверенный контакт. Ярким примером служит вежливость, способность уступить, умение выслушать, внимательность и проч.
Категории хороших и плохих манер не имеют четких рамок. Все зависит от общества, принятых на данной территории стандартов, норм и правил.
https://www.youtube.com/watch?v=RCizr8ZF5Xs
Понятие «плохих» и «хороших» манер является уникальным даже для отдельно взятой социальной группы (рабочий коллектив, класс, компания друзей и т.д.).
Манеры могут быть серьезными, шутливыми, доброжелательными, озлобленными и т.д.
Многообразие манер обусловлено широким спектром вербальных и невербальных сигналов, которые человек может использовать.
Классификация стилей
Психологи выделяют три стиля общения:
- гибкий (уверенная ориентация в обществе, способность оценить и почувствовать настрой собеседника, уловить мысль и расшифровать поступающую от собеседника информацию);
- переходный (смешанный тип, включающий в себя черты как гибкого, так и ригидного);
- ригидный (неумение быстро ориентироваться в обществе, неспособность к анализу поведения, плохое владение средствами общения).
Стиль общения влияет на то, какие средства общения индивид будет применять во время коммуникации.
Существует пять базовых групп:
- Лингвистические (речь).
- Кинетические (мимика и жестикуляция).
- Паралингвистические (особенность голоса и его «настройки»);
- Экстралингвистические (тем речи, длина паузы и т.д.);
- Пространственно-временные (ситуация, место и время, расстояние между собеседниками).
Основные стили общения, представленные ниже, направлены на достижение определенных результатов.
При этом эффективность словесной коммуникации зависит от того, насколько успешно человек владеет психотехникой речи (интонациями, дикцией и законами логического построения сообщения).
Типы педагогического общения
Шаблоном для данной группы стали типовые стили общения учителя с учащимся. Как понимает свою цель педагог, работающий с учеником? Как он преподносит знания и объясняет темы? Учитывает ли преподаватель стиль общения своего ученика?
- Авторитарный. В этом случае педагог присваивает себе право самостоятельно решать возникающие вопросы. Они могут касаться поведения ученика, его взаимоотношений с другими учащимися и даже личных моментов, касающихся только учеников. С таким учителем сложно взаимодействовать, несмотря на его склонность к заботе о подопечных. Педагог является в некотором роде диктатором, часто рассматривающий инициативу как повод для наказания. Учитель не анализирует поведения окружающих, поэтому истинные мотивы поступков ему неизвестны.
- Демократический. Учитель стремится оказать посильную помощь ученикам, раскрыть их таланты и скрытые возможности. Основная опора для педагога — сотрудничество с подопечными. Инициатива со стороны учащихся приветствуется и поощряется. В случае непонимания материала учитель обязательно остановиться и заново объяснит непонятные моменты. Педагог понимает причины и мотивы поступков, но при этом акцентируется лишь на положительных поступках. Он может предугадать вектор развития подопечного, так как «чувствует» воспитанников.
- Либеральный. Учитель не желает брать на себя ответственность за учеников. Он ограничивается лишь своими непосредственными обязанностями, выполняя их неохотно, но в полной мере. Равнодушие педагога приводит к тому, что контролировать подопечных ему становится крайне сложно.
Пассивная позиция влечет за собой ухудшение успеваемости и социального климата в классе.
Типы делового общения
Деловое общение используют в том случае, когда люди участвуют в совместной деятельности с целью достижения определенных результатов. При этом участники активности пытаются удержать за собой какой-либо статус (члена команды, лидера и т.д.) и добиться принятия этого статуса обществом.
- Ритуальный. Данный стиль часто можно наблюдать в командах, где люди давно знакомы друг с другом. Они действуют по давно сложившейся и отработанной схеме, из-за чего каждое взаимодействие похоже на предыдущее. Члены команды от раза к разу поднимают одинаковые темы, выдают свои «фирменные» реакции и являются друг для друга абсолютно предсказуемыми. Однако ритуальное общение приносит людям удовлетворение не за счет наполнения, а за счет качества. Ведь в результате привычного набора фраз, действий и реакций люди укрепляются в собственной позиции, чувствуют себя частью группы и значимым элементом социума.
- Манипулятивный. Манипулятивный стиль используют тогда, когда необходимо использовать другого человека для достижения личных целей. При этом у участников «направленного движения к результату» могут быть разные представления о конечной цели и ее этичности. А индивид, которым манипулируют, может догадываться или не догадываться о своем положении. Манипулятивный стиль не всегда связан с негативом.
Очень часто благодаря манипуляциям удается достичь вполне оправданных и достойных целей, включить в работу пассивного члена команды или предотвратить серьезные проблемы.
- Гуманистический. В гуманистическом общении личные отношения выходят на первый план. Человек ищет поддержку в своем собеседнике, ждет внимания и совета. Данный стиль общения построен на искренности и взаимном внушении позитивных установок. Человек может избрать в качестве собеседника и раскрыться не только близким людям, но и внушающим доверие малознакомым людям.
Все перечисленные выше стили относятся к сфере делового общения.
https://www.youtube.com/watch?v=UKW5OfcmSJE
Когда общение происходит в личной плоскости, используется индивидуальный стиль общения.
Индивидуальный стиль общения — это как бы врожденная склонность смешивать все стили в определенных пропорциях, применяя полученный «коктейль» при межличностных контактах.
Встретить какой-либо стиль в чистом виде вне классификации (в реальной жизни) невозможно. Благодаря личным качествам и психологическим особенностям человек умело жонглирует различными стилями.
И чем выше чувствительность индивида к настроению и чувствам собеседника, тем активнее и «тоньше» он будет переходить от одного к другому, чтобы добиться максимальной продуктивности в ходе взаимодействия.
Удовлетворение результатом коммуникации
Какой стиль общения дает наибольшее удовлетворение?
Сложно выделить стиль, который приносит при взаимодействии наибольшее удовлетворение результатом коммуникации.
Каждый из существующих стилей закрывает определенный набор потребностей.
Так благодаря ритуальному общению люди ощущают себя значимыми, идентифицируют себя как члена команды и убеждаются в весомости собственного места и мнения. И даже при условии отсутствия разнообразия в общении члены группы получают удовлетворение.
А гуманистический стиль помогает человеку закрыть потребность в поддержке и сопереживании. Собеседники делятся переживаниями, страхами, тайными мыслями и чувствами, получая в ответ натуральную (неподдельную) реакцию, в которой нуждаются.
Манипулятивный стиль может обеспечить удовлетворение в одностороннем или двухстороннем порядке. Но чаще всего выгоды получает одна сторона (манипулятор).
При этом, если рассматривать удовлетворение без связки с нравственностью, данный стиль общения вполне успешно закрывает актуальные потребности индивида.
Но если рассматривать общение просто как взаимодействие двух людей, не рассматривая при этом поставленные при коммуникации цели, то самым благоприятным для эмоционального состояния будет гуманистический стиль общения.
Он, как самый личный, позволяет получить понимание и поддержку, сострадание и сочувствие. В процессе такого контакта происходит полное «преображение» представлений за счет взаимного убеждения.
И даже если изначально собеседники не преследуют цели укрепить свою самооценку и веру в личный потенциал, то в результате коммуникации все равно будет достигнут такой эффект.
Каждый стиль общения может быть уместным и актуальным, если правильно подходить к выбору. Осознанный контроль над своей манерой и стилем общения позволяют повысить эффективность, укрепить социальные связи и добиться поставленной цели.
При этом умение смешивать стили положительно отразится на результатах взаимодействия с окружающими.
Стили и типы общения:
Наша интересная группа :
Видео:Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.Скачать
Стили общения — какие бывают, знакомство с типами общения, видео
Современное общество не может нормально функционировать без взаимодействия людей друг с другом. Каждая личность индивидуальна, но, несомненно, считается, что под разные ситуации она должна подстроиться. Это позволяет человеку найти работу, партнера, поехать в путешествие.
Манера общения и поведения человека формируется всю его жизнь. Они могут меняться, дополняться другими приемами, а какой-либо один вид может быть утрачен. Факторы и причины бывают самыми разными. Цель одна: достичь результата.
За счет общения человек способен достичь многого, нужно лишь правильно подобрать стиль общения и поведения.
Стили общения
Стиль общения характеризуется привычной устойчивой связью между способами и методами общения и целями, которыми оно преследует. То есть это какие-то особенности взаимодействия между людьми.
Человек ищет новую работу, пришел на собеседование — тут он использует один стиль общения, при взаимодействии с коллегами – другой, в семье и в общении с родственниками – третий. Под каждую конкретную ситуацию выбираются разные стили общения.
Какие бы действия ни предпринимались, слова человека всегда будут основой общения.
Стили общения с точки зрения психологии
Психология всегда занималась проблемами взаимодействия людей между собой. По мнению психологов, стиль общения обусловлен возможностью человека выбирать те или иные средства поведения в определенной ситуации. Они разделили стили общения на три категории:
- гибкий;
- ригидный;
- переходный.
При гибком стиле человек хорошо ориентируется в обществе, он может адекватно расценить, кто перед ним, быстро понять, о чем идет речь и даже догадаться об эмоциональном состоянии собеседника.
При ригидном стиле человек не может быстро проанализировать не только свое поведение, но и поведение собеседника. Он плохо владеет собой и не всегда может выбрать подходящий способ поведения и общения. При переходном стиле у человека присутствуют признаки из двух вышеназванных стилей.
Он не до конца понимает, что происходит вокруг него, с кем общается и какой способ взаимодействия лучше выбрать.
Изучение стилей общения
При изучении приемов коммуникации нужно знать, что стиль общения сам по себе и стиль общения в какой-либо ситуации – это разные понятия.
Если не учесть особенности характера человека и характеристику ситуации, в которой он оказался, то объяснение будет просто бессмысленным. Есть большое количество методов изучения стилей общения. К примеру, А.В.
Петровский создал систему педагогического взаимодействия, состоящую из двух компонентов. Она была названа стилем педагогического общения.
https://www.youtube.com/watch?v=v6mWJlex2oM
В 1938 году впервые было уделено внимание стилям общения. Немецкий психолог Курт Левин провел исследование и вывел классификацию отношений между людьми, которые управляют, и людьми, которые вынуждены подчиняться. Впоследствии она стала общепринятой и действует до сих пор. Его стили педагогического общения включают в себя:
- авторитарный;
- демократический;
- либеральный.
Определение
Стиль общения в психологии не имеет четкого однозначного определения. Представители различных психологических школ трактуют понятие по-своему.
Итак, стиль общения в трактовке теоретиков, это:
- Постоянный способ построения взаимоотношений конкретного человека в различных сферах, который является индивидуальной чертой (Левин).
- Форма, в которой происходит обмен актами общения (Е. Субботский).
- Модель общения между людьми, которую предпочитает отдельный индивидуум (С.Братченко).
Современные психологические школы, обобщая опыт предыдущих и самых новейших исследований, определяют понятие стиля общения, как индивидуально постоянную форму коммуникативного поведения личности в зависимости от условий взаимодействия.
Характеристика стилей педагогического общения
Стили педагогического общения были определены как эмоциональные приемы и действия педагога по отношению к ученику. Поведение учителя обусловлено его пониманием цели, которую он преследует, обучая ребенка.
Чаще всего это не что иное, как обучение ребенка основам своего предмета, передача умений и навыков, которые понадобятся ученику для выполнения задания, или которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. При этом, преподавателем также учитываются стили общения ребенка. С детьми общение происходит совсем не так, как со взрослыми.
Учителю нужно немного больше времени, сил и внимания на то, чтобы объяснить ребенку материал. Само же общение происходит путем указаний, объяснений, вопросов, замечаний и даже запретов.
Виды и примеры
Авторитарный стиль общения часто наблюдается в отношениях родителей и ребенка. При этом родителя не интересуют предпочтения и увлечения ребенка — на первом плане у него его видение ситуации.
Например, отец приказывает ребенку: «Ты будешь заниматься футболом» и отправляет его на кружок футболу, несмотря на то, что ребенку не интересно занятие этим видом спорта и он предпочел бы учиться игре на фортепиано.
Тем не менее, решающим остается влияние отца, который в случае неповиновения может наказать ребенка.
Авторитарность у руководителей проявляется в вынесении строгих поручений и постоянного контроля над их исполнением.
Работнику дается четкое указание, которому он должен следовать без проявления инициативы.
Например, руководитель приказывает работнику: «Сегодня к 14 часам квартальный отчет должен лежать у меня на столе. В случае невыполнения ты лишаешься месячной премии».
Ведущим стимулом при таком приказе является лишение работника материальных благ, а возможность поощрения даже не рассматривается.
Авторитарность педагога при его общении с учащимися может быть выражена в постоянном акцентировании внимания на негативной оценке результатов их деятельности.
Например, педагог говорит учащемуся-отличнику: «Петров, ты получаешь 3 по контрольной работе, поэтому твоя четвертная оценка снижается до 4», при этом учитель прекрасно знает, что неуспеваемость в общем способного ученика обоснована тем, что он длительное время болел и пропустил важные тематические уроки.
Однако авторитаризм учителя не позволяет ему выделить ученика, как личность, подойти к нему индивидуально и поспособствовать внеклассным занятиям по пропущенной теме — учитель руководствуется общими принципами оценивания деятельности учащихся, не вдаваясь в частные подробности.
В семейных парах авторитаризм в стиле общения одного из супругов выражен в том, что только он принимает решения, влияющие в целом на жизнь всей семьи, при этом не учитывая ни мнения остальных ее членов, ни последствий собственных решений, которые могут быть в чем-то негативны по отношению к остальным членам.
https://www.youtube.com/watch?v=2dNmtB-Ipp4
Простой пример такого стиля общения в семье, когда муж говорит жене: «Мы начинаем копить на автомобиль, поэтому твоя учеба откладывается на потом».
Данное решение звучит, как уже принятое и не терпящее возражений. При этом оно должно беспрекословно выполняться, несмотря на то, что может исключать цели одного из партнеров.
Авторитарный стиль общения
Авторитарный стиль общения подразумевает то, что учитель оставляет за собой право решать вопросы самостоятельно. Они могут касаться отношений между учениками, активности в классе или касаться каждого ученика лично.
Как правило, такой режим включает в себя одновременно диктаторство и заботу о подчиненных. С такими преподавателями ученики редко могут раскрыться полностью и показать свои возможности. Инициатива может стать причиной конфликта между преподавателем и учеником.
Убеждение преподавателя в том, что только его мышление правильное, а все остальное ложно не позволяет обеим сторонам продуктивно взаимодействовать. Ответ ребенка не может быть адекватно оценен, потому что учитель попросту не понимает ученика и основывается только лишь на показателях успеваемости.
Плохие поступки его в глазах преподавателя обязательно выходят на передний план, при этом мотивы его поведения не берутся во внимание.
Демократический стиль общения
Демократический стиль общения считается самым лучшим, ведь преподаватель стремится помочь ученику, задействовать все его силы и возможности, активировать роль ребенка в жизни класса. Взаимодействие и сотрудничество – вот основные цели этого стиля.
Учитель оценивает, в первую очередь, хорошие поступки ученика, хорошо к нему относится, понимает его и поддерживает. Если преподаватель видит, что ребенок не успевает усваивать информацию или что-то не понимает, то он обязательно замедлит темп и разъяснит материал тщательнее, разложит все по полочкам.
Преподаватель адекватно оценивает возможности подопечного и может прогнозировать направление его развития. Он учитывает интересы и пожелания своих учеников.
Некоторые методы обучения и общения с учениками учителя демократического стиля немного уступают методам авторитарного стиля своих коллег, но «климат» в классе у первых все же лучше. Дети чувствуют себя гораздо свободнее.
Либеральный стиль общения
Способы обучения преподавателя либерального стиля отличаются от способов, включенных в другие стили общения педагога. Он стремится снизить все шансы принимать какое-либо участие в жизнедеятельность класса, не желает нести за учеников ответственность.
Учитель ограничивается выполнением исключительно своих педагогических функций. Те стили общения учителя, что он совмещает в своей работе, влекут за собой плохую успеваемость.
Он с долей равнодушия относится к проблемам как школы, так и детей, в результате чего ему очень сложно контролировать учеников.
🔍 Видео
Как Улучшить Общение с Людьми | Курс Дружжжище (Урок 8)Скачать
Психология общения! Наглядный пример. ))Скачать
Стили педагогического общенияСкачать
КАК СТАТЬ МАСТЕРОМ ОБЩЕНИЯ | 5 советов для развития коммуникативных навыковСкачать
Психология общения. Передача 5. Стили и типы общенияСкачать
Стили педагогического общенияСкачать
Как эффективно общаться с людьми. Дейл Карнеги. [Аудиокнига]Скачать
Все стили речи в корейском языкеСкачать
15 ТИПОВ ПАРНЕЙ В ПЕРЕПИСКЕ (КРИНЖ!)Скачать
Как вести сложные переговоры от Ди Каприо, по-шаговый разбор. Искусство невербального общения!Скачать
Основы делового общенияСкачать
Стили педагогического общенияСкачать
Стили педагогического общенияСкачать
Выбор стиля общенияСкачать
Самые важные навыки делового общенияСкачать
Флирт как форма общенияСкачать
Либеральный стильСкачать