Синтоническая модель общения

Синтоническая модель общения Полезное
Социально-психологические феномены

Синтоническая модель общения

«Социально-психологические феномены»

ВВЕДЕНИЕ 3

Психология общения 4

Вербальные и невербальные средства общения 5

Синтоническая модель общения 7

Виды и техники слушания 8

Заключение 13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14

Содержание
  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. Психология общения
  3. Вербальные и невербальные средства общения
  4. Синтоническая модель общения
  5. Виды и техники слушания
  6. Что расскажут о собеседнике особенности голоса и манеры говорить
  7. На какую тему собеседник говорит чаще всего?
  8. Правила хороших манер
  9. Какие использует слова? Как строит предложения?
  10. 3.3. Манеры (стили) общения
  11. Посмотрите также
  12. Оцениваем невербальные жесты, эмоции, интонацию
  13. Мимика и жесты
  14. Что такое правила этикета
  15. Правила хорошего тона для мужчин
  16. Современный этикет для женщин
  17. Нормы этикета для детей
  18. Виды общения
  19. Рассмотрение синтонической модели общения
  20. Развитие умений для успешного общения
  21. Обучение гибкости
  22. Обучение конгруэнтности
  23. Достижение раппорта
  24. Формирование ресурсных состояний
  25. Нлп и синтоническая модель общения (как узнать другого человека и легко с ним общаться)
  26. Задачи
  27. Ход урока
  28. Вопросы
  29. 🔥 Видео

ВВЕДЕНИЕ

Проблема общения в психологической науке и по сегодняшний день остаётся актуальной. Изучены, далеко, не все аспекты этого явления как у человека, так и у животных.

Некоторые механизмы общения животных, например китов не поддаются научному объяснению. Существует огромное количество спорных вопросов в этой области, на которые до сих пор не найдено исчерпывающих ответов.

Не изученной также остаётся проблема изучения механизма освоения иностранного языка в процессе общения, находясь в чужой стране. К сожалению, научных исследований на эту тему в данный момент не существует, но изучение этой проблемы позволит разработать новую инновационную методику изучения иностранных языков, которая будет превосходить по эффективности существующую сегодня систему.

В любой случае общение – это не достаточно изучено явление, более тщательное и глубокое его изучение в сочетании с современными информационными технологиями может дать просто поразительные результаты, которые могут перевернуть наше сегодняшнее представление об обучении и его методиках.

Психология общения

Общение – это форма деятельности, осуществляемая  между людьми как равноправными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта, который проявляется в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании. Психический контакт характеризует общение как двустороннюю деятельность, предполагающую не только взаимосвязь между людьми, но и сопереживание, взаимный обмен эмоциями.

Общение полностью захватывает основные виды чувств. Продуктивное общение требует от человека высокой психологической культуры, а также постоянного изучения и учета эмоциональной стороны отношений.

Тот, кто считает, что понятие «чувства» неприменимо, способен вызвать многочисленные и дорогообходящиеся конфликты.

Многие встречались со штампами: «поговорим по-деловому», «оставим наши чувства в стороне», «наша работа — это дело, и никаких эмоций» и т.д.

Развитие общения в мире определяется развитием всех общественных процессов. Оно меняется вследствие совершенствования средств технической связи, а также из-за изменения социальных функций человека.

Преобладавшее ранее непосредственное общение в настоящее время все больше заменяется опосредованным и становится более массовым.

Само же непосредственное общение характеризуется увеличением вынужденных контактов между людьми.

Общение может происходить на различных уровнях, что определяется особенностями личности, ситуации, общей культурой и др.

Фатический (от лат. fatuus – «глупый») – самый примитивный уровень общения, предполагающий простой обмен репликами для поддержания разговора. Не предполагает глубокого смысла и не отличается содержательностью, не несет новой информации. В то же время важен в стандартных ситуациях. Часто определяется этикетом.

Информационный – осуществляется обмен информацией, сопровождающийся мыслительной, эмоциональной или поведенческой активностью человека. Преобладает в условиях совместной деятельности или дружеской встречи. Способствует активному включению человека в процесс коммуникации.

Личностный (духовный) уровень – взаимодействие, в процессе которого субъекты способны к глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека. Такое общение возможно лишь при позитивном отношении к себе, другим и миру в целом.

Отличительной особенностью человека является общение с самим собой. Это чисто индивидуальное общение, предполагающее особую точку зрения на самого себя и окружающее, которая может меняться. В ходе такого разговора человек мысленно может общаться с тем, с кем общался недавно, продумывать тактику будущего общения и т. п.

https://www.youtube.com/watch?v=PcJEyez6Y98

В последние годы наиболее актуальным является вопрос рассмотрения общения с позиций гуманистической психологии, в основе которой лежат открытость и искренность контактов.

Вербальные и невербальные средства общения

Общение осуществляется посредством знаковых систем. Различают вербальные (речевые) и невербальные (неречевые) средства общения.

Речь является универсальным средством общения, так как при этом менее всего теряется смысл сообщения. Речевая информация передается при помощи текста в устной и письменной формах.

Преимущества письменной речи – точность формулировок, развернутость, богатство словаря, логика изложения. Преимущества устной речи – экономичность, эмоциональная насыщенность.

В качестве недостатков выступают речевые ошибки, многозначность.

В общении важно наличие обратной связи. При вербальной информации это может иметь форму переспрашивания, уточнения вопроса и прочее (безоценочная обратная связь); содержать оценку информации (оценочная обратная связь); критику или корректировку (негативная обратная связь); одобрение или поддержку (позитивная обратная связь).

Важной проблемой современного общества является проблема толерантности. В контексте вербального общения это соблюдение норм реагирования на высказывание другого, допущение принципиально иной точки зрения.

Остро стоит проблема повышения эффективности речевого воздействия, в рамках которой развивается экспериментальная риторика (искусство убеждения посредством речи).

Невербальные средства общения нужны для создания психологического контакта между партнерами, выражения эмоций, отражающих истолкование ситуации. Подразделяются на три группы.

1.

Визуальные: кинесика (движения частей тела); направление взгляда и визуальный контакт; выражение глаз, лица; поза; кожные реакции; дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство); вспомогательные средства общения – особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода, сигарета и т. п.).

2. Акустические: связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте); не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубами, хлюпанье носом и т. п.).

3. Тактильные: физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.); такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).

Согласно классификации В. А. Лабунской невербальные средства общения подразделяются на:

1) оптико-кинетические (жесты, мимика, пантомимика);

2) паралингвистические (вокализация) и экстралингвистические (паузы, покашливание, плач, смех, темп речи);

3) организующие пространство и время коммуникативного процесса (размещение партнеров, возможность опоздания и т. п.);

4) визуальные (контакт глаз).

Синтоническая модель общения

Наше подсознание воспринимает информацию по всем пяти каналам одновременно и получает гораздо больше информации, чем сознание.

Синтоническая модель общения строится на идее о том, что у каждого человека есть своя «любимая дверь восприятия» — та репрезентативная система, которой он доверяет больше, чем другим.

Например, если ваша любимая система визуальная (зрительная), то вы воспринимаете и храните в памяти мир в «картинках». Установлено, что ведущая репрезентативная система внешне проявляется в движениях глаз, выборе слов, используемых в общении, в особенностях дыхания и даже позы.

Если вы знаете, какую репрезентативную систему предпочитает ваш партнер по общению, вы можете использовать слова, соответствующие его «любимой» модели восприятия.

Люди с визуальной моделью восприятия легко понимают одни слова, с аудиальной (слуховой) и кинестетической — другие.

Если вы будете правильно выбирать и использовать слова, в соответствии с ведущей репрезентативной системой собеседника, вас сочтут человеком, с которым приятно общаться, с которым легко установить контакт и взаимопонимание.

https://www.youtube.com/watch?v=bCwjG-d4qaA

Как узнать, какую репрезентативную систему предпочитает человек? Для этого надо внимательно понаблюдать за ним. Многое скажут слова, которые он использует. Еще красноречивее будет его невербальное поведение: движение глаз, темп и тембр голоса, дыхание, поза. Эту важную информацию нельзя подделать, она поступает прямо из подсознания, важно только научиться ее распознавать и использовать.

Человек с визуальной репрезентативной системой, собираясь что-то сказать, перебирает и просматривает в памяти картинки, чтобы определить, что происходит в настоящий момент. Это совершается очень быстро и его глаза при этом расфокусированы на пятно на расстоянии около 60 см от носа.

Если вы станете прямо на это место, вы можете помешать такому человеку думать: он даже может рассердиться. В речи людей-визуалов преобладают слова визуального смысла: «видеть», «ясно», «красочный», «я вижу, что вы имеете в виду» и т. п.

Темп речи у них выше, чем у людей с аудиальной и кинестетической репрезентативными системами.

Человек с аудиальной репрезентативной системой, собираясь что-то сказать, прислушивается к своему внутреннему голосу. Ему трудно сделать выбор; внутренний голос постоянно ведет дискуссию, не зная, чему отдать предпочтение.

Глаза человека в это время смотрят вправо или влево, двигаясь по средней линии или идут вниз и влево. В речи людей-аудиалов преобладают слова: «я слушаю вас», «давайте обсудим», «какой тон», «интонация», «крики» и т. п.

Люди с кинестетической репрезентативной системой прежде чем сказать, прислушиваются к своим внутренним чувствам и их глаза при этом непроизвольно смотрят вниз — вправо. В речи кинестетиков преобладают слова: «касаться», «трогать», «ощутимый», «болезненный», «тяжелый», «я чувствую проблему», «тяжко на душе» и т. п.

Виды и техники слушания

Каждый человек хочет видеть в своем собеседнике внимательного и дружески настроенного слушателя. Поэтому каждому из нас приятно общаться не с тем, кто умеет говорить, а с тем, кто умеет слушать.

Исследования показывают, что не более 10% людей умеют выслушать собеседника. Не случайно одним из направлений повышения квалификации менеджеров ведущих стран мира являются курсы эффективного слушания.

Одним из наиболее важных моментов в любом слушании является момент обратной связи, благодаря которому у собеседника и создается ощущение, что он говорит не в пустоту, а с живым человеком, который слушает и понимает его.

Причем в любом высказывании существуют по крайней мере два содержательных уровня: уровень информационный и уровень эмоциональный.

В этом случае обратная связь тоже может быть двух видов — отражение информации и отражение чувств говорящего.

Можно выделить следующие приемы слушания.

1.

Глухое молчание (видимое отсутствие реакции).

2. Поддакивание.

3. «Эхо-реакция» — повторение последнего слова собеседника.

4. «Зеркало» — повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов.

5. «Парафраз» — передача содержания высказывания партнера другими словами.

6. Побуждение.

7. Уточняющие вопросы.

8. Наводящие вопросы.

9. Оценки, советы.

10. Продолжение (когда слушатель вклинивается в речь и пытается завершить фразу, подсказывает слова).

11. Эмоции.

12. Нерелевантные высказывания (не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально).

13. Логические следствия из высказываний партнера, например предположения о причине события.

14. «Хамовитые реакции».

15. Расспрашивание (задает вопрос за вопросом, не объясняя цели).

16. Пренебрежение к партнеру (не обращает на его слова внимания, не слушает, игнорирует партнера, его слова).

Обычно в слушании проявляются 3 такта: поддержка; уяснение; комментирование.

Во время поддержки основная цель: дать возможность человеку выразить свою позицию, уместные реакции слушателя на этом этапе — молчание, поддакивание, «эхо», эмоциональное «сопровождение».

В процессе уяснения цели: убедиться, что вы правильно поняли собеседника, для этого задают уточняющие, наводящие вопросы, делается парафраз.

https://www.youtube.com/watch?v=8pB2cOgnRbI

При комментировании слушатель высказывает свое мнение по поводу услышанного: дает советы, оценки, комментарии.

Выделяют следующие виды слушания: пассивное слушание, активное слушание, эмпатическое слушание.

При активном слушании на первый план выступает отражение информации. Наиболее общепринятыми приемами, характеризующими активное слушание, являются постоянные уточнения правильности понимания информации, которую хочет донести до вас собеседник, с помощью уточняющих вопросов.

Приемы активного слушания работают только тогда, когда вы учитываете ситуацию, содержание разговора и эмоциональное состояние собеседника. Активное слушание имеет смысл применять только в тех случаях, когда ваш партнер как минимум равен вам.

Бывает, однако, что приходится слушать человека, находящегося в состоянии эмоционального аффекта, в состоянии сильного эмоционального возбуждения, и в этом случае приемы активного слушания не сработают.

Ваш собеседник и не является в прямом смысле собеседником, он всего лишь человек, который не контролирует свои эмоции, не способен улавливать содержание разговора.

Ему надо только одно — успокоиться, прийти в состояние нормального самоконтроля, только после этого с ним можно общаться на равных. В таких случаях эффективно работает так называемое пассивное слушание.

Видео:Модели коммуникации (Аристотель, Г.Лассуэл)Скачать

Модели коммуникации (Аристотель, Г.Лассуэл)

Что расскажут о собеседнике особенности голоса и манеры говорить

Синтоническая модель общения
О чем бы человек ни говорил, он всегда рассказывает о самом себе. Это вам подтвердит любой хороший психолог.

Манера общения, эмоциональные реакции, интонации и тембр голоса служат лакмусовой бумажкой для выявления ценностей, интересов и взглядов на жизнь.

Важно не просто слушать слова, а воспринимать человека комплексно со всеми его ужимками, словами-паразитами, привычками. Важно уметь читать информацию между строк.

Читаем человека по характеру разговора и невербальным жестам

На какую тему собеседник говорит чаще всего?

Есть люди, которые всегда скатываются в какую-то проблематику, независимо от того, о чем был разговор. Говорили о похудении – она свела все к мужчинам-альфонсам; обсуждали политику, воспаленный зуб, погоду – и все равно человек подытожит разговор темой «все мужики – козлы». Это классика жанра: что болит, о том и говорим.

Обратный пример – когда человек всеми возможными способами избегают неприятного разговора, старательно выбирая безопасные темы (игнорирует недавний конфликт, набранные кредиты, страшный диагноз). Своего рода это детский способ убегания от проблемы: если я не буду об этом думать, все наладится само собой. Естественно, это самообман.

Правила хороших манер

Что же нужно делать и как вести себя, чтобы не прослыть невежей? Основные правила этикета и хорошие манеры просты: быть сдержанным, доброжелательным, контролировать себя, и вести себя естественно.

Не нужно скрывать от всех, что вы что-то видите или пробуете впервые

Будет лучше, если вас научат это делать, чем прилюдно оконфузиться. Очень важно хорошо выглядеть, и здесь дело не в одежде. Недопустимо сидеть, широко расставив ноги, или положив лодыжку одной ноги на коленку другой, громко кричать и широко жестикулировать.

Не жевать резинку во время разговора и не смотреть на часы или мобильный телефон. Не приходить без предупреждения в гости, если вы застанете людей в пижаме в неубранной комнате, неудобство будете чувствовать вы.

Обязательно стучать в комнату, прежде, чем войти и неважно – это кабинет начальника или детская ребенка. Естественно нельзя читать чужие письма, а в современных условиях СМС, электронные сообщения.

Не нужно разговаривать с полным ртом и, тем более, вытирать рот руками – воспользуйтесь салфеткой. Хорошие манеры для девушки – никогда не класть сумку на колени или на стол

https://www.youtube.com/watch?v=TCByZ_iYUZ4

Небольшой клатч – разрешается, но модную объемную сумку-тоут – только на пол или можно повесить на спинку стула.

Какие использует слова? Как строит предложения?

Если вы хотите понять, как человек относится к происходящему, глупо спрашивать его об этом напрямую, особенно если между вами нет 100 % доверия.

В этом случае на любой ваш вопрос прозвучит социально одобряемый ответ по типу: «конечно, я люблю детей», «в любом деле выкладываюсь на все сто», «мой начальник – гений».

На что же тогда смотреть? Нужно отслеживать, какова манера общения – уничижительная форма слов, сарказм, шуточки, чопорность, излишняя сухость или формализм.

Например, вы разговорились с коллегой на тему его увлечений. Он рассказывает вам о резьбе по дереву, и мелькают следующие фразы: «это чтобы время убить», «пустячок, пока нечем похвастаться».

Фразы информативны! Задайте себе вопрос, почему человек считает свое хобби ерундой, стесняется его, обесценивает? Может быть, близкие не поддерживают его увлечений, не считаются с его личным пространством? Или жена убедила мужа, что резьбой занимаются только неудачники, а нормальные мужики ходят на рыбалку? Все это можно и нужно уточнять.

Кроме того, важно оценить, с какой позиции говорит человек – он объект или субъект своей истории? Проследите разницу предложений: «Мы развелись, потому что муж был слабовольным человеком, любил выпить. А я устала разгребать его проблемы». Или: «Было много слез и истерик, а потом развод.

Выпивка и непутевые дружки его погубили». В первом случае человек осознает свою ответственность за происходящее, он сам создает свою реальность. Во втором он говорит из позиции жертвы, которая ни за что не отвечает и ничего не контролирует.

Это как минимум говорит о психологической незрелости личности.

3.3. Манеры (стили) общения

Манера общения имеет большое значение для его эффективности. Тон обращения (спокойный, властный, вкрадчивый, взволнованный и т. п.), поведение (сдержанность, беспокойство, неуверенность, скованность мимики и движений и т. п.

), даже расстояние между общающимися могут многое сказать о характере общения. Например, выявлено, что между общающимися могут быть четыре дистанции: интимная, личная, социальная и публичная.

Первые две свидетельствуют о том, что общающиеся являются близкими знакомыми, друзьями; социальной дистанции придерживаются люди, вступающие в официальные контакты; публичная дистанция имеет место между чужими людьми.

Изменяя расстояние, можно добиваться дополнительного воздействия на партнера по общению, так как этим изменяется установка на манеру общения, характер отношения между партнерами.

Во время разговора не рекомендуется смотреть на посторонние предметы — это отвлекает, нервирует собеседника. Нужно чаще смотреть в глаза собеседнику, особенно если им является женщина (они больше нуждаются в обратной связи, чем мужчины). Не следует прерывать партнера в разговоре или споре, нужно дать ему возможность высказаться до конца.

В. А. КанКалик (1987) описал следующие стили общения:

«Совместное творчество»: ставятся общие для общающихся цели, решения отыскиваются совместными усилиями.

«Дружеское расположение»: основан на искреннем интересе к личности партнера по общению, уважительном к нему отношении, открытости контактам.

«Заигрывание»: основан на стремлении завоевать ложный, дешевый авторитет у партнера по общению, понравиться аудитории.

«Устрашение»: следствие неуверенности лица с более высоким статусом, чем у партнера по общению, или же результат неумения организовать общение на основе продуктивной совместной деятельности. Такое общение жестко регламентировано, загнано в формальноофициальные рамки.

«Дистанцированность»: этот стиль имеет различные вариации, но суть его состоит в подчеркивании различий между партнерами по общению, и эта разница связана со служебным, социальным положением, возрастом и т. д.

«Менторство»: разновидность предыдущего стиля, когда один из партнеров («бывалый») принимает на себя роль наставника и беседует с другим назидательнопокровительственным тоном.

https://www.youtube.com/watch?v=5ptt6mGiFxo

Манера общения во многом зависит от того, с кем общаешься, какой у него возраст, пол, социальный статус. Это хорошо подметил Н. В. Гоголь:

«Надобно сказать, что у нас на Руси, если не угнались еще кой в чем другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения… Француз или немец век не смекнет и не поймет всех его особенностей или различий.

Он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым. У нас не то.

У нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у кого их триста…» (Гоголь Н. В.

Избранное: В 2 т. — М.: Художественная литература, 1973. Т. 2. С. 34).
автор, воздействие, возможности, возраст, высота, действительность, деятельность, женщины, интерес, контакт, личность, люди, мужчины, общение, особенности, отношения, партнер, поведение, разговор, различные, результат, речь, решение, связь, собеседник, социальное, стремление, характер, хорош

Посмотрите также

  • 1.6. Виды общения Различают прямое и косвенное общение. Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг друга общающимися людьми. Косвенное общение осуществляется через посредников, например при проведении переговоров между враждующими
  • 14.3. Привязанность и дружба Привязанность — это чувство близости, основанное на симпатии к кому-нибудь, взаимное влечение друг к другу. Вследствие этого такие люди предпочитают об- щение между собой контактам с другими людьми
  • 10.8. Мужской и женский стили общения Манере общения мужчин и женщин придавали большое значение еще в Древней Греции. Например, мужчине полагалось держать голову высоко поднятой, в противном случае его могли принять за гомосексуалиста. Женщинам, наоборот
  • 7.3. Конформность реципиента Конформность — это склонность человека к добровольному сознательному (произвольному) изменению своих ожидаемых реакций для сближения с реакцией окружающих вследствие признания большей их правоты. Или, проще говоря, — это свойство
  • 6.4. Обман, ложь, вранье В книге «Психология. Словарь» (1990) ложь определяется как феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей. Более конкретное определение лжи дает Ф. Л. Карсон с соавторами (Carson et
  • 19.10. Удовлетворенность супругов браком По данным Т. В. Андреевой и Ю. А. Бакулиной (1996), удовлетворенность мужчин и женщин браком в среднем одинаковая, причем у мужчин она не связана со степенью традиционности их представлений

автор, воздействие, возможности, возраст, высота, действительность, деятельность, женщины, интерес, контакт, личность, люди, мужчины, общение, особенности, отношения, партнер, поведение, разговор, различные, результат, речь, решение, связь, собеседник, социальное, стремление, характер, хорош

Оцениваем невербальные жесты, эмоции, интонацию

Представим, что вы познакомились с девушкой и попросили ее рассказать о себе. Она долго и красочно описывала свое хобби, работу, кота Персика, при этом весело шутила, флиртовала. Но только речь зашла о родителях – и манера общения переменилась.

Улыбка сошла с лица красотки, голос начал дрожать, она быстро съехала с темы. Почему это вызвало у нее такую живую реакцию? Причин может быть уйма.

Непростые отношения с отцом, мама проедает мозг на тему «когда выйдешь замуж», кто-то из семьи тяжело болен, лишил ее наследства, испортил настроение прямо перед вашей встречей.

А может, она просто волнуется о родителях или скучает, потому что далеко живет? Не стройте из себя Вангу, не придумывайте ответ за человека. Все, о чем вы можете сделать вывод: любое отклонение от шаблона, непривычные реакции, длительное молчание, смена интонации выдают напряжение в этой зоне, которое в будущем нужно уточнять.

Мимика и жесты

Как человек доносит информацию до собеседника? Какую-то часть он передает вербально, а другую – невербально. Мимика и жесты иногда говорят красноречивей, чем слова. Манеры общения с людьми можно выработать осознанно. Конечно, первое время будет сложно контролировать невербальные сигналы.

Но со временем можно натренировать свои жесты. Например, когда вы общаетесь с незнакомыми вам людьми, на подсознательном уровне хочется от них закрыться. Но не стоит идти на поводу у своего тела, не перекрещивайте ни руки, ни ноги. Принимайте открытые позы.

Благодаря этому простому трюку вы почувствуете себя раскрепощенным, а собеседники будут воспринимать вас как уверенного и общительного человека. Если вас что-то изумляет во мнении оппонента, не нужно рисовать это на лице. Яркая мимика уместна при разговоре с друзьями, но не при общении среди малознакомых людей.

Некоторые личности могут воспринять ваш ошарашенный вид как несогласие с их жизненной позицией.

Что такое правила этикета

Понятие произошло от французского слова «etiquette», что означает совокупность общепринятых правил поведения, знание основ вежливости. Существует несколько основных видов этикета:

  • умение подать себя: формирование гардероба, уход за внешностью, физическая форма, жесты, позы, осанка;
  • речевая форма: умение говорить комплименты, приветствия, благодарности, манера речи;
  • столовый этикет: умение принимать пищу, знание норм сервировки, манеры за столом;
  • поведение в обществе: как вести себя в офисе, магазине, на выставке, в музее, ресторане, театре, суде;
  • деловой этикет: отношения с начальством, коллегами, деловые переговоры.

Правила хорошего тона для мужчин

Если представителю сильного пола дорога репутация в социуме, он всегда будет соблюдать умеренность в одежде. Шорты и футболки уместны на семейном ужине или во время загородного отдыха.

Для неформальной обстановки подойдет спортивная или классическая одежда, а для деловых встреч требуется галстук и пиджак. Что касается хороших манер, то воспитанного мужчину не затруднит вежливый кивок в ответ на приветствие даже малознакомого человека.

Как следует общаться с женщиной, начальством, родственниками будет рассмотрено ниже.

Современный этикет для женщин

Первое правило для женщины – это тактичность в любых ситуациях. Уроки этикета предполагают вести себя уважительно со всеми, будь то соседка, деловой партнер или уборщик подъезда.

Если женщина любить шутить, то следует четко определять, в какой ситуации можно позволить шутку, а с кем нужно быть серьезной. Необходимо соблюдать культуру общения с противоположным полом.

С мужчинами незнакомыми и знакомыми не следует флиртовать, заигрывать и строить глазки – это нарушение этикета. Вежливость предполагает простое общение без интриг, сплетен и слухов.

Нормы этикета для детей

Правила поведения в обществе существуют и для детей. От знаний, которые ребенок получит в детстве, будет зависеть дальнейшая успешность, карьера, окружение.

Самые простые приемы освоения правил этикета – это чтение сказок, просмотр мультфильмов, использование настольных игр по данной тематике, напевание песен.

Основное правило вежливости для ребенка – это уважение ко всем без исключения взрослым, детям, животным. Из этого уже плавно вытекают и все остальные.

Виды общения

Манера общения – это показатель воспитанности человека. Личность, которая умеет себя вести в обществе, демонстрирует свое хорошее воспитание и образование. Какие же существуют виды общения?

  • Прямое. Когда два человека общаются друг с другом, между ними возникает диалог. Такой вид общения самый распространенный. Прямое общение – это не только диалог, но еще и дискуссия. Например, на конференции совета директоров каждый из присутствующих имеет право высказать свое мнение по поднятой теме.
  • Косвенное. Такой вид общения встречается намного реже. Диалог двух персон или же разговор нескольких людей между собой происходит через посредника. Обычно такое случается, когда собеседники общаются на разных языках и пользуются услугами переводчика. Но бывает и такое, что люди общаются на родном языке через посредника. Такой инцидент может произойти с теми особами, которые серьезно поругались и не могут переносить общества друг друга.

Видео:Без этого понимания не будет! Модель конструктивного общения в НЛПСкачать

Без этого понимания не будет! Модель конструктивного общения в НЛП

Рассмотрение синтонической модели общения

Синтоническая модель общения

Под термином «синтония» понимают гармонию человека с самим собой и с окружающими. Ведь процесс общения в каждом из случаев начинается с восприятия. Он протекает по-разному и зависит от репрезентативной системы человека.

Рисунок 1. Репрезентативная система человека

Кроме того, существуют определенные типы и механизмы социального воздействия:

Рисунок 2. Типы и механизмы социального воздействия

https://www.youtube.com/watch?v=zYjbmy1NkwY

Также рассматриваются и особенности конфликтного взаимодействия. Они представлены ниже на рисунке 3:

Рисунок 3. Особенности конфликтного взаимодействия

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Немаловажно учесть и варианты разрешения конфликтов. Они представлены далее:

Рисунок 4. Разрешение конфликтов

Так, «компьютерный» полимодальный тип получается исключительно из кинестетика при абстрагировании от определенных неприятных чувств. Такому человеку свойственно употреблять слова «логично», «понимаю». Ему характерна монотонная речь и взгляд, который направлен поверх голов остальных людей. Достичь успешного общения в этом случае поможет такой перечень умений:

  • определять желаемый результат, а также интересы собеседника (что увижу, услышу и когда будет результат?);
  • учитывать репрезентативную систему собеседника, говорить, как он;
  • развивать в себе сенсорную остроту. То есть, способность замечать незначительные изменения в поведении и состоянии собеседника, обнаруживать перемены мимики и жестов, позы и интонации, взгляда и микро изменения цвета кожи, тонуса мышц, дыхания, дрожания нижней губы.

Чтобы всего этого достичь, необходима определенная синтоническая модель общения. Однако, предварительно следует освоить некоторые шаги обучения.

Развитие умений для успешного общения

Одним из наиболее важных таких умений является сенсорная острота. Для развития сенсорной остроты требуется соблюдать определенные шаги развития. В их числе фиксация изменений поведения собеседника, различие паттернов, то есть моментов, которые в поведении человека повторяются.

Далее следует калибровка и, конечно же, развитие гибкости. Так, последняя позволяет изменить поведение человека, ориентируясь на конкретную ситуацию, а также реакцию собеседника, подобрать оптимальный способ поведения.

Калибровка же позволяет узнать состояние человека, наблюдая за невербальными сигналами.

Обучение гибкости

Прежде всего, в данном случае необходимо прерывать старые паттерны поведения, изобретая и используя новые. На пользу пойдет быстрая последовательность действий.

Причем, специалисты настоятельно рекомендуют использовать новые, неожиданные выборы. После этого следует достижение так называемой конгруэнтности.

Под этим термином понимают согласованность мыслей и желаний, действий и чувств, слов человека, а также отсутствие каких-либо внутренних противоречий.

Обучение конгруэнтности

Прежде всего, требуется научиться различать состояние неконгруэнтности и конгруэнтности.

Следующим шагом становится знакомство со своими субличностями, определение целей и желаний каждой из них, расстановка приоритетов, достижение согласия между всеми субличностями.

Далее — заключение контракта по соответствующему соглашению и достижение раппорта. То есть той самой гармонии, единства мнений не только с собой, но и с собеседником.

Достижение раппорта

Для достижения раппорта необходимо соблюдать пять главных шагов. Прежде всего требуется проверить уровень своего доверия к соответствующему собеседнику, затем — доверие партнера. Далее следует подстройка к гемму и гону голоса человека.

Оно подразумевает установление соответствия собственного дыхания с дыханием конкретного собеседника, подстройка под его ритм движений и позы. После этого задействуются ресурсные состояния.

Последним шагом становится вызов прилива сил и уверенности в успешности каждого решения трудных проблем, а также ситуаций в общении.

Формирование ресурсных состояний

Для создания ресурсных состояний немаловажен поиск воспоминаний об успехе в собственном прошлом опыте. Затем этот успех необходимо пережить вновь. Это даст возможность установить условную связь, своеобразный «якорь». Он сделает воспоминание переживания успеха достаточно интенсивным. Причем, таким «якорем» может стать, например, касание запястья правой руки.

https://www.youtube.com/watch?v=6HRlVDCu9Tk

Следующий этап предусматривает вхождение в ресурсное состояние при повторении предыдущих шагов. Это позволяет отобразить воспоминания переживания вновь.

В результате в трудных ситуациях для достижения оптимального внутреннего состояния, которое требуется для успешной деятельности, используют тот самый «якорь». Однако не стоит забывать о вопросах-пойнтерах.

Они помогут уточнить смысл, а также содержание сказанного соответственным собеседником.

Пойнтеры могут быть существительными — «какой смысл каждого слова», глаголами — «как приготовить доклад — письменно или устно», правилами — уточнение обоснованности ограничений — «почему так нужно и что будет, если не сделать этого», обобщением — «действительно ли все, неужели никогда?», сравнением — «лучше или хуже, легче или сложнее?». Последние уточняют информацию, дают более точное понимает соответствующего собеседника, позволяя достичь желанного результата.

Важно учесть и умение воспринять и дать обратную связь. То есть это сообщение, которое адресуется другому человеку. Оно демонстрирует, как его восприняли, что почувствовали в силу определенных отношений. Причем существует даже несколько правил обратной связи.

Специалисты рекомендуют говорить то, что именно делает человек, вызывая определенные чувства, но оценок или советов давать нельзя.

Если говорить о том, что вызывает негативное впечатление, лучше отмечать лишь те нюансы, которые собеседник сам бы готов бы был изменить в себе.

Отдельного внимания заслуживает умение слушать. То есть именно понимать информацию, а также чувства говорящего. В настоящее время выделяют три главных такта в процессе слушания. В их числе:

  • поддержка;
  • уяснение;
  • комментирование.

Видео:Психология общения! Наглядный пример. ))Скачать

Психология общения! Наглядный пример. ))

Нлп и синтоническая модель общения (как узнать другого человека и легко с ним общаться)

Синтоническая модель общения

Цель: дать понятие о синтонической модели общения и овладеть начальными навыками НЛП.

Задачи

— раскрыть понятие синтонии и синтонического общения;— показать соотношение вербального и невербального компонентов общения;

— практически овладеть навыками визуальной калибровки (наблюдения за внешними проявлениями внутренних переживаний).

Ход урока

Большинству из нас хотелось бы легко определять, что за человек перед нами, как с ним общаться, на какие темы, можно ли ему доверять и насколько, уметь выходить из конфликтных ситуаций и взаимовыгодно разрешать спорные вопросы. Здесь не обойтись без умения узнавать, понимать и приспосабливаться к особенностям своего собеседника.

Множество информации об этом мы находим в работах по НЛП — нейролингвистическому программированию. Создатели этой теории проанализировали процесс общения с точки зрения математики и лингвистики, чтобы точно установить, что нужно для успешного взаимодействия с людьми.

Они разработали технику пошагового овладения навыками общения, на каждом этапе которой, выполняя упражнения, человек учится новым, необходимым для жизни среди людей, умениям. Такое грамотное общение позволяет взаимодействовать по синтонической модели — от слова «синтония», что означает «быть в гармонии с собой и другими».

Синтоническое общение требует специальных умений и навыков, ему нужно научиться, но оно является наиболее эффективным.

Одним из основных навыков синтонического общения является умение наблюдать и стремление понять другого человека — какой он? Многие люди видят, но не наблюдают. Давайте сделаем следующее упражнение.

Упражнение. Разбейтесь на группы по 10-12 человек. Прикрепите каждый себе на спину булавкой листок бумаги. Сейчас вы будете по очереди подходить к другому человеку и пытаться определить, насколько вы ему доверяете.

Можно просто молчать, можно перекинуться несколькими фразами. Затем на листе у него на спине вы напишете свою степень доверия ему: от 10 — доверяю полностью, хоть в разведку, до 0 — совсем не доверяю. Потом сделайте так со всеми членами вашей группы.

На выполнение — 5 минут.

Обсуждение. Сейчас в течение 5-10 минут обсудите, что вы понимаете под доверием и как вы пытались это определить в отношении другого человека. Закончив обсуждение, выберите одного человека, который расскажет о ваших выводах всему классу и учителю. Пусть так выступят выбранные от каждой группы.

https://www.youtube.com/watch?v=mNGEdBQQ6js

Теперь вам понятно, что влияет на степень нашего доверия к человеку. Но в этом случае вы общались со знакомыми людьми , уже кое-что зная о них. А как быть, если вы с человеком раньше не виделись, встретились сейчас первый раз и еще не разговаривали; знакомиться с ним или нет?

При первой встрече самую важную роль играет умение наблюдать и делать выводы из того, что вы видите и чувствуете. На что следует обратить внимание?

Американские психологи подсчитали, что вербальная, словесная информация в общении составляет 1/6, а язык поз, интонаций, дыхания и ритма — несловесная информация — 5/6.

В процессе общения мы меньше внимания уделяем тому, что человек говорит, а намного больше — тому, как он это делает, его поведению. Зачастую это происходит неосознанно, интуитивно.

Причем, если подсознательно нас что-то настораживает или отталкивает от человека, несмотря на то, что на сознательном уровне мы имеем о нем положительную информацию, то неосознанное отношение побеждает.

«Знаю, что окружающие считают его хорошим, но мне в нем что-то не нравится». «Ну и что, если о ней плохо говорят — а мне она симпатична».

Наша интуиция говорит нам, насколько это человек близок, сходен с нами, можно ли ему доверять; внутренний голос редко ошибается — надо лишь уметь слышать его. Подобным же образом можно определить отношение человека к нам — это чувствуется. Давайте потренируемся в этом умении.

Игра называется «Солнечная Система». Для того, чтобы к ней приступить, надо разбиться на группы по 5-6 человек. Вы все по очереди будете Солнышками. А все остальные члены группы планетами — спутниками. Сначала Солнышко пытается развести планеты по орбитам.

Чем орбита ближе — тем человек лучше относится к Солнышку. То есть Солнышко пытается определить, насколько человек ему доверяет. На орбите люди могут стоять боком, сзади, спереди, разбившись по залу. Человеческие отношения чрезвычайно сложны и только расстоянием их не определишь.

Поэтому вы можете пофантазировать.

Ну а после того, как Солнышко решило, что все сделано правильно, по его мнению, он отворачивается и Планеты сами распределяются по орбитам, в зависимости от того, как они относятся к Солнышку на самом деле.

Потом Солнышком становится другой человек. И все повторяется сначала, пока не сыграют все.

Если по результатам игры вы поняли, что часто заблуждаетесь насчет чувств товарищей по общению, то следует совершенствовать вашу способность к пониманию других людей. А начать можно с того, что находится на поверхности и доступно наблюдению, — с мимики и жестов. Выполним такое упражнение.

Упражнение. Нужен один желающий, который хочет немного побыть подопытным кроликом. У него будет простая задача — вспоминать в произвольной последовательности две различные ситуации, а мы будем стараться угадать. Рассказывать про них не надо, достаточно представлять их внутри себя.

Одна ситуация — приятная, другая — не совсем. Задача остальных — установить внешние проявления этих внутренних переживаний. В одном случае могут быть более напряжены губы или голова наклонена более сильно вправо, а руки сомкнуты за спиной. в то время как в другой ситуации человек предпочитает их не соединять.

Давайте немного потренируем нашу внимательность. Вначале Кролик будет говорить, какую собственно ситуацию он представляет, а мы будем внимательно смотреть.

Когда большинство из нас решит, что оно нашло основные различия, то Кролик уже будет представлять некую ситуацию внутри себя в любой последовательности, а мы будем стараться угадать.

Обсуждение. Кто как определял, о какой ситуации думал человек?

На следующих занятиях мы продолжим осваивать навыки синтонического общения.

Вопросы

1. Что подразумевается под синтоническим общением?2. Как распределяется внимание в процессе общения?

3. Что нового вы сегодня узнали? Чему полезному для общения научились?

🔥 Видео

5 правил эффективной коммуникации | Радислав ГандапасСкачать

5 правил эффективной коммуникации | Радислав Гандапас

КОММУНИКАЦИЯ: лучший универсальный способ- НЕНАСИЛЬСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕСкачать

КОММУНИКАЦИЯ: лучший универсальный способ- НЕНАСИЛЬСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ

Изменение мышления в общенииСкачать

Изменение мышления в общении

21 Психология общенияСкачать

21 Психология общения

Формула общения с любым человеком. Ненасильственное общение. Маршалл Розенберг. ННО.Скачать

Формула общения с любым человеком. Ненасильственное общение. Маршалл Розенберг. ННО.

Кто и почему посылает нам знаки? | Синхроничность и скрытая правда реальностиСкачать

Кто и почему посылает нам знаки? | Синхроничность и скрытая правда реальности

Ненасильственное общение: семинар Маршалла Розенберга, ч. 1/4 (Русский язык)Скачать

Ненасильственное общение: семинар Маршалла Розенберга, ч. 1/4 (Русский язык)

Лекция 5, Интерактивная и перцептивная стороны общения, Андреева Г.М.Скачать

Лекция 5, Интерактивная и перцептивная стороны общения, Андреева Г.М.

Метод ментальных моделей: как думать лучше?Скачать

Метод ментальных моделей: как думать лучше?

Ты сама создаёшь токсичную атмосферу. С тобой не хотят общаться.Скачать

Ты сама создаёшь токсичную атмосферу. С тобой не хотят общаться.

" Основы коммуникации - тема 3: Вербальная и невербальная коммуникация. Раппорт". Алексей УсенкоСкачать

" Основы коммуникации - тема 3: Вербальная и невербальная коммуникация. Раппорт". Алексей Усенко

Самые важные навыки делового общенияСкачать

Самые важные навыки делового общения

Занятие 2 - Валентин ШишкинСкачать

Занятие 2 - Валентин Шишкин

Невербальная коммуникация. Вещи-посредники в суггестивных установках человекаСкачать

Невербальная коммуникация. Вещи-посредники в суггестивных установках человека

Невротическая личность нашего времени. ЛекцияСкачать

Невротическая личность нашего времени. Лекция

12 моделей коммуникации уверенного человекаСкачать

12 моделей коммуникации уверенного человека
Поделиться или сохранить к себе: