Психология воспитания

Психология воспитания Полезное
Психология воспитания детей, основные понятия, ошибки, советы

Психология воспитания

Психология воспитания — направление психологии, которое занимается разработкой приемов и методов воспитания, а также психологических основ обучающего процесса.

Это прикладная отрасль психологии, так как ее целью является решение проблем, возникающих на практике. Но, в то же время, ее можно назвать настоящей психологической лабораторией, даже полем, для изучения фундаментальных вопросов.

Содержание
  1. Основные понятия психологии воспитания детей
  2. Психология воспитания: дополнительные компоненты
  3. Воспитание без ошибок
  4. Заключение
  5. Психология воспитания успешного ребенка — видео
  6. Психология воспитания
  7. Цели и задачи воспитания
  8. Институты воспитания
  9. Средства и методы воспитания
  10. Классификация видов методов воспитания
  11. Основные трудности и проблемы воспитательного процесса
  12. Психология воспитания детей школьного и дошкольного возраста
  13. С рождения и до года
  14. Воспитание от 1 года до 3 лет
  15. Воспитание от 3 до 5 лет
  16. Воспитание от 5 до 6 лет
  17. Начальная школа
  18. 27 советов психолога по воспитанию детей
  19. Показывайте позитивный пример
  20. Аргументируйте 
  21. Действуйте сообща
  22. Не афишируйте материальные трудности
  23. Не пугайте
  24. Не навязывайте в процессе воспитания свои ценности
  25. Давайте больше самостоятельности
  26. Замечайте прогресс и хвалите
  27. Не сравнивайте
  28. Воспитывайте нравственность
  29. Подавайте пример
  30. Не меняйте требования
  31. Больше общайтесь
  32. Не слишком балуйте
  33. Чаще говорите, что любите
  34. Побеспокойтесь о сексуальном воспитании
  35. Не переходите на крик
  36. Критикуйте конструктивно
  37. Хвалите в меру
  38. Воспитывайте финансовую грамотность
  39. Действуйте сообща
  40. Искренне интересуйтесь
  41. Общайтесь на равных
  42. Помогайте, когда просят
  43. Равноправие в воспитании
  44. Работайте над собой
  45. Воспитывайте трудолюбие
  46. Скачать чек-лист для родителей
  47. Психология воспитания детей
  48. Психология воспитания детей 2 лет
  49. Психология воспитания детей 3 лет
  50. Психология воспитания детей 4 лет
  51. Психология воспитания детей 5 лет
  52. 💥 Видео

Основные понятия психологии воспитания детей

Понятие «воспитание» рассматривают различные науки. Его часто используют в психологии, педагогике, социологии, философии.

Но единого определения, из-за многозначности самого понятия, до сих пор нет, так как оно изменяется вместе с развитием социума.

  Воспитанием называют целенаправленное воздействие на индивида, осуществляемое другими людьми, целью которых является формирование у него поведенческих навыков, отношения к себе, труду и социуму, оценочной системы.

Его связывают и с другими понятиями, такими как:

  1. Формирование личности. Это процесс личностных изменений, которые происходят при взаимодействии с объективной реальностью, возникновение в структуре личности новых психологических и социальных образований.
  2. Становление. Достижение ребенком определенного уровня развития, при котором он осознает свои отношения с миром и сможет сделать собственный выбор. А также будет готов к самостоятельной жизни.
  3. Социализация. Индивид находится в новых социальных условиях, что сказывается на процессе формирования его личности. И, в соответствии с этим, он устанавливает для себя такие же нормы и правила, которые приняты в данном социуме или общественной группе.

цель психологии воспитания — развитие личности ребенка, формирование у него полезных качеств, необходимых для полноценной жизни.

В зависимости от ситуации в обществе или от смены в нем отношений, цель и задачи воспитания могут изменяться. На них влияют тенденции развития общества, от которых зависят требования, которые предъявляются ко всем его членам.

Психология воспитания: дополнительные компоненты

К понятиям психологии воспитания также относят:

  1. Общие для всех цели воспитания, которые нужны для того, чтобы вырастить детей ответственными людьми, развитыми нравственно и духовно.
  2. Специальные цели, которые могут меняться вместе с общественным прогрессом. Они заключаются в том, чтобы характеры школьников способствовали достижению их целей, позволяли им проявлять инициативу, достигать значительных успехов.

Психологию воспитания нужно знать, ведь в ней есть противоречия, которые оказывают заметное влияние на детей.  Их можно обнаружить между общественным опытом и индивидуальным, формами воспитания коллективов и характером познания ценностей. А также еще есть ряд закономерностей, реализовав которые, можно добиться правильного становления и формирования личности.

Воспитание без ошибок

Ответственность родителей перед детьми очень высока. Ведь с самого рождения ребенка они должны заниматься его воспитанием, следить за правильным развитием и формированием личностных качеств. В их силах воспитать его так, чтобы ребенок вырос счастливым, не испытывал с возрастом таких чувств как разочарования или собственной ущербности.

Многие папы и мамы хотят знать, как правильно воспитывать детей, психология ошибок воспитания позволит им понять, что не следует говорить ребенку или с ним делать:

  1. В воспитании ребенка родителям нужно отказаться от собственнических чувств. Ведь перед ними — личность. Пусть совсем маленькая (пока что), без опыта и навыков, но со своими потребностями и талантами. Нужно помочь ему стать настоящим человеком, а не предъявлять ему невыполнимые требования или проявлять по отношению к нему всеобъемлющую заботу. Гиперопека — одна из самых частых ошибок родителей.
  2. Публичный выговор обычно сильно ранит ребенка и заставляет его переживать происшедшее в одиночку. Ведь если папа или мама воспользовались моментом и выставили малыша перед сверстниками или воспитателем не в лучшем свете, то станет ясно, что искать защиты ему не у кого. Чтобы не травмировать психику ребенка, лучше предложить ему обсудить данный случай позже, без посторонних.
  3. Угроза физического наказания — не лучший выбор взрослых. Так как запугиванием проблем не решить. Мало того, ребенок быстро сообразит, что пустая угроза за собой ничего не влечет. В итоге, призвать его к порядку станет еще труднее. В этом случае, нужно суметь достучаться до малыша и серьезно поговорить с ним.

Попытка напугать ребенка также довольно плохой аргумент. Плохо засыпает? Нужно понять, а его ли это вина. Может, ему было позволено перед сном немного поиграть в компьютерные или подвижные игры.

Эмоциональное возбуждение проходит долго, следует просто подождать, пока малыш успокоиться, а в следующий раз предложить ему книжку или немного порисовать.

Взрослым нельзя забывать, что страшные сказки «на ночь глядя» — прямой путь к энурезу, вылечить который не всегда просто.

Заключение

Психология воспитания детей учитывает следующее — лучше всего дети воспринимают наглядные примеры. Абстрактные, оторванные от их жизни понятия для них не имеют практической ценности. Поэтому так важен для них пример родителей, привычки которых и поведение они копируют.

https://www.youtube.com/watch?v=JLZsEQXhFYw

Если ребенок плохо понимает родителей и норовит поступать по-своему, взрослым нужно усилить акценты.

Как в старом «немом кино», задействовать мимику, причем можно даже немного перебрать в выражениях удивления, скорби, или возмущения и следить, чтобы ребенок не рассмеялся и не испугался. Если это произойдет, значит была допущена ошибка, останется лишь посмеяться вместе с ним, а позже просто потренироваться перед зеркалом.

Психология воспитания успешного ребенка — видео

Видео:Психолог Юлия Гиппенрейтер о детях и воспитании стойкостиСкачать

Психолог Юлия Гиппенрейтер о детях и воспитании стойкости

Психология воспитания

Психология воспитания

Психология воспитания – область психологии, занимающаяся разработкой психологических основ обучения и воспитания.

Психологию воспитания относят к прикладным отраслям психологии, целью которых является решение практических проблем.

Вместе с тем психология воспитания является полем как фундаментальных, так и прикладных исследований и использует педагогические учреждения в качестве психологической лаборатории.

Воспитание – это процесс организованного целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка.

Цели и задачи воспитания

цель воспитания – формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе.

Задачи воспитания на всех этапах социальной истории определяются в первую очередь так называемыми общечеловеческими и нравственными ценностями. Задачи воспитания не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянными в любом обществе.

Меняется система общественного устройства и социальные отношения – изменяются и задачи воспитания. Всякий раз они задаются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества. В более или менее стабильные периоды общественного развития и задачи воспитания становятся относительно устойчивыми.

Во время значительных социально-экономических преобразований они становятся неопределенными.

Институты воспитания

К институтам воспитания относятся семья; детские сады, школы и другие специальные учреждения; средства массовой информации; литература и искусство.

Средства и методы воспитания

Под средствами и методами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия воспитателя на воспитуемого с целью выработать у него определенные качества и формы поведения.

Слово «метод» означает способ осуществления, понятие «средство» подразумевает то, с помощью чего данный метод осуществляется на практике.

К средствам воспитания можно отнести практически все в окружающем мире: природу, искусство, традиции, слова (в устной и письменной форме), различные виды деятельности и т. д.

Классификация видов методов воспитания

Классифицировать методы воспитания можно по разным основаниям, и таких классификаций существует много. В 1960-е гг. общепринятой была классификация методов воспитания, состоящая всего из двух категорий: 1) методы, направленные на сознание ребенка; 2) методы, направленные на его поведение.

В 1970-е гг. значительная часть теоретиков педагогики и педагогической психологии принимали классификацию методов воспитания на основе трех главных направлений деятельности воспитателя: 1) методы целенаправленного формирования качеств личности; 2) методы стимулирования естественного саморазвития личности; 3) методы коррекции развития личности.

В начале 1980-х гг. оформилась концепция деятельностного подхода к воспитанию и ленинградские педагоги Т.Е. Конникова и Г. И.

Щукина предложили классификацию методов воспитания по критерию их отношения к деятельности ребенка.

В их системе рассматривалось три группы методов воспитания: 1) методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности; 2) методы формирования общественного сознания; 3) методы стимуляции деятельности.

https://www.youtube.com/watch?v=ShCKCtVl8Ig

Известный современный московский педагог-новатор и ученый В. А. Караковский предложил классификацию, критерием которой являются используемые средства воспитания, и выделил шесть групп методов: 1) воспитание словом; 2) воспитание делом; 3) воспитание ситуацией; 4) воспитание игрой; 5) воспитание общением; 6) воспитание отношениями.

Основные трудности и проблемы воспитательного процесса

  1. Деятельность воспитателя обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, индивидуальности его, характера и отношения к воспитанникам. Уровень профессиональной подготовки педагогов, их мастерство, умение руководить процессом оказывают большое влияние на ход воспитания и его результаты.
  2. Результаты воспитания не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Между педагогическими проявлениями воспитанности и невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности. Личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Поэтому воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. Это обусловлено большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию.
  3. Воспитательный процесс очень динамичен, подвижен и изменчив. При этом он отличается длительностью (по сути, он длится всю жизнь) и непрерывностью. Нельзя заблуждаться, полагая, что одно яркое «мероприятие» способно изменить поведение ученика. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, в место того чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.
  4. Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, общественных организаций, ученического коллектива и т.д. Среди этих многообразных влияний немалая роль принадлежит классному коллективу и личности воспитателя, однако воспитатель всегда должен помнить и о других сферах воспитательного воздействия. Очень важно, чтобы требования, исходящие от них и от воспитателя, были едиными и не противоречили одно другому.

Видео:50 правил воспитания детей. Воспитание детей и отношения. Анна Моррис. [Аудиокнига]Скачать

50 правил воспитания детей. Воспитание детей и отношения. Анна Моррис. [Аудиокнига]

Психология воспитания детей школьного и дошкольного возраста

Психология воспитания

С рождением ребенка молодых родителей ждет много трудностей. Малыша нужно кормить и одевать, заниматься его воспитанием. Наука — психология воспитания детей — дает ответы на множество вопросов, касающихся общения с грудничками и детьми постарше. В этой статье мы поговорим о том, с какими трудностями приходится сталкиваться семье, воспитывающий ребенка, как эти проблемы решать.

С рождения и до года

Малыш родился, и вы самые счастливые родители на свете! Но спустя 2-3 недели после выписки из роддома начинаются пеленки, подгузники, детский плач по ночам — кроха начинает показывать свой характер.

В этот период он наиболее зависим от семьи, требует постоянного внимания. Самый сложный и спорный момент – выяснение причин плача. Подключаются бабушки и дедушки с высказыванием: «Давайте, мы — вас же как-то вырастили».

А довольны ли мы своим воспитанием?

Детская психология различает два подхода к плачу младенца:

  • традиционный;
  • детоцентристский.

Распространенная фраза традиционного метода – «покапризничает и перестанет». Сторонники традиций убеждены, что кроху не нужно приучать к рукам и бежать к нему при первом же попискивании.

Малыш должен учиться самостоятельности с первых дней жизни, понимать, что на его крик не реагируют. Такое отношение в семье проявляется не только к плачу.

У деток своя кроватка, отдельная комната, а контакт с родителями происходит только тогда, когда они бодрствуют.

Родители, практикующие детоцентристский подход, стремятся к малышу в первые секунды плача, берут его на руки, прижимают к себе. 9 месяцев кроха находился в подходящей среде обитания, из которой его вырвали и перенесли в мир, полный страхов и одиночества: конечно, ему нужно поддержка. Часто малыши спят с одной кровати с родителями, их долго не отрывают от груди.

https://www.youtube.com/watch?v=UiEOfLZV-gE

Какой же подход из этих верен? Четкого ответа на данный вопрос нет. К каждому ребенку важно подходить индивидуально, анализировать причины его капризов. На все запреты в возрасте до 1 года малыш может реагировать только плачем. Основывайтесь на своих ощущениях и поведении крохи. Главное, чтобы ребенок был счастлив!

Воспитание от 1 года до 3 лет

Возраст от года до 3 лет — самый любознательный. Малыш начинает делать первые шаги, пробовать все на зубок, познавать мир. Очень важно, если в этот период жизни дети воспитываются в полной семье, именно сейчас они начинают ощущать разницу между мамой и папой. Поведение формируется на основе поведения родителя его пола.

Фундамент воспитания малыша до лет базируется на трех принципах:

  • уметь слушать;
  • говорить коротко;
  • предоставлять выбор.

В возрасте до 2 лет у крохи формируется интеллектуальное развитие. Именно в этот период ему нужно уделять много внимания и постараться многому научить. Помочь в этом могут развивающие игрушки: кубики с буквами, конструкторы, цветные карандаши.

Важно, чтобы в играх была задействована мелкая моторика.

Большинство родителей учат малыша этого возраста рисовать. Капризничает и не желает брать в руки карандаш — дайте ему книжку с яркими картинками или кубики. Ни в коем случае нельзя кричать на карапуза, если процесс не получается. Это вызовет впоследствии отторжение.

Примерно с 1,5 лет ребенок начинает проситься на горшок. Процесс приучения к туалету важный, требующий терпения и спокойствия от родителей. Малыш описался – это не повод ругать его. Большинство детей полностью привыкают к горшку к 3,5-4 годам, некоторые — с приходом в детский сад.

В возрасте 2 лет дети начинают интересоваться сверстниками. Знакомство происходит на детских площадках, в яслях. Необходимо стимулировать процесс, ведь впоследствии взрослому человеку придется общаться с малознакомыми людьми на работе, в быту.

Важно прививать малышу навыки этикета: учить здороваться, прощаться, говорить спасибо, пожалуйста. Вежливость – залог правильного воспитания. Учите ребенка правилам гигиены. Кроме того, кроха должен начинать понимать, как важно помогать другим.

Предлагайте ему убирать игрушки, заправлять постель после сна. Когда станет старше — начнет помогать вам.

Важно помнить, что любые запреты и ограничения должны быть логически обоснованными. Не ленитесь объяснять, почему «нельзя», что такое хорошо, и что такое плохо. Предоставляйте право выбора.

Воспитание от 3 до 5 лет

Именно в этот период дитя начинает ощущать себя как отдельную от мамы личность. Малыш уже понимает свою половую принадлежность, исследует себя и интересуется отличием мальчика от девочки. Отвечая на каверзные вопросы о физиологии, важно не вдаваться в подробности и раскрывать ребенку всю суть анатомии человека.

Уже по интонации родителей кроха может определить их настроение. Малыш стремится к самостоятельности и все чаще повторяет фразу: «Я сам!», не боится оставаться один в комнате. В возрасте 3-3,5 лет ребенку нужен распорядок дня, чтобы он не рос, как сорняк у дороги. Составьте распорядок вместе с малышом и выслушайте все его пожелания, объясните, почему важен дневной сон.

Важную роль в психологии детей играет детский сад. Не только родители закладывают фундамент, но и воспитатели. Всегда интересуйтесь у чада, как прошел его день в саду, что нового он узнал, было ли ему интересно, что он сегодня кушал, как спал. Многие детки, заходя в группу, начинают плакать: это не означает, что в саду плохо. Чтобы избежать детских истерик, необходимо понять причину плача.

Неплохой совет по этой теме дает детский врач, психолог Комаровский Е.О. Он выделяет основные причины детских слез:

  • нежелание малыша расставаться с родителями;
  • боязнь, что его не заберут домой;
  • одиночество в группе;
  • боязнь воспитателя;
  • конфликт со сверстниками.

Задача мам и пап — понять причину «детского горя» и научить ребенка самостоятельности. Необходимо приучать малыша к саду постепенно, оставляя его в группе на 2-3 часа.

Как только кроха привыкнет к новой обстановке, познакомится с воспитателями и детьми, ему будет проще провести в детском саду целый день. Большой плюс, когда малыш уже знает детей в группе.

Для знакомства с коллективом можно несколько раз прийти в сад на экскурсию. Как только ребенок перестает плакать, хвалите его.

Воспитание от 5 до 6 лет

Психология воспитания детей пятилетнего возраста направлена на множество запретов. К 5-6 годам малыш начинает интересоваться компьютерными играми. Если ему позволять, он часами будет играть в «стрелялки» и «бродилки».

Необходимо ограничивать вредный процесс.

https://www.youtube.com/watch?v=8buMBSUKeKM

Не удается отвлечь чадо от компьютера? Замените вредоносную игру полезной. Приобретите диски с развивающими играми, помогающими ему освоить мир цифр, грамматики, биологии, истории. Больше гуляйте с крохой на свежем воздухе, позволяйте общаться со сверстниками. Тогда времени на компьютер у него не останется.

Развитие малыша происходит стремительно, он впитывают новую информацию, как губка. Часто родители слышат из уст чада матерные слова. Как на них реагировать? Для начала обратите внимание на себя.

Возможно, вы сквернословите в присутствии малыша. Почему вам можно, а ему — нет? Искорените эту привычку. Если причина не в семье, необходимо понять, где ребенок мог услышать плохое слово.

Поговорите с воспитателем: 90% новых слов дети приносят из детского сада.

Важно объяснить малышу, что ругаться матом плохо!

Важный момент в этом возрасте – подготовка к школе. В этот период и ребенок, и родители испытывают стресс, ведь впереди новый виток жизни.

Распространенные ошибки, которые совершают многие родители в разговоре о школе:

  • негативный пример из собственной практики;
  • запугивание плохими оценками и ремнем;
  • использование фраз: «Ты не справишься», «Там тяжело».

Хотите, чтобы ваш малыш перестал трястись при упоминании слова «школа» — настраивайте его на положительный лад. Расскажите о том, что в школе, помимо уроков, есть переменки, на которых можно играть с друзьями.

Дайте понять, что он узнает много нового и интересного для себя. Пообещайте помогать с уроками. Дети, подготовленные к школе психологически, легче преодолевают трудности.

Будущему ученику будет проще, если до школы он будет уметь читать простые слова, считать до десяти. Посвятите свободное время занятиям с малышом.

Начальная школа

Один из сложных периодов в детской жизни – начальная школа. Если ваш малыш посещал детский сад, адаптироваться в новой среде ему будет проще. Детям, пришедшим в школу из уютной домашней обстановки, тяжело налаживать контакты со сверстниками, заводить друзей. Однако это не повод расстраиваться. Применяйте правило: «Начальная школа – это детский сад, только с домашним заданием».

Важно, если ребенок встретится с учительницей до начала учебного года, запомнит ее имя, посмотрит класс. Большинство школ устраивают день открытых дверей для дошколят.

С началом занятий у малыша изменится распорядок дня. В летний период родители должны постепенно готовить ребенка к новым правилам, исключить дневной сон. В школе ребята учатся самостоятельности, прилежанию, труду. Прививайте эти навыки малышу постепенно.

Неизбежны конфликты между учениками: в этот возрастной период ребята стараются показать свое превосходство над сверстниками, хвастаются старшими братьями и сестрами. Произошла ссора? Позвольте ребенку решить ее самостоятельно. Вмешаться можно только при затянувшемся конфликте либо систематических нападках на ваше чадо.

Не вмешивайтесь в процесс обучения постоянно, доверьтесь учителю, у которого есть специальное образование и опыт работы со школьниками.

Одно из параллельных слов, идущих рядом с ребенком-школьником, – труд. Ребенок должен понимать, что для получения хороших оценок нужно трудиться, внимательно слушать учителя, отвечать на вопросы. Родители, жалея свою кровиночку, выполняют домашние задание за ученика. Не нужно этого делать. Ваша задача — помочь, а не сделать работу за него.

В психологии воспитания ребенка встречается такое понятие как темперамент.

Воспитывая малыша, необходимо найти индивидуальный подход к нему как к личности. Важно подобрать увлечение, соответствующее его характеру. Применять навыки, полученные вне школы, например, в кружке биологии, ИЗО ребенок сможет и на уроках.

У детей-школьников часто начинают вырабатываться привычки. Малыш начинает ложиться спать в одно и то же время, завтракает до ухода в школу, приходя с улицы, моет руки. Но не все привычки хорошие.

Мальчики, а иногда и девочки в возрасте 7-8 лет начинают курить. Важно не кричать! Заметили, что ребенок курит, почувствовали от него запах сигарет — расскажите про вред курения.

Покажите в интернете картинку легких курильщика, расскажите о заболеваниях, которые вызывает пагубная привычка, доступным ему языком.

Помните, что запретный плод сладок. Криком без объяснений вы ничего не добьетесь.

https://www.youtube.com/watch?v=3DKD-l9N-ZI

Психологическое воспитание детей – наука, требующая много сил и времени. Проводите с малышом свободные часы, тогда он не будет чувствовать себя одиноким, доверится вам, в трудную минуту спросит совет. Будьте для своего ребенка лучшим другом!

Видео:Главные правила воспитания детейСкачать

Главные правила воспитания детей

27 советов психолога по воспитанию детей

Психология воспитания

Каждый родитель мечтает, чтобы его малыш был счастлив и здоров. Но чем старше становятся дети, тем сложнее найти с ними общий язык и остаться на одной волне.

С тех пор, как нас (взрослых) воспитывали в детстве, прошло много времени. Окружающий мир сильно изменился. Старые правила, советы и требования перестали работать.

Современным мамам и папам приходится придумывать новые подходы и стили воспитания.

Часто взрослые думают, что они лучше знают, что на самом деле нужно их воспитанникам. Хотя бывают и такие парадоксальные ситуации, когда мама с папой сами не могут навести порядок в своей жизни и разобраться что к чему. Поэтому не всё так просто. И чтобы не сделать непоправимых ошибок в воспитании, прислушайтесь к советам опытных психологов.

Каждый специалист на консультациях придерживается своих правил. Однако есть такие советы, которые дают абсолютно все психологи. Именно они и приведены ниже.

Показывайте позитивный пример

Взрослые должны позитивно мыслить. Им не следует забывать о том, что дети в процессе воспитания всегда берут с них пример. Если мама и папа будут во всём искать только хорошее, рано или поздно и дети начнут придерживаться той же позиции. Этот совет не означает отрицать реальность. Просто не обязательно находить в ней только минусы.

Аргументируйте 

Психологи советуют давать неоспоримые аргументы. Не достаточно просто на просьбу ответить «нет». Они хотят понимать, почему им не разрешили съесть мороженое, поиграть во дворе, включить мультики. Необоснованные запреты не принимаются в процессе воспитания. А это чревато скандалом и истерикой. В спорной ситуации вы можете просто дать совет и понаблюдать, как он будет воспринят.

Действуйте сообща

Взрослым не стоит обвинять друг друга в неправильных методах воспитания, тем более при детях. Ссоры родителей при ребенке накладывают негативный отпечаток на неокрепшую психику.

Дети сразу же подумают, что это они виноваты в конфликте мамы и папы, и почувствуют себя плохими. Помимо того, воспитанник может подумать, что все его неправильные поступки – это вина мамы и папы, а не его самого.

Совет психолога: пугайтесь наедине, а теплые чувства проявляйте публично. 

Не афишируйте материальные трудности

Взрослые не должны в присутствии детей говорить о финансовых проблемах. Дошкольник всё равно ещё до конца не понимает, что такое деньги и для чего они не нужны. Дети постарше, которые услышат, что в семье финансовые трудности, подумают, что мама и папа не в состоянии о них позаботиться.

Не пугайте

Каждый взрослый должен запомнить: ни в коем случае нельзя запугивать детей. Взрослые пугают «барабашками», «злыми дядями» и «бабайками». И даже если сейчас этот метод действует, через год-другой такой стиль воспитания приведёт к тяжёлым последствиям. У дошкольника травмируется психика, и появятся страхи. Психологи советуют этого не делать.

Не навязывайте в процессе воспитания свои ценности

Понимайте, что малыш – это полноценная личность, у которой должно быть право выбора. Очень часто взрослые стараются воплотить в воспитанниках свои мечты. Им кажется, что если они не смогли стать бухгалтерами и дизайнерами, смогут их «потомки». Ценный совет: не решайте за подрастающее поколение.

Давайте больше самостоятельности

Это не значит, что в 3 года стоит одних отпускать гулять – крайности ни к чему. Но нет ничего плохого в том, что мальчик или девочка с малых лет будут сами мыть за собой посуду, застилать постель или убирать игрушки. Чем раньше родители их к этому приучат, тем лучше. Как в процессе воспитания привить трудовые навыки читайте здесь.

Замечайте прогресс и хвалите

Нельзя воспринимать успехи подрастающего поколения как само собой разумеющееся. Родителям в процессе воспитания следует не забывать, что малышам нужна их поддержка. Если взрослые будут хвалить дитя за то, что он получил в школе «пятёрку», он поймёт, что его старания не напрасны. Это станет отличной мотивацией.

Не сравнивайте

Психологи советуют ни с кем не сравнивать своего малыша. Многие родители после просмотра интеллектуальных передач мечтают о том, чтобы и их воспитанники были такими же умными. Однако не каждый способен знать 10 языков или в 3 года играть в шахматы. Не заставляйте своего дитя прыгать выше головы.

Воспитывайте нравственность

Нужно заниматься не только умственным, но и духовным воспитанием. Объяснять, что такое хорошо, а что такое плохо. Многие взрослые думают, что всё это элементарно. Но детям иногда сложно даются правила. Объясняйте повторно такие простые истины, что не нужно грубить старшим, драться на улице или обижать младших. Давайте советы как поступить в той или иной ситуации, когда вас спрашивают.

Подавайте пример

Чтобы стать хорошим человеком, в первую очередь необходимо понимать, что это такое. Родителям стоит на примерах объяснять, что значат такие качества как воспитанность, доброта, старательность, храбрость. Для этого подойдут любимые мультфильмы или сказочные персонажи. Психологи советуют не только вместе читать, но и обсуждать сюжет произведения.

Не меняйте требования

Мнение родителей должно быть авторитетным. Именно поэтому не стоит менять его по несколько раз в день. Воспитанник должен понимать, что «нет» значит «нет». Если же под натиском слёз и постоянных просьб взрослые начнут сдаваться, младший поймёт, что он может ими манипулировать. Прислушайтесь к совету психологов и не позволяйте собой манипулировать.

Больше общайтесь

Не забывайте, что малыш – это тоже человек, хоть ещё и очень маленький. Поэтому и у него могут быть проблемы и переживания. Родителям полезно как можно больше общаться с дочерьми и сыновьями, чтобы быть в курсе того, что их беспокоит и печалит. В противном случае они будут чувствовать себя одинокими.

Не слишком балуйте

Как бы сильно дети не любили подарки и игрушки, не нужно их подкупать. Многие родители из-за нехватки времени решают таким образом откупиться. Но это неправильная позиция, которая обязательно сыграет против взрослых. Пройдёт немного времени, и малыш совсем отвыкнет канючить и выпрашивать. А перед совершением покупки даже за свои деньги будет советоваться со старшими.

Чаще говорите, что любите

Это один из самых ценных советов. Признания в любви – это не просто слова. Воспитанникам очень важно слышать, как ими дорожат и как их любят. Чем чаще родители гладят, обнимают и целуют своих детей, тем сильнее между ними будет связь. Если взрослые ведут себя отчуждённо, дети чувствуют себя ненужными и нелюбимыми.

Побеспокойтесь о сексуальном воспитании

Многие в определённом возрасте начинают задавать вопросы сексуального характера. И тут всё зависит от позиции взрослых. Если они начнут ругать малыша или не отвечать на его вопрос, он пойдёт и спросит у старших товарищей во дворе. Поэтому нужно адекватно и с умом подходить к таким темам.

Не переходите на крик

Какая бы не была ситуация, мама и папа не должны повышать голос. Любой крик – это стресс. В результате малыш становится плаксивым, неуверенным в себе, замкнутым.

Также начинает думать, что взрослые слишком слабы, чтобы справиться с ними другими методами. Совет: если вы уже привыкли постоянно кричать, то постепенно старайтесь избавиться от такой манеры общения.

Иначе, чтобы быть понятым придется говорить все громче и громче.

Критикуйте конструктивно

Детей можно ругать, но делать это правильно. Самое главное правило в воспитании, которое необходимо помнить всем родителям: критикуют не личность, а поступки. То есть не нужно говорить малышу, что он плохой. Лучше сказать – «ты плохо поступил» или «мне не понравился твой поступок».

Хвалите в меру

Несмотря на то, что детям приятно слышать похвалу и комплименты, взрослым стоит не забывать, что всего должно быть в меру. Родители, которые выставляют своего малыша гением и уникумом, не получают в ответ ничего хорошего. Важно помнить: оценка должна быть объективной. Психологи советуют чередовать 2 похвалы с одним критическим замечанием.

Воспитывайте финансовую грамотность

Детям можно дарить подарки, но не постоянно и в разумных количествах. Дитя очень быстро может стать избалованным, если взрослые не будут себя контролировать. Малыш с раннего возраста должен научиться понимать ценность денег и материальных вещей. А иначе он не оценит поступков родителей.

Действуйте сообща

Для ребенка нет никого важнее мамы и папы. Поэтому когда родители начинают ссориться, малыш воспринимает эту ситуацию очень остро. Ему кажется, что взрослые больше не любят друг друга, а значит, он им тоже не нужен. Именно поэтому не стоит ругаться публично. Лучше прояснить недоразумение наедине, а потом действовать сообща.

Искренне интересуйтесь

Проявляйте неподдельный интерес к увлечениям и вкусам детей. Им всегда хочется поделиться своими успехами со старшими. Поэтому ни в коем случае не следует говорить, что сейчас на это нет времени. Дети очень быстро подмечают, когда им не хотят уделять внимания и болезненно на это реагируют.

Общайтесь на равных

Не стоит постоянно смотреть на своих воспитанников сверху вниз. Малыш и без этого понимает, кто в семье главный. Лучше, если время от времени родители будут садиться на корточки или колени и говорить со своим ребенком на равных. Так он почувствует, что рядом не только мама или папа, но ещё и близкий друг.

Помогайте, когда просят

Если малыш просит о помощи, ему обязательно нужно её предоставить. Какой бы мелочью это не казалось взрослым, для ребёнка это очень важно. Приклеить наклейку, сделать чай, включить мультики – для дитя это большое дело. И если взрослые постоянно будут отказывать в помощи, их перестанут о ней просить.

Равноправие в воспитании

В семьях, где есть двое и больше детей, следует уделять каждому одинаковое количество времени. Многие проблемы возникают из-за того, что старшему кажется, что взрослые любят только младшего. А младший в это время думает, что взрослые не считаются с его интересами. Всего и всегда должно быть поровну. Как подружить детей, мы уже рассказывали.

Работайте над собой

Дитя всегда берёт пример с мамы и папы. Поэтому нет смысла говорить ему, что много смотреть телевизор – вредно, если сами так делаете. В первую очередь нужно воспитывать себя. И когда в глазах детей будет достойный пример родителей, они начнут ему подражать, и всё разрешится само собой.

Воспитывайте трудолюбие

Стоит с ранних лет приучать своих детей к трудовой деятельности. Это последний по списку, но не по значимости совет. Пусть это будут самые простые обязанности. Главное, чтобы соблюдались они регулярно и с удовольствием.

https://www.youtube.com/watch?v=dNAV8Ip9RWI

Воспитание – это очень сложный и длительный процесс. Однако со всем можно справиться, если уделять детям достаточно времени и слушать советы опытных психологов и задавать в первую очередь СЕБЕ правильные вопросы.

Скачать чек-лист для родителей

Видео:Особенности воспитания подростков. Эфир с психологом Антоном ЗинькевичемСкачать

Особенности воспитания подростков. Эфир с психологом Антоном Зинькевичем

Психология воспитания детей

Психология воспитания

Психология воспитания детей выведена в раздел науки в 40-х годах ХХ века.

Целью этого направления является поиск решений в проблемах воспитания детских личностей, их гармоничного формирования, развития нравственности и т.д.

Психология воспитания детей является основой педагогической психологии, которая помогает разрешить и понять проблемы каждого малыша и найти подход к представителю подрастающего поколения.

Психология воспитания детей 2 лет

Воспитание детей 2 лет — это не такое уж простое дело, как кажется на первый взгляд. Трудности, связанные с воспитанием малышей, неоднократно возникают у многих родителей. Малыш, которому исполнилось два года, зачастую доставляет родителям много хлопот своим упрямством, капризами, истериками.

В этом возрасте кроха для своих родителей может стать «тяжелым испытанием». Маленький тиран нередко возражает взрослому, который в несколько больше него. Наиболее трудно приходится тем родителям, которые уверенны, что малыш должен их слушаться в любом случае.

Нередко малыш 2 лет показывает свой характер, реагирует с раздражением, закатывает истерики, отвергает помощь взрослых, и родители зачастую не могут понять, что происходит с крохой.

У малыша в возрасте 2 лет хорошо развита двигательная функция и для него не существует таких мест, куда бы ни смог он дотянуться.

Кроха уже лучше владеет своей речью и благодаря своим умениям он старается быть «самоуправляемым».

Если взрослые будут понимать, что это лишь его физические достижения, то свою терпимость им легче будет проявить, чем предположить то, что он хочет специально вывести из равновесия своих родителей.

Психология воспитания детей до 3 лет — советы

Малышу следует задавать вопросы, на которые он может ответить или «да» или «нет», при этом взрослый должен быть готов принять оба эти варианта.

Например, когда необходимо оставить с малышом игровую площадку, то следует сказать ему об этом так: «уходим через 5 минут». По истечении времени – следует приступить к действиям.

Необходимо уверенно сказать: «пора идти», если ребенок противится, то требуется настойчиво увести его.

Следует давать крохе право на выбор – например, выбрать свой вариант одежды из предоставленных двух.

Психология воспитания детей до 3 лет включает гибкость в воспитании. Важно поддерживать любой выбор малыша и учить его с ответственностью относится к своему выбору.

Например, если малыш голоден, но отказался от еды, то не стоит категорически настаивать на приеме пищи именно в этот момент, следует просто отставить в сторону еду. Малыш обязательно вернется к предложенной пище.

Если взрослые будут придерживаться данных советов, то трудный возраст двухлетней крохи пройдет незаметно.

Психология воспитания детей 3 лет

Каждый родитель желает воспитать свое чадо правильно, для того чтобы оно выросло полноценной, здоровой и творческой личностью.

Формирование личности крохи начинается с трехлетнего возраста. Детская психология особенности поведения малышей этого возраста определяет как «кризис трех лет».

Воспитание ребенка 3 лет требует от взрослых много внимания и терпения. В течение последующих лет жизни у малышей будут закладываться основные черты характера, и формироваться представления об основах поведения во взрослой жизни. Нередко поведение ребенка 3 лет отмечается капризностью и истериками.

В таких ситуациях взрослым важно не терять самообладание, терпеливо и спокойно объяснять малышу, что не нравится в поведении крохи. Рекомендуется заострить внимание малыша, что именно огорчило взрослого. После необходимо отвлечь внимание чем-то интересным и не акцентировать внимание на этом конфликте.

Психология воспитания ребенка 3 лет нацелена на исключение излишних запретов и проявление строгости, иначе в будущем кроха станет излишне требовательной, капризной и привередливой. Нельзя бить и унижать малыша, следует давать ему чувствовать себя на равных с взрослыми.

https://www.youtube.com/watch?v=tKJjVpB_xHQ

Трехлетний малыш начинает осознавать себя личностью, но в силу отсутствия жизненного опыта, кроха не знает, как проявлять свою самостоятельность, настойчивость, активность в достижении цели.

Чтобы чадо гармонично развивалось, необходимо наполнить его жизнь интересными занятиями, играми, прогулками.

К малышу следует относится всегда тактично и справедливо и тогда ребенок, повзрослев, отплатит своей любовью и уважением.

Психология воспитания детей 4 лет

Воспитание ребенка 4 лет является делом достаточно сложным. В 4 года малыш представляет собой отдельную личность со своими желаниями, собственным мнением и эмоциями.

Правильное воспитание ребенка 4 лет окажет влияние на все аспекты его дальнейшей жизни, поэтому к этому вопросу необходимо подойти очень обстоятельно. Если в раннем детстве в основном управляют жизнью малыша эмоции и инстинкты, то уже к 4-м годам поведение его становится более осознанным.

Для того чтобы выбрать в воспитании ребенка 4 лет правильное направление следует рассмотреть ключевые моменты развития крох в этом возрасте.

Психология воспитания детей 4 лет нуждается в изменениях из-за смещения акцента с двигательной активности на деятельность умственную (для малыша представляет интерес всевозможное творчество: лепка, рисование, изготовление различных поделок); такое поведение необходимо поощрять, особенно если кроха не усидчив.

В 4 года, если позволяет здоровье рекомендуется отдать малыша в спортивную секцию (плавание, гимнастика и так далее). Нельзя забывать о ежедневных прогулках, которые хорошо укрепляют иммунитет, а на свежем воздухе игры развивают крупную моторику. Если малыш уже знает алфавит, то его следует начинать обучать чтению.

Целесообразно кроху ознакомить с основами математики в игровой форме.

В 4 года отмечается возникновение любознательности и бесконечных «почему?», которые способны вывести из равновесия любого взрослого. На вопросы крохи следует отвечать прямо и без лишних подробностей. Если взрослый не владеет необходимой информацией, то следует так и сказать об этом малышу и пообещать найти ответ в ближайшее время.

Если чадо уже посещает детский сад и у него возникли проблемы с адаптацией в коллективе, то взрослый должен ему помочь в их преодолении.

Для начала требуется определить причину этого состояния (застенчивость, стеснение, ревность), а потом научить кроху правильно общаться со сверстниками, делиться игрушками или при необходимости постоять за себя.

Если не удается решить эту проблему, и она приобретает глобальный характер, то лучше обратиться за помощью к детскому психологу.

Семейная психология по воспитанию детей 4 лет учитывает определенные изменения, которые претерпевает психика малыша в процессе взросления. Дите 4 лет начинает испытывать для себя новые чувства: раздражение, обиду, стыд, печаль.

Он не способен с ними самостоятельно справляться, может не слушаться, плохо себя вести. В этот период важно поддержать малыша, объяснять, что все испытывают эмоции — и это нормально. Необходимо говорить ребенку, что лучше выражать свои чувства не плохим поведением, а словами.

Требуется хвалить малыша, поскольку недостаток похвалы крохой ощущается очень остро, а наказывать стоит строго по делу, чтобы было понятно за что. Хвалить ребенка следует за новые достижения или за большие старания в каком-либо деле.

Требуется всегда говорить своей четырехлетке о своей любви, даже если поведение не радует.

Воспитание ребенка 4 лет девочки. Как показывает практика девочку воспитывать легче, чем мальчика. Это обуславливается более спокойным и послушным нравом, присущим чисто женским чертам характера.

Девочки предпочитают играть в «дочки-матери», «больницу», «магазин», «парикмахерскую». Поощряя такие игры и поведение, важно поддерживать в дочке уверенность в ее красоте и исключительности. Это позволит ей в будущем иметь адекватную самооценку.

Девочке необходимо прививать любовь к чистоте, пунктуальности, женственности.

https://www.youtube.com/watch?v=5SdnWSZuVJM

Воспитание ребенка 4 лет мальчика. Мальчики по своей природе более активны и нередко агрессивны. В 4 года мальчик должен понимать, что девочек обижать нельзя и знать почему. К воспитанию мальчика обязательно должен быть причастен мужчина из семьи.

Это могут быть как папа, так и другие мужские представители семьи – дядя или дедушка. Это имеет большое значение.

Кроме этого, перед мальчиком необходимо ставить, как можно меньше запретов, поскольку активный ребенок все равно найдет возможность их преодолеть.

Чем больше взрослые будут проводить совместно время с малышом за играми и различными занятиями, тем более любознательным, способным и сообразительным он вырастет.

Психология воспитания детей 5 лет

Ребенок в 5 лет продолжает познавать, как себя, так и иных людей — представителей социума. Он начинает понемногу осознавать, что существуют некоторые связи во взаимоотношениях людей, а также в их социальном поведении.

В поведении детей 5 лет можно обнаружить формирование зачатков саморегуляции. Малыши начинают предъявлять к себе требования, которые им предъявляли ранее взрослые.

Пятилетние дети уже способны доводить до конца начатое дело, не отвлекаться на интересные дела, способны убрать игрушки, навести порядок в комнате.

Психология воспитания детей 5 лет должна включать настойчивость со стороны взрослых, поскольку малыши в этом возрасте начинают осознавать, что существуют общепринятые нормы, правила поведения, начинают понимать свою ответственность и обязательность перед выполнением этих норм и правил.

Эмоционально кроха способна переживать оценку своего поведения, даваемую другими индивидами, он начинает понимать, насколько сам общепризнанные нормы и правила соблюдает, соответствует ли морально-нравственным представлениям.

Пятилетнему ребенку довольно просто соблюдать нормы во взаимодействии с приятными ему людьми, например с друзьями. Со сверстниками пятилетний малыш способен контролировать свою агрессию, играть и делиться игрушками, с интересом погрузиться в развивающие игры.

Психология воспитания детей 5 лет обнаруживает у крохи изменения в представлении о себе. Важными становятся оценки и мнение друзей.

В этом возрасте кроха избирательно подходит к выбору друзей, со сверстниками он способен наладить устойчивые взаимоотношения. Ребенок 5 лет берет в друзья тех, кто обладает положительными качествами или успешен в каком-либо деле.

Нередко можно услышать от пятилетнего ребенка, что его друг не дерется и ему интересно с кем-то играть.

В возрасте 5 лет нет большой разницы в воспитании девочки или мальчика. Безусловно, мальчики более энергичны, а девочки усидчивы, однако основные моменты из психологии воспитания подойдут для обоих полов.

В 5 лет смена настроения не происходит столь бурно, и взрослевший кроха становится значительно спокойнее. Если к нему обратиться с просьбой, то он достаточно адекватно отреагирует на слова и просьбы взрослых.

Взрослым следует постоянно объяснять ребенку, по каким причинам что-либо делать не следует.

Отмахиваясь от различных детских «почему?», взрослые поспособствуют тому, что кроха станет менее инициативным и будет думать, что существуют некие запретные вопросы, которые лучше не задавать.

Чем чаще родители будут отвечать на вопросы малыша, тем лучше для взрослых. Таким образом, ребенок поймет, что со своими вопросами можно обратиться к родителям и значит, в подростковом возрасте, столкнувшись с проблемами, он придет за советом именно к родителям.

Чтобы кроха не стала замкнутой, следует постоянно поддерживать с ней общение. Если взрослый заметил, что малыш хочет что-то сказать, то можно его опередить и спросить у него наводящими вопросами. Если ребенок спрашивает, то следует всегда отвечать.

Чтобы воспитание прошло правильно, необходимо уделять крохе достаточное количество внимания.

Подводя итог, следует отметить, что психология воспитания ребенка должна соответствовать возрастным потребностям крохи. Полноценное развитие малыша возможно при условии защищенности и чувства любви. Иначе взрослый рискует столкнуться с сопротивлением и пассивностью своего чада.

Воспитание ребенка будет иметь эффект если в каком-либо виде деятельности малыш достигнет успеха. Пережив такой момент, воспитываемый ощутит чувство удовлетворения от своего результата и участия в деятельности.

Воспитательный процесс не должен быть открытым, иначе кроха осознает, что на него пытаются повлиять нравоучениями и станет активно сопротивляться.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

https://www.youtube.com/watch?v=GeVp3i3EhvA

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

💥 Видео

Золотые правила в воспитании девочекСкачать

Золотые правила в воспитании девочек

Как правильно воспитывать и наказывать детей - Михаил ЛабковскийСкачать

Как правильно воспитывать и наказывать детей - Михаил Лабковский

5 ПРАВИЛ ВОСПИТАНИЯ счастливого и здорового ребёнкаСкачать

5 ПРАВИЛ ВОСПИТАНИЯ счастливого и здорового ребёнка

5 золотых правил воспитания детей от 3 до 6 лет. Как не воспитать невротикаСкачать

5 золотых правил воспитания детей от 3 до 6 лет. Как не воспитать невротика

Как воспитать из мальчика настоящего мужчину?Скачать

Как воспитать из мальчика настоящего мужчину?

Типичные ошибки родителей в воспитании детейСкачать

Типичные ошибки родителей в воспитании детей

ВЫШЛА ЗАМУЖ ЗА ИНОСТРАНЦА | Как укрепить отношения в интернациональной паре? | Подкаст психологаСкачать

ВЫШЛА ЗАМУЖ ЗА ИНОСТРАНЦА | Как укрепить отношения в интернациональной паре? | Подкаст психолога

Последствия воспитания холодным отцом❄️❤️‍🩹 #психология #психолог #семья #отношения #воспитаниеСкачать

Последствия воспитания холодным отцом❄️❤️‍🩹 #психология #психолог #семья #отношения #воспитание

5 ошибок родителей в воспитании детей. Как воспитать ребенка счастливым?Скачать

5 ошибок родителей в воспитании детей. Как воспитать ребенка счастливым?

Как правильно воспитать девочку | Советы психологаСкачать

Как правильно воспитать девочку | Советы психолога

Лекция Катерины Мурашовой "Как перестать раздражаться и начать дружить со своим ребенком?"Скачать

Лекция Катерины Мурашовой "Как перестать раздражаться и начать дружить со своим ребенком?"

Упреки вместо воспитания🥲❤️‍🩹 #психология #психолог #семья #отношения #воспитаниеСкачать

Упреки вместо воспитания🥲❤️‍🩹 #психология #психолог #семья #отношения #воспитание

Как правильно воспитывать подростка? | Андрей Курпатов | Счастливые родителиСкачать

Как правильно воспитывать подростка? | Андрей Курпатов | Счастливые родители

Когда дети врут? #воспитание #психолог #дети #behappyspace #подростки #отношения #гаджет #семьяСкачать

Когда дети врут? #воспитание #психолог #дети #behappyspace #подростки #отношения #гаджет #семья

Советы психолога родителям. Почему ребенок не слушается?Скачать

Советы психолога родителям. Почему ребенок не слушается?

Как правильно воспитывать мальчиков. Разговор с психологом Михаилом ЛабковскимСкачать

Как правильно воспитывать мальчиков. Разговор с психологом Михаилом Лабковским
Поделиться или сохранить к себе: