Психология обучения

Психология обучения Полезное
Психология обучения — выпуски

Психология обучения
В.И. Слободчиков – доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО (Москва) – председательА.К. Белоусова – доктор психологических наук, профессор (Ростов-на-Дону)А.А. Вербицкий – доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор, академик РАО (Москва)И.В. Гайдамашко – доктор психологических наук, член-корреспондент РАО (Москва)Э.В. Галажинский – доктор психологических наук, профессор, академик РАО (Томск)Г.А. Игнатьева – доктор педагогических наук, профессор (Нижний Новгород)И.П. Истомина – кандидат психологических наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии (Нижневартовск)С.Л. Кандыбович – доктор психологических наук, член-корреспондент РАО (Москва)Л.Г. Лаптев – доктор психологических наук, профессор (Москва)И.О. Логинова – доктор психологических наук, профессор (Красноярск)Т.М. Савельева – доктор психологических наук, профессор (Минск)Б.Д. Эльконин – доктор психологических наук, профессор (Москва)Журнал зарегистрированв Государственном комитете Российской Федерации по печати 25 января 1999 года. Регистрационное свидетельство № 018438.Журнал распространяется в Российской Федерации и странах СНГ.Журнал включен ВАК Минобразования и науки РФ в ПЕРЕЧЕНЬ рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.Периодичность выхода журнала 6 раз в год.Подписаться на журнал вы можете по каталогам подписных агентств.Подписку на электронную версию журнала «Психология обучения» вы можете осуществить на сайте научной электронной библиотеки. Подробности смотрите на странице подписки.По вопросу приобретения текстов статей в электронном виде обращаться по электронному адресу ELIBRARY.RUАдрес редакции:109029, Москва, ул. Нижегородская, д. 32,корп. 4, комн. 114Тел.: (495) 926-8308 доб. 43-69E-mail: exp@muh.ru

описание тематики

Тематика и специализация журнала:

  • психологические предпосылки реализации современных образовательных стандартов на всех уровнях обучения;
  • теоретические и методологические основы развития обучаемых в различных формах образовательной практики;
  • психологические предпосылки совершенствования педагогической деятельности в современных условиях обучения и воспитания;
  • теория и практика подготовки специалистов психологической работы в сфере образования;
  • социально-психологические аспекты взаимодействия субъектов образовательного процесса;
  • психологическое сопровождение процесса обучения с использованием современных способов и средств психологической работы.

Издание адресовано:

  • широкому кругу педагогов, интересующихся вопросами психологии обучения и воспитания;
  • научным работникам, специализирующимся в сфере педагогической психологии;
  • докторантам, аспирантам, магистрантам и студентам высших и средних специальных учебных заведений по психологическому профилю;
  • работникам органов государственного и муниципального управления в сфере образования,
  • всем тем, кому небезразличны вопросы психологического обеспечения процесса обучения и воспитания на всех уровнях образования.

В журнале представлены следующие рубрики: «Психологическая теория современного образования», «Психология развития обучаемых», «Психология формирования личности», «Психология профессионального образования», «Психология педагогической деятельности», «Социальная психология образования», «Прикладные аспекты педагогической психологии» и другие.

Авторами статей выступают представители научного сообщества в сфере педагогической психологии, преподаватели высшей школы, практические психологи в сфере общего образования, аспиранты вузов и другие специалисты, занимающиеся вопросами психологии обучения.

Правила направления, рецензирования и опубликования научных статей

  1. Статьи могут направляться по электронной почте на адрес, указанный в журнале и на сайте, обычной почтой (в письмо вкладывается распечатка и диск с файлом статьи), либо автор непосредственно сдать статью (в электронном виде и распечатку) в редакцию журнала.
  2. Все научные статьи, поступившие в редакцию журнала, обязательно рецензируются.

  3. Ответственный редактор определяет соответствие статьи профилю журнала, требованиям к оформлению и направляет ее на рецензирование специалисту, доктору или кандидату наук, имеющему соответствующую научную специальность.
  4. Сроки рецензирования в каждом случае определяются с учетом создания условий для максимально оперативной публикации статьи.

  5. Рецензирование проводится конфиденциально.
  6. Рецензент рекомендует, рекомендует с учетом исправления отмеченных недостатков или не рекомендует статью к публикации в журнале.

  7. Если рецензент рекомендует статью с учетом исправления отмеченных недостатков, то ответственный редактор направляет автору предложение о доработке статьи с указанием конкретных замечаний. Доработанная (переработанная) автором статья повторно направляется на рецензирование.

  8. Статья, не рекомендованная рецензентом к публикации, к повторному рассмотрению не принимается. Автору по электронной почте направляется мотивированный отказ.
  9. Решение о целесообразности публикации статьи принимается на заседании редколлегии журнала и фиксируется в протоколе заседания редколлегии.

  10. После принятия редколлегией решения о публикации ответственный редактор информирует автора о примерных сроках публикации.

  11. Сроки публикации устанавливаются в соответствии с очередностью поступления статей в редакцию, наполненностью редакторского портфеля и тематических рубрик, актуальностью представленного материала, а также направленностью очередных выпусков журнала.
  12. Редакция журнала направляет авторам представленных материалов копии рецензий или мотивированный отказ. Редакция журнала «Психология обучения» направляет копии рецензий в Министерство образования и науки Российской Федерации при поступлении в редакцию соответствующего запроса.
  13. Оригиналы рецензий хранятся в редакции в течение пяти лет.

* * *

PSYCHOLOGY OF education

Editorial Council:

V.I. Slobodchikov — Doctor of Psychology, Professor, Corresponding Member of the RAE (Moscow) — Chairman
A.K. Belousova — Doctor of Psychology, Professor (Rostov-on-Don)
A.A. Verbitsky — doctor of pedagogical sciences, candidate of psychological sciences, professor, academician of RAO (Moscow)
IV.

Gaidamashko — Doctor of Psychology, Corresponding Member of the RAE (Moscow)
E.V. Galazhinsky — Doctor of Psychology, Professor, Academician of the RAE (Tomsk)
G.A. Ignatieva — Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Nizhny Novgorod)
I.P.

Istomina — Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Corresponding Member of the Baltic Pedagogical Academy (Nizhnevartovsk)
SL. Kandybovich — Doctor of Psychology, Corresponding Member of the RAE (Moscow)
L.G. Laptev — Doctor of Psychological Sciences, professor (Moscow) — Chief Editor
I.O.

Loginova — Doctor of Psychology, Professor (Krasnoyarsk)
TM. Savelyeva — Doctor of Psychology, Professor (Minsk)
B.D. Elkonin — Doctor of Psychology, Professor (Moscow)

The journal is registered at the State Committee of the Russian Federation for press 25 January 1999. Registration certificate No. 018438.

The magazine is distributed in the Russian Federation and CIS countries.

The journal is included by the Higher Attestation Commission of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation in the list of peer-reviewed scientific publications in which the main scientific results of dissertations for the scientific degree of a candidate of sciences should be published, for the degree of Doctor of Sciences.

The journal is issued 6 times a year.

Subscribe to the magazine you can directories subscription agencies, and also in the our Publisher. Subscription to the electronic version of the magazine «PSYCHOLOGY OF EDUCATION» you can carry out on the site of the scientific electronic library. For details, refer to the subscription page.

Editorial address:109029, Moscow, Russia, Nizhegorodskaya st., 32Bldg. 4, room. 114

Tel .: +7(495) 926-8308 ext. 43-69

E-mail: exp@muh.ru
description of the theme

Subject and specialization of the magazine:
psychological preconditions for the realization of modern educational standards at all levels of education;

  • theoretical and methodological bases of development of students in various forms of educational practice;
  • psychological prerequisites for the improvement of pedagogical activity in modern conditions of training and education;
  • theory and practice of training specialists of psychological work in the field of education;
  • socio-psychological aspects of interaction of subjects of educational process;
  • psychological support of the learning process using modern methods and means of psychological work.

The edition is addressed:
a wide range of teachers interested in the psychology of learning and education;

  • scientists specializing in the field of educational psychology;
  • doctoral students, graduate students, undergraduates and students of higher and secondary specialized educational institutions on psychological profile;
  • the employees of the governing controls of the public and municipal management in the field of education,
  • all those who care about the issues of psychological support of the process of training and education at all levels of education.

The journal presents the following topics: «Psychological theory of modern education», «developmental Psychology trainees, Psychology of personality formation», «Psychology of professional education», «Psychology of pedagogical activity», «Social psychology of education», «Applied aspects of educational psychology and others.

The articles are written by representatives of the scientific community in the field of educational psychology, University teachers, psychologists in the field of General education, graduate students and other professionals working in the field of learning psychology.

The rules for submitting, reviewing, and publishing scientific articles

  1. Articles may be sent by email to the address listed in the magazine and on the website, regular mail (to the email contains the printout and disk file of the article), or the author directly to hand over the article (electronic and print) in the journal.
  2. All scientific articles submitted to the journal, are reviewed.

  3. Executive editor, is controlled by the profile of the journal, the requirements for registration and sends it for review to the specialist, doctor or candidate of Sciences with the appropriate scientific specialty.

  4. The review deadline in each case is determined taking into account the creation of conditions for the most rapid publication of articles.
  5. The review is confidential.
  6. The reviewer recommends, recommends taking into account the correction of deficiencies noted or not recommend the article for publication in the journal.

  7. If the reviewer recommends the article taking into account the correction of deficiencies noted, the managing editor will send the author a proposal for revision of the article, with specific comments. A revised paper is resubmitted for review.
  8. The article is not recommended by the reviewer for publication, to be re-reviewed.

    Author by e-mail sent a reasoned refusal.

  9. The decision on whether the publication of the article is taken at the meeting of the editorial Board and recorded in the minutes of the meeting of the editorial Board.

  10. After the editorial Board’s decision on publication editor informs the author about the approximate date of publication.

  11. The date of publication set in accordance with the order of admission of articles to the editor, the editorial content of the portfolio and subject headings, and the relevance of the material presented, as well as the focus of the next issues of the journal.

  12. The editorial Board sends authors of submissions copies of reviews or a reasoned refusal. The editorial Board of the journal «Psychology of learning» sends copies of the reviews in the Ministry of education and science of the Russian Federation for admission to the editor of the request.
  13. The originals are kept in the editorial office for five years.
ВНИМАНИЮ АВТОРОВ СТАТЕЙ!ВНИМАНИЕ! С 2021 года периодичность журнала изменена. Журнал будет выходить 4 раза в год. выпусков журнала2021№ 2 март-апрель 2021№ 1 январь-февраль 20212020№ 6 ноябрь-декабрь 2020№ 5 сентябрь-октябрь 2020№ 4 июль-август 2020№ 3 май-июнь 2020№ 2 март-апрель 2020№ 1 январь-февраль 20202019№ 6 ноябрь-декабрь 2019№ 5 сентябрь-октябрь 2019№ 4 июль-август 2019№ 3 май-июнь 2019№ 2 март-апрель 2019№ 1 январь-февраль 20192018№ 12 декабрь 2018№ 11 ноябрь 2018№ 10 октябрь 2018№ 9 сентябрь 2018№ 8 август 2018№ 7 июль 2018№ 6 июнь 2018№ 5 май 2018№ 4 апрель 2018№ 3 март 2018№ 2 февраль 2018№ 1 январь 20182017№ 12 декабрь 2017№ 11 ноябрь 2017№ 10 октябрь 2017№ 9 сентябрь 2017№ 8 август 2017№ 7 июль 2017№ 6 июнь 2017№ 5 май 2017№ 4 апрель 2017№ 3 март 2017№ 2 февраль 2017№ 1 январь 201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003200220012000

Видео:Секреты психологии. Учимся "читать" людей. Психолог Наталья Кучеренко. Лекция №22.Скачать

Секреты психологии. Учимся "читать" людей. Психолог Наталья Кучеренко. Лекция №22.

Психология обучения и воспитания

Психология обучения

Психологию обучения можно отнести к наиболее развитым и интенсивно развивающимся отраслям педагогической психологии, имеющей собственные задачи, которые по традиции разрабатываются с помощью специальных исследований.

Одна из центральных задач психологии обучения в качестве части педагогической психологии представлена изучением механизмов и закономерностей процесса усвоения знаний, умений и навыков.

Наука отвечает на вопрос, как усваивается информация и как происходит ее превращение в личностное приобретение в виде знаний, каким образом у человека происходит формирование и развитие умений и навыков? Подобные вопросы и понятия обладают принципиальным значением для образовательной практики, что специально исследуется психологией обучения.

Замечание 1

Механизмы и закономерности усвоения знаний, формирования и развития умений и навыков в большей степени зависят от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников или учеников. По этой причине задача исследований структуры данных различий по традиции считается главнейшей проблемой психологии обучения.

Задачи психологии обучения

Психология обучения рассматривает механизмы и законы развития когнитивных функций в ходе обучения.

Как научный, так и практический интерес представляют проблемы влияния учебной деятельности на интеллект и креативность, развития в образовании мышления, памяти, внимания и прочих когнитивных функций, которое чаще всего рассматривают в качестве гарантии успеха в дальнейшем обучении.

По этой причине овладение механизмом и знания закономерностей их формирования в учебной деятельности представляет собой важную проблему образовательной практики и предмет внимания педагогической психологии.

С общественной позиции наиболее желательной является тенденция к постепенной трансформации развития личности в образовании в процесс саморазвития, поэтому задача исследования механизмов и законов этой трансформации может являться одной из самых важных в психологии обучения.

https://www.youtube.com/watch?v=O19wSaTekLg

Исследование связи особенностей психического развития личности и целей, характера содержания, форм организации, методов и средств образовательной деятельности также включено в интересы педагогической психологии.

Сам процесс разработки содержания, методов и средств включен в традиционные задачи педагогической психологии и педагогики, при этом отклик в психике ребенка, который получают рассматриваемые усилия, в полной степени исследует лишь педагогическая психология.

Одна из базовых задач педагогической психологии состоит в мотивации учения, поскольку, не зная мотивы учебной деятельности, совокупность рассуждений о возможности освоения природы учения не имеет смысла.

Для педагогической психологии всегда имели большое значение вопросы о возможности целенаправленного формирования мотивации учения, воздействии на мотивацию учебной деятельности учащихся. Данная проблема по большей части соприкасается с проблематикой психологии воспитания.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Задачи и особенности психологии воспитания

Определение 1

Психология воспитания — автономный раздел педагогической психологии, призванный изучать самые важные для психологии в целом и педагогической психологии в частности вопросы.

Эти вопросы касаются функционирования механизма социально-культурного развития личности в среде образования, закономерностей, которым подчинено психосоциальное развитие учащихся. Самым важным для этого раздела является вопрос о законах формирования нравственно-эстетических идеалов личности.

Также важность представляют вопрос и о влиянии образовательной среды на формирование мировоззрения, о формировании и действии механизмов становления «Я-концепции» личности в практике образования индивида. Решение подобных задач значительно детерминировано возрастными и индивидуальными различиями.

И если на начальном этапе своего развития педагогической психологией исследовалось действие этих механизмов и законов только в отношении детского возраста, то в последнее время все больший интерес специалисты проявляют к характеру течения этих процессов у взрослых людей.

Не менее важной для психологического воспитания считается задача по определению связи уровней интеллектуально-творческого, когнитивного и психосоциального развития учащихся.

Проблема существования закономерных связей между уровнями когнитивного и психосоциального развития личности, интересовала не только психологов, но и педагогов и специалистов, которые занимаются другими науками, изучающими человека.

Замечание 2

Вопрос о том, каким образом процесс развития личности трансформируется при воспитании в саморазвитие, осуществляемое уже через самовоспитание, представляет безусловный интерес. Именно психология воспитания исследует его характер.

Течение воспитательного процесса, включая и процесс формирования основных психических новообразований личности, детерминируется не только через внутренние (возрастные, индивидуальные и т.п.), но и с помощью ряда внешних факторов.

Формально они располагаются за рамками изучения психологии, но, тем не менее, педагогическая психология не может не интересоваться ими. Данная область представляет собой зону совместных интересов педагогической психологии и педагогики.

Вывод

Исследование связи целей, содержания, форм, методов обучающего и воспитывающего воздействия представляет собой одну из важных задач педагогической психологии.

Видео:ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ. Как учиться быстрее и качественнее?Скачать

ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ. Как учиться быстрее и качественнее?

Психология обучения

Психология обучения

Педагогическая психология является наукой , изучающей факты, механизмы и закономерности освоения человеком социокультурного опыта, закономерности личностного и интеллектуального развития ребёнка, выступающего субъектом педагогической деятельности, которая организуется и управляется педагогом в различных условиях образовательного процесса. Если обобщить, то педагогическая психология занимается изучением психологических аспектов управления процессом образования.

Педагогическая психология отличается наличием ряда проблем: как соотносится обучение и развитие, как соотносится обучения и воспитание, какие существуют сенситивные периоды развития в процессе обучения, как производится работа с одарёнными детьми, в чём заключается проблема готовности детей к обучению в школе и т.д.

Исходя из этого, основная задача педагогической психологии состоит в выявлении, изучении и описании психологических особенностей и закономерностей, управляющих интеллектуальным и личностным развитием человека в условиях учебной и воспитательной деятельности.

Это и обуславливает и саму структуру данного научного направления, состоящую их психологии обучения, психологии воспитания и психологии педагога.

https://www.youtube.com/watch?v=pbQhgDhVXzo

Психология и педагогика не могут существовать, не опираясь на знание о психике и особенностях психического развития человека.

Связь педагогики и психологии сама по себе естественна, о чём можно судить по тому, какое значение имеет применение психологических знаний в целях педагогики. На практике их объединение приводит к появлению новой – производной от них науки – педагогики индивидуальности.

Она представляет собой перевод теоретических основ психологии к практической деятельности человека, а её задачей является раскрытие способов применения психологических знаний человеком к своей профессиональной деятельности и психическому здоровью.

Именно этот подход, в котором при помощи психологических методов воздействия на человека решаются базовые педагогические задачи, разделяют в настоящее время множество отечественных и зарубежных учёных.

И сегодня имеется множество проблем, вызывающих жаркие споры на тему того, чему необходимо обучать современных школьников, какая именно научная информация должна быть отобрана для доведения её до учащихся, как более эффективно выстраивать педагогическую деятельность и т.п. Ответы на эти и другие подобные вопросы должны даваться с учётом именно психологических знаний, точно так же, как должен определяться потенциал и резервы психического развития учащихся на разных возрастных стадиях.

Из всего сказанного выше следует, что педагогика, как одно из научных направлений, изучающих человека, находится не только на стыке с психологией, но и прочно взаимодействует с другими науками, как с социальными, так и с естественными и философскими. Но, естественно, основы обучения, если рассматривать этот вопрос с позиции отношений педагогики с другими направлениями, диктуются психологией.

Основы психологии обучения

Психология обучения относится к разделу педагогической психологии, которая посвящена исследованиям психических процессов, протекающих в период обучения, а также все возрастные особенности процесса.

Данная психология имеет подразделения на общую и специальную психологию обучения, которые посвящены различным учебным предметам:

  • грамматике,
  • чтению,
  • письму,
  • географии
  • и так далее.

Также происходит тесное соприкосновение с дидактической психологией. Основные принципы исследований заключаются в направленном изучении перемен и трансформаций, происходящих в психике учеников в период обучения.

Замечание 1

Основная роль уделяется анализу процессов во время усвоения теоретических знаний.

Данный процесс исследуется в понимании глубокого взаимодействия теории с практикой, так как важным моментом является использование полученных знаний жизнь.

Применение полученной информации и ее усвоение имеет свои особенности, потому что ученики не только используют эти знания в рамках одного предмета, но и применяют их в других областях наук и новых видах практической деятельности.

Такие упражнения, связанные с применением теории и навыков используются учениками тогда, когда нужно решить новую и неизвестную задачу. Это ускоряет процесс развития школьников. Взаимосвязь обучения и развития являются одними из важнейших теоретических задач обучения.

Обучение психологическим знаниям как вид деятельности психологов

Ещеодним распространенным видом деятельностипсихологов является обучение людейпсихологическим знаниям. С начала XXвека научная, практическая ипреподавательская деятельность вобласти психологии были неразрывносвязаны. Большинство известных российскихпсихологов работали в качествепреподавателей в университетах.

Профессора и другие преподавателипроводили ис­следования, писалинаучные труды и передавали полученныезна­ния, идеи, теории студентам.Университетские и институтские кафедрыбыли центрами психологической мысли,научной психологии. Профессора руководилинаучно-психологическими исследованиями,а преподавательская деятельность быланаправлена на изложение своих концепцийи психологических взглядов.

Цельпреподавания заключалась в распространениипсихологических идей, в подготовке

https://www.youtube.com/watch?v=hqkXGWwwtug

будущих ученых.

Такаявзаимосвязь научной и преподавательскойдеятельности сохранялась как в российских,так и в зарубежных университетах втечение всего XXвека. Педагогические способностипрофессора высоко ценились, однакоглавной для него была все же научная

квалификация.

Помере развития практической психологииразрабатывались формы и методы обученияпрактическим психологическим знаниями умениям.

Эти знания и умения изучалиськак студентами, желаю­щими статьпрактическими психологами, так и людьми,желающи­ми повысить свою практическуюпсихологическую компетентность.

В тоже время профессияпреподавателяпсихологии имеетсвою спецификув отличие от профессии психолога-ученого

и психолога-практика. Он долженне только иметь психологические знания,

но

и уметь
их передать студентам
.

Вэтом плане умения, личностные качестваи способности преподавателя психологиисродни другим преподавательским

профессиям. Чтобыбыть успешным, он должен соответствовать

следующим критериям:

1) иметь широкуюобразованность, осведомленность вразличных областях психологическихзнаний, а также быть эрудированным в

других науках;

2) фундаментально
знать преподаваемый предмет;

3) уметь самостоятельноподбирать учебный материал, определятьоптимальные средства и эффективные

методы обучения;

4) владеть логикойи лексическим богатством речи,выразительными средствами общения,ораторскими и артистическими

способнос­тями;

5) уметь доступнымобразом объяснять учебный материал,чтобы обеспечить его понимание и усвоение

студентами;

6)обладать наблюдательностью,требовательностью и умением по­нять

студента;

7) уметь создатьмотивацию студентов для усвоения

учебного ма­териала;

обладатькоммуникативными и организаторскими

способностями;

9) владеть
педагогическим тактом.

Безусловно,как и в других видах профессиональнойпсихоло­гической работы, впреподавательской деятельности психологуваж­но учитывать индивидуальные

особенности своей личности.

Внастоящее время существуют широкиевозможности для работы психологов вобласти обучения психологическимзнаниям. Преподавание психологииосуществляется как в высших, такивсредних учебных заведениях.

Психологияпреподается на психологическихфакультетах университетов и в другихвысших учебных заведениях, осуществляющихподготовку профессиональ­ныхпсихологов, в педагогических, медицинских,юридических, тех­нических и многихдругих вузах.

Психология часто изучаетсяучащимися в средних общеобразовательныхи специальных учеб­ных заведениях: вшколах, гимназиях, лицеях, профессиональных

училищах.

Объемучебного времени, отводимого на изучениепсихологии, программы, формы и методыобучения психологии в разных типахучебных заведений различаются в

зависимости от целей и задач преподавания.

Видео:Психологические особенности организации урока. Шингаев С.М., доктор психологических наукСкачать

Психологические особенности организации урока. Шингаев С.М., доктор психологических наук

Обучение в психологии — это что такое?

Психология обучения

Нельзя недооценить важность обучения в жизни человека – как ребенка, так и взрослого. Люди должны быть готовыми усваивать новую информацию. Ведь никогда нельзя знать наверняка, где жизнь готовит человеку новый урок.

Закономерности процесса обучения

Обучение в психологии – это процесс коллективного характера, направленный на усвоение молодым поколением того опыта, который был накоплен в течение истории и воплощен в соответствии с социальными целями.

В современной психологической науке открыто большое количество различных закономерностей, сопровождающих процесс обретения новых навыков и знаний. Все закономерности подразделяются на две большие категории — частные и общие.

Те, что охватывают всю систему обучения, называются общими; в противовес им относящиеся к определенному аспекту обучения носят называние частных.

Основные понятия

В психологии обучения понятия, которые можно назвать основными в данном направлении, следующие:

  • Цели образования.
  • Методы.
  • Качество обучения.
  • Формы и средства обучения.
  • Знания, умения, навыки.

Знания человека – это те факты и концепции, которые усвоены им в процессе обучения. Умения – готовность школьника или студента самостоятельно выполнять нужные действия теоретического и прикладного характера. Навыки – это компоненты практической деятельности школьника, которые проявляются с помощью выполнения определенных действий и доведены учащимся до автоматизма.

Цель образовательного процесса

Для начала необходимо рассмотреть общие закономерности. Целью обучения называется тот результат, который необходимо получить от этого процесса. Планируется он еще заранее, до того, как студент или школьник приступает к освоению новой информации или обретению навыков.

Например, при изучении иностранного языка студент может проходить одну ступень за три месяца. Предполагается, что по прошествии этого времени он будет обладать набором определенных знаний и навыков. Одной из общих закономерностей получения знаний является закономерность цели обучения.

Она заключается в том, что цели обучения зависят от уровня развития общества, его возможностей и потребностей, а также и от уровня развития педагогической системы.

обучения

Еще одной закономерностью общего характера является принцип содержания обучения. представляет собой конкретно взятый ответ на вопрос о том, чему учить человека. В каждом отдельно взятом случае ответ будет свой.

обучения – это особая система знаний, которая преподается в том или ином образовательном заведении.

Принцип содержания обучения состоит в том, что оно напрямую зависит от целей, уровня научно-технического прогресса, возрастных особенностей обучающегося, а также уровня развития теории и практики обучения.

Качество

Что касается качества усвоения нового материала или же обретения навыка, то здесь закономерность звучит так: на каждом новом этапе эффективность усвоения зависит от продуктивности на предыдущем этапе.

Также на качество обучения влияет объем материала, его характер.

Во многом результат зависит и от того времени, которое студент вкладывает в занятия, его способности к обучению, а также организации самого процесса.

https://www.youtube.com/watch?v=7cxCdkIbAK8

Обучение в психологии – это процесс, эффективность которого напрямую зависит от применяемых методов.

Под последними понимаются различные виды взаимодействий преподавателя с учащимися, в результате чего происходит усвоение опыта последними.

Считается, что для достижения самых высоких результатов в обучении необходимо сочетать традиционные методы и новаторские. В отношении методов обучения также существует своя закономерность. Эффективность процесса обучения зависит от:

  • знаний преподавателя, его умения пользоваться специальными методами обучения;
  • поставленных целей процесса обучения;
  • уровня обучаемости студентов;
  • организации процесса обучения.

Дидактические закономерности

Процесс обучения в психологии происходит также и в соответствии с закономерностями, которые носят частный характер. Выделяют следующие конкретные закономерности, относимые к дидактическим:

  • Результаты, которые студент получает в процессе обучения, напрямую зависят от времени, ему посвященного.
  • Продуктивность усвоения предмета или навыка студентом находится в обратной зависимости от количества материала, которое ему необходимо освоить, а также от сложности этого материала.
  • Также результаты напрямую зависят от осознания учащимся целей обучения, его методов и средств.
  • Немаловажным является способ расчленения материала на небольшие части, которые необходимо освоить за конкретный промежуток времени.
  • Результаты обучения зависят от квалификации преподавателя.
  • Обучение с помощью практического выполнения заданий может быть до 7 раз более эффективным, чем пассивное восприятие информации.

Гносеологические принципы

К конкретным принципам гносеологического характера относят следующие:

  • Результаты процесса обучения прямо пропорциональны умению студента или школьника учиться.
  • Обучение в психологии – это процесс, продуктивность которого также напрямую зависит от объема учебной деятельности студента.
  • Результативность запоминания с помощью речи (вербально) улучшается, если усваиваемый материал разбит на небольшие порции.
  • Продуктивность обучения зависит от его проблемности, от того, насколько интенсивно включен учащийся в разрешение интересующих его вопросов.

Каким образом развитие связано с обучением?

Обучение в психологии – это процесс, непосредственно связанные с развитием человека. Впервые в истории отечественной психологии на данную проблему пристальное внимание обратил выдающийся ученый Лев Семенович Выготский. Он тщательно анализировал труды своих коллег из-за рубежа – Ж.

Пиаже, Э. Торндайка. Их также интересовала психология проблем обучения. И в результате своих изысканий Выготский сформулировал гипотезу о влиянии обучения на развитие личности. Лев Семенович предполагал, что ведущую роль в развитии человека играет именно обучение.

В результате исследований Выготского и Пиаже в науке стало общепризнанным, что в дошкольном и младшем школьном возрасте происходят существенные изменения в мышлении ребенка. А именно, осуществляется переход от дологических форм к логическим.

Сейчас данный принцип является одним из важнейших в психологии обучения и воспитания.

Ученый считал, что вход в сознание человека может быть возможным только через речь. Обучение Выготский считал внутренне необходимым для ребенка элементом, который отличается всеобщностью – оно присуще людям исторически. Обучение и развитие в психологии представляют собой аналогичные процессы.

Ребенок набирается индивидуального опыта в процессе своего созревания. Его развитие напрямую зависит от той культурной среды, в которой он находится. Каждого малыша можно научить всему, что необходимо взрослым людям.

Выготский полагал, что обучение всегда идет впереди развития, и ведет за собой этот процесс.

Повысить эффективность освоения знаний

Когда-то по отношению к процессу обучения было принято немало мифов, ложных представлений. Например, считалось, что учащийся – это tabula rasa или же нечто вроде пустого сосуда. Он занимает пассивное положение и ждет, что преподаватель наполнит его знаниями.

В настоящее время в педагогике и психологии обучения разработано немало методов, позволяющих сделать этот процесс более эффективным. Один из методов, это — определить свой индивидуальный стиль освоения знаний, то есть найти способ, посредством которого осуществляется обработка человеком информации. Разработана данная концепция была учеными П.

Хани и А. Мамфордом. Исследователи выделили четыре основных стиля обучения:

  • Деятельный. Человек, который предпочитает данный стиль – практик. Он всегда рад новым впечатлениям, предпочитает сначала делать, а потом уже размышлять.
  • Наблюдательный. Как правило, учащийся, у которого преобладает данный стиль, не спешит бросаться в практическую деятельность. Прежде ему необходимо собрать нужную информацию, сначала увидеть, в каком направлении развиваются события, и только потом высказать свое мнение.
  • Теоретический. Студент-теоретик предпочитает для начала выстроить гипотетическую последовательность развития событий, которые он стремится подогнать под ту или иную модель. Он не станет отвергать идею только по той причине, что она не совпадает с его личным мировоззрением.
  • Прагматический. Сочетает в себе элементы первого и третьего типов, иными словами, теоретические идеи любит воплощать на практике. Прагматик – это прирожденный экспериментатор.

Выявив свой ведущий стиль обучения, студент может скорректировать образовательный процесс и, таким образом, сделать его более эффективным.

Психология обучения языку: интересные особенности

Отдельное внимание стоит уделить и такой проблеме, как освоение речи человеком. Ведь язык является не только средством коммуникации, но и орудием мышления. Лингвист Светлана Бурлак подчеркивает, что дети с самого раннего возраста стремятся узнавать названия предметов.

Когда человек вызывает в памяти определенное слово, то возникает образ этого предмета, его вид, цвет, запах. Это влияет на активацию специфических зон головного мозга.

Например, после произнесенного слова «кислый» слово «лимон» распознается гораздо быстрее, чем после слова «синий».

Профессор СПбГУ Татьяна Черниговская подчеркивает, что освоение речи, чтения и письма у разных детей происходит в разные сроки. Статистика показывает, что около 40 % всех детей даже после окончания третьего класса имеют сложности с письмом и чтением.

Такая разница обусловлена тем, что у каждого ребенка имеется свой «возраст школьной зрелости». У одного малыша мозг готов к обучению, у другого – пока нет. Поэтому не стоит сразу же впадать в панику, если ребенок учится говорить или читать позднее, чем его сверстники.

Важно начинать учить малыша вовремя – не слишком рано и не слишком поздно для него самого.

📽️ Видео

Стоит ли учиться на психолога? Реальность работы психологом.Скачать

Стоит ли учиться на психолога? Реальность работы психологом.

СТОИТ ЛИ УЧИТЬСЯ НА ПСИХОЛОГА? | Плюсы и минусыСкачать

СТОИТ ЛИ УЧИТЬСЯ НА ПСИХОЛОГА? | Плюсы и минусы

Урок 1. Типы личности. ПсихогеометрияСкачать

Урок 1. Типы личности. Психогеометрия

"Хочу стать психологом!" С чего начать прямо сейчас? Обучение психологии. Кристина КудрявцеваСкачать

"Хочу стать психологом!" С чего начать прямо сейчас? Обучение психологии. Кристина Кудрявцева

ПРОФЕССИЯ ПСИХОЛОГ: от университета до частного кабинета | Где учиться на психологаСкачать

ПРОФЕССИЯ ПСИХОЛОГ: от университета до частного кабинета |  Где учиться на психолога

учёба на психолога | как это?Скачать

учёба на психолога | как это?

Где учиться на психолога, чтобы стать востребованным специалистом? Обучение в Институте А. ШаховаСкачать

Где учиться на психолога, чтобы стать востребованным специалистом? Обучение в Институте А. Шахова

ПСИХОСОМАТИКА. Советы психолога Лилия Король. Школа психологииСкачать

ПСИХОСОМАТИКА. Советы психолога Лилия Король. Школа психологии

Специализации психолога. Как понять свою уникальность и выбрать направление обучения?Скачать

Специализации психолога. Как понять свою уникальность и выбрать направление обучения?

1. Психология обученияСкачать

1. Психология обучения

15 лучших книг по психологии и психотерапии!Скачать

15 лучших книг по психологии и психотерапии!

PSYподкаст#8 "Психология обучения" Как учиться учиться? Илья Гуцалюк и Александр ГерасимовСкачать

PSYподкаст#8 "Психология обучения" Как учиться учиться? Илья Гуцалюк и Александр Герасимов

10 минут, чтобы узнать о профессии психологСкачать

10 минут, чтобы узнать о профессии психолог

Психология Человека (25 Фактов, Которые Нужно Знать!)Скачать

Психология Человека (25 Фактов, Которые Нужно Знать!)

УЧУСЬ НА ПСИХОЛОГА | FAQ | МИФЫ ПРО ПСИХОЛОГОВСкачать

УЧУСЬ НА ПСИХОЛОГА | FAQ | МИФЫ ПРО ПСИХОЛОГОВ

7 СПОСОБОВ: Как заставить себя учиться? | Психология | TutorOnlineСкачать

7 СПОСОБОВ: Как заставить себя учиться? | Психология | TutorOnline
Поделиться или сохранить к себе: