Психологическая характеристика общения

Психологическая характеристика общения Полезное
Психологическая характеристика общения

Психологическая характеристика общения

Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании людьми друг друга

Основные функции общения:

1. Информационно-коммуникативная — передача и обмен инфор­мации;

2. Регуляторно-коммуникативная — регуляция деятельности и поведения;

3. Аффективно-коммуникативная — передача и обмен внутренне­го эмоционального отношения к кому-либо или к чему-либо.

Многообразные отношения с другими людьми реализуются в разных видах общения, которые классифицируются по двум основным критериям — это функции и характер проявления отношений.

В зависимости от функции различают: формальное общение — регламентировано по содержанию и форме; неформальное — обусловлено личными отношениями.

По проявлению отношений выделяют общение: социально ориентированное (доклад, лекция); групповое предметно ориентированное (общение в процессе учебы, труда) и личностно ориентированное (общение одного человека с другим.

Можно также выделить следующие виды (уровни) общения:

1) «контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, исполняются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия и т.д.);

2) примитивный — когда оценивают человека как нужный или мешающий объект: если нужно, то активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнуть. Примитивные межличностные реакции: амбиции, самодовольства, зависти, злорадства, агрессии и т.д.;

3) формально-ролевое — когда регламентированы и содержание и средства общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли;

4) деловое — когда учитываются особенности личности, характера, но интересы дела более значимы;

5) духовное — когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет по движениям и т.д.;

6) манипулятивное — направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя различные приемы (лесть, запугивание и т.д.).

уровни общения:

1. Макроуровеньвыражается в том, что человек общается с дру­гими людьми в соответствии со сложившимися обстоятельствами, традициями или обычаями.

2. Мезауровеньпредполагает общение в пределах содержатель­ной темы, оно может быть единичным или носить многоразовый характер.

3. Микроуровеньнесет элемент содержания и выражается в оп­ределенных показателях, которые характерны и- для других уров­ней: вопрос — ответ, рукопожатие, мимика, пантомимика и т. д.

… качеств человека, приобретаемых им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Систематизированная совокупность качеств человека, определяющих личность, представлена на схеме. Основу биологической подструктуры личности составляет темперамент – закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, …

Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: перцептивной, коммуникативной и интерактивной

Коммуникация означает обмен информацией. В качестве инфор­мации могут выступать идеи, мысли, чувства, события и др. Инфор­мация передается с помощью двух основных средств общения: вер­бального и невербального. Вербальные средства общения — это язык, речь (устная и письменная).

Коммуникативный процесс строится по схеме: А Б, где А- коммуникатор, который передает информацию, Б -респондент, принимающий информацию. Но респондент не только принимает информацию, он ее перерабатывает, анализирует, осмыс­ливает, и только после этого сам начинает выступать в роли комму­никатора.

То есть, общение — это процесс взаимного обмена инфор­мацией. Передаваемая информация, как правило, кодируется на оп­ределенный язык. В процессе общения важно говорить на одном язы­ке в смысле взаимопонимания или, другими словами, необходимо уметь подстроится под аналоговое восприятия своего партнера по коммуникации.

В противном случае взаимопонимание между людь­ми отсутствует.

Интеракция, или межличностное взаимодействие, есть совокуп­ность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Необходимым условием успешности процесса общения является соответствие поведения взаимодействую­щих людей ожиданиям друг друга.

В межличностном взаимодействии можно выделить два взаимосвязанных компонента: внутренний или, отношение к другому человеку, и внешний, или общение, в котором отношение к другим людям проявляется по-разному.

Межличностная перцепция означает восприятие человека чело­веком, в ходе которого происходит познание не только других лю­дей, но и самого себя. В психологии выделяют следующие основные механизмы межличностной перцепции:

— идентификация — отождествление себя с другим или умение поставить себя на место другого человека;

— эмпатия — способность к сочувствию, сопереживанию другим людям;

— рефлексия — осознание человеком того, как его воспринимают

https://www.youtube.com/watch?v=ihoC2DBk-Xk

окружающие люди;

— каузальная атрибуция — причинное объяснение поступков дру­гого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения;

— стереотипизация — классификация форм поведения и интерпре­тация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимися известными явлениям, т.е. отвечающим социальным стереотипам.

Выделяют вербальные и невербальные средства общения.

Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Язык — это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.

Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с другими людьми человек использует язык. Существует несколько видов речевой деятельности:

Руководство развитием личности в процессе деятельности

… воспитании: 1. социализация личности в процессе жизнедеятельности 2. сотрудничество субъектов педагогического процесса 3.

общение как основа межличностных отношений руководство развитием личности в процессе деятельности 5. … 327. Педагогический процесс относится к системе: 1. «Человек — техника» 2. «Человек — человек» 3.

«Человек — художественный образ» 4. «Человек — знак» 5. «Человек — …

— говорение — использование языка для того, чтобы что-то сообщить; — слушание — восприятие содержания звучащей речи; — письмо — фиксация содержания речи на бумаге;

— чтение — восприятие зафиксированной на бумаге информации.

К основным невербальным средствам общения относятся:
Кинестика — рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся:

— жестика; — мимика;

— пантомимика.

Жесты — это разнообразные движения руками и головой. Во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить: • Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.) • Модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия и т.п.).

• Описательные жесты, которые имеют смысл только в контекст речевого высказывания.

Мимика — это движения мышц лица, главный показатель чувств. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

Визуальный контакт, также является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего — означает не только заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят.

Пантомимика — это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

Походка — это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела.

Поза — это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц.

Экстралингвистика — это включение в речь пауз и различных не морфологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.

Голос содержит в себе очень много информации о хозяине. Опытный специалист по голосу сможет определить возраст, место проживания, состояние здоровья, характер и темперамент его обладателя.

Хотя природа и наградила людей уникальным голосом, окраску ему они придают сами. Те, кому свойственно резко менять высоту голоса, как правило, бодрее. Общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо приятнее, чем люди, говорящие монотонно.

Чувства, испытываемые говорящим, отражаются, прежде всего, в тоне голоса. В нем чувства находят свое выражение независимо от произносимых слов. Так, обычно легко распознаются гнев и печаль.

Немало информации дают сила и высота голоса. Некоторые чувства, например энтузиазм, радость и недоверие, обычно передаются высоким голосом, гнев и страх — тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства, как горе, печаль, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.

Изучение невербального общения личности

… друг на друга. .2 Сущность невербального общения Распространённое рабочее название, которое употребляется для рассматриваемого вида общения — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных …

https://www.youtube.com/watch?v=AbZPhkHdPiI

Скорость речи также отражает чувства. Человек говорит быстро, если он взволнован, обеспокоен, говорит о своих личных трудностях или хочет нас в чем-то убедить, уговорить. Медленная речь чаще всего свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.

Видео:Как эффективно общаться с людьми. Дейл Карнеги. [Аудиокнига]Скачать

Как эффективно общаться с людьми. Дейл Карнеги. [Аудиокнига]

Общение: общая характеристика

Психологическая характеристика общения

Каждая общность имеет свои средства воздействия, использующиеся при коллективном взаимодействии в разнообразных формах. В этих средствах сконцентрировано социально-психологическое содержание образа жизни человека. Это традиции, обряды, ритуалы, праздники, отражение в искусстве, литературе, кино, СМИ.

Все перечисленные формы относятся к массовым, имеющим мощнейший потенциал взаимовлияния людей друг на друга. Они являются хорошими средствами воспитания, включения человека в духовную атмосферу жизни. Главным во всех аспектах общения является человек, при увлечении инструментальной стороной общения можно свести к минимуму духовную сущность человека.

Это приведет к упрощенному толкованию общения как информационно-коммуникативной деятельности. Человеческая личность обладает богатым и своеобразным внутренним миром, а при таком подходе, она отодвигается на второй план.

При разделении общения на коммуникативную область и область взаимоотношений важно не утратить человека как духовную силу, преобразующую в процессе общения себя и окружающих. Общение – сложный вид человеческой деятельности, как труд, учение и игра.

Общая характеристика общения

Определение 1

Общение – сложный многоуровневый процесс возникновения, поддержания и развития контактов и связей между людьми, который является порождением совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия.

У общения есть личностно-ориентированная и социальная стороны. В процессе общения одновременно реализуются личностные установки, отношение к социальным нормам и влияние общества на личность.

Общение рассматривают с точки зрения трех уровней анализа. Макроуровень подразумевает общение человека с другими людьми в больших временных интервалах, например, в течение жизни. Акцент делается на психическое развитие человека.

Мезауровень рассматривает общение как целенаправленные логически завершенные контакты, содержащие обмен информации в процессе жизнедеятельности людей, в конкретных интервалах времени. Здесь внимание акцентируется на изучении общения, его целей, причин.

Отслеживается динамика общения, анализируются средства, которые были использованы, этапы общения, где стороны обмениваются представлениями, идеями, переживаниями. Микроуровень касается элементарных единиц информации типа: «вопрос-ответ», «призыв к действию – действие».

Функции общения

Функций, которые выполняет общение, достаточно много, но основных шесть:

  1. Прагматическая функция является отражением потребностей и мотивов человека. Она реализуется при взаимодействии в ходе совместной деятельности. При этом само общение тоже выступает как потребность.
  2. Формирующая и развивающая функция реализуется тогда, когда общение воздействует на партнеров, способствуя их развитию и совершенствованию. По мере общения с людьми человек усваивает исторический опыт и социальные нормы, приобретает ценностные ориентиры, знания – идет формирование личности. Общение – это универсальная реальность, в которой на протяжении жизни проявляются процессы, состояния и поведение человека.
  3. Подтверждающая функция дает возможность подтвердить свои мысли и познания.
  4. Объединяющая – разъединяющая функция при установлении контактов способствует передаче информации, необходимых сведений, обеспечивает коммуникацию между людьми, соединяя их в единое целое, при разрыве контактов способствует изоляции личности.
  5. Организационная функция поддерживает межличностные контакты, служит интересам налаживания прочных, долговременных отношений в интересах совместной деятельности.
  6. Внутриличностная функция реализуется в общении человека с собой. Внутриличностный уровень общения сопровождается внешней и внутренней речью и является одним из видов мышления.

Пять сторон общения

Общение проявляется в единстве пяти сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной,конативной.

Определение 2

Межличностная сторона общения – это взаимодействие человека с окружающим миром: с другими людьми, группами, общностями, с которыми он так или иначе связан.

https://www.youtube.com/watch?v=ake803fe6nM

Сюда относятся: семья, профессиональный коллектив, национальная группа, возрастная группа. Человек присваивает себе исторически сложившиеся шаблоны поведения в различных ситуациях жизни.

Когнитивная сторона общения дает ответы на вопросы: кто твой собеседник? что от него следует ожидать? То есть позволяет получить представление о партнере. Функция охватывает и самопознание человека. По мере общения формируются образы-представления о себе, партнере, которые регулируют процесс.

Определение 3

Коммуникативно-информационная сторона общения – это обмен информацией, мыслями, идеями, задумками, чувствами, настроениями.

Просто обмен информацией – слишком упрощенный подход. В рамках этого вида общения информация формируется, накапливается, объединяется или дифференцируется, уточняется, эмоционально окрашивается, а только потом передается.

Определение 4

Эмотивная сторона общения – проявление эмоций и чувств при взаимодействии.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Это выразительные движения, поступки, поведенческие проявления – своеобразный социально-психологический фон, от которого в немалой степени зависит успех совместной деятельности.

Конативная сторона общения согласует цели партнеров посредством поведения. Она оказывает управляющее воздействие на личность в любой жизненной ситуации.

Для общения характерно как внешнее проявление, так и внутреннее содержание. К внешним проявлениям относятся активность участников коммуникативного процесса, интенсивность их действий, реакции на контакт. К внутренним проявлениям можно отнести личное отношение к общению участника, переживания, определение мотивов и целей, соответственно, выбора поведения.

Общение может состояться только при наличии знаковой системы. Выделяют невербальные средства общения или неречевые и вербальные средства в виде устной и письменной речи.

Определение 5

Письменная речь – речь, которой обучаются, человек владеющий письменной речью считается грамотным.

Хотя это не всегда так. От устной речи отличается нагроможденностью, сложными конструкциями и структурами, имеет штампы, канцеляризмы. За счет этого предложения становятся однозначными и четкими. Письменная речь используется в науке, деловых, юридических отношениях. Чтобы пользоваться письменной речью необходим богатый словарный запас, соблюдение стилистических правил.

Определение 6

Устная речь – самостоятельный тип речи, имеющий свои правила.

Отличие устной речи от письменной в ее экономичности. Для того, чтобы выразить мысль в устной речи, требуется меньше слов.

Это достигается благодаря другому порядку слов, значительных сокращений связок, концов предложений. Основной недостаток устной речи – это многозначность. Зато лаконичность является ее достоинством.

Устная речь хороша, когда надо воспитывать, воодушевлять, вдохновлять, защищать, отстаивать.

Определение 7

Средства общения – это не только слова и предложения, но и жесты, поворот головы, мимика, микромимика, заключающаяся в выражении глаз, дистанция, особенность походки. 

Все эти проявления можно назвать невербальными средствами общения. Всем известны гримасы лица, которые выражают определенное состояние: преданность, злость, лесть, презрение. Для чего нужны невербальные средства общения? Чтобы регулировать процесс общения, способствовать созданию психологического климата между собеседниками, обогащать словесные значения, выражать эмоциональные проявления.

Самостоятельно передать значение или смысл невербальные средства не могут. Они являются хорошим дополнением словесных текстов. Если невербальные средства рассогласованы, то, напротив, это приводит к затруднению межличностного общения. В отличие от речи они осознаются как говорящим, так и слушающим не в полной мере.

Можно выделить визуальные, акустические, тактильно-кинестезические, ольфакторные невербальные средства.

  1. К визуальным средствам общения можно отнести: кинесику – движения рук, ног, головы, туловища, контакт глазами, выражение лица, позу – ее локализацию или смену при определенном отрезке речи, кожные реакции – появление пота, покраснение, бледность, дистанцию – расстояние до собеседника, поворот к нему, персональное пространство. Вспомогательными визуальными средствами общения являются особенности телосложения и средства их преобразования: одежда, косметика, очки, усы, борода.
  2. К акустическим средствам общения относятся паралингвистические речевые, выражающиеся в интонации, тембре, тоне, паузах. Существуют экстралингвистические средства общения такие, как смех, плач, кашель, вздохи.
  3. К тактильно-кинестезическим средствам можно отнести физическое взаимодействие: танец, ведение слепого за руку; такесику: похлопывания, рукопожатия, поцелуи.
  4. К ольфакторным средствам относятся запахи окружающей среды и человека.

В каждой культуре существуют свои невербальные средства общения, общих норм здесь не существует. Перед тем, как посетить какую-то страну, следует познакомиться с ее невербальным языком.

https://www.youtube.com/watch?v=XlusmJ85pK0

Поведение человека регулируют установки, уходящие своими корнями в подсознание. Если у партнеров разные установки, они плохо понимают друг друга, а чаще всего разрывают отношения.

Совместимость установок способствует благоприятному развитию общения. Согласованность установок проявляется во взглядах, мыслях, чувствах.

Когда формируются совместные цели на основе общности установок, осуществляется взаимный контроль поведения.

Уровни общения

Общение происходит на различных уровнях. Начальным уровнем является конвенциональный. Это может быть обмен несколькими фразами в нейтральной обстановке или в условиях вынужденного общения. Это автоматическое или ограниченное общение, не требующее осмысления, не содержащее позитивных и негативных моментов. Такое общение необходимо в стандартных ситуациях.

Следующий уровень общения называется информационным. Здесь происходит обмен информацией, которая является следствием активности человека: мыслительной, эмоциональной, поведенческой. Данный уровень общения носит стимулирующий характер.

Личностный уровень общения позволяет участникам раскрыться, постичь внутренний мир другого человека, себя. Такое общение происходит в особых случаях: вдохновения, озарения, любви.

Это моменты духовного подъема, поэтому и уровень общения можно назвать духовным. Это общение высоко нравственное, интимное, оно снимает всякие ограничения, так как они не нужны.

Личностный уровень общения тождественен ценностным ориентациям.

Структура общения

Согласно точке зрения Г.М.Андреевой, структура общения включает следующие компоненты:

Е.П.Ильин считает, что в структуре общения необходимо выделить так же четвертую – эмоциональную сторону, состоящую в заражении эмоцией от партнера по общению и вызове какой-либо эмоции у партнера.

Виды общения

Общение в современной психологии классифицируют на следующие основные виды:

  1. Целевое и инструментальное общение: целевое общение свя­зано с удовлетворением потребности в общении, а инструментальное общение не является самоцелью, оно вызвано необходимостью органи­зации индивидуальной или совместной деятельности.
  2. Деловое и неделовое (личное) общение: деловое общение связано с деятельностью и не затрагивает внутренний мир участников общения, а личное общение связано с решением внутренних психологических проблем: разрешением внутреннего конфликта, обсуждением происходящего вокруг, выражением своего отношения к этому, поиском смысла жизни и т.д..
  3. Прямое и косвенное общение: прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг друга общающимися людьми, косвенное общение осуществляется через посредников.
  4. Социально-ориентирован­ное, предметно-ориентированное и личностно-ориентированное общение (А.А.Леонтьев). Социально-ориентированное общение направлено на изменение психологических характеристик группы людей (например, выступление перед аудиторией), личностно-ориентированное – на изменение отдельной личности, а предметно-ориентированное общение направлено на регулирование совместной деятельности людей.
  5. В зависимости от языка (знаковой системы), применяемого в общении, выделяют вербальное и невербальное общение. Вербальное общение – это общение при помощи слов, устной речи, а невербальное общение осуществляется без слов при помощи языка жестов, мимики и т.п.: Невербальное поведение оценивается по следующим основным параметрам: собственно невербальное поведение (межличностная дистанция, взаимное расположение собеседников, позы, жесты, мимика и взгляд) и паралингвистические компоненты общения (вздохи, стоны, зевота, покашливание) – все звуки, которые произносит человек, но не речь, а также такие характеристики речи, как громкость голоса, ее темп и ритм, паузы.
  6. Межличностное, личностно-групповое и межгрупповое общение: межличностное общение – это общение между людьми как уникальными личностями, личностно-групповое общение – это общение между одним человеком и группой, а межгрупповое общение – это общение между людьми как представителями групп. При межличностном общении, содержание которого касается только общаю­щихся, отражается позиция каждого из них. Если же участники общения являют­ся представителями групп, коллективов, то они не полностью свободны в своих позициях и способах контактирования, поскольку заботятся о престиже представ­ляемых ими групп. Поэтому, например, воспитательная работа с учащимися, при­надлежащими к компаниям с асоциальным поведением, затруднена, особенно если общение с ними осуществляется учителем в присутствии других ребят из этой компании.

Видео:21 Психология общенияСкачать

21 Психология общения

Виды общения в психологии: классификация, основные трудности

Психологическая характеристика общения

Виды общения в психологии разнообразны и часто используются в комплексе. Так, вербальный тип всегда сопровождается невербальной составляющей, проявляющейся в жестах, мимике, позе тела и т. д. Интереснее всего это проявляется среди молодежи.

Существует несколько классификаций, позволяющих систематизировать виды общения в психологии. Эти типы рекомендуется знать каждому, чтобы легко находить подход в разговоре с тем или иным человеком.

Понятие общения в психологии

Психология изучает понятие и виды общения людей между собой. Под общением мы понимаем контактирование и взаимодействие человека с другими людьми для осуществления совместной деятельности. В нем, помимо речи, используются неречевые приемы.

Обществу жизненно необходимо общаться и обмениваться информацией. В процессе эволюции человек перестал тесно взаимодействовать с природной средой, восполнив образовавшиеся пустоты обучением, быстрым усвоением и переработкой новых знаний.

https://www.youtube.com/watch?v=lUxeVe5N92E

Общение направлено на то, чтобы менять поведенческую, мотивационную, познавательную и эмоциональную сферы участников взаимодействия.

В процессе коммуникации люди делятся друг с другом действиями, результатами труда, обсуждают взгляды, мысли, планы, эмоции и пр. Они общаются, взаимодействуя друг с другом во время работы, обучения, совместных игр и другой деятельности. Психологи говорят о том, что благодаря общению легче планировать, осуществлять и контролировать деятельность людей.

Человек осваивает умение общаться с раннего детства. В психологии виды и формы общения зависят от среды, в которой развивается ребенок, а также от людей, с которыми он взаимодействует. Коммуникация происходит стихийно, основывается на жизненном опыте.

Бывают ситуации, когда практики недостаточно, например, для освоения определенных профессий или даже для нормального, то есть цивилизованного взаимодействия с другими людьми.

В таком случае необходимо уделить больше внимания совершенствованию и изучению закономерностей общения, навыков и умений их использования.

Общности людей пользуются различными способами взаимодействия, используют их в разных формах коллективной деятельности в зависимости от социально-психологического образа жизни.

Эти различия хорошо просматриваются в традициях, обычаях, ритуалах, обрядах, танцах, песнях, приданиях, мифах, а также в искусстве, в кино, на радио и телевидении. Массовые формы и виды взаимодействия и общения с точки зрения психологии оказывают огромное взаимное влияние на людей.

В историческом плане за счет различных форм происходил процесс воспитания детей, приобщения их к духовной жизни общества.

Любые аспекты общения посвящены в первую очередь проблеме человека. Если чрезмерно увлечься инструментальным аспектом взаимодействия, то его духовная, то есть человеческая составляющая сведется к минимуму.

За счет этого оно будет восприниматься исключительно как информационно-коммуникативная деятельность.

Поэтому, проводя научные и аналитические исследования, важно помнить, что человек является важнейшей составляющей взаимодействия, духовной и активной силой, преобразующей себя и других за счет общения.

Стороны и функции общения

В структуре различных видов общения в психологии можно выделить следующие типы:

  • межличностный;
  • когнитивный;
  • коммуникативно-информационный;
  • эмотивный;
  • конативный.

В межличностном общении в психологии отражается взаимодействие человека с другими людьми и общностями, которые его непосредственно окружают в жизни.

С помощью когнитивной стороны можно понять, что представляет собой собеседник, как он может реагировать на те или иные формы взаимодействия, ответить на множество вопросов, раскрывающих его личность.

Коммуникативно-информационный элемент взаимодействия позволяет людям обмениваться своими мыслями, планами, идеями, чувствами, эмоциями и пр.

В эмотивной стороне коммуникации проявляются чувства и эмоции взаимодействующих людей посредством эмоций, жестов, поступков и т. п.

Конативная (поведенческая) сторона помогает согласовывать внешние и внутренние противоречивые позиции собеседников.

В психологии разных видов общения выделяют следующие функции:

  • Прагматическая. Отражает потребностно-мотивационные причины коммуникации, реализуется за счет общения во время совместных действия. Именно потребность в общении в данном случае выходит на первый план.
  • Формирования и развития. Позволяет собеседникам воздействовать друг на друга, развивая и совершенствуя себя и партнера. Коммуникация нужна людям для получения опыта, знаний, ценности, исторически сложившихся способов деятельности и т. д. При этом человек формируется как личность. Таким образом, можно сказать, что именно посредством такого взаимодействия формируются психические процессы, состояния, поведение человека в течение всей его жизни.
  • Подтверждения. Помогает человеку познавать, утверждать и подтверждать самого себя.
  • Объединения/разъединения людей. Имеет две стороны. С одной – она формирует связи между индивидами, помогает им выстраивать коммуникацию, настраиваться на выполнение общих действий, достижение целей, объединяет их. С другой – помогает изолироваться во время коммуникации, отделиться от других.
  • Организации и поддержания межличностных отношений. Помогает наладить и сохранить связи, взаимоотношения между людьми с учетом интересов их совместной деятельности.
  • Внутриличностная. Находит свое выражение во внутренних диалогах человека, которые он может проговаривать вслух или про себя.

Классификация видов общения в психологии

Каждый человек постоянно пользуется разными видами и средствами общения в психологии. За счет коммуникации формируется его личность, а также функционирует психика.

Основные виды общения в психологии классифицируют в соответствии с различными критериями:

  • в зависимости от средств выражения;
  • в соответствии с целями;
  • в зависимости от содержания;
  • исходя из состава участников коммуникации;
  • в соответствии со средствами передачи информации;
  • в зависимости от времени.

Характеристика разных видов коммуникации общения в психологии приведена в таблице:

Критерий Виды и характеристика
В зависимости от средств выраженияВ психологии выделяют вербальные и невербальные виды общения.Вербальные коммуникации – общаться посредством речи может только человек. Однако не всегда можно донести информацию до другого исключительно через речь.Невербальные коммуникации – в процессе взаимодействия используются взгляды, жесты, мимика, прикосновения. Эти элементы могут быть как самостоятельными, так и дополнять речь. За счет невербальных видов общения в психологии человек воздействует на подсознание и чувства собеседника
В зависимости от целейБиологическое взаимодействие помогает удовлетворить биологические потребности человека, развивать, поддерживать и сохранять жизнеспособность организма. Это присуще не только человеку, но и животным.Социальное взаимодействие предназначено для общения с обществом. С его помощью человек добивается своих целей в социальной сфере
В зависимости от характераДеловое (формальное, ролевое) взаимодействие направлено на достижение определенных договоренностей, соглашений. Этот вид коммуникации используется в трудовых коллективах и строится вокруг определенного предмета обсуждения. Он возник благодаря тому, что каждый человек играет в социуме ту или иную роль.Неформальное общение протекает между людьми за рамками рабочих взаимоотношений. В качестве партнеров по коммуникации выступают люди, с которыми приятно и интересно проводить время
В зависимости от содержанияМатериальная коммуникация направлена на получение вещественных результатов, продуктов взаимодействия.Когнитивное общение нужно для передачи и получения развивающей информации, расширяющей кругозор человека, помогающей ему самосовершенствоваться.Кондиционное взаимодействие заключается в том, что субъекты физически или психологически воздействуют друг на друга, чтобы получить определенный результат.Деятельностное, в процессе которого передаются действия, навыки, опыт, умения.Мотивационное используется для того, чтобы передать другому человеку мотивацию, побудить его к совершению активных действий
В зависимости от участников общенияЛично-групповое, в процессе которого человек общается со всеми участниками группы. В качестве примера можно привести коммуникацию между членами рабочего коллектива.Межличностное или прямое взаимодействие бывает непосредственным и опосредованным и происходит между двумя людьми, напрямую общающимися друг с другом.Межгрупповое предполагает контакт нескольких групп людей. Может быть мирным или конфликтным
В зависимости от средств передачи информацииОпосредованное взаимодействие предполагает, что информация передается не в процессе живого общения, а через мессенджеры, почту, социальные сети, третьих лиц, т. е. без прямого контакта. Может занимать длительное время, необходимое для доставки корреспонденции и передачи информации.Непосредственное взаимодействие – во время коммуникации люди общаются друг с другом напрямую, поэтому информация доходит до собеседника сразу же и в неискаженном виде
В зависимости от времениКратковременное взаимодействие происходит в течение ограниченного времени, связано одной темой беседы.Длительное растянуто во времени, направлено на узнавание друг друга. Длительное взаимодействие может быть как непрерывным, так и прерываться на время, распространяться на одну или несколько тем. При такой коммуникации человеку требуется постоянный контакт с собеседником

В психологии выделяют и другие виды вербального и невербального общения. Разные ученые предлагают различные подходы к их классификации. При этом три разновидности идут в разрез с любыми критериями:

  • Воспитательное – предполагает, что один индивид целенаправленно воздействует на другого, чтобы в итоге достичь нужного результата.
  • Диагностическое – необходимо для того, чтобы сформировать или получить в процессе коммуникации мнение или информацию о другом индивиде (такое взаимодействие характерно для врачей и пациентов, специалистов по кадрам, задающим соискателям вопросы и предлагающим для заполнения анкеты и т. п.).
  • Интимно-личностное – возможно только между близкими, доверяющим друг другу индивидами.

В течение жизни человек пользуется различными видами общения в психологии.

Особенности общения в молодежной среде

Существенное значения психология уделяет различным видам общения детей и подростков. Если они будут лишены коммуникации с внешним миром, то не смогут нормально развиваться.

В психологии разные виды взаимодействия молодежи характеризуются следующими особенностями:

  • во время коммуникации обмениваются эмоциями и впечатлениями;
  • активно пользуются инструментами невербального взаимодействия (объятия, рукопожатия, прикосновения и пр.),
  • ведут интимные разговоры, сообщают друг другу сокровенные тайны;

Поскольку человек является неотъемлемой частью социума, то именно за счет разных видов общения он получает новые знания, совершенствуется, учится взаимодействовать с другими.

Видео:Как Разбираться в Людях (10 Способов Как Читать Человека) Психология Общения. Это Нужно Знать!Скачать

Как Разбираться в Людях (10 Способов Как Читать Человека) Психология Общения. Это Нужно Знать!

14 Основные характеристики процесса общения

Психологическая характеристика общения

Само понятие общения имеет несколько определений, что связано с разными взглядами ученых и специалистов на данную проблему. Каждый из специалистов в этой области предлагает свое виденье и трактовку. Мы же просто попытаемся свести все к общему знаменателю.

Согласно краткому психологическому словарю, понятие общения – это сложный многоплановый процесс, направленный на установление и развитие контактов и связей, включающих обмен информацией, взаимодействие, восприятие и понимание собеседника.

Значение слова «общение» может меняться. Как было сказано выше, связано это с различными точками зрения, характерными для разных ученых и разного времени. Однако, в целом сущность общения остается неизменной – это обмен информацией с применением различных средств коммуникации.

Характерные свойства и черты общения

Понятие межличностного общения имеет три характеристики – это содержание, функции и средства.

К содержанию относится передача информации, понимание и восприятие, взаимодействие собеседников, влияние друг на друга, взаимная оценка и обоюдное управление деятельностью.

Из содержания вытекают основные функции общения, которые разделяются на коммуникативную, информационную, когнитивную, эмотивную, контативную и креативную. В случае отсутствия или нарушения хотя бы одной функции общения, оно страдает.

Общение. Структура, функции и виды общения

Общение —

сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера. В общении объектом являются другие люди, их сознание, эмоциональная сфера, их цели, задачи и прочее.

Существует межличностное общение, сознательное и групповое общение. Последнее характерно для небольшого коллектива, который объединен общей деятельностью. Существует материальное общение, когда нет специальных средств общения и для этого служат трудовые действия. Общаться можно с помощью жестов, мимики.

Общение помогает нам выразить наше отношение к людям.

Структура общения

– это совокупность основных элементов, из которых складывается процесс общения. При этом структурная характеристика общения может быть дана и применительно к основным элементам, и относительно внутренней структуры каждого из них.

Основные компоненты общения

:

· субъекты;

· средства;

· потребности, мотивация и цели;

· способы взаимодействия, взаимовлияния и отражения влияний в процессе общения;

· результаты.

https://www.youtube.com/watch?v=01_TfJmmMnY

Возможен и другой, обобщенный, подход к структуре общения – это различные стороны процесса общения в целом. Выделяют коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны. Правомерно было бы отметить и такие явления, как понимание, сопереживание, эмоциональное отношение партнеров друг к другу.

Современные социальные психологи говорят о необходимости уделять больше внимания именно тем сторонам общения, которые связаны с характеристикой рефлексии и отношений, складывающихся в ходе взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга (перцептивная сторона). Д. Майерс всю социальную психологию рассматривает как психологию общения: “как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу”.

Каждый подход по-своему верен, однако описывает частные параметры структуры социально-психологического общения.

В качестве обобщенной модели структуры социально-психологического общения можно представить модель, которая предусматривает дифференциацию общения на содержание и форму.

Содержательную сторону общения можно рассматривать в коммуникативном аспекте, формальную – в поведенческом, реализуемом в процессе интеракции. Каждая из них, в свою очередь, тоже может восприниматься как со стороны формы, так и содержания.

В структуре общения выделяются компоненты

: мотивационный. Предполагает анализ потребностей и мотивов, которые лежат в основе общения. Когнитивный — говорит о необходимости знаний , о том, как строить общение, решать проблемы. Поведенческий компонент включает восприятие людьми друг друга, особенности их взаимодействия.

Выделяют следующие виды общения:

«Контакт масок» –
формальное общение
, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.

) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

Примитивное общение

, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Деловое общение

, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

Духовное, межличностное общение

друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

Манипулятивное общение

направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

Светское общение.

Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Функции общения

— его системные свойства, детерминирующие специфику проявления. Общение выполняет шесть функций: прагматическая, формирования и развития, подтверждения, объединения-разъединения людей, организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная.

📸 Видео

Как Улучшить Общение с Людьми | Курс Дружжжище (Урок 8)Скачать

Как Улучшить Общение с Людьми | Курс Дружжжище (Урок 8)

✅ Курс лекций «Психология общения». ➡️ Модуль 1. Тема 2. Классификация видов общения.Скачать

✅ Курс лекций «Психология общения». ➡️ Модуль 1. Тема 2. Классификация видов общения.

Психология общения! Наглядный пример. ))Скачать

Психология общения! Наглядный пример. ))

Психология общения 1.1. Структура общенияСкачать

Психология общения 1.1. Структура общения

15 Мощных СЕКРЕТОВ Общения с Людьми (Психология Общения)Скачать

15 Мощных СЕКРЕТОВ Общения с Людьми (Психология Общения)

Психология Человека (25 Фактов, Которые Нужно Знать!)Скачать

Психология Человека (25 Фактов, Которые Нужно Знать!)

Как распознать биполярное аффективное расстройство? Причины, признаки и методы лечения БАРСкачать

Как распознать биполярное аффективное расстройство? Причины, признаки и методы лечения БАР

Психология общения. Урок 1. Понятие, функции, три основных типа общенияСкачать

Психология общения. Урок 1. Понятие, функции, три основных типа общения

4 психологических приема, чтобы найти общий язык с любым человекомСкачать

4 психологических приема, чтобы найти общий язык с любым человеком

Как вести себя в новой компании людей? Секреты психологии общенияСкачать

Как вести себя в новой компании людей? Секреты психологии общения

Виды общения: средства, формы, цели, ситуацииСкачать

Виды общения: средства, формы, цели, ситуации

Отношения: виды, различия. Основы коммуникации. Стань мастером построения любых отношений!Скачать

Отношения: виды, различия. Основы коммуникации. Стань мастером построения любых отношений!

Как отвечать на неудобные вопросы|Психология общенияСкачать

Как отвечать на неудобные вопросы|Психология общения

10 Секретов Общения с Людьми! (Психология Общения)Скачать

10 Секретов Общения с Людьми! (Психология Общения)

Эффективное общение/Как правильно задавать вопросы/Психология общенияСкачать

Эффективное общение/Как правильно задавать вопросы/Психология общения

🗣 5 секретов эффективной коммуникации. Как общаться, чтобы нравиться людям. Психология общения. 18+Скачать

🗣 5 секретов эффективной коммуникации. Как общаться, чтобы нравиться людям.  Психология общения. 18+

Секреты невербального общения. Разбор на примерах телеведущихСкачать

Секреты невербального общения. Разбор на примерах телеведущих
Поделиться или сохранить к себе: