Нравственность в литературе

Нравственность в литературе Полезное
Что такое нравственный выбор, проблема нравственного выбора в литературе

Нравственность в литературе

Меню статьи:

Проблема нравственности и морали – одна из ключевых в философии. Что такое нравственный выбор? Нет, это не абстракция, оторванная от жизни. Нравственность тесно связывается с социальным опытом.

И этот опыт – необходимый элемент профессиональной деятельности человека. С возрастом люди приобретают мудрость выходить из сложных ситуаций, сохраняя «человеческое лицо».

А это значит совершать нравственный выбор и нести за поступки ответственность.

Содержание
  1. Почему о проблеме нравственного выбора нужно говорить?
  2. Проблема нравственного выбора в литературе
  3. «Капитанская дочка»
  4. «Евгений Онегин»
  5. Представление о нравственности в философии
  6. Этика и мораль
  7. Нравственность и мораль
  8. ОГЭ: аргументы к сочинению «Что такое нравственный выбор?» | Литерагуру
  9. Аргументы из литературы
  10. Примеры из жизни
  11. 10 книг для духовно-нравственного развития: классические произведения русской литературы для детей от 14 лет
  12. 1. Стругацкий А., Стругацкий Б. «Понедельник начинается в субботу»
  13. 2. Грин А. «Алые паруса»
  14. 3. Достоевский Ф.М. «Идиот»
  15. 4. Каверин В. А. «Два капитана»
  16. 5. Бунин И. А. «Тёмные аллеи»
  17. 6. Булгаков М. А. «Мастер и Маргарита»
  18. 7. Пушкин А.С. «Евгений Онегин»
  19. 8. БелыхГ., Пантелеев Л. «Республика ШКИД» 
  20. 9. Ильф И., Петров Е. «12 стульев»
  21. 10. Лермонтов М. Ю. «Герой нашего времени»
  22. Проблема нравственности в русской духовной литературе | опубликовать статью вак, elibrary (нэб)
  23. Сочинение «Нравственная проблематика современной прозы»
  24. Герой художественного произведения, его характер, поступки
  25. Нравственность в литературе
  26. Нравственный идеал в повестях Валентина Распутина методическая ..
  27. ОГЭ: аргументы к сочинению «Что такое нравственный выбор?» | СуперСоч
  28. Резюме
  29. 5 современных книг, которые учат морали и нравственности не хуже Льва Толстого — блог интернет магазина Book24.ru
  30. Сергей Минаев, «Дyxless. Повесть о ненастоящем человеке»
  31. Нил Гейман, Терри Пратчетт, «Благие знамения»
  32. Виктор Пелевин, «Тайные виды на гору Фудзи»
  33. Шеннон А. Чакраборти, «Медное королевство»
  34. Юрий Лавут-Хуторянский, «Клязьма и Укатанагон»
  35. 🔍 Видео

Почему о проблеме нравственного выбора нужно говорить?

Житейские ситуации предполагают множество альтернативных вариантов. Человек стоит перед необходимостью сделать тот или иной выбор. Способы поведения, поступки людей оцениваются – в нравственном ключе.

Человек, благодаря культурогенезу, отличается свободой выбора. Для реализации такого свободного выбора необходимо отказаться от внешнего принуждения. Это непросто, так как люди на протяжении жизни подвергаются постоянному влиянию.

Сознательность, способность к рефлексии и моральная ответственность за поступки – ценности, которые приобретаются постепенно.

Итак, можно ли дать определение нравственному выбору? Разумеется. Нравственным выбором называется решение человека действовать определенным образом. Это решение основывается на ценностях общества, к которому принадлежит человек. Модель поведения людей зависит от ряда факторов:

  1. понятие о правде и лжи;
  2. ценность бескорыстия;
  3. порицание или принятие выгоды и т. д.

Каждый человек не раз оказывался в трудной ситуации – перед необходимостью принять важное решение. Оценить поступок как правильный или ложный порой бывает непросто. В такой оценке людям помогают нравственные ориентиры и моральные нормы. Ситуации, в которых герои совершают выбор, – привычная основа сюжета для литературных произведений.

Проблема нравственного выбора в литературе

Далее следует проанализировать несколько сцен из известных произведений мировой литературы. Эти сцены демонстрируют проблему нравственного выбора, которая стоит перед героями. Очевидно, что поступки человека влияют на его дальнейшую жизнь.

«Капитанская дочка»

Рассмотрим ситуацию из «Капитанской дочки». Один из героев повести, Петр Гринев, оказался перед сложным выбором. Жизнь юноши – цепочка событий, показывающих важность выбора. Петру грозила смертельная опасность. Юношу заставляли присягнуть на верность Пугачеву и повстанцам.

Для Гринева подобный поступок означал бы измену, предательство. Поэтому герой рискует жизнью, ставя нравственные ценности выше страха перед физической расправой. Петру удалось отстоять свои интересы и спасти Марию Миронову. Для Гринева жизнь и благополучие близкого человека – важнее его собственного процветания.

Поэтому юноша храбро хранит молчание в суде, оберегая Машу.

Впрочем, это не значит, что Петр застрахован от ошибок. Так, герой завязывает дружбу с проходимцем Зуриным, проигрывается в азартные игры, грубит верному товарищу Савельичу. Но нравственность предполагает постоянное совершенствование личности.

Гринев осознает ошибки, раскаивается в плохих поступках, просит прощения у людей, которых обидел. Следуя нравственным ориентирам, герой становится на путь добра, учится милосердию и уважению к окружающим людям.

Автор демонстрирует читателям, что нравственный выбор – это вопрос личностных качеств, моральных убеждений и взглядов на жизнь человека.

«Евгений Онегин»

Автор «Евгения Онегина» показывает, как нравственный выбор зависит от нравственных ценностей человека. Для Александра Сергеевича, нравственность представляется синонимом порядочности, честности и надежности.

Высокоморальный человек презирает ложь, клевету, защищает свою честь. В жизни люди часто совершают ошибки. Однако важно при этом осознавать оплошность и поступать, слушая совесть. «Евгений Онегин» – многогранное произведение.

Писатель затрагивает проблемы любви, предательства, разочарования, глупых поступков и ошибок.

https://www.youtube.com/watch?v=eO32ZVKta-s

В центре пушкинского шедевра находится фатальная ошибка, которую совершает Евгений. Поступок героя связывается именно с нравственным выбором. Действия Онегина влияют на судьбу других персонажей произведения. Юноша – самовлюбленный человек.

Евгений совершает неверный, ошибочный выбор. Так, Онегин смеется над влюбленностью Татьяны, отвергает девушку. С одной стороны, герой не стал давать бедняжке ложных надежд. Но, с другой стороны, Евгений мог бы поступить более мягко, без жестокости.

Представление о нравственности в философии

Нравственность – тема, интерес к которой проявляет не только литература, но и философия. Проблематика добра и зла, хороших и плохих поступков находится в поле «юрисдикции» этики.

А этика, в свою очередь, – часть философии. История человечества не знает единого, универсального понятия о нравственности.

Так, представления людей о пороках и добродетели, ценностях, идеалах менялись в разные эпохи.

Этика и мораль

Сегодня люди зачастую ставят знак равенства между понятиями морали, нравственности и этики. Однако это не совсем корректно. Например, мораль является формой сознания людей, системой норм и идеалов, принципов и ценностей. Человек руководствуется моралью при совершении тех или иных поступков.

Этика – термин древнегреческого происхождения (происходит от слова «этос»), который буквально переводится как «дом», «нрав». Впервые это понятие затрагивает в своих произведениях Аристотель – известный философ Древней Греции. В латыни термину «этический» соответствует слово «моральный». В дальнейшем эти понятия детализировались и стали обозначать разные вещи.

Этика теперь соотносится с областью знания, мораль – с предметом этики.

Нравственность и мораль

Теперь возникает следующий вопрос: мораль и нравственность – это одно и то же? Немецкий философ Фридрих Гегель подчеркивает нетождественность морали и нравственности.

Мораль – сфера субъективная и индивидуальная, наделенная личностным смыслом. Люди черпают этот смысл бессистемно, стихийно, из опыта. Однако мораль – довольно позднее явление, так как речь идет о нормах и обычаях.

До морали общество живет по «законам» нравственности. Таким образом, нравственный выбор касается поступков, практической стороны жизни.

Современные исследователи продолжают задумываться над проблемой нравственности. Последнее явление характеризует человеческие отношения, обращаясь к способности людей сосуществовать друг с другом. Нравственный выбор – это категория, описывающая поступки человека относительно других людей.

Мораль же в этой логике представляется всеобщей, универсальной формой регулирования отношений, распространяющейся на каждого члена общества. Люди руководствуются «золотым правилом морали» или принципом талиона.

Нравственность и нравственный выбор характеризуется семью ключевыми чертами:

  • господством разума над эмоциями;
  • стремлением достичь высшее благо;
  • доброй волей и бескорыстностью намерений;
  • способностью жить в обществе;
  • человечностью;
  • автономией воли;
  • взаимным выполнением социальных указаний.

Видео:Нравственность – этоСкачать

Нравственность – это

ОГЭ: аргументы к сочинению «Что такое нравственный выбор?» | Литерагуру

Нравственность в литературе

Guru · 20.12.2017

Жизнь – это череда выборов, от них зависит дальнейшая судьба человека. Часто сделать его сложно, так как нужно выбирать между удобным и честным вариантом, при предпочтении последнего теряются какие-то привилегии. Эта проблема затрагивается в искусстве и повсеместно встречается в жизни.

Аргументы из литературы

  1. (51 слово) Петр Гринев, герой повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», в своей жизни руководствовался пословицей: «Береги честь смолоду». Когда перед Гриневым встал выбор: перейти на сторону бунтовщика Емельяна Пугачева или остаться верным присяге, то он выбрал последнее, несмотря на то, что за это его могли убить.

    Его решение – нравственное, так как опирается на добродетель.

  2. (46 слов) В повести А.С. Пушкина «Выстрел» (из цикла «Повести Белкина») Сильвио долгие годы ждал отмщения, хотел убить своего заносчивого соперника тогда, когда тот будет бояться умереть. И вот противник хорошо проводит медовый месяц, а Сильвио наводит на него пистолет.

    Но главный герой выбрал помилование, совершив высоконравственный поступок.

  3. (60 слов) В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» герой колебался: принять ли ему чувства Татьяны или отвергнуть ее. С одной стороны, девушка любила его как никто, но, с другой стороны, что он мог ей дать? Таких же чувств в ответ не было, а изображать любовь – только разрушить жизнь героини.

    И Евгений дал ей жесткую отповедь, но сделал выбор в пользу нравственного поступка.

  4. (60 слов) Герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», встал перед выбором: снести оскорбление, нанесенное его жене, или отмыть его кровью обидчика. Купец выбрал поединок и убил Кирибеевича, но за это был казнен сам.

    Зато своей победой он все же смог обеспечить ее безопасность. Его решение – нравственное, ведь он защитил семью ценой своей жизни.

  5. (52 слова) В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Грушницкий со своими дружками задумал убить Печорина с помощью подлога на дуэли (пистолет главного героя будет не заряжен).

    Такой подлый поступок не мог остаться безнаказанным, Печорин узнал о готовящейся подлости, перехитрил Грушницкого и убил его сам. Таким образом, безнравственный выбор никогда не приведет к победе.

  6. (48 слов) В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» герой стоял перед масштабным выбором: полная жизнь, но опасная, или жалкое существование, но безопасное.

    Пискарь забрался в нору, где никто не мог его достать, но при этом все лучшее прошло мимо него. Его выбор – безнравственный, потому что основывается на трусости и эгоизме.

  7. (40 слов) В рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» Очумелов выбирает между служебным долгом и чинопочитанием.

    Собака, укусившая ювелира Хрюкина, становится то виноватой, то невинной в зависимости от того, кто ее хозяин. К сожалению, должностные лица часто делают безнравственный выбор, желая понравиться «нужным людям».

  8. (47 слов) Герой рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» всегда поступает по совести.

    Например, когда рядом с ним оказался предатель, который собирался сдать своего комиссара фашистам, Соколов его убил. Так Андрей спас не только этого комиссара, но и многих других людей, которых погубил бы изменник. Это тяжелый, но нравственный выбор.

  9. (49 слов) Главный герой поэмы А.Т.

    Твардовского «Василий Теркин» в главе «Переправа» встает перед выбором: переплывать холодную реку под неприятельским огнем, чтобы наладить связь, или отойти в сторону, ведь может найтись кто-то другой. Теркин поплыл и спас целую роту. Причем герой даже не ждал награды, просто сделал это, потому что надо.

  10. (58 слов) В рассказе В.П.

    Астафьева «Конь с розовой гривой» мальчик собрал землянику на продажу, потом съел, а на место ягод подложил траву. Героя очень мучила совесть. Бабушка, которая привезла землянику на рынок, опозорилась, когда после продажи стала пересыпать ягоды. Однако юный герой раскаялся, а бабушка его простила. По-настоящему нравственный человек всегда возвращается на стезю добродетели, даже если ошибся с выбором.

Примеры из жизни

  1. (46 слов) Моро, главный герой фильма Р. Нугманова «Игла», встал перед выбором: встать на защиту любимой девушки против наркомафии или сдаться. Моро выбрал первое, попытался вытащить Дину из замкнутого круга, а когда не вышло, решил наказать преступников. Его выбор – нравственный подвиг, ведь он пожертвовал собой ради спасения другого человека.

  2. (43 слова) Роза, главная героиня фильма Д. Кэмерона «Титаник», встала перед выбором между респектабельной жизнью и любовью. Героиня выбрала второе, поэтому получила несколько дней счастья с Джеком. Выбирая настоящую любовь, человек становится счастливым и добродетельным, а вот безнравственный выбор в пользу алчности счастья не сулит.
  3. (53 слова) Дрисс, главный герой фильма О.

    Накаша «1+1», жил в бедном районе на пособие по безработице, не желая ничего менять. Он стоял на распутье: продолжать дальше такое существование или постараться изменить его к лучшему. Он начал трудиться, помогая инвалиду почувствовать вкус к жизни. Помогая ему, он помог себе, ведь нравственный выбор всегда оборачивается добром.

  4. (52 слова) Никита Тюкин купался в реке Чаган, но его спокойствие прервал крик. Девочка тонула, нужно было быстро выбирать. И Никита решил вытащить утопающую. Оказалось, что с девочкой была подруга, которая уже ушла на дно. Юный герой спас и ее. Сделав выбор в пользу нравственного поступка, он сохранил две жизни, хоть и рисковал своей.

  5. (52 слова) Маленький Женя Ощепков принимал ванну в обычный воскресный день. Выйдя из ванной, ребенок обнаружил, что родители без сознания лежат на полу. Мальчик не растерялся, а позвонил бабушке. И после потерял сознание сам, так как в доме скопился угарный газ. Однако правильный выбор Жени спас всю семью, бабушка позвонила в полицию и пожарным.

  6. (49 слов) Настоятель Успенского храма Евгений Мозяков случайно оказался свидетелем трагедии: мальчик упал в пожарный колодец, его не могли вытащить, так как ребенок не мог поймать пожарный шланг. Священник прыгнул в колодец, посадил Ваню на плечи, и его спасли. Мужчина рисковал собой, но наградой за его нравственный поступок стала спасенная жизнь.

  7. (56 слов) На пожилую женщину на улице напали с ножом с требованием отдать деньги. Проходящий мимо молодой человек мог сделать вид, что ничего не слышит, но он заступился за пострадавшую. Скромный герой не сказал даже своего имени, ему не нужна благодарность. Зато его выбор помог не только пенсионерке, но и ему самому, ведь молодой человек избежал мук совести.

  8. (63 слова) Однажды в компании моей знакомой предложили покурить наркотическую смесь. Ее долго уговаривали, даже угрожали тем, что перестанут с ней общаться, если она отстанет от коллектива. Но девушка адекватно оценила ситуацию и ушла с этой вечеринки, а один из тех, кто согласился, в итоге попал в больницу.

    Под давлением окружающих сложно сделать правильный выбор, но необходимо думать о себе, а не об общественном мнении.

  9. (57 слов) Один мой знакомый купил ответы на экзамены через интернет. Этот человек потратил около десяти тысяч рублей, а накануне экзамена продавец удалил свою страницу из социальной сети и не выходил на связь.

    Так мой знакомый, сделав неправильный выбор и надеясь на ответы, не сдал ЕГЭ. В выборе лучше всегда полагаться на добродетель, ведь цена за ошибку слишком высока.

  10. (62 слова) Несколько лет назад я случайно забыла свой телефон в куртке, когда сдавала ее в школьный гардероб. После занятий я не нашла его в кармане.

    Однако спустя неделю случайный прохожий нашел этот телефон валяющимся в сугробе. Он мог бы взять его себе, но сделал другой выбор, позвонив по номеру моей мамы и вернув мне. За это я до сих пор благодарна тому человеку.

Правильный выбор иногда совершить сложно, так как платишь за него собственными удобствами и выгодами. Но, не сделав его, лишаешься гораздо более важного – покоя, ведь совесть – самый строгий судья человека, о неправильном поступке она будет напоминать годами.

https://www.youtube.com/watch?v=HNOmXvsjggY

Мария Блинова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Видео:«После бала». Социально-нравственные проблемы в рассказе | Русская литература 8 класс #28 | ИнфоурокСкачать

«После бала». Социально-нравственные проблемы в рассказе | Русская литература 8 класс #28 | Инфоурок

10 книг для духовно-нравственного развития: классические произведения русской литературы для детей от 14 лет

Нравственность в литературе

Считаете, что классика – это нечто скучное, набившее оскомину ещё со школьных времён? Бывает и такое. Но не в этой книжной подборке. Здесь собраны классические произведения русской литературы самого разного плана – фантастика, приключения, романтика, философия, драма, сатира, бытописание.

Книги с глубоким смыслом, их можно – и нужно – перечитывать неоднократно. С каждым последующим прочтением в них открываются всё новые и новые грани. И если вы с книгой «не совпали» в определённый период, стоит вернуться к ней позднее.

Читая классические произведения

  •  у вас будут предпосылки для духовно-нравственного развития, почва для размышлений;
  •  вы будете в курсе, откуда та или иная цитата, какой смысловой пласт стоит за отдельным словом или выражением.

1. Стругацкий А., Стругацкий Б. «Понедельник начинается в субботу»

Фантастическая юмористическая повесть о младшем научном сотруднике Александре Привалове. Однажды он попадает в некий Соловец, где его определяют на ночёвку в музей местного института Изнакурнож (Избушку на курьих ножках).

Здесь и ворчливая Баба-Яга, и Щука, и Лукоморье с Котом, и Неразменный пятак, и даже диван-транслятор. Всё это очень интригует, но дальше больше – Александра приглашают на работу в НИИЧАВО (Научно-исследовательский институт Чародейства и Волшебства).

Он тут же соглашается, ведь ему уже безумно интересно всё происходящее. 

Эта книга – советская утопия 1960-х годов, в ней высмеиваются приспособленцы, бюрократы и жулики от науки.

2. Грин А. «Алые паруса»

Девочка по имени Ассоль рано лишилась матери и с тех пор живёт со своим отцом, нелюдимым моряком. После отставки он стал делать на продажу искусные игрушки – модели парусников и пароходов.

Ассоль росла в мире фантазий и грёз, чему отец совершенно не препятствовал. Однажды незнакомец предсказал девочке, что когда она станет взрослой, за ней приплывёт принц на корабле под алыми парусами и увезёт её в далёкую страну.

Повесть-феерия о непоколебимой  вере и о всемогущей мечте, которая в силах сотворить чудо для близкого человека.

Книга была неоднократно экранизирована. Сюжет её использовался в театральных постановках, в скульптурных композициях, в музыке.

3. Достоевский Ф.М. «Идиот»

Князь Мышкин, главный герой и центральный персонаж книги, не такой как все – искренний, невинный, он ярко и непосредственно несёт людям проповедь сострадания, милосердия и прощения. Трагические страсти связали его с отчаявшейся Настасьей Филипповной и купцом Парфёном Рогожиным.

Нравственно-философский роман рассказывает о месте беспомощного “идиота” в мире корысти и зла, о том, что сострадание, возможно, единственный закон человеческого бытия.

Эта история была много раз экранизирована и поставлена на сцене.

4. Каверин В. А. «Два капитана»

Главный герой романа, Саня Григорьев, проходит через испытания беспризорности, взросления и войны, чтобы в конце концов завоевать сердце любимой девушки и разгадать загадку, с которой оказывается тесно связана их судьба. Саню подстерегали опасности, он с честью принимал поражения, но никогда не опускал руки и не сдавался.

Приключенческий роман «Два капитана» выдержал более сотни переизданий и переведен на несколько языков мира. Девиз этого произведения — «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

Книга была экранизирована.

5. Бунин И. А. «Тёмные аллеи»

Сборник рассказов о любви, написанный выдающимся поэтом и писателем, лауреатом Нобелевской премии.

https://www.youtube.com/watch?v=LjjS5nDDxD4

Здесь воспевается любовь к женщине, к Родине, к природе – любовь-страсть, любовь-рок, любовь-трансформация. Эти чувства – недостижимая вершина, к которой стремится человек, мечтая о понимании, единстве с другой личностью, с миром, но никогда не обретая его навсегда. 
Рассказы из сборника были экранизированы, представлены в театральных и радиопостановках.

6. Булгаков М. А. «Мастер и Маргарита»

Эпический роман – многослойный, загадочный, до конца непознаваемый, объединяющий несколько линий повествования. Тут сплетены воедино религиозно-историческая мистерия (сцены с Понтием Пилатом и Иисусом Христом), московская «буффонада» и сверхъестественные сцены с персонажами, воплощающими некую тёмную силу, которая «вечно хочет зла и вечно совершает благо».

В книге яркие бытописания советской эпохи начала XX века, много посвящено любви, мистификациям, месте гения в современном мире, непростому выбору между добром и злом, предательством и самопожертвованием.

Роман разошёлся на цитаты, неоднократно был экранизирован, поставлен на сцене.

7. Пушкин А.С. «Евгений Онегин»

Написанный в первой половине XIX в., этот роман в стихах и по сей день – одно из значительных явлений русской поэзии. Здесь и бытописание той эпохи, и прекрасный стихотворный слог, и многослойность затрагиваемых проблем.

Молодой Онегин, главный герой романа, получил хорошее, но поверхностное воспитание, типичное для того времени. Жизнь его в Петербурге была полна любовных интриг и светских развлечений, но со временем ему всё наскучило.

Противоречивость образа, глубина любовной линии, многомерность духовно-нравственных смыслов романа и неожиданный финал вот уже третье столетие привлекают всё новых и новых читателей.

Книга оказала огромное влияние на литературу, музыку, кинематограф.

8. БелыхГ., Пантелеев Л. «Республика ШКИД» 

Приключенческая повесть о жизни беспризорных детей в Школе Социально-Трудового Воспитания им. Достоевского (ШКИД).

История о том, как самые обычные хулиганы, лжецы и карманные воришки превращаются в настоящих людей. Ни голод, ни бедность, ни уголовное прошлое не могли помешать ребятам мечтать, творить и стремиться к хорошему. 
Книга – практически автобиографическая – рассказывает о дружбе и предательстве, о педагогических тонкостях общения с беспризорниками, о первой любви.

Повесть была экранизирована.

9. Ильф И., Петров Е. «12 стульев»

Роман «12 стульев» впервые был опубликован в 1928 году. В основе сюжета – поиски бриллиантов, спрятанных в одном из двенадцати стульев. При этом произведение не ограничено рамками приключенческого жанра – в нём, по мнению исследователей, дан «глобальный образ эпохи», советского мира 1920-х годов.

Книга наполнена яркими, запоминающимися образами: мошенник, авантюрист и «великий комбинатор» Остап Бендер, вульгарная, недалёкая и сексапильная Эллочка-людоедка, маленький человек Киса Воробьянинов, «знойная женщина – мечта поэта» мадам Грицацуева и многие другие. Текст разошёлся на фитаты, многие имена персонажей стали нарицательными

Роман оказал большое влияние на искусство, был неоднократно экранизирован.

Дальнейшие приключения Остапа Бендера, центрального персонажа «12 стульев», авторы обыграли в романе «Золотой телёнок».

10. Лермонтов М. Ю. «Герой нашего времени»

Лирико-психологический роман XIX в. о молодом человека по фамилии Печорин. Военный, как по чину, так и по призванию, он уехал из Петербурга в связи с «какими-то похождениями». На Кавказе он попадает во множество передряг – авантюристских и любовных, бесшабашных и дерзких.

Печорин – неординарная, спорная, противоречивая личность, поистине отражающая непростую постдекабристскую эпоху.

Роман был неоднократно экранизирован, оказал большое влияние на искусство в целом.

Видео:Что такое нравственный выбор, проблема нравственного выбора в литературеСкачать

Что такое нравственный выбор, проблема нравственного выбора в литературе

Проблема нравственности в русской духовной литературе | опубликовать статью вак, elibrary (нэб)

Нравственность в литературе

Можно выделить те нравственные проблемы, на которые литературы ориентируется чаще всего. Все знают о вечности вопроса добра и зла, о вопросе человеческого достоинства и о совести, художественная литература всех времен и народов поднимает вопрос справедливости, чести и добродетели.

Острой всегда остается проблема жизненного выбора, которая дается литературным героям нелегко — так же, как и людям в реальной жизни. Нравственные искания того или иного народа всегда отображаются в литературе определенной нации, и поэтому идеалы человека могут раскрываться с совершенно разны нравственных сторон.

К какому бы временному периоду не принадлежала литература, она всегда насыщена решением проблем именно нравственного характера. И проблема любого характера – социального или психологического – рассматривается именно с такой стороны. Нравственные искания главных героев отображают основные нравственные проблемы того или иного периода.

Сочинение «Нравственная проблематика современной прозы»

Добро и зло перемешались. В. Распутин
Трудно найти в истории литературы произведение, в котором не осмысливались бы проблемы духа и нравственности, не отстаивались бы морально-этические ценности. Творчество нашего современника Валентина Распутина не составляет в этой связи исключения.

Я люблю все книги этого писателя, но особенно меня потрясла повесть “Пожар”, опубликованная во времена перестройки. Событийная основа повести проста: в поселке Сосновка загорелись склады. Кто спасает из пожара народное добро, а кто тянет, что можно, для себя.

То, как ведут себя люди в экстремальной ситуации, служит толчком к тягостным раздумьям главного героя повести шофера Ивана Петровича Егорова, в котором Распутин воплотил народный характер правдолюбца, страдающего при виде разрушения вековой нравственной основы бытия. Иван Петрович ищет ответы на вопросы, которые подбрасывает ему окружающая действительность.

Почему “все перевернулось с ног на голову. Было не положено, не принято, стало положено и принято, было нельзя — стало можно, считалось за позор, за смертный грех — почитается за ловкость и доблесть”. Как современно звучат эти слова! Ведь и в наши дни, спустя шестнадцать лет после публикации произведения, забвение элементарных нравственных принципов является не позором, а “умением жить”.

Иван Петрович законом своей жизни сделал правило “жить по совести”, ему больно, что при пожаре однорукий Савелий тащит в свою баньку мешки с мукой, а “дружные ребята — архаровцы” перво-наперво хватают ящики с водкой. Но герой не только страдает, он пытается найти причину этого нравственного оскудения.

При этом главным является разрушение вековых традиций русского народа: разучились пахать и сеять, привыкли только брать, вырубать, разрушать. У жителей Сосновки этого нет, а сам поселок словно временное пристанище: “Неуютный и неопрятный. бивачного типа. словно кочевали с места на место, остановились переждать непогоду, да так и застряли. ”.

Отсутствие Дома лишает людей жизненной основы, добра, тепла. Иван Петрович размышляет о своем месте в окружающем мире, ибо “. нет ничего проще, как заблудиться в себе”. Героями Распутина становятся люди, которые живут по законам нравственности: Егоров, дядя Миша Хампо, ценой своей жизни отстоявший нравственную заповедь “не укради”.

В 1986 году Распутин, словно предвидя будущее, говорил об общественной активности человека, способного повлиять на духовную атмосферу общества. Одной из важных в повести является проблема добра и зла. И вновь я была поражена провидческим талантом писателя, заявившего: “Добро в чистом виде превратилось в слабость, зло — в силу”.

Из нашей жизни ведь тоже ушло понятие “добрый человек”, мы разучились оценивать личность по ее способности чувствовать чужое страдание, сопереживать. В повести звучит один из вечных русских вопросов: “Что делать?”. Но на него нет ответа. Герой, решивший уйти из Сосновки, не находит успокоения.

Финал повести невозможно читать без волнения: “Идет по весенней земле маленький заблудившийся человек, отчаявшийся найти свой дом. Молчит, не то встречая, не то провожая его, земля. Молчит земля. Что ты есть, молчаливая наша земля, доколе молчишь ты? И разве молчишь ты?”. Русский писатель Валентин Распутин с гражданской прямотой поднял самые насущные проблемы времени, затронул самые болевые его точки. Само название “Пожар” приобретает характер метафоры, несущей идею нравственного неблагополучия. Распутин убедительно доказал, что нравственная ущербность отдельного человека неизбежно приводит к разрушению основ жизни народа.

Герой художественного произведения, его характер, поступки

Чаще всего определение героя художественного произведения звучит, как «выразитель сюжетного действия». И именно через героя раскрывается ключевое содержание литературного произведения, так как его характер, его выборы и поступки свидетельствуют о том, какую сторону нравственности желает показать нам автор.

Видео:7 класс - Литература - Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературыСкачать

7 класс - Литература - Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

Нравственность в литературе

Нравственность в литературе

В наше бурное время, когда каждый день несет трагические сообщения, когда у многих из нас нет уверенности в завтрашнем дне, актуально ли говорить о нравственности? Многие сочтут рассуждения на эту тему неуместными, но мне думается, что это не так.

На мой взгляд, самым актуальным для сегодняшнего дня является вопрос о духовном возрождении нации, но ведь именно нравственность должна стать основой для этого духовного возрождения. Такие писатели, как В. Астафьев и В. Распутин, Ф. Абрамов и В. Шукшин все свое творчество посвятили духовно-нравственным проблемам.

В своем сочинении я хочу остановиться только на двух произведениях, которые, тем не менее, можно считать концептуальными.

“Прощание с Матерой” Валентина Распутина — книга о том, что взаимоотношения человека и земли — проблема не обычная, а глубоко нравственная. Не случайно слова “Родина”, “народ”, “родник”, “природа” — одного корня. В повести образ Родины неизменно связан с образом родной земли.

Матера — это и остров, и древняя деревенька с таким же названием, Матера должна быть стерта с лица земли. Должно исчезнуть все: дома, огороды, луга, кладбище — вся земля уйдет под воду навечно.

С большой тревогой и безнадежной иронией говорит старуха Дарья о том, что Матеру посчитали за подати современной жизни, не слишком ли это много?

Другая жительница деревни — Анна, как и все старики, знает только свою родную Матеру, любит её и не хочет с ней расставаться. По её мнению, самый большой грех на свете — это лишить человека его Родины. А старая Настасья откровенно тоскует: «Кто ж старое дерево пересаживает?!»

Символична та весть, которая побудила героев активно действовать, принес Богодул. Этот герой воспринимается не иначе как своеобразный дух Матеры (живет он на острове, одному богу известно сколько).

Войдя к сидящим за самоваром старухам, он возвестил: “Мертвых грабят”. Наверное, многое старухи могли бы снести молча, безропотно, но не это.

https://www.youtube.com/watch?v=gURyVqSwmQQ

Когда добрались они до расположенного за деревней кладбища, работники санэпидемстанции доканчивали свое дело, стаскивая спиленные тумбочки, оградки и кресты, чтобы сжечь их одним огнем.

Им и в голову не приходит, что для Дарьи и других сельчан кладбище — это нечто святое. Не зря даже сдержанная Дарья, задыхаясь от страха и ярости, кричит о бесчеловечности вандалов.

Её поддерживает вся деревня…

… необходимого? Вот почему повесть О. Кобылянской так актуальна именно сейчас, во время развития нового государства и воспитания новых собственников, новых хозяев земли.

Судьба человека, особенно украинца, определяется …

будет тогда, когда все пойдут в город? Кто будет ходить по земле? Писательница своим произведением утверждает: земля нуждается именно в таких честных и трудолюбивых, как Михаил. …

Эта сцена в повести дает повод для глубоких размышлений. Не нами начинается жизнь на свете, и не нашим уходом она заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки, беря пример с нас. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности», — писал еще Пушкин.

Распутин, размышляя об этом, показывает несколько поколений. Получается, что чем дальше, тем связи становятся слабее. Вот старуха Дарья свято чтит память об ушедших.

Сын её, Петр, понимает мать, но то, что её волнует, для него не самое главное. А внук Андрей и вовсе не понимает о чем речь.

Для него не представляет сложности принять решение устроиться на строительство плотины, из-за которой и будет затоплен остров. И вообще он уверен, что память — это плохо, без нее лучше.

Повесть Распутина воспринимается как предупреждение. Такие, как Андрей, будут строить, разрушая, и когда задумаются чего же в этом процессе больше, будет уже поздно: надорванные сердца не излечиваются.

А такие, как Петруха (он поджег собственный дом, чтобы поскорее получить за него денежную компенсацию), и не станут утруждать себя созиданием: их устраивает, что за разрушение платят деньги. Своеобразным символом предупреждения нарисован новый поселок, куда должны перебраться сельчане.

Поселок, хоть и сработан красиво, домик к домику, да поставлен как-то несуразно, “не по-людски”. Наверное, и прощаться, в случае надобности с этим поселком будет куда проще, чем с Матерой. А человек обязательно должен чувствовать себя хозяином земли.

Иначе зачем жить? Если земля — территория и только, то отношение к ней соответствующее… Кто мы на этой земле — хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет? Такие размышления вызывает талантливая повесть В. Распутина.

Очень близок по взглядам к Распутину и другой русский писатель Виктор Астафьев. В своих книгах “Последний поклон”, “Царь — рыба” и других он показывает нам мир старой русской деревни, противопоставляя его гармоничность хаосу современной городской жизни. Мир деревни, по Астафьеву, мир естественности, слияния с природой, мир душевного и телесного здоровья.

И человек в этом мире — одушевленная часть одушевленной природы. Вспомним героя “Таежной повести” охотника Акима, который ощущает себя неотъемлемой частью тайги, разговаривает с обитателями ее на равных, и его считают “своим” в этой патриархальной гармонии.

Сибирская деревня для Астафьева является и носителем нравственности — последним островком чистоты, охраняющим от духовного растления. Так, в рассказе “Уха на Боганиде” общая трапеза рыбаков становится своеобразным символом артельного единства. Герои понимают, что только вместе, сохраняя память и традиции прошлых поколений, они могут выстоять в этом мире.

Мне кажется, что именно такие авторы продолжают держать ту нравственную планку, без осознания которой не может существовать никакая нация.

Нравственный идеал в повестях Валентина Распутина методическая ..

… остаться нравственным. (Записываем в таблицу на доске). Размышление над повестью «Последний срок». — Распутин как-то сказал: «Меня всегда привлекали образы простых женщин, …

над повестью «Живи и помни». — В повести «Живи и помни» Распутин продолжает тему разрушения связи между людьми и …

MS Power Point); — мини- сочинение; Эпиграф к уроку: Одна истина свята на земле – материнство, рождающее жизнь, и …

Видео:7 класс - Литература - Нравственные идеалы русского народа в былинахСкачать

7 класс - Литература - Нравственные идеалы русского народа в былинах

ОГЭ: аргументы к сочинению «Что такое нравственный выбор?» | СуперСоч

Нравственность в литературе

Итоговое сочинение и готовые эссе по текстам ЕГЭ → Подготовка к сочинению ЕГЭ → Новые аргументы для сочинений по ОГЭ/ЕГЭ → ОГЭ: аргументы к сочинению «Что такое нравственный выбор?»

Марина Владимировна (репетитор-практик)

12.01.2020

На протяжении всей жизни каждому человеку приходится совершать непростой выбор. Принятие того или иного решения способно кардинально изменить судьбу, и очень важно в ответственный момент не допустить оплошность.

Однако очень часто жизнь вынуждает делать человека выбор между долгом и личным счастьем, и в этом случае как нельзя лучше раскрываются моральные качества личности.

Эта проблема не перестает оставаться актуальной и по сегодняшний день, и многие писатели посвятили ей свои произведения.

Резюме

Правильный выбор с точки зрения нравственности совершить совсем непросто, поскольку приходится платить собственным комфортом и благополучием. Однако именно он позволяет почувствовать себя порядочным человеком, которого никогда не будут мучить муки совести.

Видео:ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 6 класс: Мораль и нравственностьСкачать

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 6 класс: Мораль и нравственность

5 современных книг, которые учат морали и нравственности не хуже Льва Толстого — блог интернет магазина Book24.ru

Нравственность в литературе

Меняются времена – меняются и люди. Точнее – люди в основном не меняются, оставаясь в душе такими же, как их родители, бабушки и дедушки, но вот слова уже используют другие.

Но слова-то словами, а вот мораль, которая была в романах и повестях великих классиков отечественной литературы (первым вспоминается сам Лев Николаевич Толстой), по-прежнему звучит в произведениях отечественных и зарубежных современных писателей.

Сергей Минаев, «Дyxless. Повесть о ненастоящем человеке»

Один из самых известных романов Минаева (не так давно экранизированный) показывает изнутри жизнь современного молодого человека – внешне успешного, сделавшего карьеру, любимого красивыми женщинами, имеющего кучу друзей, приятелей и хороших знакомых.

Но, несмотря на обилие развлечений и удовольствий, различных приключений, герой ощущает, что ему в жизни не хватает… ну, наверное, реальных чувств.

Особенно после того, как тот, кого он считал своим другом и партнером, оказывается жалким обманщиком, обвиняющим в деловой неудаче не себя (и свою хитроумную жадность), а именно главного героя.

Да и сам главный герой – вовсе не подлец, но отнюдь не бескорыстный (по работе и вне ее). Одновременно он понимает, что почти все у него есть, но вот счастья нет. Поэтому, бедняга, и мечется, ищет смысл жизни.

Нил Гейман, Терри Пратчетт, «Благие знамения»

Необычный и успешно экранизированный роман двух известных, но при этом совсем разных авторов описывает отношения и проблемы двух таких же совершенно непохожих друг на друга главных героев. На дворе – XX век, но это вовсе не значит, что в человеческую жизнь никто не вмешивается.

Тут вообще конец света запланирован, вроде как… Но вид он обретает совсем непредсказуемый. В тексте много самых разнообразных пародий, шуточек, остроумных философских размышлений, на которые оба автора – прекрасные мастера. Внимательный читатель неминуемо задумается, чем же был хорош тот самый минувший ХХ век.

И в чем состоит настоящий смысл бытия.

Виктор Пелевин, «Тайные виды на гору Фудзи»

Два главных героя романа, очень богатый мужчина и небогатая женщина, когда-то учились вместе. Теперь они, разошедшиеся по разным путям, но так и не забывшие (по разным причинам) друг о друге, по-своему несчастливы. Ему хочется чего-то этакого (всё обычное он уже купил и насытился), и вот в голову лезут мысли о той однокурснице.

Как он однажды на картошке, когда еще был никем и ничем (финансово) упустил некий шанс… А ей хочется не просто подачек, а чего-то большего. Но чудес, даже если привлечь передовую технологию и древние эзотерические практики, нет. Вернее, они, может, и есть, но вот после этого человек может измениться.

И поэтому возникает вопрос – в чем же выражается счастье, и почему его действительно нельзя купить?

Шеннон А. Чакраборти, «Медное королевство»

Этот бестселлер в жанре фэнтези примечателен тем, что автор не только подробно описывает экзотические детали жизни на средневековом Востоке, но и отражает нравственные проблемы.

Жизнь главной героини по имени Нари такова, что ей больше приходится думать о выживании, чем о высоких материях.

Достаточно того, что при несомненных способностях к медицине, она не может получить образование, потому что она – женщина.

https://www.youtube.com/watch?v=njT5q0QkNFw

Казалось бы, для нее цель всегда должна оправдывать средства. Но нет, пережив множество приключений, Нари обнаруживает в себе способность думать о других и стремиться не только к максимальной выгоде для себя, но и защищать принципы справедливости.

Она даже может пойти наперекор могущественным недругам, которые были бы так рады видеть ее союзницей. Но пробудившийся в душе героини нравственный закон становится камертоном, по которому она сверяет все поступки.

И Нари не только осознает, что жестокости оправдания нет, но и открыто выступает против.

Юрий Лавут-Хуторянский, «Клязьма и Укатанагон»

В этом весьма причудливом романе переплетены несопоставимые, на первый взгляд, пласты повествования. Неспешно развивающийся набор современных житейских коллизий, причем не мегаполисных, а фактически деревенских, – это первое.

Описания, размышления и дискуссии вокруг грандиозного даже для «чистой» фантастики галактического эксперимента – это второе.

И вот эта смена ракурсов, помноженная на дистанцию между мироощущением нынешнего горожанина и исконно крестьянским подходом к жизни, заставляет читателя всерьез проникнуться моральными проблемами.

Тяжелая жизнь – оправдывает ли она бессмысленное насилие, неважно над людьми или животными? А ставить опыты над целой цивилизацией, наблюдая за разумными существами, словно за плесенью в лабораторной чашке – это можно? Автор предоставляет читателю полную свободу поиска ответов и толкований.

🔍 Видео

8.2 Мораль и нравственность - Философия для бакалавровСкачать

8.2 Мораль и нравственность - Философия для бакалавров

Нравственные базовые ценностиСкачать

Нравственные базовые ценности

Урок литературы. 11 класс. Проблема нравственного выбора в повести "Сотников"Скачать

Урок литературы. 11 класс. Проблема нравственного выбора в повести "Сотников"

ИСКУССТВО СЛОВА С МЕДВЕДЕНКО. НРАВСТВЕННОСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ. Часть4 | ИНТЕРВЬЮ С ПИСАТЕЛЕМ |ПРОБА ПЕРАСкачать

ИСКУССТВО СЛОВА С МЕДВЕДЕНКО. НРАВСТВЕННОСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ. Часть4 | ИНТЕРВЬЮ С ПИСАТЕЛЕМ |ПРОБА ПЕРА

Что такое нравственностьСкачать

Что такое нравственность

Сочинение по литературе 2022 | Общественные и нравственные пороки в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"Скачать

Сочинение по литературе 2022 | Общественные и нравственные пороки в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

Что такое нравственность и зачем она нужна?Скачать

Что такое нравственность и зачем она нужна?

Литература 11 класс (Урок№50 - Нравственная проблематика повести Ю.Трифонова «Обмен».)Скачать

Литература 11 класс (Урок№50 - Нравственная проблематика повести Ю.Трифонова «Обмен».)

ФЕДИН К.А. И ВОПРОСЫ НРАВСТВЕННОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕСкачать

ФЕДИН К.А. И ВОПРОСЫ НРАВСТВЕННОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ

Вып. 60. Русская литература как учебник нравственностиСкачать

Вып. 60. Русская литература как учебник нравственности

Философия Канта за 10 минутСкачать

Философия Канта за 10 минут

Нравственный ВыборСкачать

Нравственный Выбор

Нравственность - это основа успеха. Олег ГадецкийСкачать

Нравственность - это основа успеха. Олег Гадецкий

НравственностьСкачать

Нравственность
Поделиться или сохранить к себе: