Некрасов поэт сатирик

Некрасов поэт сатирик Полезное
Некрасов, Николай Алексеевич — краткая биография писателя, жизнь и творчество

Некрасов поэт сатирик

Николай Алексеевич Некрасов — писатель и поэт. Родился 10 декабря 1821 (по старому стилю 28 ноября) и умер 8 января 1878 (по старому стилю 27 декабря 1877).

Николай Алексеевич родился в городе Немиров в Винницком уезде (раньше это была Российская империя, а сейчас — Украина). Умер он от раковой опухоли в Санкт-Петербурге.

Николай Алексеевич Некрасов (1821–1878); источник изображения http://nekrasov-lit.ru/

Содержание
  1. Детство
  2. Где учился
  3. Взрослая жизнь и творчество
  4. Личная жизнь
  5. Смерть
  6. Людмила Федорова: ПЕВЕЦ ПЕЧАЛИ И ГОРЯ НАРОДНОГО
  7. Поэму «Русские женщины» поэт посвятил величайшему подвигу жен декабристов, княгине Екатерине Трубецкой и княгине М.Н.Волконской, последовавших за своими ссыльными мужьями в Сибирь и разделившими их нелегкую судьбу
  8. В основе ст. «Размышления у парадного подъезда» лежит подлинный случай, который пришлось наблюдать поэту из окна своего дома в тот момент, когда дворники гнали прочь со ступенек парадного подъезда дома министра крестьян, пришедших к вельможе с прошением:
  9. Сатирический характер поэзии Некрасова (Некрасов Н. А.)
  10. «Сатирический характер поэзии Некрасова»
  11. Селина
  12. Образ русской женщины в творчестве Н. А. Некрасова
  13. Поиск «нового человека»
  14. Николай Некрасов: рупор крепостничества и любви
  15. Ни мундира, ни денег
  16. Из переводчика — в редакторы
  17. Цензурный подарок
  18. Крестьянское счастье
  19. 🌟 Видео

Детство

Он родился в дворянской семье. Родителями были:

  • Алексей Сергеевич Некрасов — обедневший дворянин, армейский офицер, увлекался охотой и игрой в карты; по словам самого писателя, его отец был «едва грамотный».
  • Елена Андреевна Закревская — дочь украинского дворянина с прекрасным образованием; сам писатель её описывал так: «красавица, образованная, певица с удивительным голосом».

Всего у них было шестеро детей (Николай Алексеевич был третьим). Его братья и сёстры:

  • Андрей (родился в 1820)
  • Елизавета (родилась в 1821)
  • Николай (писатель, родился в 1821)
  • Анна (в 1823)
  • Константин (в 1824)
  • Фёдор (в 1827)

Где учился

В 11 лет он поступил в Ярославскую гимназию, где проучился до пятого класса. Учёба там шла не очень хорошо, а причиной этого, многие считают, были его сатирические стихи о наставниках.

Взрослая жизнь и творчество

В 1837 Некрасов отправился в Петербург для поступления на военную службу (по настоянию его отца), но вместо этого его привлёк философский факультет Петербургского университета, где он стал вольнослушателем.

В ответ отец лишил его финансовой поддержки. У писателя начались финансово сложные времена: он не всегда имел деньги на еду и иногда ночевал в приютах для бездомных. Николай Алексеевич начал зарабатывать самостоятельно: за небольшую плату составлял для крестьян прошения, письма, жалобы и др.

Потом стал писать на заказ: азбуки, рекламные объявления, театральные обозрения и др. Одновременно он работал над прозой, стихами, публицистикой и др. Он начал зарабатывать, публикуя свои работы в различных изданиях (например, «Литературная газета») и сочиняя пьесы (под псевдонимом Перепельский).

В феврале 1840 он издаёт свой первый сборник стихов под названием «Мечты и звуки» (ему было 19 лет). Критики и читатели встретили его творение в основном холодно. Через несколько лет Некрасов сам выкупил оставшийся в продаже тираж и уничтожил его.

В 1846 году он вместе с Иваном Панаевым (писатель и журналист) берут в аренду журнал «Современник». Тогда они влезли в долги, однако сотрудничали с лучшими авторами того времени, и журнал выпускался ещё 20 лет (их работе мешала цензура, и потом их закрыли в 1866).

В 1868 он становится руководителем журнала «Отечественные записки» и получает долю от продаж. В этом же издании он печатался до конца жизни. Он довольно удачно управлял журналом, который выходил и после его смерти (журнал публиковался с перерывами между 1818–1884 гг.).

Некоторые из его знаменитых произведений:

  • В дороге (первая публикация 1845)
  • Тройка (первая публикация 1846)
  • «Вчерашний день, часу в шестом…» (1848)
  • «Я не люблю иронии твоей…» (1850)
  • «Мы с тобой бестолковые люди…» (1851)
  • Несжатая полоса (1854)
  • Поэт и гражданин (1856)
  • Размышления у парадного подъезда (1858)
  • Коробейники (1861)
  • Мужичок с ноготок (1861)
  • Мороз, Красный нос (первая публикация 1864)
  • Железная дорога (1864)
  • Дедушка (1870)
  • Дедушка Мазай и зайцы (1871)
  • Русские женщины (1872)
  • Кому на Руси жить хорошо (1874)
  • Элегия (1874)
  • «О Муза! я у двери гроба!…»(1877)

Личная жизнь

В 22 года молодой писатель познакомился с Авдотьей, она была женой писателя и критика Ивана Панаева. За внимание замужней красавицы писательницы боролись многие знаменитости из их общих, литературных кругов. Он смог завоевать её сердце, и муж, который уже к ней охладел, не препятствовал их отношениям.

https://www.youtube.com/watch?v=Ngh-oopKziI

Этот яркий роман длился 20 лет. Писатель был очень ревнив, и их отношения отличались многочисленными ссорами, скандалами и примирениями.

После разрыва с Авдотьей у него были отношения с французской актрисой по имени Селина Лефрен, которую он финансово содержал. После поездки с ней в Париж он вернулся один — француженка бросила писателя.

Когда писателю было 48, он познакомился с 23-летней Фёклой Анисимовной Викторовой, именно она стала его законной женой. Однако ему не нравилось её настоящее имя, и писатель называл её Зинаидой Николаевной (после замужества стала Некрасовой).

В последние годы своей жизни Некрасов сильно болел, и Фёкла ухаживала за ним. После смерти писателя Фёкла отдала свою долю наследства его родственникам и остаток своих дней провела в одиночестве.

Смерть

Он умер от рака кишечника в 1878 (диагностирован в 1875 или в 1876). Все 2–3 тяжёлых года болезни за ним ухаживала его жена Фёкла Анисимовна.

На его похороны пришли многие известные люди и поклонники его таланта. Известно, что знаменитый писатель Ф. М. Достоевский тоже присутствовал на похоронах и, прощаясь с писателем, сопоставил его с Пушкиным и Лермонтовым.

Николай Алексеевич был похоронен на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге.

Узнайте также про Достоевского и Льва Толстого.

Видео:Николай Некрасов "Тройка". Читает Нина Дробышева (1972)Скачать

Николай Некрасов "Тройка". Читает Нина Дробышева (1972)

Людмила Федорова: ПЕВЕЦ ПЕЧАЛИ И ГОРЯ НАРОДНОГО

Некрасов поэт сатирик

Я призван был воспеть твои страданья,

Терпеньем изумляющий народ.

Н.А.Некрасов.

10 декабря исполнилось 195 лет со Дня рождения Николая Алексеевича Некрасова – великого русского народного поэта, творчество которого пробуждало в широких кругах русского общества лучшие гражданские чувства, сознание ответственности перед своей Родиной и народом.

Детские годы Н.А.Некрасова прошли в имении отца – Грешнёве Ярославской губернии, на берегу великой русской реки Волги. Они оставили в его душе и памяти тяжелые воспоминания. О помещичьем имении своего отца он позднее с горечью писал:

Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,

Текла среди пиров, бессмысленного чванства,

Разврата грязного и мелкого тиранства,

Где рой подавленных и трепетных рабов

Завидовал житью последних барских псов.

Отец его был грубым, невежественным помещиком и жестоко издевался не только над крепостными крестьянами, но и над своей семьей, своими детьми и особенно над женой, матерью поэта.

Мать Некрасова, Елена Андреевна, наоборот, была доброй, ласковой, воспитанной женщиной, горячо любящей и защищавшей своих детей от деспота-мужа.

Много внимания она уделяла их образованию, знакомила с лучшими произведениями русской и зарубежной литературы, воспитывала любовь к труду, уважение к простым людям, чувство справедливости и доброту.

Во многих своих произведениях Некрасов говорит об огромном влиянии на его духовный мир матери:

И если я наполнил жизнь борьбою

За идеал добра и красоты,

И носит песнь, слагаемая мною,

Живой любви глубокие черты,

О мать моя, подвигнут я тобою!

Во мне спасла живую душу ты!

Из поэмы «Мать».

Перу поэта принадлежат одни из самых лучших и задушевных в русской поэзии произведений о женщинах, их трудной женской судьбе, многие из которых навеяны воспоминаниями о матери: «Есть женщины в русских селеньях», «В полном разгаре страда деревенская…», «Убогая и нарядная», «Вчерашний день, в часу шестом», поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины» и другие.

Многое пришлось вытерпеть русской женщине. Испытала она на себе и действие кнута: страшного оружия, присутствующего в русской жизни. «Усвоила ли так кнут, этот мрачный символ истязания, чья-нибудь поэзия, кроме некрасовской?», — вопрошает известный советский и российский филолог, литературовед. Н.Н.Скатов.

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»

Поэму «Русские женщины» поэт посвятил величайшему подвигу жен декабристов, княгине Екатерине Трубецкой и княгине М.Н.Волконской, последовавших за своими ссыльными мужьями в Сибирь и разделившими их нелегкую судьбу

Еще в детстве будущий поэт сблизился с простыми людьми, дружил с крестьянскими ребятами, вместе с ними ходил летом в лес, купался в реке, слушал их незатейливые рассказы, а зимой катался с ледяной горки на салазках.

Мимо усадьбы Некрасовых проходила знаменитая дорога Владимирка, по которой гнали на каторгу в Сибирь закованных в кандалы ссыльных.

Мальчику на всю жизнь запомнился «печальный звон» — кандальный звон» идущих по тракту осужденных на каторгу людей.

https://www.youtube.com/watch?v=YtA6kcSZkUo

Тяжелую картину непосильного труда наблюдал поэт на Волге, по песчаным берегам которой шли измученные, тянувшие по реке баржи бурлаки, Выбивающиеся из сил, под палящими лучами солнца, они пели тоскливые, заунывные, похожие на стон песни. Он назовет Волгу в своих стихах «рекою рабства и тоски».

Картины страданий, которые довелось видеть Н.А.Некрасову в детстве и в дальнейшей жизни, пробудили в нем любовь к русскому народу и ненависть к общественному строю, который держался на крепостном рабстве.

В основе ст. «Размышления у парадного подъезда» лежит подлинный случай, который пришлось наблюдать поэту из окна своего дома в тот момент, когда дворники гнали прочь со ступенек парадного подъезда дома министра крестьян, пришедших к вельможе с прошением:

Показался швейцар .»Допусти»,- говорятС выраженьем надежды и муки.Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!Загорелые лица и руки,Армячишка худой на плечах.По котомке на спинах согнутых,Крест на шее и кровь на ногах,В самодельные лапти обутых(Знать, брели-то долгонько ониИз каких-нибудь дальних губерний).Кто-то крикнул швейцару: «Гони!Наш не любит оборванной черни!» Но богатый вельможа не любит «оборванной черни» и велит прогнать их прочь. Крестьяне не протестуют:«И пошли они, солнцем палимы, повторяя: «суди его бог!» разводя безнадежно руками, И, покуда я видеть их мог, С непокрытыми шли головами».В минуты унынья, о родина-мать!Я мыслью вперед улетаю.Еще суждено тебе много страдать,Но ты не погибнешь, я знаю.

Видео:Николай Некрасов. Поэзия сердца. Проза любви. Больше, чем любовьСкачать

Николай Некрасов. Поэзия сердца. Проза любви. Больше, чем любовь

Сатирический характер поэзии Некрасова (Некрасов Н. А.)

Некрасов поэт сатирик

С Авдотьей Панаевой, «одной из самых красивых женщин Петербурга», Некрасов прожил почти 16 лет. Вместе они издавали «Современник», написали в соавторстве очень успешный длинный роман. Вместе пережили трагедию: смерь полуторамесячного сына. Муж Авдотьи, Иван Иванович Панаев не придавал никакого значения этой связи. Он не любил жену и сам, не скрываясь, ей изменял.

Этот «тройственный союз» долго был объектом сплетен и карикатур, а друзья открыто осуждали Некрасова: «живёт в чужом доме, любит чужую жену и при этом ещё и закатывает сцены ревности законному мужу».

Живёт в чужом доме, любит чужую жену и при этом ещё и закатывает сцены ревности законному мужу.

Панаева несколько раз пыталась разорвать этот «свободный по сердцу союз», и когда она уезжала, Некрасов начинал отчаянно играл в карты и устраивал барские охоты с борзыми, псарями, стремянными, брал с собой повара, закуски и вина. «О, слезы женские, с придачей/нервических тяжелых драм», — писал он по мотивам их ссор.

Некрасов и Панаев. Карикатура Н. А. Степанова. «Иллюстрированный альманах», запрещённый цензурой. 1848 г.

После смерти Панаева Авдотья ушла от Некрасова и вышла замуж за молодого секретаря «Современника», родила дочь и зажила своей жизнью, в которой Некрасову места не было. Незадолго до этого поэт начал изменять Авдотье Яковлевне, и, как казалось окружающим, делал это ей назло.

Прилично ли человеку в его лета возбуждать в женщине, которая была ему некогда дорога, чувство ревности шалостями и связишками, приличными какому-нибудь конногвардейцу?

«Прилично ли человеку в его лета возбуждать в женщине, которая была ему некогда дорога, чувство ревности шалостями и связишками, приличными какому-нибудь конногвардейцу?» — негодовал моралист Чернышевский.

«Сатирический характер поэзии Некрасова»

В стихах второй половины 40-х годов Некрасов зачастую прямо сталкивает угнетателей и угнетенных. Стихотворения носят остро конфликтный характер. Наряду с описанием трагической судьбы своих героев Некрасов не мог не писать и о виновниках народных бедствий.

Так, «Псовая охота» (1846) построена на столкновении иронически описанных восторгов помещика от барской потехи и мрачной угрюмости, даже открытого протеста крепостных. И пейзаж, которым открывается стихотворение, выдержан в унылых, печальных тонах.

Правда, далее поэт упоминает о пробуждении природы, но это необходимо для контраста, чтобы показать полное равнодушие нищих и утомленных псарей ко всем красотам природы.

Ирония, мастерски использованная в «Псовой охоте», характерна и для других сатирических стихотворений, созданных Некрасовым в середине 40-х годов («Современная ода», «Колыбельная песня», 1845; «Нравственный человек»,1847). Новые сатирические стихи Некрасова — важный этап в его творческом развитии.

Продолжая до некоторой степени традиции начальных опытов, поэт вместе с тем отказывается от легкого тона водевильной болтовни. Его сатира становится более резкой, гневной, непримиримой. Новаторство Некрасова проявлялось также в области интимной лирики.

Лирический герой, появившийся в его стихах второй половины 40-х годов, явился своеобразным открытием в русской поэзии. Это — типичный разночинец, которому очень тяжело дается разрыв с дворянским прошлым. Не менее важно появление у Некрасова и образа лирической героини.

Мысли и поступки лирических персонажей у поэта-демократа социально обусловлены. Они изображены в условиях совершенно конкретного времени и пространства. Таково, например, стихотворение «Еду ли ночью…» (847), о котором Чернышевский много лет спустя, уже из Сибири, писал: «Оно первое показало: Россия приобретает великого поэта». История гибели незаурядной женщины рассказана в этом стихотворении с искренней гуманностью, с глубоким уважением к героине, для которой в высшей степени характерно безудержное стремление к воле.

https://www.youtube.com/watch?v=qR3XnyNwatg

В конце 40-х годов у Некрасова возникают первые стихотворения, посвященные А. Я. Панаевой и составившие впоследствии так называемый «панаевский цикл», который исследователи справедливо сопоставляют с знаменитым «денисьевским циклом» Ф. Тютчева. Независимо друг от друга два великих поэта создавали любовные стихи, поразительные по открытости чувства.

В них были выражены подлинная драматичность переживаний, сложные и мучительные отношения героя и героини («Если мучимый страстью мятежной…», 1847; «Ты всегда хороша несравненно…», 1847; «Поражена потерей невозвратной…», 1848; «Да, наша жизнь текла мятежно…», 1850, и другие, вплоть до «Трех элегий», написанных в 1874 г. и как бы завершающих цикл).

В стихах Некрасова второй половины 40-х годов намечены уже многие черты, которые станут характерными для его последующего творчества: сочетание лирического и сатирического начала, нарушение привычной жанровой системы в лирике, обращение к

миру повседневности, к изображению простых людей из деревни и города. Социальность становится основой поэзии Некрасова. Годы «мрачного семилетия» были очень тяжелыми для Некрасова как поэта и редактора «Современника». Он значительно меньше пишет стихов и почти не печатает их.

Для поддержки журнала Некрасов вместе с Панаевой сочинил два романа: «Три страны света» (1848—1849) и «Мертвое озеро» (1885). Романы эти представляют, конечно, известный интерес, однако в историю русской литературы Некрасов вошел все же не как драматург или прозаик, а как поэт.

Среди сравнительно немногих стихотворений, написанных и опубликованных Некрасовым в начале 50-х годов, особое значение имеет отклик на смерть Гоголя: «Блажен незлобивый поэт» (1852). Это один из первых манифестов «гоголевского» направления в литературе, вокруг которого вскоре возникает оживленная полемика. Не случайно основная мысль стихотворения

* «Он проповедует любовь * Враждебным словом отрицанья…» вызвала резкие критические замечания Дружинина, но зато восторженно была подхвачена Чернышевским.

Одно из самых значительных стихотворений, написанных Некрасовым в первой половине 50-х годов,— «Отрывки из путевых записок графа Гаранского» (1853) —смогло быть опубликовано только в 1856 г.

, когда уже закончилось «мрачное семилетие» и цензурный гнет был несколько ослаблен.

Селина

Новой музой поэта стала Селина: красивая, высокая, всегда невозмутимая и равнодушная. Француженке было наплевать на роль Николая Алексеевича в русской литературе, для нее он был просто богатый барин. Некрасов не посвятил ей не строчки, зато за три года она набила за его счет сундуки мехами и драгоценностями и, вполне счастливая, уехала на родину.

Образ русской женщины в творчестве Н. А. Некрасова

В своем творчестве Некрасов уделяет особое внимание раскрытию женских образов. При этом, наблюдая и изучая женский характер, он не ограничивается своим кругом —кругом родового дворянства. Его творческая интуиция и поэтическое воображение способны проникнуть в душу и простой крестьянки, и жены декабриста, и даже падшей женщины.

Некрасов остро ощущал несправедливость, которая выпала на долю русской женщины, какое бы положение в обществе она ни занимала, ведь даже женщины из высшего света находились в подчиненном положении и не имели никаких прав.

Если женщина из народа изнемогала от непосильного труда, то дворянка — при внешнем благополучии — страдала от отсутствия свободы и должна была неукоснительно следовать писаным и неписаным законам своего круга. Все героини Некрасова — женщины самоотверженные, сильные, способные принести себя в жертву тем, кого они любят.

Пример удивительной стойкости, благородства, самоотречения являют нам образы его поэмы “Русские женщины” — княгини Трубецкая и Волконская. Привыкшие к великолепию светской жизни, роскоши и достатку, они, презрев осуждения света, зная, на какие муки обрекают себя, отправляются за своими мужьями-декабристами в Сибирь.

Лживое, пустое высшее общество для них — лишь “маскарад”, “нахальной дряни торжество”, где царят “подленькая месть” и ханжество, мужчины там — “сборище Иуд, а женщины — рабы”.

Почему некрасовские героини выносят мужчинам столь строгий приговор? Да потому, что они, поддавшись на соблазны светской жизни, не пожелали разделить участь декабристов, пожертвовать собой во имя свободы, счастья и справедливости. Трубецкая и Волконская меняют суету света “на подвиг любви бескорыстной”, они так же, как и их мужья, хотят пострадать за свободу, им тоже небезразличны судьбы русского народа: княгине Трубецкой “снятся стоны бурлаков на волжских берегах”, а Волконская, соприкоснувшись с жизнью народа и узнав широту его души, восклицает:

Ты любишь несчастного, русский народ! Страдания нас породнили.

https://www.youtube.com/watch?v=uTsCqBw_r_w

Женщина в некрасовской поэзии всегда обречена на несправедливость, ее несчастная судьба предопределена тем обществом, в котором она живет.

В стихотворении “Тройка” Некрасов обращается к молодой девушке, у которой впереди еще целая жизнь; она полна озорства и веселья, ей не чужды девичьи игривые мечты. Она еще не знает, что ждет ее в жизни, и “жадно глядит на дорогу”, заигрывая с “проезжим корнетом”.

Но Некрасов предрекает ей жалкое и убогое существование; ни красота, ни веселый нрав не помогут ей избежать тяжелой женской доли:

За неряху пойдешь мужика. Завязавши под мышки передник, Перетянешь уродливо грудь, Будет бить тебя муж-привередник И свекровь в три погибели гнуть.

Похожую судьбу русской женщины рисует поэт в стихотворении “Еду ли ночью по улице темной”. Его героиня — жертва несправедливости, царящей в обществе, где женщина не имеет никаких прав. “С детства судьба невзлюбила тебя”, — говорит Некрасов. Сначала ее бил отец, потом —”• нелюбимый муж.

Когда же она, презрев все условности общественной морали, открылась наконец настоящей, чистой любви, то и здесь ее настигают вопиющая жестокость и несправедливость людей, которые “именем страшным” ее назовут.

Именно по вине таких “пустых и лживых” людей женщина встает на путь греха и порока, как это показано в стихотворении “Когда из мрака заблужденья. ”.

Но в душе даже такой опустившейся женщи ны теплится искра божия; для Некрасова всегда есть надежда на то, что она воспрянет к новой жизни, сможет проклясть “ее опутавший порок” и “смело и свободно” вступить на честный путь. Щемящей жалостью и горечью наполнены стихи поэта, посвященные женщине из народа. Вот как он пишет о несправедливости, которую терпит простая крестьянка:

Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая — быть матерью сына-раба, А третья — до гроба рабу покоряться, И все эти грозные доли легли На женщину русской земли.

Поистине величественный и светлый образ русской женщины предстает перед нами в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Это — крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина. Вся ее жизнь, которая проходит в непосильном труде, — пример удивительной стойкости, терпения и силы характера. Именно о таких женщинах, как Матрена, Некрасов писал:

Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет.

Никакие жизненные неудачи и удары судьбы не могут сломить ее, она способна выстоять перед любыми испытаниями, и, несмотря ни на что, она не поддается отчаянию и озлоблению и безропотно несет свой крест. Эпический тон повествования придает ее образу характер всеобщности.

Некрасов осмысливает историю Матрены как судьбу русской крестьянки вообще и, рисуя ее героический жизненный подвиг, показывает, что такие, как она, имеют право на иную жизнь, на подлинную свободу и справедливость. “Кто ж защитит тебя?” — обращается Некрасов к женщине в одном из своих стихотворений.

Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о страдалице земли русской, подвиг которой незаметен, но велик!

71796

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»

:

Поиск «нового человека»

Третий раздел сборника, поэма «Саша»,- это один из первых опытов поэтического эпоса Некрасова, органически вытекающего из стремления его к широкому охвату жизни. Поэма создавалась в счастливое время подъема общественного движения.

В стране назревали крутые перемены, ожидалось появление «новых людей» с сильными характерами. Всем было ясно: эти люди должны появиться из общественных слоев, близко стоящих к народу.

В поэме «Саша» Некрасов, предвосхищая Тургенева и Чернышевского, хотел показать, как рождаются «новые люди» и чем они отличаются от прежних героев — дворян, «лишних людей».

Духовная сила человека, по Некрасову, питается мерою связей его с народом. Чем глубже эта связь, тем устойчивее и значительнее оказывается человек, и наоборот. Лишен-ный корней в родной земле, человек уподобляется степной траве перекати-поле. Таков культурный дворянин Агарин. Это умный, одаренный и образованный человек, но в характере «вечного странника» нет твердости и веры:

Что ему книга последняя скажет,

То на душе его сверху и ляжет:

Верить, не верить — ему все равно,

Видео:Биография Некрасова кратко самое главноеСкачать

Биография Некрасова кратко самое главное

Николай Некрасов: рупор крепостничества и любви

Некрасов поэт сатирик

Николай Некрасов родился в 1821 году в семье обнищавшего помещика. Сельцe Грешнево в Ярославской губернии, своей малой родине, поэт посвятил несколько стихотворений, в том числе — «Я рос, как многие, в глуши, у берегов большой реки». Несмотря на кажущееся спокойствие, в селе царили жестокие нравы. Здесь маленький Николай увидел ужасы крепостничества.

Его отец относился к крестьянам как к вещам — бил их, ввёл непосильную барщину. Один из крестьян вспоминал: «Всю неделю работали для него, а для себя только по ночам да по праздникам». Отец часто брал маленького Колю с собой на взыскание недоимок.

Образ деспотичного, извращённого помещика, для которого другие люди — лишь источник дохода, неоднократно появляется в произведениях Некрасова.

Не щадил отец и семью. Он часто избивал мать, прозвал её «затворницей». А та терпела и отдавала всю любовь детям — пока муж запрещал мальчикам играть с крестьянскими детьми, втайне отпускала их. Этим она заслужила безоговорочную преданность Некрасова. Ей он посвятил свои первые стихи, которые написал в семь лет, и поэму «Мать».

Фотопортрет Некрасова, выполненный Левицким. (wikimedia.org)

Тяжесть женской доли видел Некрасов и на примере крестьянок. Это в дальнейшем отразится в его произведениях. В частности, в поэме «Мороз, Красный нос» выведен образ сильной женщины, которая «в беде не сробеет — спасёт: коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт».

Ни мундира, ни денег

В 1832 году Некрасова отдали в Ярославскую гимназию, где мальчик вскоре заработал репутацию плохого ученика — во многом из-за сатирических стихов об учителях.

Некрасов закончил только пять классов, и отец отправил его в Петербург для определения в дворянский полк.

Семнадцатилетний поэт и здесь показал характер — предпочёл поступить на философский факультет университета. За это он был лишен содержания.

https://www.youtube.com/watch?v=MRLw-JsT83M

Некрасов провалил экзамены в университете и на следующие 10 лет стал вольнослушателем. В эти годы бедности поэт создаёт первый сборник стихов «Мечты и звуки», который в узком кругу будет называть «грехом молодости».

Поэт долго сомневался в собственном таланте, даже отнёс рукопись Василию Жуковскому на оценку. Тот посоветовал опубликовать сборник под псевдонимом — чтобы потом не было стыдно. Так Некрасов и поступил. Белинский в «Отечественных записках» разгромил сборник за «посредственность». В ответ на это поэт лично уничтожил все нераскупленные экземпляры.

Некрасов в думах. (wikimedia.org)

Из переводчика — в редакторы

Некрасов обратился к журналистике. Обрёл знакомых среди издателей, стал печататься в «Пантеоне русского и всех европейских театров» с рецензиями, переводами и пьесами. Белинский заметил, что у поэта получалось выпускать рецензии на книги даже быстрее него. Критик это оценил, обратил внимание на поэзию Некрасова, которая к тому времени уже успела «повзрослеть».

Некрасов пробует себя как издатель: выпускает «Физиологию Петербурга» и «Петербургский сборник». Оба публика встречает с восторгом, в писательских кругах издания считают коммерческим успехом.

Часть редакции «Современника», Некрасов и Панаева сидят рядом. (wikimedia.org)

В 1847 году Некрасов вместе со своим другом и по совместительству литератором Иваном Панаевым покупает «Современник», который раньше выпускал Александр Пушкин.

Благодаря организаторскому таланту и редкой способности к дипломатии поэт собрал на страницах журнала лучших публицистов, писателей и поэтов своего времени: Тургенева, Толстого, Фета, Салтыкова-Щедрина, Островского, Чернышевского, Герцена.

Цензурный подарок

В тяжёлые цензурные времена Некрасову помогали самые неожиданные люди. В 1840-х поэт познакомился с Авдотьей Панаевой, женой соиздателя «Современника». Когда цензоры оставили новый выпуск полным белых листов, Панаева и Некрасов объединились и написали роман «Три страны света» о путешествии по Европейской части России и азиатским степям.

Совместная работа сблизила Панаеву и Некрасова. Последний даже получил неофициальный статус ее гражданского мужа. В творчестве поэта начинается «Панаевский цикл», полный воспеваний музы и единственной возлюбленной — Авдотьи.

В этом же году у них родился болезненный мальчик, который прожил всего несколько дней. В 1862 года скончался Панаев, который всё это время закрывал глаза на союз жены и друга.

Вскоре закончился и 15-летний роман Некрасова и Панаевой.

«Некрасов за работой», портрет работы И. Крамского. (wikimedia.org)

Крестьянское счастье

В последние годы поэт стремился в своем творчестве оправдать репутацию защитника крестьянства, он много общался с представителями народа.

Кроме сборников стихотворений, выпустил поэму «Кому на Руси жить хорошо», в которой рассказал об «убогой и обильной, забитой и всесильной» стране, где простому человеку так сложно найти счастье.

По мере выхода частей поэмы, критики всё чаще отзывались о ней негативно, обвиняя Некрасова в «водянистости» повествования. При этом, десятилетиями позже произведение получит статус главного творения поэта.

Некрасов женился на неграмотной девушке Фёкле, которая ухаживала за поэтом вплоть до его смерти в 1870 году. Проводить Некрасова на Новодевичье кладбище в Петербурге пришли тысячи людей.

🌟 Видео

Стихотворение Н.А. Некрасов "Однажды, в студеную зимнюю пору" (Стихи Русских Поэтов) Аудио СтихиСкачать

Стихотворение Н.А. Некрасов "Однажды, в студеную зимнюю пору" (Стихи Русских Поэтов) Аудио Стихи

Неизвестный НекрасовСкачать

Неизвестный Некрасов

Видеоурок по литературе «Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество»Скачать

Видеоурок по литературе «Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество»

Некрасов. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ и биография поэтаСкачать

Некрасов. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ и биография поэта

Литература 10 класс (Урок№16 - Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова. Мотивы лирики поэта.)Скачать

Литература 10 класс (Урок№16 - Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова. Мотивы лирики поэта.)

Открытый урок с Дмитрием Быковым. "Непонятый Некрасов"Скачать

Открытый урок с Дмитрием Быковым. "Непонятый Некрасов"

Николай Алексеевич Некрасов Поэт и Гражданин Учить стихи легко Аудио Стих Слушать ОнлайнСкачать

Николай Алексеевич Некрасов Поэт и Гражданин  Учить стихи легко Аудио Стих Слушать Онлайн

Н.А.Некрасов-«Поэт и гражданин»(отрывок)Скачать

Н.А.Некрасов-«Поэт и гражданин»(отрывок)

Стихотворение Н.А. Некрасов "Снежок" (Стихи Русских Поэтов) Аудио Стихи Слушать ОнлайнСкачать

Стихотворение Н.А. Некрасов "Снежок" (Стихи Русских Поэтов) Аудио Стихи Слушать Онлайн

Мороз воевода. Н. А. НекрасовСкачать

Мороз воевода. Н. А. Некрасов

Некрасов Николай - "Ответ"Скачать

Некрасов Николай - "Ответ"

Писатель-сатирик Леонид Треер читает рассказ "Каёдза" (1987)Скачать

Писатель-сатирик Леонид Треер читает рассказ "Каёдза" (1987)

Н. А. Некрасов "Пророк"Скачать

Н. А. Некрасов "Пророк"

Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова. Основные мотивы лирики поэтаСкачать

Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова. Основные мотивы лирики поэта

Лекция о Некрасове: поэт и человекСкачать

Лекция о Некрасове: поэт и человек

Стихотворение Н.А. Некрасов "Славная осень (отрывок из «Железная дорога»)" (Стихи Русских Поэтов)Скачать

Стихотворение Н.А. Некрасов "Славная осень (отрывок из «Железная дорога»)" (Стихи Русских Поэтов)

Некрасов Н.А. Поэма "Русские женщины"Скачать

Некрасов Н.А. Поэма "Русские женщины"
Поделиться или сохранить к себе: