Коммуникация и общение

Коммуникация и общение Полезное
Сравнительный анализ понятий «общение» и «коммуникация», «общение» и «взаимодействие»

Коммуникация и общение

Общение — это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями. Он же характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.

Общение — сложный и весьма многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми. И чаще всего оно включено в практическое взаимодействие людей. Б.Д.

Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.

Определение Б.Д. Парыгина ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельную природу.

Интерес ученых (социологов, психологов, философов и др.) к феномену общения настолько велик, что рассмотрение проблем общения осложняется различием трактовок как самого понятия «общение», так и нахождением его места в иерархии других социально-психологических феноменов, таких как #взаимодействие , #восприятие , #взаимоотношения и др.

Так, А.С. Золотнякова понимала #общение как социально и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы. Для нее общение было коммуникативно-регулятивным процессом, в котором осуществляется передача социальных ценностей с одновременным регулированием их усвоения социальной системой.

В определении общения, прослеживаемого в работах А.А. Бодалева, общение трактуется как средство «паблик рилейшнз», вытекающее из самого определения: «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми».

Авторы сборника «Психологические проблемы социальной регуляции поведения» в общении видят «систему межличностного взаимодействия», ограничивая феномен общения только непосредственным контактом между индивидами. Общение же, как процесс взаимодействия гораздо шире. А.А.

Леонтьев понимает общение «не как интериндивидуальный, а как социальный феномен», субъект которого «следует рассматривать не изолированно.

Социален процесс специфически человеческой деятельности, даже когда он является «деятельностью индивида», это не «индивидуальная деятельность»; вне общественных отношений человеческая деятельность вообще не существует…». В то же время он подходит к общению как к условию «любой деятельности человека». С этой позицией согласны многие авторы.

Так, например, В.Н. Панферов отмечает, что «любая деятельность невозможна без общения». Поддерживая точку зрения на общение как процесс взаимодействия, он подчеркивает, что общение необходимо «для установления взаимодействия, благополучного для процесса деятельности».

В свою очередь «общение как вид деятельности» и «общение как взаимодействие», рассматриваемые А.А. Леонтьевым как вид коллективной деятельности, ближе к позициям Г.М. Андреевой, Л.И. Анциферовой, Л.С. Выготского, который еще в 30-е годы пришел к выводу, что первым видом человеческой деятельности является общение.

Корни общения — в самой материальной жизнедеятельности индивидов, общение же и есть реализация всей системы отношений человека. Здесь особенно важно подчеркнуть ту мысль, что в реальном общении даны не только #межличностные отношения людей, т.е.

выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в ткань общения воплощаются и общественные, т.е. безличные по своей природе отношения.

Таким образом, в социально-психологической литературе сложилась определенная позиция, согласно которой за изначальную точку осмысления и понимания других социально-психологических феноменов как взаимодействие, восприятие (социальная перцепция), взаимоотношения принимается общение.

Содержание
  1. Коммуникация и общение — чем отличаются эти понятия?
  2. Общение – процесс сложный и многоступенчатый
  3. Коммуникация – составная часть процесса общения
  4. Чем же отличаются
  5. Отличия коммуникации от общения
  6. Коммуникация, взаимовосприятие и взаимодействие – части общения
  7. Общение как коммуникация. Сущность коммуникации
  8. Коммуникативная сторона общения
  9. Вербальная информация и ее передача
  10. Что влияет на понимание информации?
  11. Особенности информации
  12. Коммуникация и общение: различия
  13. Сравнение категорий
  14. Коммуникация как вид общения
  15. Коммуникативные системы
  16. Невербальная коммуникация. Оптико-кинетическая знаковая система
  17. Пара- и экстралингвистическая знаковые системы
  18. Проксемика и визуальный контакт
  19. Заключение
  20. Чем общение отличается от коммуникации — таблица
  21. Общение – многосложный процесс
  22. Коммуникация как часть общения
  23. Коммуникация, взаимодействие и взаимовосприятие как составные части общения
  24. Эффективная коммуникация – составляющая полноценного общения
  25. Коммуникация и общение — чем отличаются эти понятия? — Что лучше
  26. Основные понятия: кратко
  27. Общение и коммуникация: сходства и различия
  28. Функция и аспекты
  29. Сторона
  30. Средства
  31. Функция речи
  32. 📺 Видео

Видео:Секреты невербального общения. Разбор на примерах телеведущихСкачать

Секреты невербального общения. Разбор на примерах телеведущих

Коммуникация и общение — чем отличаются эти понятия?

Коммуникация и общение

Любой из членов человеческого общества взаимодействует с другими на двух уровнях: социальной жизни (полезной для всего общества, открытой по принципу «доступно всем») и жизни личной, которая выстраивается в зависимости от индивидуальных потребностей человека в общении.

Первый, социальный, уровень взаимодействия отличает тот факт, что общение на нем присутствует вне зависимости от желания индивидуума.

От нормального функционирования этой системы зависит поддержание общественного порядка и привычного для всех мироустройства.

Каждый человек вносит посильный вклад в работу системы, являясь потребителем или поставщиком услуг либо товаров, поддерживая институты правопорядка, медицины и образования.

https://www.youtube.com/watch?v=wQmz-zT09IU

Таким образом, общение – неотъемлемая часть социальной жизни любого человека. Термин «коммуникация» не совсем тождественен вышеописанному процессу. Вот почему стоит разобраться, чем же отличаются общение и коммуникация.

Общение – процесс сложный и многоступенчатый

Повседневное общение большинство людей воспринимают как нечто само собой разумеющееся, не подлежащее разделению на составные части. К примеру, попросив кого-то из домашних за завтраком подвинуть ближе кофейник, большинство людей свои действия не анализируют.

Психологи, напротив, дают процессу общения характеристику, выделяя основные его аспекты и составляющие. Общение разделяется на две области: объективную и субъективную.

Первая находит свое выражение в таких сильных связях, как зависимость и созависимость, подчинение и стремление контролировать, взаимовыручка и кооперативность.

Субъективная область общения – это не поддающиеся структуризации межличностные отношения участников процесса. Объективная и субъективная области общения непрерывно влияют друг на друга.

Общение – непростой процесс поддержания и налаживания социальных и межличностных контактов – происходит за счет коммуникации, восприятия собеседника и взаимодействия с ним.

Коммуникация – составная часть процесса общения

Коммуникация – это процесс обмена информацией, являющийся неотъемлемой частью общения. Таким образом, коммуникация не тождественна не только общению, но и другим составляющим данного процесса. Важно уяснить, чем именно они различаются.

Чем же отличаются

  1. Коммуникация и взаимодействие? Коммуникация – акт чисто теоретический, она не предполагает действий либо поступков для изменения взглядов оппонента либо мотивировки его на определенного рода активность.

  2. Коммуникация и взаимовосприятие? Коммуникация не включает индивидуальных ощущений субъекта общения.

    Однако изложенная с ее помощью информация может повлиять на процесс взаимовосприятия оппонентов, а коннотативная окраска и способы коммуникации могут претерпевать изменения в зависимости от восприятия друг друга субъектами общения.

Для успеха процесса коммуникации, который должен привести к оптимизации деятельности группы субъектов общения, все без исключения участники процесса должны использовать один ряд понятий и символов, быть заинтересованными во взаимодействии, и, кроме того, сосредоточенными на усвоении и принятии передаваемой информации.

Коммуникация осуществляется за счет следующих средств:

  • Письменная речь.
  • Устная речь.
  • Невербальные сигналы.

Отличия коммуникации от общения

Коммуникация – важная, но далеко не единственная составляющая общения.

Этот несомненно многогранный процесс приема и передачи информации не затрагивает сложных межличностных связей, непрерывно возникающих между субъектами общения.

Также коммуникация не затрагивает образное мышление, которым пользуются все без исключения люди, общаясь друг с другом. И, в третьих, в нее не включены аспекты межличностного взаимодействия между людьми.

Коммуникация оптимизирует совместную деятельность общающейся группы, не являясь при этом деятельностью. Поступки не имеют никакого отношения к процессу обмена информацией, они лишь могут являться его последствиями. Обычно поэтому эффективное коммуницирование достигается в разы проще, чем успешное выполнение других стадий общения.

Для лучшего обмена информацией и идеями люди придумали множество инструментов: единый для всей группы язык и диалект, специализированные термины и понятия, ясные для каждого члена группы невербальные знаки и символы.

Эти средства приняты и закреплены в общении отдельно взятой группы людей, которых связывает один или несколько аспектов жизни (работа, национальность, хобби, идеи и так далее).

Это могут быть, к примеру, друзья, члены одной семьи, спортивная команда, граждане одной страны, носители конкретного языка.

Деление не всегда зависит от территории либо времени: своя система знаков может быть частью жизни, например, представителей одной субкультуры (панки, скинхеды, готы и так далее).

Коммуникация, взаимовосприятие и взаимодействие – части общения

Чтобы раз и навсегда выяснить, в чем отличия коммуникации и общения, следует сравнить характеристики трех вышеназванных процессов и возможные объекты их приложения.

Итак, коммуникация, как уже говорилось выше, преследует одну цель – обмен информацией. Успешно коммуницировать можно не только с человеком, но и с так называемым иллюзорным партнером (к примеру, животным, которое до определенной степени понимает человеческий язык) либо неживым объектом (книгой, компьютером).

Взаимодействие переводит процесс общения из теоретической плоскости в практическую. Это есть ни что иное, как совершение действий во имя общей цели, направленных на активность, выгодную для всех членов группы. Потенциальным объектом здесь уже не может выступать животное. Остаются человек либо неживой объект.

https://www.youtube.com/watch?v=F6mo-MPveCI

Взаимовосприятие подключает к процессу общения личностную составляющую. Это взаимное влияние на психологическое состояние субъектов общения, а также формирование личностного восприятия других членов группы. Данная составляющая общения доступна только парам «человек — человек».

Видео:КОММУНИКАЦИЯ: лучший универсальный способ- НЕНАСИЛЬСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕСкачать

КОММУНИКАЦИЯ: лучший универсальный способ- НЕНАСИЛЬСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ

Общение как коммуникация. Сущность коммуникации

Коммуникация и общение

Общение – это в первую очередь коммуникация, другими словами, обмен сведениями, значимыми для участников процесса. Коммуникация должна способствовать достижению определенных целей, быть эффективной. В данной статье рассмотрим категории информации, коммуникации, общения. Изучим их сущность, значение в современной жизни и иные не менее существенные аспекты.

Коммуникативная сторона общения

Развитие познавательных способностей младших школьников, ФГОС: формирование, основы воспитания, цели и задачи

Общение как коммуникация представляет собой взаимный обмен сведениями между собеседниками, передачу и прием знаний, точек зрения и чувств.

Следует обратить внимание, что информация в процессе общения не просто передается от одного лица к другому (человек, который передает сведения, именуется коммуникатором, а получающая сторона – реципиентом) – осуществляется именно обмен.

Он может быть реализован как на речевом (вербальном), так и на неречевом (невербальном) уровне.

Вербальная информация и ее передача

Жижа — это… Значение слова

Вербальная коммуникация (общение) предполагает использование человеческой речи в качестве средства передачи сведений. Зачастую в обществе можно столкнуться с мнением, что речь способна скрыть истинную сущность человека.

С другой стороны, именно она может демонстрировать ее, без всяких принципов и вопреки воле говорящего. Стоит отметить, что речевое общение (речевая коммуникация) играет важнейшую роль в общественной жизни.

Дело в том, что эффективность категории, как правило, связывается с коммуникативным аспектом.

Ключевой целью обмена сведениями выступает выработка одной точки зрения между общающимися людьми, достижение согласия относительно определенных проблем и ситуаций. При этом важнейшую роль играет правильное понимание информации. Именно поэтому умение грамотно выражать собственные мысли, а также умение слушать – это неотъемлемые составляющие общения как коммуникации.

Что влияет на понимание информации?

Река Косьва Приморского края: описание, уровень воды и фото

На понимание сообщений, поступающих к реципиенту со стороны коммуникатора, существенное влияние оказывает их содержание и форма.

Они в первую очередь зависят от отношения говорящего к слушающему, его личностных характеристик, а также от конкретной ситуации, в условиях которой протекает процесс общения (коммуникации).

К примеру, ваш разговор с лучшим другом так или иначе будет отличаться от общения с клиентами или преподавателями. Помимо этого, при коммуникации должны учитываться определенные ценности собеседника.

Делом в том, что в процессе рассмотрения мира посредством собственного «видения» следует не забывать о том, что партнер видит, слышит и размышляет несколько иначе. Кстати, именно отсюда возникает непонимание между взрослыми и детьми. Окружающим обстоятельствам и предметам они придают абсолютно разное значение.

Особенности информации

Технология общения и коммуникации предполагает, что посланное сообщение может быть изменено в результате влияния характеристик личности реципиента, а также его отношения к говорящему, конкретной ситуации и содержания общения. Стоит иметь в виду, что любая информация проходит своеобразный фильтр «доверия – недоверия».

Именно поэтому зачастую истинные сведения могут показаться неприятными, а ложные – приятными. В большей мере человек доверяет информации, которая получена от близких людей, в меньшей – от дальних знакомых или незнакомцев.

Зачастую в процессе общения как коммуникации человек сталкивается с тем, что его побуждения и слова неправильным образом воспринимаются собеседником, иными словами, «не доходят» до него. Действительно, на пути передачи сведений могут возникнуть некоторые препятствия и затруднения.

В данном случае речь идет о коммуникативных барьерах, которые классифицируются на барьеры отношения, барьеры непонимания и барьеры социально-культурного различия.

Коммуникация и общение: различия

Сегодня общение, будучи достаточно распространенным понятием, по-разному воспринимается философами, психологами, творческими личностями и другими людьми, которых не особо волнует вопрос содержания категории, когда они разговаривают по телефону или дискуссируют на ту или иную тему. Многие считают, что общение и коммуникация – это одна и та же категория. Так ли это на самом деле?

Под общением следует понимать многоплановый процесс психической, интеллектуальной и речевой деятельности, которая направлена в первую очередь на формирование и дальнейшее развитие контактов.

Коммуникация – не что иное, как совокупность речевых и неречевых операций, результатом произведения которых служит обмен сведениями на уровне межличностного взаимодействия.

Итак, в понятиях «общение» и «коммуникация» различия все-таки есть.

Сравнение категорий

Как пишется «лучшая»: правописание слова

https://www.youtube.com/watch?v=j2OMkUrGuGM

Важнейшем свойством общения является универсальность, способность грамотно соединять существующие на сегодняшний день разновидности отношений между людьми, которые служат инструментом для удовлетворения потребности в совместной работе и дают возможность каждому человеку посредством категории взаимопонимания рассматривать себя как уникальную личность. Сюда прежде всего относятся коммуникация (вид общения, который считается основным), взаимодействие между участниками процесса общения и их прямое восприятие друг друга как партнеров, развивающих диалог.

Коммуникация как вид общения

Коммуникация, будучи одной из разновидностей общения, наделена важнейшими функциями. Сюда входит речевая деятельность человека, тактильные и визуальные способны восприятия им сведений через мимику, жесты, интонации и позы. Названный вид общения, коммуникация, и речь тесно связаны между собой.

Дело в том, что в процессе коммуникативного общения человек слушает и говорит. Кроме того, он выражает собственное отношение к собеседнику и содержанию речи. Человек может улыбаться или злиться, подчеркивать важность сказанного посредством легкого касания руки партнера или «бросаться» фразами в ироничном тоне.

Он может несколько откинуться, чтобы продемонстрировать недоверие к словам собеседника, или совершить целый ряд других действий. Общение и средства коммуникации дополняют друг друга, ведь вербальный контакт в настоящее время практически невозможен без невербальной информации.

Следует иметь в виду, что лишь в такой форме он превращается в основу общения.

Коммуникативные системы

Коммуникация и все сопутствующие ей процессы имеют тесную взаимосвязь со знаковыми системами.

К ним целесообразно отнести числовые символы, условные обозначения, алфавит, дорожные знаки, а также звуковые и цветовые сигналы.

Стоит заметить, что применение этих символов способствует установлению дистанционного общения, если непосредственный контакт между участниками считается невозможным.

Общение как коммуникация и форма отношений межличностного плана сочетает в себе перцептивные и интерактивные функции с коммуникативными. Если коммуникация связана с обменом сведениями между людьми, то перцептивная сторона отвечает за их восприятие друг друга, а интерактивная предполагает организацию взаимодействия между ними в соответствии с типом делового, личного или официального общения.

Невербальная коммуникация. Оптико-кинетическая знаковая система

Как выяснилось, обмен сведениями осуществляется не только через речь, но и через иные знаковые системы, которые в комплексе формируют средства невербальной коммуникации.

Для начала рассмотрим оптико-кинетическую систему, подразумевающую использование пантомимики, жестов и мимики. Стоит отметить, что в классической литературе можно отыскать более 20 000 характеристик выражения лица. Например, Л. Н.

Толстой в известном романе «Война и мир» отобразил 93 разных описаний улыбки.

При попытке создать внутреннюю классификацию оптико-кинетической знаковой системы выяснилось, что актуально использование принципа, аналогичного общему. Так, лицо делится на три части посредством горизонтальных линий: лоб и глаза, нос и область носа, подбородок и рот.

Далее обозначается 6 ключевых эмоций, которые наиболее часто используются при помощи средств мимики: удивление, страх, грусть, гнев, радость и отвращение.

Следует знать, что установка эмоции в соответствии «с зоной» позволяет фиксировать мимические движения более или менее определенно.

Жесты и позы, которые применяет человек при общении, оказывают достаточно серьезное воздействие на собеседника.

К примеру защитные жесты (скрещенные на груди руки; сжатые кулаки; ладони, прикрывающие лицо) предполагают усиление чувства закрытости собеседника, а соответственно, ухудшают контакт.

Наоборот, улыбающееся лицо и открытые ладони бессознательным образом снимают чувство напряжения даже у человека, с которым вы находитесь в весьма натянутых отношениях.

Пара- и экстралингвистическая знаковые системы

Под паралингвистикой следует понимать систему вокализации, иными словами, качество голоса, его тональность, диапазон. Так, гнев сопровождается повышением высоты и силы голоса, а также увеличением звуковой резкости.

Печать подразумевает спад высоты, звонкости и силы голоса. Экстралингвистику рассматривают как включение в речь различного рода вкраплений, например, пауз, плача, покашливания, смеха.

Сюда относится и непосредственный темп речи.

Проксемика и визуальный контакт

Проксемика – не что иное, как организация времени и пространства в процессе коммуникации. Рассмотрим, к примеру, нормы приближения человека к собеседнику, свойственные для американской культуры (в сантиметрах):

  • От 0 до 45 – интимное расстояние.
  • От 45 до 120 – персональное расстояние.
  • От 120 до 400 – социальное расстояние.
  • От 400 до 750 – публичное расстояние.

Члены команды должны находиться справа от лидера.

https://www.youtube.com/watch?v=Pn_ybJjvYsku0026list=PLvcGCX3G3LN4HuNg7hN24O2Yc-b11ca0o

Кроме того, у каждого человека есть своя «зона личного пространства», которую можно осознать интуитивным образом. Как правило, она варьируется от 40 до 50 сантиметров. Если данную зону пересекает несимпатичный или незнакомый человек, то появляется стихийное раздражение.

Однако в отношении симпатичных людей стоит ожидать противоположной реакции. Посредством изменения физической дистанции можно даже управлять состоянием собеседника. Следует знать, что у женщин эта дистанция в некоторой степени больше, чем у мужской части населения.

Именно поэтому дамы более болезненно реагируют на ее сокращение.

Под визуальным контактом следует понимать длительность взглядов, частоту обмена ими, смену динамики и тактики взглядов или их избегание.

К примеру, исследователи показали, что у женщины, которая смотрит на любимого человека, расширяются зрачки глаз.

Несомненно, это делает ее лицо более привлекательным по сравнению с лицом в ситуации, когда она посмотрим на неприятного ей или незнакомого человека.

Заключение

Итак, мы полноценным образом рассмотрели категорию общения и сущность коммуникации как основной ее разновидности. Помимо этого, разобрали невербальные средства общения.

Стоит отметить, что их совокупность в настоящее время призвана реализовывать целый ряд функций, среди которых — репрезентация эмоциональных состояний собеседников, замещение речи, а также ее дополнение. Необходимо помнить, что категории общения и коммуникации – не одно и то же.

Коммуникация – это вид общения или межличностного взаимодействия. Соответствующие процессы связаны с речевой деятельностью и системами знаков.

Важно заметить, что в общении сочетаются интерактивные и перцептивные функции с коммуникативными. В коммуникации важным моментом считается получение и оценка сведений, включая способ их подачи. В общении важны и содержание, и эмоциональный фон. Об этом следует не только помнить, но и активно применять эти сведения в практической деятельности.

Видео:5 правил эффективной коммуникации | Радислав ГандапасСкачать

5 правил эффективной коммуникации | Радислав Гандапас

Чем общение отличается от коммуникации — таблица

Коммуникация и общение

Постоянные взаимодействия между членами общества обуславливаются на двух уровнях.

С одной стороны, это социальная жизнь – то есть жизнь, полезная для общества, с другой стороны – личная жизнь, которую человек выстраивает произвольно в зависимости от своих индивидуальных потребностей в общении.

То есть, на первом – социальном – уровне мы все взаимодействуем между собой, вне зависимости от того, хотелось бы нам того или нет.

На этом уровне обеспечивается поддержание общественного устройства и порядка, каждый член общества вносит свой вклад в функционирование этой отлаженной системы, являясь одновременно и потребителем товаров и услуг, и производителем, а также поддерживает институты медицины, образования и правопорядка. Поэтому общение – неотъемлемая часть жизни человека, как социального организма. Многие путают коммуникации и общение. Отличия, между тем, довольно существенны.

Общение – многосложный процесс

В повседневной жизни мы воспринимаем общение как само собой разумеющееся, и не разделяем его на составные части. Мы не задумываемся, например, о своих действиях, когда утром за завтраком просим кого-нибудь поставить поближе сахарницу.

Однако с точки зрения психологии общению можно дать определенную характеристику и выделить основные аспекты. Здесь существуют две разные области – объективная и субъективная. Объективная область общения выражается в фактических связях, таких, как зависимость, подчинение, кооперативность, взаимовыручка.

Субъективная область выражается в личностных отношениях участников друг к другу. При этом объективная и субъективная области находятся под непрестанным взаимным влиянием.

Общение, как сложный процесс налаживания и поддержания контактов между людьми, осуществляется путем коммуникации, взаимодействия, и взаимовосприятия, и нужно понимать, чем общение отличается от коммуникации.

Коммуникация как часть общения

Коммуникация, как один из аспектов общения, являет собой процесс обмена информацией. Важно усвоить не только чем общение отличается от коммуникации, но и разницу между коммуникацией и другими составляющими общения.

В отличие от взаимодействия, она несет чисто теоретический характер, без практических действий и поступков, влияя на взгляды оппонента и мотивируя его к определенной активности.

И, в отличие от взаимовосприятия, она не включает в себя субъективных ощущений индивида, хотя может влиять на взаимовосприятие, а также способ и окраска коммуницирования могут изменяться в зависимости от взаимовосприятия. Можно сказать, что коммуницирование – это способ непосредственного влияния людей друг на друга.

Важно понимать, что здесь имеется в виду именно процесс взаимного обмена информацией, который ведет к оптимизации совместной деятельности. Для успешного коммуницирования все участники должны иметь общий свод символов и понятий, быть взаимозаинтересованными, а также сосредоточенными на усвоении и принятии информации. К средствам коммуникации можно отнести устную и письменную речь, невербальное взаимодействие.

https://www.youtube.com/watch?v=wtO6FtXleFEu0026list=PLvcGCX3G3LN4HuNg7hN24O2Yc-b11ca0o

Чем общение отличается от коммуникации? Коммуникация является всего лишь одной из составляющих многогранного процесса общения. Несмотря на то что она является двусторонним механизмом передачи и принятия информации, она не может описать сложных личностных связей, возникающих между людьми.

Коммуникация непосредственно не выражает образность мысли, которая возникает в голове человека относительно своего собеседника. А также она не включает в себя другие проявления человеческого взаимодействия. Оптимизируя совместную деятельность, сама она деятельностью не является, и все поступки выходят за рамки коммуникации.

По этой причине, как правило, достичь эффективного коммуницирования намного проще, чем преуспеть в остальных аспектах – для осуществления качественного обмена информацией и идеями существует множество различных инструментов.

Чтобы достоверно сообщать о своих намерениях, передавать данные, задавать вопросы, люди пользуются едиными языком, специфическими понятиями, понятными жестами и символами.

Вне зависимости от того, чем общение отличается от коммуникации, это все средства, общепринятые среди конкретной группы лиц, размер которой может быть абсолютно любой – неважно, это два человека, одна семья, спортивная команда, служащие офиса, работники одной сферы, граждане одного государства, носители одного языка, или все люди в мире. Это деление может также не зависеть от временных или территориальных рамок, своя система знаков и выражений может существовать в пределах, скажем, определенной субкультуры.

Коммуникация, взаимодействие и взаимовосприятие как составные части общения

Чтобы понять, чем общение отличается от коммуникации, в чем разница между коммуникацией и другими составляющими общения, нужно рассмотреть еще один важный момент.

Коммуникация, в отличие от полноценного общения, может осуществляться с иллюзорным партнером, например, с животным.

Все мы знаем, что животные поддаются дрессировке. Кроме того, учеными доказано, что многие виды животных понимают человеческую речь и, более того, реагируют на нее сообразно ситуации.

Она возможна даже с неживым объектом, таким, как компьютер, или другой оперативно-вычислительный прибор.

Наглядно показывая, чем общение отличается от коммуникации, таблица приводит для сравнения характеристики различных составляющих общения и их относительность касательно потенциального объекта.

Общение
Составляющая общенияХарактеристикаПотенциальный объект
КоммуникацияОбмен информациейЧеловек, иллюзорный партнер, неживой объект
ВзаимодействиеСовершение действий, направленных на общую активностьЧеловек, иллюзорный партнер
ВзаимовосприятиеФормирование субъективного восприятия и взаимное психологическое влияниеЧеловек

Эффективная коммуникация – составляющая полноценного общения

Эффективность коммуникации складывается из нескольких факторов, степень значения которых нельзя определить однозначно, вследствие индивидуальных особенностей разных людей.

На успешность обмена информацией оказывают воздействие доступность и понятность информации, ее ценность, и, как правило, уникальность, а также авторитетность говорящего и персональные симпатии или антипатии.

Отличие общения от коммуникации в том, что при полноценном общении происходит не только передача и усвоение определенных посланий, но также деятельность направлена на формирование восприятия одного человека другим, на выстраивание межличностных мостов и на всестороннее развитие отношений.

Видео:Соблюдай эти 7 правил общения, чтобы нравиться людям. Эффективная коммуникацияСкачать

Соблюдай эти 7 правил общения, чтобы нравиться людям. Эффективная коммуникация

Коммуникация и общение — чем отличаются эти понятия? — Что лучше

Коммуникация и общение

Важной составляющей совместной деятельности является информационный обмен между субъектами.

Коммуникативное общение осуществляется при помощи различных средств и приемов.

Об этических принципах общения вы можете узнать из нашей статьи.

Основные понятия: кратко

  • Общение представляет собой сложный, многоуровневый процесс социального взаимодействия между людьми, группами.
  • Информационно-коммуникативная функция общения заключается в установлении взаимопонимания, взаимосвязи между субъектами совместной деятельности.

  • Процесс общения включает коммуникативную составляющую (обмен информацией), интеракцию (непосредственную деятельность), перцепцию (восприятие, познание оппонента).
  • Коммуникация — это активное взаимодействие, во время которого происходит обмен информацией.

  • Ее успешность зависит от того, насколько транслируемые одним собеседником сведения достоверно и объективно воспринимаются вторым собеседником.

Общение и коммуникация: сходства и различия

Чем общение отличается от коммуникации? Оба процесса являются формами взаимодействия между людьми, необходимыми для построения межличностных, деловых отношений.

При этом существует ряд отличий, которые не позволяют объединять понятия в один общий процесс:

ОбщениеКоммуникация
Взаимный обмен информацией между равноправными субъектами.Направленность информации от субъекта (источника сведений) к объекту (слушателю).
Организация взаимодействия может происходить спонтанно, без наличия конкретной цели.Всегда присутствует конкретная цель как минимум у одного из оппонентов.
Возникают сложные ответные реакции, эмоции, личные симпатии и антипатии.Отсутствуют сложные эмоциональные реакции, личностные связи между людьми.

Общение как коммуникативный процесс представляет собой взаимодействие между людьми, обеспечивающее информационный обмен.

Оно состоит из пяти последовательных компонентов, каждый из которых выполняет определенную функцию:

  1. Источник сведений. Это субъект взаимодействия, который располагает информацией и готов ею поделиться.
  2. Передатчик. Он преобразует транслируемые данные в сигналы, передаваемые по каналу связи (как правило, это речь — устная или письменная).
  3. Канал связи. Путь, по которому информация доходит от субъекта к объекту (личный контакт, письмо, сообщение, газетная статья и т.д.).
  4. Приемник. Он декодирует сигналы и переводит их в сообщение (зрение, слух, мышление).
  5. Получатель. Индивид, которому предназначено сообщение.

Таким образом, коммуникативное общение возможно только при наличии определенных средств построения взаимодействия и готовности сторон участвовать в процессе отправки и приема информации.

Функция и аспекты

  1. Функция заключается в передаче данных между людьми.
  2. Общение как обмен информацией дает возможность делиться различными идеями, мыслями, открытиями, представлениями, чувствами и эмоциями.

  3. В зависимости от открытости и готовности индивида принимать те сведения, которые поступают к нему от его собеседника, зависит эффективность коммуникации, ее продуктивность.

Так, информация может быть принята и понята лишь частично, поверхностно.

Часто происходит полная потеря изначального смысла транслируемых сведений.

https://www.youtube.com/watch?v=gM69Tgx_Bp4

Это связано с тем, что у каждого человека есть своя система ценностей, взглядов и убеждений. Соответственно, одни и те же понятия вызывают разные ассоциации и представления.

Когда субъект и объект коммуникации находятся на разных уровнях развития (интеллектуального, духовного, эмоционального) рассчитывать на полноценный обмен информацией не следует.

Если же исходящие от субъекта сведения не только принимаются, но в полной мере осознаются и разделяются объектом, происходит полноценная коммуникация. Ключевые аспекты процесса:

  1. Выравнивание имеющихся у индивидов различий ввиду их разной информированности о предмете обсуждения.
  2. Передача и принятие значений. Происходит непосредственно процесс информирования, обучения и т.д.
  3. Стремление понять собеседника. Оппоненты прилагают усилия для того, чтобы уровень передачи информации был максимально высок. Субъект старается ее представить в ключе, понятном для объекта. А объект, в свою очередь, прилагает усилия для объективной оценки полученных сведений и их осмысления.
  4. Оценка полученных результатов. Судить о продуктивности коммуникации можно по тому, к каким результатам пришли стороны. Позитивные варианты — это компромисс, согласие, принятие. Негативное развитие событий подразумевает наличие непонимания, несогласия, отрицания.

Общение как коммуникативная деятельность требует определенных умений. Наибольшего успеха в обществе добиваются люди, умеющие грамотно общаться с окружающими.

В каждой социальной сфере, группе существуют свои правила общения и поведения. Более того, каждый человек требует индивидуального подхода в зависимости от его возраста, темперамента, статуса и т.д.

  • Эффективность коммуникативного общения напрямую зависит от личных качеств и имеющегося опыта.
  • Навыки ведения грамотного информационного обмена можно осваивать на практике и постоянно совершенствовать.
  • В чем это выражается? В повседневной жизни и в бизнесе наиболее актуальны следующие навыки коммуникации:
  • умение выражать заинтересованность темой разговора;
  • умение слушать собеседника, не перебивая его;
  • избегание ненужных споров, возражений, оценочных суждений;
  • стремление к обсуждению позитивных тем и игнорированию любых негативных аспектов в любом разговоре;
  • избегание категоричности (мягкость тона и готовность пересмотреть свою позицию);
  • обширный словарный запас;
  • деликатность и воспитанность;
  • лаконичность;
  • структурированность речи;
  • демонстрация интереса к мнению оппонента по обсуждаемой теме;
  • избегание упреков, обвинений, критики;
  • ненавязчивое использование комплиментов, благодарности, похвалы.

Стили коммуникативного общения:

  1. Ритуальный. Этот стиль напрямую зависит от той культурной среды, в которой люди существуют. Так, в западном обществе принято при встрече задавать ни к чему не обязывающий вопрос о состоянии дел в жизни («Как дела?») и получать ожидаемый поверхностный ответ («Все нормально»). При этом реальное положение вещей никого не интересует. В нашей стране люди при встрече начинают подробно и красочно описывать все события последнего периода их жизни и в ответ с удовольствием слушают не менее эмоциональное повествование собеседника о его жизни. Соответственно, встретившиеся представители разных культур попросту не смогут принять и понять ритуалы друг друга.
  2. Императивный. Авторитарное взаимодействие, при котором занимающий главенствующее положение субъект оказывает влияние на объект, находящийся в состоянии подчинения. В качестве средств связи используются различные предписания, приказы, распоряжения.

    Подобный стиль коммуникации распространен в армии, в организациях со строгой системой иерархии.

  3. Манипулятивный. Цель субъекта коммуникации заключается в том, чтобы добиться подчинения объекта своей воле. Причем влияние оказывается завуалированно, чтобы человек не смог понять, что им в данный момент манипулируют. Такой стиль коммуникации губителен для обеих сторон, поскольку основной целью становится не обмен информацией, а преследование личных мотивов. Как правило, манипуляторы настолько вживаются в свою роль, что начинают проявлять подобное поведение во всех сферах своей жизни.
  4. Гуманистический. Это наиболее эффективный стиль, при котором наблюдается полное взаимопонимание между сторонами. Субъект и объект обладают одинаковыми правами, в результате чего информация воспринимается максимально открыто и эффективно.

Сторона

  1. Что предполагает коммуникативная сторона общения?
  2. Коммуникация представляет собой не просто перемещение информации, а взаимный обмен.

  3. Общий смысл вырабатывается, когда сведения не только принимаются, но и осмысливаются.

Соответственно, коммуникация становится возможной, когда источник сведений и их получатель обладают схожей системой кодирования и декодирования. Иными словами, они должны общаться на «одном языке».

Часто построить взаимодействие мешают коммуникативные барьеры. Например, взрослый человек не может объяснить двухлетнему ребенку вопрос, который находится за пределами понимания ребенка.

https://www.youtube.com/watch?v=4SO_gA2BRUw

Это объясняется наличием возрастного барьера, из-за которого у субъекта и объекта взаимодействия значительно отличаются уровни интеллектуального развития.

Также ученый не сможет доступно донести информацию по научному вопросу до спортсмена, поскольку у них разные уровни знаний о предмете обсуждения.

Средства

Средства коммуникации в психологии делят на две основные группы:

  1. Вербальные. Знаковой системой, при помощи которой передается информация, является речь. Это универсальное средство коммуникации. Во время речевого общения смысл передаваемых от субъекта объекту сведений усваивается лучше всего. При помощи речи коммуникатор (говорящий) кодирует информацию, а реципиент (слушатель) ее декодирует.
  2. Невербальные. Часто значение слов, произнесенных говорящим человеком, варьируется в зависимости от его невербальных сигналов (жестикуляция, мимика, тональность голоса, взгляд, поза, паузы и т.д.). То есть, важно не то, что человек говорит, но и то, как он говорит.

Функция речи

Речь — форма общения людей между собой при помощи языковых конструкций, создаваемых по определенным правилам.

Это основной способ взаимодействия, который позволяет максимально эффективно обмениваться мыслями, идеями, взглядами, знаниями.

В речевом общении участвуют два субъекта — создающий речевое высказывание и принимающий его. Это активное, целенаправленное взаимодействие, обусловленное конкретной ситуацией.

Виды речевой деятельности:

  • говорение;
  • слушание,
  • письмо,
  • чтение.

Более эмоционально окрашенной является устная речь. Во время устного общения люди могут не только получать конкретную информацию, но и вступать в невербальный контакт с собеседником.

Соответственно, появляется дополнительная возможность получения данных, субъективной оценки ситуации. Устная речь делится на монологическую, диалогическую и групповую.

Монолог применятся в ситуациях, когда требуется целенаправленно передать информацию. В этом случае конкретное лицо при помощи связного повествования сообщает о каких-либо фактах, явлениях, событиях.

Диалог представляет собой разговор двух или более человек, состоящий из отдельных реплик.

Это могут быть чередующиеся обращения или беседа.

Под групповой речью понимается коллективное взаимодействие, во время которого применяются монологи и диалоги. Активно используется при проведении общественных, культурно-массовых мероприятий.

  • Письменная речь позволяет получить информацию, но не дает представления о реальном настроении и намерениях подготовившего сообщение субъекта.
  • Во время чтения текста, человек непроизвольно рисует в воображении собственные образы и впечатления, которые ассоциируются у него с написанным.
  • Тем не менее, при отсутствии возможности организации устной беседы именно переписка является единственным способом коммуникации.

Таким образом, коммуникативное общение обеспечивает информационный обмен между людьми. Передача сведений происходит при помощи вербальных, невербальных средств коммуникации.

📺 Видео

🗣 5 секретов эффективной коммуникации. Как общаться, чтобы нравиться людям. Психология общения. 18+Скачать

🗣 5 секретов эффективной коммуникации. Как общаться, чтобы нравиться людям.  Психология общения. 18+

21 Психология общенияСкачать

21 Психология общения

Как Улучшить Общение с Людьми | Курс Дружжжище (Урок 8)Скачать

Как Улучшить Общение с Людьми | Курс Дружжжище (Урок 8)

Как эффективно общаться с людьми. Дейл Карнеги. [Аудиокнига]Скачать

Как эффективно общаться с людьми. Дейл Карнеги. [Аудиокнига]

Как нам правильно общаться? - Жака ФрескоСкачать

Как нам правильно общаться? - Жака Фреско

Отношения: виды, различия. Основы коммуникации. Стань мастером построения любых отношений!Скачать

Отношения: виды, различия. Основы коммуникации. Стань мастером построения любых отношений!

Как Улучшить Свои Разговоры (Социальные Навыки)Скачать

Как Улучшить Свои Разговоры (Социальные Навыки)

Пример эффективной коммуникацииСкачать

Пример эффективной коммуникации

Искусство коммуникацииСкачать

Искусство коммуникации

3 правила, которые сделают тебя МАСТЕРОМ общенияСкачать

3 правила, которые сделают тебя МАСТЕРОМ общения

КАК СТАТЬ МАСТЕРОМ ОБЩЕНИЯ | 5 советов для развития коммуникативных навыковСкачать

КАК СТАТЬ МАСТЕРОМ ОБЩЕНИЯ | 5 советов для развития коммуникативных навыков

Важные правила общения с людьми, А.В. КурпатовСкачать

Важные правила общения с людьми, А.В. Курпатов

Психология общения! Наглядный пример. ))Скачать

Психология общения! Наглядный пример. ))

На вас НИКОГДА не повысят голос, если делать ЭТО! #общение #коммуникация #коучСкачать

На вас НИКОГДА не повысят голос, если делать ЭТО! #общение #коммуникация #коуч
Поделиться или сохранить к себе: