Э фромм

Э фромм Полезное
Эрих Фромм

Э фромм
Эрих Фромм (1900 – 1980) – немецко-американский психолог, представитель неофрейдизма. Развивая учение Зигмунда Фрейда, он, однако, сдвинул акцент в исследованиях с биологических явлений на социальные и попытался использовать психоанализ для решения социальных и этических проблем.

Эрих Фромм происходил из семьи ортодоксальных иудеев.

Родился он во Франкфурте-на-Майне, где первое время учился в школе. Он посещал национальную еврейскую школу, в которой, однако, помимо традиционных религиозных дисциплин преподавались и все предметы стандартной школьной программы. Это позволило ему после окончания школы поступить в Гейдельбергский университет, где он изучал философию, психологию и социологию.

В дальнейшем Эрих Фромм учился и в других университетах.

В Берлинском психоаналитическом институте Эрих Фромм, помимо прочего, познакомился и с Карен Хорни – американским психологом, которая помогла ему впоследствии переселиться в США и стать там профессором.

В 1925 году он закончил основное обучение и открыл частную практику как психоаналитик. Этим он занимался более тридцати лет; его частная практика помогла ему собрать большой фактический материал для собственных исследований.

Когда в 1933 году к власти в Германии пришёл Гитлер Эрих Фромм переехал вначале в Швейцарию, а затем в США. Там он преподавал в Колумбийском университете, а также начал писать работы на английском языке.

Супругу Эрих Фромм нашёл «среди своих»: ею стала Фрида Райхман, сестра жены друга и соплеменника психолога – израильского писателя Шмуля Агнона.

Философия психоаналитика

Эрих Фромм считал себя верным последователем идей Зигмунда Фрейда.

Однако, по его мнению, классический фрейдизм следовало развивать дальше, поскольку он открыл многие тайны сущности человека и его психики, но не давал ответа на вопросы о том, каким человек должен быть и как ему нужно поступать. С помощью теории Фрейда Эрих Фромм попытался исследовать социальную и политическую жизнь людей.

Фромм утверждал, что человеческие страхи, влечения, желания являются не продуктами внутреннего развития человека, а следствиями воздействия культуры.

По его мнению, человеку изначально не свойственны стремления повелевать и подчиняться, дружелюбие и враждебность, созидательность и разрушительность, гордыня, тяга к развлечениям, любовь к чувственным наслаждениям или страх перед ними и другие проявления психики; всё это, считал Фромм, является реакциями на определённые жизненные условия.

Главной темой исследований Эриха Фромма является, так сказать, проблема отчуждения индивида от общества. Фромм соединил фрейдизм с марксизмом и попытался дать глубинную характеристику и критику человека эпохи капитализма.

Стремление человека к индивидуальности при капитализме приводит к чувству одиночества и беспомощности. В этом кроются многие психологические проблемы людей; в этом, как считал Фромм, состоят даже причины многих неврозов. Их сущностью является борьба внутренней зависимости и стремления к свободе.

Эрих Фромм разделяет две «совести». Одна – внешняя, сформированная навязанными извне установками: воспитанием, государственной пропагандой, религиозным учением и др.

Вторая – внутренняя, являющаяся внутренним голосом самого человека независимо от внешних обстоятельств.

Задача человека – следовать как раз «внутренней совести», реализовывать свой собственный потенциал, а не подстраиваться под некие внешние стандарты; только тогда человек обретёт подлинную свободу и счастье.

В этом заключается предложенный психологом гуманистический психоанализ.

Если большинство бытовавших тогда методов психотерапии основывались на приспособлении пациента к существующей реальности, экономической и социальной системе и господствующей культуре, то гуманистическое направление должно иметь целью раскрытие собственных возможностей личности, реализацию его собственного потенциала. Психотерапевт поэтому должен быть не «наставником по приспособлению», а в буквальном смысле «целителем души».

При этом «исцеление» должно предполагать изменение поведения человека: он должен стремиться не столько обладать чем-то, сколько давать. «Быть» — значит отдавать, созидать, а не брать.

Эрих Фромм приводит символический пример: Синий стакан кажется нам синим потому, что он пропускает через себя лучи синего цвета и поглощает все остальные; следовательно мы называем его «синим» не на основании того, что он «забирает», а на основании того, что он отдаёт.

Фромм пересмотрел и идею Фрейда об эдиповом комплексе. Так принято называть неосознанное сексуальное влечение ребёнка к родителю противоположного пола и двойственное чувство к родителю своего пола.

https://www.youtube.com/watch?v=5-4-Kjf0BvE

Эрих Фромм считал, что Фрейд неправильно понял смысл античной легенды о царе Эдипе. По его мнению, истинный смысл эдипова комплекса кроется не в сексуальном влечении ребёнка к родителям, а в его реакции на давление родительского авторитета.

Не соглашался Эрих Фромм и с фрейдистским пониманием религии. Фрейд был убеждённым атеистом и трактовал религию как систему иллюзий.

Фромм же считает, что в основе религии лежит стремление каждого человека систематизировать весь свой опыт, привести его к определённому порядку и составить из него некий идеалистический конструкт.

Видимо, дело обстоит в том, что Фромм изначально рос в ортодоксальной религиозной семье и получил религиозное воспитание.

С другой стороны, Фромм критикует современные традиционные конфессии, поскольку они, по его мнению, способствуют не раскрытию внутреннего потенциала человека, а его ликвидации.

Вместо того, чтобы учить верующих, что нужно делать и как это можно сделать лучше всего, современные религии лишь указывают, чего делать нельзя, и устанавливают настолько огромное количество запретов, что попросту лишают человека свободы.

Существующие религии Фромм разделяет на авторитарные и гуманистические. В первых человеку навязывается вера, что его жизнью и всем миром вокруг управляют некие «высшие силы», а сам он абсолютно беспомощен перед ними.

В таких религиях добродетелью считается послушание, а стремление самостоятельно мыслить и действовать именуется страшным грехом. Чем больше превозносится бог, тем меньше уважения достаётся человеку.

Такие религии, помимо всего прочего, приучают верующего к лицемерию, стремлению скрывать свои истинные мысли и чувства и подавлять их в себе.

Напротив, гуманистические религии помогают человеку реализовать свой внутренний потенциал и обрести гармонию с внешним миром. В таких религиях может существовать понятие «бога», однако его смысл совсем не такой, как в авторитарных культах. Примерами гуманистических религий Фромм считает буддизм, учение Сократа, культ Разума в эпоху Просвещения и др.

В свете своего учения рассматривает Эрих Фромм и явление любви. Он говорил, что любовь в современном мире превратилась в вещь, тогда как на самом деле она является процессом, актом, действием. В связи с этим существует истинная любовь – «любовь по принципу бытия» и ненастоящая любовь, то есть «любовь по принципу обладания».

Смотреть видео

Видео:Психология Фромма за 7 минут!Скачать

Психология Фромма за 7 минут!

Эрих Фромм (Fromm Erich) | Биография

Э фромм

Годы жизни:1900 -1980 г.

Родина: Франкфурт-на-Майне (Германия)

Эрих Фромм — Всемирно известный психоаналитик, психолог и философ, критически переосмысливший психоаналитическое учение 3. Фрейда о человеке и культуре, подвергший критике конформистскую тенденцию в психоаналитическом движении второй половины XX столетия и ратовавший за творческое возрождение психоанализа — за развитие того, что он назвал гуманистическим психоанализом.

Эрих Фромм родился 23 марта 1900 г. во Франкфурте-на-Майне (Германия).

Он был единственным ребенком в семье ортодоксальных евреев. Его прадед был знатоком священных книг и исследователем Талмуда, отец — сыном раввина, а мать — племянницей известного талмудиста Л. Краузе, под влиянием которого он хотел стать талмудистом. Мать Э. Фромма мечтала, чтобы он стал знаменитым пианистом и до начала Первой мировой войны мальчик занимался музыкой.

В возрасте 12 лет Э. Фромм был потрясен самоубийством молодой художницы, которая лишила себя жизни вскоре после смерти своего отца и в завещании просила исполнить ее последнюю волю — похоронить ее рядом с отцом. Юный Э.

Фромм не мог понять, как могло произойти такое, когда любовь молодой красивой женщины к отцу оказалась столь сильной, что она предпочла радостям жизни и живописи смерть. Только позднее, познакомившись с идеями 3.

Фрейда об эдиповом комплексе, он пришел к понимаю причин потрясшего его в детстве самоубийства молодой художницы.

https://www.youtube.com/watch?v=SumCa-FM8Ic

Последующие события, связанные с Первой мировой войной, также заставили юного Э.

Фромма задуматься над тем, как и почему люди поддаются ненависти и национальному самообожествлению, каковы причины возникновения войн и как возможно такое, что люди начинают убивать друг друга.

Позднее, вспоминая о своих юношеских переживаниях, он писал: «Меня мучили вопросы о явлениях индивидуальной и общественной жизни, и я жаждал получить на них ответы».

В школьные годы Э. Фромм изучал латынь, английский и французский языки, интересовался текстами Ветхого Завета. После получения аттестата зрелости в 1918 г. изучал право во Франкфурте, философию, социологию и психологию в Гейдельберге. В 1922 г.

окончил Гейдельбергский университет, получил степень доктора социологии, под руководством немецкого социолога А. Вебера подготовил диссертацию «Об иудейском Законе. К социологии еврейской диаспоры». В 1926г. Э. Фромм закончил аспирантуру Мюнхенского университета. В 1924г. он познакомился с Ф.

Райхманн, прошедшей курс психоаналитической подготовки у Г. Закса, практиковавшей психоанализ, ставшей его первым аналитиком, а два года спустя — женой. В дальнейшем он прошел анализ у трех психоаналитиков, включая В. Виттенберга и Г. Закса. Как и Ф.

Райхманн, он отошел от иудейской ортодоксии, а позднее порвал с сионизмом, культивировавшим национализм.

Кризис середины жизни 35 – 45 лет

… охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Если же учесть, что верхняя граница зрелости зависит от индивидуальности человека и может отодвигаться в сторону …

возраста Многочисленными исследованиями установлено, что в различные периоды жизни человека наблюдается неравномерное развитие его психических функций.

В 30-33 года наступает высокое развитие всех интеллектуальных функций – памяти, …

Брак с Ф. Райхманн, которая была старше Э. Фромма на 10 лет, оказался недолгим. Прожив вместе более трех лет, они разошлись, однако сохранили дружеские отношения. Впоследствии Ф.

Фромм-Райхманн получила мировую известность как психоаналитик, добившийся значительных результатов в работе с больными, страдавшими психическими расстройствами, включая шизофрению. В 1927-1928гг. Э.

Фромм установил контакты с Берлинским институтом психоанализа, в котором выступил с такими докладами, как «Лечение случая туберкулеза легких методом психоанализа» (1927) и «Психоанализ мелкого буржуа» (1928).

Последний доклад вызвал оживленную дискуссию, в которой участвовали известные психоаналитики того времени, включая Ф. Александера, 3. Бернфельда, Ш. Радо, Г. Закса, М. Эйтингона.

В 1929-1930гг. Э. Фромм прошел курс обучения в Берлинском психоаналитическом институте и открыл свой кабинет для частной психоаналитической практики.

В начале 1929 г. на торжественном открытии Франкфуртского психоаналитического института он прочел лекцию о применении психоанализа в социологии и науке о религии. В 1930 г. Э. Фромм был избран внештатным членом Немецкого психоаналитического общества. В конце 20-х — начале 30-х гг. он познакомился с известными психоаналитиками К.

Хорни и В. Райхом, а также участвовал в обсуждении их докладов в психоаналитическом сообществе. Под влиянием Т. Райка в 1930 г. им была опубликована дискуссионная статья «Развитие догмы Христа. Психоаналитическое исследование социально-психологической функции религии» и сделан доклад «К вопросу о вере во всемогущество мыслей».

В 1931 г. он заболел туберкулезом легких и лечился в Давосе у Г. Гроддека, у которого в разное время проходили лечение многие известные психоаналитики, в том числе Г. Закс, В. Райх, К. Хорни, Ш. Ференци, и который сказал Э. Фромму о том, что его болезнь является результатом нежелания признаться в неудачном браке с Ф.

Фромм-Райхманн.

В 1929г. Э. Фромм работал во Франкфуртском психоаналитическом институте, получившем пристанище в Институте социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, возглавляемом М. Хоркхаймером, который прошел курс психоанализа у К. Ландауэра. В период с 1930 по 1933 г.

он работал в Институте социальных исследований, где руководил отделом социальной психологии и проводил эмпирические исследования, на основе которых был сделан вывод, что рабочие и служащие Германии не окажут сопротивления приходу нацизма к власти.

Именно в этот период он познакомился с идеями К. Маркса и Я. Баховена, опубликовавшего работы по теории материнского права. В 1932 г.

вышла в свет его статья «Психоаналитическая характерология и ее значение для социальной психологии», в которой содержались представления об общественном характере.

© НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г. © Разумова Е.Ю. 2009 г. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА. 1. Рабочая учебная …

https://www.youtube.com/watch?v=9lWndycBYfk

В 1933г. по приглашению Ф. Александера Э. Фромм приехал в США для чтения лекций в Чикагском психоаналитическом институте, где к тому времени обосновалась К. Хорни. Год спустя он перебрался в Нью-Йорк, где на протяжении нескольких лет работал в Институте социальных исследований, который до 1934г. функционировал в Женеве, а затем присоединился к Колумбийскому университету.

В рамках института им был подготовлен социально-психологический раздел, включавший в себя идеи об авторитарном характере. Этот раздел вошел в опубликованный М. Хоркхаймером сборник «Исследования авторитета и семьи» (1936), предопределивший последующее изучение данной проблематики, нашедшей отражение, в частности, в получившем широкую известность труде Т.

Адорно «Авторитарный характер» (1950).

В 30-е гг. Э. Фромм преподавал в Нью-Йоркском, Колумбийском и Йельском университетах, а также сотрудничал с Г. С. Салливаном, К. Хорни, Ф. Фромм-Райхманн и К. Томпсон, которая, пройдя анализ у Ш. Ференци, впоследствии продолжила его у Э. Фромма. В основанном в 1938г. Г. С. Салливаном журнале «Психиатрия» он впервые опубликовал свои статьи на английском языке.

Из-за идейных разногласий с коллегами (в частности, с Т. Адорно и М. Хоркхаймером), не разделявшими его критическое отношение к некоторым концепциям 3. Фрейда, в 1938 г. он отказался от сотрудничества с Институтом социальных исследований. В 1941-1943 гг.

Э. Фромм преподавал в Американском институте психоанализа, созданном рядом психоаналитиков, покинувших Нью-Йоркское психоаналитическое общество из-за дисквалификации К. Хорни как обучающего аналитика (фактически, за ее критику классического психоанализа).

В 1943 г. комиссия данного Института не удовлетворила требование студентов предоставить Э. Фромму, не имеющему медицинского образования, право вести клиническо-технический семинар, и в ответ на его несогласие с подобным решением лишила его привилегий преподавателя.

Конфликт был предопределен не только позицией американских коллег, разделявших официальную точку зрения, согласно которой психоаналитики должны иметь медицинское образование, но и ухудшением отношений с К. Хорни, одна из дочерей которой проходила анализ у Э.

Фромма, в результате чего у нее усилился протест против матери. Часть психоаналитиков, включая Г. С. Салливана и К. Томпсон, ушли вместе с Э.

Фроммом из Американского института психоанализа и, объединившись с коллегами из Вашингтон-Балтиморского психоаналитического общества, создали филиал Вашингтонской школы психиатрии, основанной Г. С. Салливаном в 1936 г.

На протяжении ряда лет, начиная с 1946 г., когда филиал Вашингтонской школы психиатрии был переименован в Нью-Йоркский институт психологии, психиатрии и психоанализа им. У. Уайта, Э.

Фромм принимал активное участие в работе данного института и подготовке специалистов в области психоанализа.

До переезда в Мехико он руководил учебной частью и преподавательским персоналом, а после своего отъезда из США периодически приезжал в Нью-Йорк для чтения лекций и проведения семинаров в институте.

С 1949 по 1967г. Э. Фромм жил и работал в Мексике, куда пришлось переехать по совету врачей, рекомендовавших его второй больной жене, брак с которой был заключен в 1940 г.

, сменить климат и попробовать лечение радиоактивными источниками в Сан Хосе Пурна. В 1951г. он стал внештатным профессором медицинского факультета Национального университета в Мехико.

В качестве обучающего и контролирующего аналитика он подготовил группу мексиканских психоаналитиков.

В 1953 г., после смерти второй жены, Э. Фромм вновь женился и переехал в пригород Мехико. В 1956 г. по его инициативе было основано Мексиканское психоаналитическое общество. С целью распространения психоаналитических знаний в испаноязычном регионе Э.

Фромм организовал публикацию серии «Психологическая библиотека», основал «Журнал психоанализа, психиатрии и психологии», а также организовал цикл лекций, в котором приняли участие видные ученые. В 1957 г.

по его инициативе был проведен семинар по психоанализу и дзен-буддизму, в котором, наряду с известным в то время представителем дзен-буддизма Д. Судзуки, приняли участие около 40 психоаналитиков и психиатров.

Психоанализ о кино и кино о психоанализе

Таким образом, смысл изображения зависит от тех кадров, которые ему предшествуют в фильме, а их последовательность создает новую реальность, не являющуюся простой суммой использованных элементов. Р.

Леенхардт добавлял, что следует также принимать в расчет длительность каждого изображения: короткая длительность подходит для забавной улыбки, средняя – для безразличного лица, долгая – для выражения …

На протяжении нескольких лет Э. Фромм осуществлял подготовку психоаналитиков на медицинском факультете университета в Мехико, а с 1963 г. — в Мексиканском институте психоанализа. В 1957 г. совместно с М.

Маккоби и другими сотрудниками он начал исследовать характер одной мексиканской деревни. Результаты этого полевого исследования нашли свое отражение в публикации «Психоаналитическая характерология в теории и практике.

Общественный характер мексиканской деревни» (1970).

Не являясь членом Международной психоаналитической ассоциации, Э. Фромм инициировал создание Международного форума психоанализа, позволившего единомышленникам обмениваться мнениями по актуальным проблемам теории и практики психоанализа. Этот форум проводился в Амстердаме (1962), Цюрихе (1965), Мехико (1969), Нью-Йорке (1972), Цюрихе (1974), Берлине (1977).

В 60-е гг. Э. Фромм принимал активное участие в политических событиях США и мира в целом. Он стал членом Социалистической партии США, подготовил новую программу, но после того, как она не была принята руководством этой партии, вышел из нее.

Э. Фромм включился в политическое движение в защиту мира, в 1962 г. принимал участие в качестве наблюдателя в конференции по разоружению, состоявшейся в Москве.

Он был членом национального комитета «Американское объединение за гражданские свободы», поддерживал кампанию за ядерное разоружение, сотрудничал с вашингтонским Институтом по исследованию проблем мира, принимал активное участие в предвыборной кампании 1968 г.

по выдвижению в кандидаты на пост президента США сенатора-демократа Ю. Маккарти. С 1960 по 1973г. Э. Фромм проводил летние месяцы в Локарно (Швейцария).

В 1974г. он принял решение не возвращаться в Мексику, а в 1976 г. окончательно переехал в Швейцарию.

https://www.youtube.com/watch?v=hLMrn2VAUrc

Перенеся три инфаркта, в преклонном возрасте Э. Фромм продолжал ежедневно медитировать, следуя учению одного буддистского монаха из Шри-Ланки. Он умер 18 марта 1980 г. в г. Муральто, почетным гражданином которого стал незадолго до смерти. Во Франкфурте, где он родился, состоялось посмертное чествование, сопровождавшееся награждением мемориальной медалью Гете.________________

Детство и юность

Будущий психоаналитик родился во Франкфурте-на-Майне в 1900 году. Эрих единственный ребенок в семье иудеев-ортодоксов. Нафтали Фромм, глава семьи, владел винной лавкой. Мама Эриха, Роза Краузе, дочь эмигрантов из Познани (тогда Пруссии). В семье поддерживались религиозные традиции, и родители мечтали увидеть сына раввином или, на худой конец, музыкантом.

Эрих учился в школе, где преподавались основы иудаизма и общеобразовательные предметы. В 1918 году Фромм окончил школу и стал студентом Гейдельбергского университета. В вузе Эрих выбрал приоритетными предметами философию, социологию и психологию.

Эрих Фромм в молодости и зрелости

В 1922-м Эрих Фромм защитил докторскую диссертацию, выбрав темой иудейский закон и социологию еврейской диаспоры. Его научным руководителем стал Альфред Вебер – младший брат знаменитого на весь мир историка и экономиста Макса Вебера.

Фромм продолжил образование в Берлине, в институте психоаналитики, знаменитом своими учениками и преподавателями Шандором Радо, Максом Эйтингоном, Вильгельмом Райхом.

В Берлине Эрих Фромм познакомился с будущей возлюбленной Карен Хорни, психоаналитиком, выпускницей института и ключевой фигурой неофрейдизма. Влиятельная Хорни помогла Фромму закрепиться на должности профессора психологии в Чикаго.

Философия

В середине 1920-х Эрих Фромм стал психоаналитиком и открыл частную практику, которую не прекращал 35 лет. Общение с пациентами дало богатый материал для анализа биологических и социальных факторов формирования психики человека.

Психоаналитик Эрих Фромм

Во Франкфурте, работая в Институте социальных исследований с 1929 по 1932 годы, Фромм осмысливал и классифицировал свои наблюдения. В эти годы он написал и издал первые труды о методах и задачах психологии.

В 1933-м, когда к власти пришел Адольф Гитлер, ученый перебрался в Швейцарию, а через год в Америку. В Нью-Йорке Фромма взяли в Колумбийский университет, доверив преподавать психологию и социологию. В начале 1940-х немецкий ученый стоял у истоков формирования Вашингтонской школы психиатрии, а в 1946-м стал основателем Института психиатрии Уильяма Алансона Уайта.

Эрих Фромм за работой

В 1950 году психоаналитик перебрался в столицу Мексики и 15 лет работал преподавателем в крупнейшем в Северной и Южной Америке Национальном автономном университете. Эрих Фромм исследовал социальные проекты разных эпох и опубликовал труд «Здоровое общество», в котором раскритиковал капиталистическую систему.

В 1960 ученый стал членом американской Социалистической партии и даже написал программные основы, которые партийцы после долгих споров отвергли. Эрих Фромм читал студентам лекции, сочинял научные труды и участвовал в митингах. Именитого психоаналитика и социолога приглашали в университеты Нью-Йорка и Мичигана.

Труды Фромма пользовались огромной популярностью. Бестселлером стала книга «Бегство от свободы», изданная в начале 1940-х.

Ученый исследовал изменения в психике и поведении человека в условиях западной культуры, рассматривал, как его стремление к индивидуальности приводит к одиночеству.

Особое внимание в своем труде Фромм уделил периоду Реформации и учениям богословов Жана Кальвина и Мартина Лютера.

В 1947 году ученый написал продолжение популярного исследования о бегстве от свободы, назвав его «Человек для самого себя», в котором развил теорию человеческой самоизоляции в мире западных ценностей и культуры. Эрих Фромм увидел причину неврозов в моральном поражении человека в борьбе за свободу, а задачей психоанализа назвал раскрытие индивидуумом правды о себе.

https://www.youtube.com/watch?v=Hap4v27Wyxs

Жан Кальвин и Мартин Лютер

В середине 1950-х основоположник гуманистического психоанализа опубликовал книгу «Здоровое общество», в которой поднял тему о взаимоотношениях общества и человека.

В этом труде Эрих Фромм попытался «помирить» противоположные теории Зигмунда Фрейда и Карла Маркса. Первый считал, что человек по природе антисоциален, второй – что индивидуум есть «общественное животное».

Книга стала бестселлером, который разобрали на цитаты. Одна из них:

«В XIX в. проблема состояла в том, что Бог мертв; в XX – что мертв человек».

Исследуя человеческую психологию и поведение в разных слоях обществ и стран, психоаналитик пришел к выводу, что меньше всего самоубийств совершается в самых бедных странах.

А кино, радио, телевидение, массовые мероприятия Фромм назвал «путями спасения бегством» от нервных расстройств, и если на 4 недели отобрать у людей западной цивилизации эти «блага», то у многих тысяч диагностируют невроз.

Книги Эриха Фромма

В середине 1960-х Фромм подарил поклонникам новый труд, названный «Душа человека». В книге немецкий психолог сосредоточился на сущности зла.

В определенном смысле эта работа стала продолжением другой, названной «Искусство любить».

Рассуждая о природе зла, Эрих Фромм сделал вывод, что насилие – продукт стремления властвовать, и не столько опасны садисты и изверги, сколько обыкновенные люди, сосредоточившие в руках власть.

В 1970-х Эрих Фромм, продолжая анализировать острейшие проблемы эпохи, издал труд «Анатомия человеческой деструктивности», в котором развил тему природы саморазрушения человека.

Личная жизнь

Любовь к старшим по возрасту женщинам Эрих Фромм объяснил недостатком материнского тепла в детстве. Первой супругой 26-летнего ученого стала старшая на 10 лет коллега Фрида Райхманн, у которой молодой ученый проходил лекционный курс психоанализа.

Фрида Райхманн, первая жена Эриха Фромма

С Фридой Фромм прожил лишь 4 года, но женщина оказала влияние на профессиональное становление мужа. После расставания они остались друзьями, а официально развелись в 1940-м, когда Эрих встретил Карен Хорни.

Карен Хорни, гражданская жена Эриха Фромма

Известная феминистка и психоаналитик Хорни часто вступала в романтические отношения с коллегами, неизменно разочаровываясь в избранниках. Иногда у Карен было несколько любовников одновременно, каждый из них дополнял недостающие качества остальных.

Карен и Эрих познакомились в Берлине. Роман разгорелся в Америке, куда они иммигрировали. Хорни обучала Фромма технике психоанализа, он ее – азам социологии. Роман не увенчался браком, но ученые дополнили знания друг друга и повлияли на дальнейший профессиональный рост.

Хенни Гурланд, вторая жена Эриха Фромма

Второй раз официально Фромм женился в 40 лет. Его женой стала на 10 лет старшая Хенни Гурланд, фотограф и журналистка.

У Хенни имелось тяжелое заболевание спины. Чтобы облегчить страдания супруги, Фромм по совету медиков переехал в Мехико. Смерть любимой в 1952 году потрясла ученого.

Живя с Гурланд, немецкий психоаналитик увлекся мистикой и дзен-буддизмом.

Справиться с депрессией Эрих смог, встретив Аннис Фримен. Она стала единственной женщиной Фромма, которая была моложе его.

Вместе супруги прожили 27 лет, до самой смерти ученого. Американка Аннис вдохновила мужа на написание научного бестселлера «Искусство любить».

Смерть

Под занавес 1960-х у Эриха Фромма диагностировали первый инфаркт. В середине 1970-х ученый перебрался в швейцарскую коммуну Муральто, где закончил работу над книгой «Иметь и быть». В 1977 и 1978 годах у Фромма случились второй и третий инфаркты.

Эрих Фромм в последние годы

Сердце знаменитого психоаналитика остановилось в 1980 году. До 80-летия Эрих Фромм не дожил 5 дней.

Библиография

  • 1922 – «Иудейский Закон. К социологии диаспорного еврейства»
  • 1941 – «Бегство от свободы»
  • 1947 – «Человек для самого себя»
  • 1949 – «Мужчина и женщина»
  • 1950 – «Психоанализ и религия»
  • 1951 – «Забытый язык. Введение в науку понимания снов, сказок и мифов»
  • 1955 – «Здоровое общество»
  • 1956 – «Искусство любить»
  • 1962 – «По ту сторону порабощающих нас иллюзий. Как я столкнулся с Марксом и Фрейдом»
  • 1968 – «Природа человека»
  • 1970 – «Кризис психоанализа»
  • 1973 – «Анатомия человеческой деструктивности»
  • 1976 – «Иметь или быть»
  • 1979 – «Величие и ограниченность теории Фрейда»
  • 1981 – «О неповиновении и другие эссе»

Эрих Фромм

Видео:Эрих Фромм и бегство от свободы или как мы загоняем себя в рамки [Психотерапия #51]Скачать

Эрих Фромм и бегство от свободы или как мы загоняем себя в рамки [Психотерапия #51]

Эрих Фромм: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Э фромм

Эрих Фромм родился в Германии в еврейской семье в 1900 году. Его папа владел винной лавкой, а мама была дочерью раввина, эмигрировавшего из Познани. Практически все свое детство провел во Франкфурте.

Посещал национальную детскую школу, где акцент делался не только на предметах общеобразовательного цикла, но и на вероучения и религиозные традиции. В 1918 году Эрих поступает в Гельдбергский университет, где происходит погружение в мир философии, психологии и социологии.

В 1922 защищает докторскую диссертацию. Подготовка по профессии была завершена в Берлинском психоаналитическом институте.

Когда годы образования остались в прошлом, Фромм открывает собственную частную практику. Продолжал заниматься ей на протяжении последующих 5 лет. Активное взаимодействие с клиентами послужило базой для переосмысления соотношения биологического и социального в процессе формирования психики человека.

https://www.youtube.com/watch?v=1bS41JQBBWE

Когда в 1933 году к власти пришел Гитлер, Эрих переезжает жить в Женеву, а в последующем в Нью-Йорк. Там он начинает заниматься преподавательской деятельностью. Важные события в жизни:

  • 1938 г. свои многочисленные работы начинает публиковать на английском, а не на немецком языке.
  • 1943 г. принимает участие в формировании отделение Вашингтонской школы психиатрии.
  • 1950 г. переезжает жить в Мексику, исследует социально значимые проекты, издает книгу «Здоровое общество».
  • 1968 г. переживает первый инфаркт.

Скончался Эрих Фромм в своем доме в Швейцарии в 1980 году.

Некоторые социально-философские идеи Фромма

Файл:Fromm.jpg Эрих Фромм, 1900—1980

По убеждению Фромма, классический психоанализ способствовал обогащению знаний о человеке, но он не увеличил знаний о том, как человек должен жить и что он должен делать.

Фрейд пытался представить психоанализ в качестве естественной науки, но совершил ошибку, уделив недостаточно внимания проблемам этики.

Между тем нельзя понять человека, если рассматривать его под углом зрения вытеснения сексуальных влечений, а не во всей целостности, включая потребность найти ответ на вопрос о смысле его существования и отыскать нормы, в соответствии с которыми ему надлежит жить.[1]

В своей книге «Бегство от свободы» 1941 г. Фромм исследовал сложную ситуацию, в которой оказывается человек западной культуры, где стремление к индивидуальности ведет к одиночеству, ощущению своей ничтожности и бессилия.

Во второй своей книге «Человек для самого себя» 1947 г/, которая по сути является продолжением «Бегства от свободы», Фромм рассматривает проблемы этики, норм и ценностей, которые ведут человека к самореализации и осуществлению его возможностей.

«Наше поведение во многом определяется ценностными суждениями, и на их обоснованности зиждется наше психологическое здоровье и благополучие Согласно последними данным, неврозы рассматриваются как симптом моральной несостоятельности (хотя „приспособление“ никоим образом не может рассматриваться как симптом морального благополучия)».[2]

Для Фромма неврозы — это симптомы морального поражения человека в его жизнедеятельности, в том числе в борьбе за свободу.

Невроз можно понять как неудачную попытку разрешения конфликта между непреодолимой внутренней зависимостью и стремлением к свободе, конфликта, который имеет моральную подоплеку.

Во многих случаях невротические симптомы суть конкретное выражение морального конфликта. Это означает, что успешность терапевтических усилий в первую очередь зависит от понимания и решения моральной проблемы человека.

«неврозы — это выражение моральных проблем, а невротические симптомы возникают как следствие неразрешенных моральных конфликтов».[3]

Основная моральная проблема современности, как она представлялась Фромму, — это безразличие человека к самому себе.

Задача гуманистического психоанализа заключается в раскрытии человеком правды о самом себе, в выявлении тех психологических ориентаций в мире, благодаря которым формируется его социальный характер (промежуточное звено между социально-экономической структурой и господствующими в обществе идеями, идеалами), в осмыслении нравственных проблем, способствующих пониманию того, что человек является единственным существом, наделенным совестью. И что любовь есть творческая деятельность, а не слепая страсть, ведущая к безумным поступкам.

В контексте обсуждаемых Фроммом проблем гуманистический психоанализ представляет собой такую терапию, которая нацелена не столько на приспособление человека к существующей культуре и социальной реальности, сколько на оптимальное развитие его способностей и задатков, реализацию его индивидуальности. Психоаналитик выступает не в роли наставника по приспособлению, а в качестве «целителя души».

Основная статья

:
Любовь в трудах Фромма

Две противоположные формы любви

Эрих Фромм сравнивает две противоположные формы любви: любовь по принципу бытия или плодотворную любовь, и любовь по принципу обладания или неплодотворную любовь.

Если первая «предполагает проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение и может быть направлена на человека, дерево, картину, идею. Она возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни.

Это процесс самообновления и самообогащения»[ИскусствоЛюбить 1], то вторая означает лишение объекта своей «любви» свободы и держание его под контролем. «Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает ее»[ИскусствоЛюбить 2].

Любовь по принципу бытия или плодотворная любовь

Такие мировые религии как Буддизм, Иудаизм, Христианство, и ряд других религий и учений посвящены культуре плодотворной любви[ИскусствоЛюбить 3]. Но плодотворная любовь является скорее исключением, чем правилом.

Для понимания природы любви необходимо понимать природу человека: «Человек может адаптироваться к рабству, но он реагирует на него снижением своих интеллектуальных и моральных качеств; он может адаптироваться к культуре, проникнутой всеобщим недоверием и враждебностью, но он реагирует на такую адаптацию ослаблением своих сил и бесплодностью.

Человек может адаптироваться к культурным условиям, требующим подавления сексуальных влечений, но при такой адаптации, как показал Фрейд, у него развиваются невротические симптомы.

Только если человек «осознает человеческую ситуацию, дихотомии, присущие его существованию, и свою способность раскрыть свои силы, он будет в состоянии успешно решить эту свою задачу: быть самим собой и для себя, и достичь счастья путем полной реализации дара, составляющего его особенность, — дара разума, любви и плодотворного труда»[ИскусствоЛюбить 4].

Когда пара не может преодолеть желания возродить прежнее чувство любви, у того или другого из партнеров может возникнуть иллюзия, будто новый партнер (или партнеры) способен удовлетворить его жажду.

Все это не означает, что брак не может быть наилучшим решением для двух любящих друг друга людей.

Вся трудность заключается не в браке, а в собственнической экзистенциальной сущности обоих партнеров и в конечном счете всего общества. [ИскусствоЛюбить 5].

Любовь — это искусство

Большинство людей исходят из предпосылки, что «любовь — божий дар, выпадающий человеку как счастливый случай, удача»[ИскусствоЛюбить 6], однако проведя исследование природы любви Эрих Фромм показывает, что «любовь — искусство, такое же, как искусство жить»[ИскусствоЛюбить 7], и это искусство требует «знаний и усилий»[ИскусствоЛюбить 8]. Фромм в своих работах отражает много граней любви: искусство, самообновление, самообогащение, наслаждение и т. п., и при изложении теории любви он дает такое определение: «Любовь — это активная заинтересованность в жизни и развитии того, к кому мы испытываем это чувство»[ИскусствоЛюбить 9]. Он также исследует мотивацию активности и показывает, что активность бывает двух видов, и активность творца отличается от «пассивной» активности «жертвы»[ИскусствоЛюбить 10].

Любовь — ответ на проблему человеческого существования

Человек — это осознающая себя жизнь, для которой невыносимо переживание отчужденности от природы, от других людей. Поэтому глубочайшей, стержневой потребностью человека является стремление покинуть тюрьму своего одиночества, стремление обрести единение с другими людьми. «История религии и философии есть история поисков ответов на этот вопрос»[ИскусствоЛюбить 11].

И полное единение возможно только «в достижении межличностного единения, слияния своего „я“ и „я“ другого человека, то есть в любви»[ИскусствоЛюбить 12]. Однако кроме истинной, зрелой формы любви существуют незрелые формы любви, которые могут быть названы симбиотическим союзом.

«Пассивная форма симбиотического союза — это подчинение, или, если воспользоваться клиническим термином, мазохизм»[ИскусствоЛюбить 13]. «Активная форма симбиотического союза — господство, или, используя клинический термин, соотносимый с мазохизмом, садизм»[ИскусствоЛюбить 14].

«В противоположность симбиотическому союзу любовь — это единение при условии сохранения собственной целостности, индивидуальности. Любовь — это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; которая объединяет его с другими.

Любовь помогает ему преодолеть чувство изоляции и одиночества, при этом позволяя ему оставаться самим собой и сохранять свою целостность. В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя»[ИскусствоЛюбить 15]. «Установлено, что фрустрация потребности в любви приводит к ухудшению соматического и психического состояний»[ИскусствоЛюбить 16].

Объекты любви

Способность любить тесно связана с отношением человека к миру вообще, а не только к одному «объекту» любви. Поэтому любовь — это установка, ориентация характера. Однако большинство людей уверены, что любовь зависит не от собственной способности любить, а от свойств объекта любви.

«Они даже убеждены, что, раз они не любят никого, кроме „любимого“ человека, это доказывает силу их любви»[ИскусствоЛюбить 17], однако это не любовь, а симбиотический союз. Таким образом любовь — это ориентация, которая направлена на всё, а не на что-то одно.

Однако же существуют различия между разными типами любви, зависящими от видов объекта любви.

Утверждение, что добродетельно любить других людей («возлюби ближнего, как самого себя») и грешно любить себя, внутренне противоречиво, постольку, поскольку я тоже человек.

Любовь — это активная борьба за развитие и счастье любимого человека, исходящая из самой способности любить, и установка на любовь к себе присутствует у всех, кто способен любить других.[ИскусствоЛюбить 18].

Напротив эгоист из-за отсутствия созидательности не способен любить других, но точно так же он не способен любить и самого себя. Эгоизм может проявляться также в форме «неэгоистичности».

«Человек, лишенный эгоизма, „ничего не желает для себя“, „живет только для других“, гордится тем, что не считает себя сколько-нибудь заслуживающим внимания. Его озадачивает, что вопреки своей неэгоистичности он несчастен и его отношения с близкими людьми неудовлетворительны.

Анализ показывает, что полное отсутствие эгоизма — один из его признаков, причем зачастую самый главный. У человека парализована способность любить или наслаждаться чем-то, он проникнут враждебностью к жизни; за фасадом неэгоистичности скрыт утонченный, но от этого не менее сильный эгоцентризм. Такого человека можно вылечить, только если признать его неэгоистичность болезненным симптомом и устранить её причину — нехватку созидательности»[ИскусствоЛюбить 19].

🎥 Видео

Эрих Фромм - Чем меньше я имею, тем больше я способен любить.Скачать

Эрих Фромм - Чем меньше я имею, тем больше я способен любить.

Эрих Фромм Человек для самого себяСкачать

Эрих Фромм   Человек для самого себя

Эрих Фромм — Искусство Любви (аудиокнига)Скачать

Эрих Фромм — Искусство Любви (аудиокнига)

Эрих Фромм. Свобода, религия Маркс и Фрейд.Скачать

Эрих Фромм. Свобода, религия Маркс и Фрейд.

Типология социальных характеров Эриха ФроммаСкачать

Типология социальных характеров Эриха Фромма

Эрих Фромм о счастливых людях (отрывок из интервью 1977 года)Скачать

Эрих Фромм о счастливых людях (отрывок из интервью 1977 года)

Интервью с Эрихом Фроммом на телеканале «Эй би си» эфир от 25 мая 1958 гСкачать

Интервью с Эрихом Фроммом на телеканале «Эй би си» эфир от 25 мая 1958 г

Социальная психология. Социальный характер Эриха Фромма.Скачать

Социальная психология. Социальный характер Эриха Фромма.

Эрих Фромм - Цель человека - быть многим, а не обладать многим. #shorts #shortsvideo #youtubeshortsСкачать

Эрих Фромм - Цель человека - быть многим, а не обладать многим. #shorts #shortsvideo #youtubeshorts

Эрих Фромм. Избегайте пустые разговоры и плохое общество. #shorts #shortsvideo #youtubeshortsСкачать

Эрих Фромм. Избегайте пустые разговоры и плохое общество. #shorts #shortsvideo #youtubeshorts

Эрих Фромм цитаты #shorts #sketch #youtubeshortsСкачать

Эрих Фромм цитаты #shorts #sketch #youtubeshorts

Человек товар #капитализм #фроммСкачать

Человек товар #капитализм #фромм

Цитаты мировой психологии. Эрих Фромм о эмпатии.Скачать

Цитаты мировой психологии. Эрих Фромм о эмпатии.

Эрих Фромм - Как нас делают послушнымиСкачать

Эрих Фромм - Как нас делают послушными

Эрих Фромм - Чем меньше я имею, тем больше я способен любить #shorts #shortsvideo #youtubeshortsСкачать

Эрих Фромм - Чем меньше я имею, тем больше я способен любить #shorts #shortsvideo #youtubeshorts

ЛЮБОВЬ (Эрих Фромм)Скачать

ЛЮБОВЬ (Эрих Фромм)

Эрих Фромм «Бегство от свободы» / ИГН МГПУСкачать

Эрих Фромм  «Бегство от свободы» / ИГН МГПУ
Поделиться или сохранить к себе: