Императивное общение

Императивное общение Полезное
Виды общения в психологии, классификация в зависимости от целей

Императивное общение

Общение — процесс, построенный на взаимодействии людей, при котором они имеют возможность обмениваться информацией.

Виды общения в психологии подразумевают выступление участников процесса в качестве исполнителей конвенциональных, заранее обусловленных ролей, на которые наложены проекции их личностей, то есть индивидуальные особенности каждого.

Участники общения, как правило, ограничены определенными социальными нормами и потребностями, зависящими от рода их совместной деятельности.

Содержание
  1. Понятие и виды общения в психологии
  2. Императивное общение
  3. Виды общения в психологии и используемые техники
  4. Искусство общения в психологии — видео
  5. Суть деструктивного общения
  6. Формы деструктивного поведения
  7. Агрессивно-конфликтное взаимодействие
  8. Виды общения — классификация, особенности и нормы
  9. Содержательный компонент процесса общения
  10. Цели общения
  11. Средства общения
  12. Временной критерий коммуникации
  13. Другие виды общения
  14. Количество участников в процессе коммуникации
  15. Классификация по Е.И. Рогову
  16. Императивное
  17. Манипулятивное
  18. Диалогическое
  19. Педагогическое общение
  20. Психология межличностного общения: что значит в психологии, примеры процесса
  21. Что такое межличностное общение
  22. Психология межличностного общения
  23. Процесс межличностного общения с примерами
  24. Межличностное общение в молодежной среде
  25. Формы межличностного общения
  26. Культура межличностного общения
  27. Развитие межличностного общения
  28. Проблемы и трудности, которые могут возникать
  29. Императивное и манипулятивное общение
  30. Похожие работы
  31. Вопрос 3
  32. Эмоционально-личностное общение как вид деятельности в младенческом возрасте
  33. Вопрос 4
  34. Вопрос 5
  35. Понятие об общении. Роль общения в жизни и деятельности человека
  36. Императивное общение
  37. Основные типы общения: императивное, манипулятивное и диалогическое
  38. Типы межличностного общения
  39. 🔍 Видео

Понятие и виды общения в психологии

Так как «Общение» в психологии является сложным понятием, можно выделить его структуру, которая включает коммуникативную, перцептивную и интерактивную стороны, а также:

  1. — передаваемая живыми существами информация. Ее можно охарактеризовать как сигналы опасности, выражение различных потребностей или эмоциональных состояний.
  2. Средства общения — перечень способов, с помощью которых информация не только передается, но и расшифровывается.
  3. Цели — самые разные, в том числе воспитательные, обучающие, развивающие, деловые, служащие удовлетворению культурных и эстетических потребностей.

В зависимости от указанных категорий видов общения в психологии, их можно классифицировать различным образом. Общение может быть межличностным, с постоянным составом участников коммуникации и массовым, отличающимся множественными контактами между незнакомыми людьми.

Общение также подразделяют по:

  • содержанию — материальным, мотивационным, когнитивным, деятельным;
  • целям — биологическим и социальным, подвидов может быть очень много, так же как и потребностей;
  • средствам — непосредственным (с использованием речи, органов чувств и тела) и опосредованным (с помощью письменности, технических средств связи и СМИ);
  • вербальным и невербальным.

Общение принято разделять на виды, учитывая при этом продолжительность и специфический состав участников, а также его желательность и законченность.

Императивное общение

Одним из специфических видов коммуникаций считают императивное общение. Этот вид взаимодействий характеризуется выраженной авторитарной формой.

Используется для достижения контроля над поведением, высказываниями и установками партнера, а также вынуждает его поступать определенным образом. Конечной целью императивного общения является открытое принуждение.

Средствами могут быть приказы, официальные требования, различные предписания.

Императивный тип общения активно используется в:

  • парах «начальник — подчиненный»;
  • воинских уставных отношениях;
  • организациях, осуществляющих свою деятельность в экстремальных условиях.

В некоторых видах межличностных отношений, такой вид коммуникаций использовать не стоит. В первую очередь это касается супружеского общения. Контактов между детьми и родителями и взаимодействия педагогов и учащихся.

Виды общения в психологии и используемые техники

Существуют различные техники общения, которые участники используют для достижения определенных поставленных перед ними целей и выгод:

  1. Формально-ролевая. При строгом регламенте содержания и средств общения все обходятся лишь знанием социальной роли участников, без учета индивидуальных черт.
  2. Манипулятивная. Используются различные мотивации ради получения непосредственной выгоды от партнера.
  3. Предметная. Техника общения с предметами, путем создания вокруг них эмоционального фона, с детскими игрушками, роботами и другими «умными» гаджетами.
  4. Маски — для контакта типична формальная форма, не учитывающая индивидуальные особенности собеседников. Характерен процесс общения с устоявшимися выражениями лиц, набором стандартных жестов и фраз.

Людям застенчивым и необщительным, испытывающим значительные затруднения в общении с людьми, нужно научиться использовать несколько техник и довести их до совершенства.

https://www.youtube.com/watch?v=ake803fe6nM

Это позволит свободно выражать свои мысли и уверенно чувствовать себя даже в большом коллективе.

Без общения развитие человеческого общества невозможно.

Это один из самых важных социальных факторов, благодаря которому может стать реальным любой вид деятельности. Приумножение человеком собственного благосостояния и создание лучших условий для личностного роста.

Благодаря общению, у каждого индивида появилась возможность быстрого обучения и переработки полученных сведений.

К различным видам общения в психологии относят оптимальные пути передачи информации и ряд эффективных сигналов.

Наличие знаковых систем обеспечивает при общении интерпретацию принятых сообщений. Одинаковое их представление и понимание у всех участников беседы.

Искусство общения в психологии — видео

Видео:PC 07.11.2021 Отчет, императивное общениеСкачать

PC 07.11.2021 Отчет, императивное общение

Суть деструктивного общения

Императивное общение

Деструктивное общение предусматривает особенности и формы межличностных контактов, отрицательно влияющих на собеседника, а также осложняющих процесс
взаимопонимания. Специалисты выделяют несколько форм взаимодействия при таком общении:

  • Нежелание общаться;
  • Умалчивание информации;
  • Молчание в ответ на вопросы.

Наибольший вред общению приносит проявление таких черт характера, как хитрость, злорадство, лицемерие, цинизм, ханжество, язвительность, мстительность, критика другого, соперничество, вплоть до криминального поведения.

Такие формы деструктивного общения затрагивают обе стороны, зачастую вовлекая многих людей в конфликт, наполняя их негативными эмоциями. Это

выбивает из привычного образа жизнедеятельности.

Формы деструктивного поведения

К формам деструктивного поведения специалисты относят ложь и обман, а также неблагодарность человека, которому неоднократно помогают. Например, когда А.В.

Суворову рассказали про неблагодарность известного человека, которому он во многом посодействовал, полководец засмеялся и ответил: «Я замечал, что люди рано или поздно становятся неблагодарными врагами тому, на кого не могут равняться и уж тем более превзойти.

Чем же одаривает земля небо за живительные капли дождя и благотворные лучи солнца? – Своей пылью!».

Конечно же, неблагодарное поведение обидно, а ложь и обман искажают
истинные дела. Они способствуют развитию манипулирования, разрушая общение. Ложь и обман – сугубо корыстные формы общения.

Вранье же представляет собой особый коммуникативный феномен, который используется для установления доверительных отношений с партнером. Хоть в нем нет желания обманывать слушателя или получать выгоду.

Неправда приносит удовольствие, а также наслаждение от самого процесса передачи небылиц. Как правило, это характерно заядлым рыболовам и охотникам.

Помимо того, исследователи доказали, что основной функцией вранья является защита внутреннего мира от всех любопытных людей.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Но вот ложь – это уже умышленное введение человека в заблуждение, целенаправленное искажение истины. Обман предусматривает сознательное стремление создать ложное представление об обсуждаемом предмете.

Но искажения основных истин при этом не происходит. Сообщаемая полуправда ведет к тому, что обманутый становится поневоле соучастником обмана.

Поэтому обман всегда предполагает взаимодействие, основной которого является стремление корыстно утаить правду.

К числу корыстных устремлений относят эгоистическую направленность личности. Эгоизм порой выражается в стремлении достичь не столько материальных целей, сколько получить психологическую выгоду, унижая партнера, чтобы на его фоне выглядеть эффектно. Эгоизм агрессивен и наступателен, в мести – изобретателен.

Агрессивно-конфликтное взаимодействие

Агрессивное поведение тоже относят к деструктивным видам общения.

Как черта личности, агрессивность может проявляться различными действиями, начиная мстительностью и враждебностью, высказыванием обид и упреков, криком и публичными ссорами, и заканчивая неотступной критикой и ворчанием. Основной целью такого поведения является ухудшение жизни другого человека. Агрессия держит человека в напряжении, причиняет ущерб и боль.

https://www.youtube.com/watch?v=ake803fe6nMu0026t=836s

Другой формой агрессивно-конфликтного поведения считается обида. Она предусматривает подчеркнутую жалость к самому себе, не всегда осознаваемые мстительные побуждения к другим.

Обида может сопровождаться садомазохизмом. Это развивает ее до невероятных размеров.

Такой способ реагирования на мнимое ущемление интересов возникает вследствие эгоцентризма и инфантильности соответствующего «страдальца».

Обычно преувеличение страдания наряду с агрессивностью сопровождается сильнейшими эмоциональными переживаниями. Они проявляются злорадством и досадой, гневом, яростью, медленным кипением. Кроме того, может наблюдаться невербальная отрицательная экспрессия. Речь идет про сверкание глазами, размахивание кулаками, скрипение зубами, хлопанье по столу ладонью, топанье ногами и повышение голоса.

Замечание 1

В большинстве случаев агрессивное поведение с психологической точки зрения – признак комплекса неполноценности. Человек становится зажатым, либо наоборот агрессивно, открыто реагирует на других. Это негативно сказывается на разговоре.

В качестве наиболее разрушительной агрессии выделяют такой тип, как преднамеренный или интенциональный. Это понятие происходит от латинского intentio, что означает стремление и внимание. Цель такого вида негативной коммуникации – умышленно осложнять общение, наносит собеседнику вред, осознавая отрицательные последствия, но испытывая при этом особое удовольствие.

Видео:2) Виды сторон общение коммуникативная, интерактивная и перцептивнаяСкачать

2) Виды сторон общение коммуникативная, интерактивная и перцептивная

Виды общения — классификация, особенности и нормы

Императивное общение

Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром. Общение — один из главных способов получения и обмена информации.

С помощью коммуникации люди достигают своих целей, влияют на эмоциональное состояние окружающих. Психологи выделяют несколько видов общения, в зависимости от целей и содержания.

Содержательный компонент процесса общения

Общение — это способ донести до окружающих информацию. Поэтому одна из классификаций основана на содержании высказываний.

  1. Материальное — кроме вербальных навыков, осуществляется обмен материальными предметами для реализации какой-либо деятельности. Материальное общение чаще происходит между близкими людьми, например, передача бытовых предметов или покупок в магазине. Цель такого взаимодействия — удовлетворение насущных потребностей человека.
  2. Когнитивное служит для передачи различной информации. Направлено на расширение кругозора, обмена опытом. В ходе беседы могут обсуждать навыки и умения. Чаще встречается в профессиональной среде.
  3. Кондиционное — направлено на влияние на эмоциональное состояние человека. Проявляется как оказание моральной поддержки и утешения.
  4. Мотивационное — цель — мотивация человека на свершение поступков, достижение целей.
  5. Деятельностное — сочетает в себе коммуникацию и осуществление практических действий. В процессе такого общения происходит обмен опытом, навыками и умениями.

Нередко сочетается несколько видов: все это зависит от степени близости людей и типа их взаимоотношений.

Цели общения

Анализируя общение психологи учитывают и цели, которые поставил перед собой человек.

  1. Биологическое — удовлетворяет естественные потребности человека, поддерживает жизнеспособность организма.
  2. Социальное — направлено на коммуникацию с другими людьми. Данный тип общения помогает человеку совершенствоваться, повышает его статус в обществе и укрепляет социальные контакты.

Человек не может ограничиться одним из вышеперечисленных видов общения. Потому что люди живут в социуме и коммуникация с окружающими позволяет совершенствовать свои навыки и умения, обучаться новым вещам.

Средства общения

Для реализации навыков общения человек использует средства, ставшие основой для одной из классификаций.

  1. Непосредственное — задействуются органы и части тела, данные человеку от природы — рот, ые связки, руки, ноги. Другие подручные средства не используют.
  2. Опосредованное — для осуществления коммуникации применяют дополнительные возможности. В этот вид входит использование мобильного телефона, компьютера и другие технические приспособления.
  3. Прямое — люди общаются между собой лично.
  4. Косвенное — взаимодействие происходит с участием третьих лиц. Это переговоры, распространение слухов или другой способ передачи информации.

Существует упрощенная классификация по средствам, в которой психологи выделяют две большие группы:

  • вербальное — реализуют при помощи речевых высказываний и является ведущей у человека. Такой способ расширяет коммуникативные возможности, но он не может полностью исключить использование пантонимимических средств;
  • невербальное — осуществляется посредством мимики, жестов передачей через телесные или сенсорные контакты. Такой вид общения встречается у некоторых видов животных. Невербальная коммуникация является врожденной и она направлена на достижение взаимопонимания на эмоциональном уровне. Важным умением является умение слушать.

Невербальную коммуникацию используют для общения с глухонемыми людьми, потому что у них нет возможности использовать вербальные средства.

Временной критерий коммуникации

Еще один критерий для классификации общения — продолжительность контакта:

  • кратковременное — длительность коммуникации занимает от нескольких минут до часа;
  • долговременное — контакты отличаются постоянностью, в процессе общения люди лучше узнают друг друга, решают глобальные задачи.

В социуме каждого человека есть как кратковременные, так и продолжительные контакты.

Другие виды общения

Есть типы социального взаимодействия, не вошедшие в эти классификации:

  • деловое — встречается в профессиональной среде. Во время него затрагиваются вопросы карьеры и специфических умений и навыков. Посредством делового общения люди завязывают деловые контакты или успешно провести переговоры;
  • воспитательное — в процессе человек пытается повлиять на поведение собеседника. Распространенный пример — воспитание ребенка родителями;
  • диагностическое — человек пытается сформировать определенное мнение о человеке или получить нужные сведения. Пример такого взаимодействия — беседа врача и пациента;
  • инструментальное — его участники преследуют достижение определенной цели, кроме получения приятных эмоций от самого процесса общения;
  • личностное — люди затрагивают темы, интересные лично собеседнику. Цель — укрепление личных взаимоотношений или реализация собственных целей.

Человек использует все виды общения, чтобы развиваться во всех сферах жизни. Тогда он будет чувствовать удовлетворенность и внутреннюю гармонию.

Количество участников в процессе коммуникации

Принимать участие в беседе может несколько человек, но не со все участники будут общаться между собой.

  1. Лично-групповое или социально-ориентированное — инициатор взаимодействует с каждым членом группы. В процессе формулируются и рассматриваются личные и групповые задачи и цели. Примером лично-групповой коммуникации является общение начальника с подчиненными.
  2. Межличностное или личностно-ориентированное — в процессе взаимодействия с человеком, собеседник стремится узнать его лучше или получить нужную информацию. Участники общения могут рассматривать друг друга как равных партнеров или орудия для достижения своих целей.
  3. Межгрупповое — контакт двух групп. Их цели и задача могут совпадать, что позволит решить масштабные проблемы. Или взгляды являются противоположными, что выльется в конфликт. Примеры межгруппового общения — встречи спортивных болельщиков или обсуждение выпускного между несколькими классами. Каждый участник коллектива является носителем групповой задачи и может отстаивать интересы всех ее членов.

Человек может взаимодействовать как с одним собеседником или парой людей, так и с большим количеством окружающих. Все определяется целями и задачами общения и социальным статутом собеседников.

Классификация по Е.И. Рогову

Е.И. Рогов выделяет 3 доминирующих типа социального взаимодействия: императивное, манипулятивное и диалогическое.

Императивное

В психологии общения его называют авторитарным или директивным. Оно основано на стремлении одного человека подчинить себе другого. Это проявляется в желании контролировать его мыслей, поведения для совершения нужных действий.

https://www.youtube.com/watch?v=LpP0ypg_4mM

Авторитарная личность не рассматривает своего партнера как человека с собственным мнением и эмоциями. В императивном общении человек не скрывает своего стремления подчинить себе другого.

Манипулятивное

Оно имеет схожие черты с директивным. Его цель — аналогичная, но манипулятор скрывает свои истинные намерения. Партнер воспринимается как человек, владеющий нужными умениями и качествами.

Манипуляторы нередко сами становятся жертвой выбранной ими коммуникации. Он начинает воспринимать себя как одного из участников и происходит оценивание своих поступков со стороны. Человек путается в своих намерениях, происходит потеря внутреннего стержня. Манипулятора выделяет лживость, постоянный самоконтроль, потеря интереса к окружающему, циничное отношение, недоверие и скука.

Психологи выделяют 4 типа манипулятивного общения:

  • активное — управление осуществляется посредством активного воздействия. Человек пользуется своим социальным статусом. Его главный жизненный принцип — быть главным везде и управлять всеми;
  • пассивное — манипулятор играет роль беспомощного, позволяя людям оказывать ему помощь и поддержку. Придерживается принципа — не раздражать окружающих;
  • соревновательное — для человека жизнь ассоциируется с постоянными соревнованиями, цепочкой побед и поражений. Себя он видит в роли бойца, поэтому окружающие воспринимаются им как потенциальные соперники и враги. Его главная жизненная установка — побеждать любой ценой;
  • безразличное — манипулятор изображает отрешенность, безразличие, поэтому старается избегать социальных контактов. Использует попеременно активные и пассивные средства. Старается отвергать заботу окружающих.

Императивный и манипулятивный типы общения психологи относят к монологическому. Человек рассматривает собеседника как орудие для достижения цели, игнорируя его эмоции и желания. Поэтому манипулятор общается с собственными задачами и целями.

Диалогическое

Эта форма противоположность императивному и малипулятивному вариантам, потому что основано на равноправии его участников. Оно основано на гуманистических принципах и в диалоге собеседники стараются достигнуть взаимопонимания и лучше узнать другого человека. Чтобы реализовать диалогическую форму общения требуется соблюсти ряд условий:

  • настроенность на эмоции и психологическое состояние свое и собеседника;
  • доверие к собеседнику без оценивания его личности;
  • участники диалога воспринимают друг друга как равных собеседников с правом на собственное мнение. Каждый из них признает за другим право принимать решение;
  • в процессе беседы участники ищут общие проблемы и нерешенные вопросы;
  • общение с человеком от собственного имени, выражение своих мыслей и чувств.

Диалог считается совершенной формой общения, которая позволяет раскрыть характер человека и установить доверительные отношения на глубоком уровне. Человек должен быть психологически сам готов к такому взаимодействию и воспринимать собеседника как равного участника диалога.

Педагогическое общение

Это особый вид взаимодействия, потому что требует более тонкого психологического подхода и повышенную эмпатию — способность чутко реагировать на эмоциональное состояние человека.

Педагогическое общение — это один из эффективных способов передачи информации и воспитания детей.

Под ним понимают взаимодействие педагога и ученика, создание благоприятной обстановки в классе или группе и условий для гармоничного всестороннего развития детской личности.

Существует несколько стилей общения:

  • на основе заинтересованности общим делом;
  • коммуникация строится по принципу формирования дружеских взаимоотношений;
  • форма диалога;
  • соблюдение дистанции — педагог субординацию и старается держаться несколько отстраненно от детей, не переходя за границы формального общения;
  • устрашение — для достижения результата учитель/воспитатель использует авторитарные методы воспитания и свой педагогический статус;
  • заигрывание — взрослый старается завоевать авторитет путем лести, имитацией заинтересованности личностью ученика, установлением неформальных взаимоотношений, выходящих за рамки педагогического общения.

Допустимыми формами взаимодействия учителя/воспитателя с детьми является увлеченность общим делом, дружеские взаимоотношения и диалог. Инициативный педагог с творческим подходом к процессу воспитания пользуется уважением у детей и способен эффективнее передавать знания ученикам.

https://www.youtube.com/watch?v=BP5BGxtssBE

Дистанцирование уместно, если такой стиль вызван особенностями педагогического процесса. Устрашение и заигрывание — недопустимые формы педагогического общения. В авторитарном стиле педагог не относится с уважением к личности ребенка, воспитательный процесс строится без учета индивидуальных особенностей ребенка.

Заигрывание основано на формировании панибратских отношений. При таком типе педагог не пользуется авторитетом у детей, потому что они воспринимают их как равных. А занижение требований к ученикам не способствует эффективному обучению.

В современном обществе перечисленные виды общения в «чистом» виде встречаются редко. Это связано с развитием информационных технологий и появлением возможности взаимодействовать с большой аудиторией. Но все разновидности взаимодействия с окружающими нужны для формирования гармоничной личности и установления социальных контактов.

В процессе общения могут возникать коммуникативные барьеры, о чем можно прочитать в следующей статье.

Видео:Открытый урок СПО. Структура общения.Скачать

Открытый урок СПО. Структура общения.

Психология межличностного общения: что значит в психологии, примеры процесса

Императивное общение

Все люди рождаются и живут в социуме. Соответственно, между членами этого социума должно возникать некое взаимодействие. Это взаимодействие осуществляется с помощью некоторых инструментов, таких как общение, тактильный контакт, половые отношения и т.д.

Трудно представить, что бы делали люди, не имея возможности общаться, как происходил бы контакт, как они понимали бы друг друга. Для такого инструмента, как разговор между индивидами, введен даже специальный термин: межличностное общение.

Так что такое межличностные отношения и процесс общения?

Поведение в социуме основывается на общении

Что такое межличностное общение

Межличностное общение – это контакт одной личности с другими, независимо от гендерного различия, качества воспитания, социального статуса и т.д. Это определение имеет множество производных. Для того чтобы общение между людьми исключало споры, конфликты, скандалы, непонимания, ввели специальные правила.

В последнее время многие интересуются тонкостями межличностных взаимоотношений, для того чтобы использовать эти знания при взаимодействии с людьми во время бизнес-переговоров, политических обсуждений, экономических решений вопросов и др. Данное понятие изучается достаточно длительное время. Может, в жизни и невозможно с каждым человеком общаться по определенным правилам, так как характер у каждого разный, но придерживаться культуры общения рекомендуется.

Психология межличностного общения

В психологии рассматривают 3 вида межличностного общения:

  1. Императивный;
  2. Манипулятивный;
  3. Диалогический.

Невербальное общение — что это такое в психологии

Императивный вариант общения называют еще диктаторским. При этом варианте одна из личностей оказывает психологическое давление на другого человека с целью достижения определенной цели.

В процессе императивного общения возможны вариант полного подчинения себе воли оппонента, контроль над его действиями, словами, порой даже мыслями. Диктатор принуждает собеседника к выполнению конкретных действий.

Собеседников при императивном варианте общения называют «активом» и «пассивом», где первый – это авторитарная личность, второй – страдательная сторона.

Манипулятивное общение – самое распространенное взаимодействие между индивидами. Оно предполагает воздействие на человека для того, чтобы достичь свои скрытые намерения. По смыслу императивное и манипулятивное общение очень похожи.

И в первом случае, и во втором на одну сторону оказывается психологическое давление для достижения каких-либо целей. Отличает их то, что при императивном варианте цели четко озвучиваются, и страдательная сторона понимает, что ее используют, более того, она сама готова к этому.

В манипулятивном варианте цели не озвучиваются, все намерения скрыты, пассивная сторона считает, что приняла решение сама, а не под воздействием общения с другим человеком.

Обратите внимание! Чаще всего манипулятивное общение разрушает выстроенные годами доверительные связи. Поэтому рекомендуется как следует подумать прежде, чем использовать определенные качества близкого человека для своих манипуляций.

https://www.youtube.com/watch?v=iJzDyG573sA

Манипулятивное общение

В основе диалогического контакта лежит равноправие сторон.

Процесс межличностного общения с примерами

Примеры межличностного общения можно взять в любой сфере жизни. Например, императивный вариант часто встречается в рабочих коллективах, в отношениях директор – наемный служащий.

В тот момент, когда директор дает наемному служащему на выполнение некое задание, происходит яркий пример императивных отношений.

В этом случае цели четко озвучиваются лидером и без возражений принимаются пассивной стороной.

Вербальное общение — что это в психологии

Еще один пример императивных отношений выделяется на предприятиях, связанных с военной деятельностью, в армии, на полигонах. Как и в прошлом случае, активная сторона четко и ясно отдает приказы, пассивная – их обязана выполнить. Пассивная сторона не имеет права высказывать претензии.

К манипулятивным примерам отношений можно отнести взаимодействие партнеров в бизнесе или любой деловой сфере. Особенно хорошо видна манипуляция в пропаганде, к примеру, выборы президента в стране. Любая партия проводит агитацию, т.е. есть она пытается воздействовать на общество посредством манипулятивного общения, дабы социум отдал свои голоса за лидера именно этой партии.

Важно! Манипулятивное общение может применяться в любой сфере жизни. Оно не всегда приносит комфорт каждой из сторон.

Особенно неприятны манипуляции в романтических или семейных отношениях, так как основная задача одного из личностей такого общения заключается в использовании другого в качестве исполнителя определенных действий.

Многие психологи утверждают, что манипуляторы незнакомы с таким чувством, как эмпатия, что они циничны, лживы и довольно примитивны.

Диалогическое общение также весьма популярно в наше время. Его часто можно встретить в различных школах саморазвития, на психологических тренингах и т.д. Такой форме общения следует учиться. Не всегда начальная стадия общения остается в такой же форме на конечной стадии. Диалогическое общение предполагает уважительное отношение к партнеру, его знаниям, развитию и мыслям.

Диалогическое общение

Межличностное общение в молодежной среде

Часто общение среди подростков заканчивается конфликтными ситуациями. Это происходит потому, что у молодежи социализация развита не настолько хорошо, насколько она развита у взрослых, самостоятельных людей. У подростков возникают как формальные конфликты, так и неформальные.

Формальное конфликтное общение – это общение в школе, с преподавателями. Неформальные конфликты возникают в семье или между индивидами, связанными дружескими отношениями.

На первоначальных этапах решать такие конфликты могут сами подростки, но в более сложных ситуациях не могут помочь даже родители. Это может значить, что нужна помощь психолога.

Такие конфликты проходят в процессе взросления, так как именно в пубертатный период возникает гормональный дисбаланс, который провоцирует неустойчивые поведенческие реакции. После окончания процесса формирования личности проблемы исчезают.

Формы межличностного общения

Зачем человеку общение — что это дает и почему людям это важно

Кроме видов межличностных отношений, существуют еще и формы. Есть позитивные формы, к которым относятся:

  • Любовь;
  • Дружба;
  • Близость;
  • Приятельское общение;
  • Влечение;
  • Альтруизм.

Альтруизм как форма межличностного общения

Нейтральные формы:

  • Безразличие;
  • Аутизм;
  • Эгоизм;
  • Конформизм.

Негативные формы:

  • Негативизм;
  • Неприязнь;
  • Агрессия;
  • Ненависть.

Культура межличностного общения

Культурный межличностный контакт предполагает, что оба оппонента будут чувствовать себя эмоционально, интеллектуально, психически и физически комфортно от взаимодействия друг с другом.

В обществе существуют нормы межличностного общения, овладение которыми позволит вывести взаимодействие на ступень культурного. Так как общение затрагивает любые сферы жизни, важно понимать, где будет уместен серьезный разговор, а где – непринужденная болтовня.

Любая из этих бесед имеет свои характеристики и требования. Для того чтобы овладеть культурой межличностных отношений, их необходимо правильно развивать.

Развитие межличностного общения

Развитие общения подразумевает под собой правильное оценивание собеседника, что влечет верно выбранный тон в разговоре, адекватное течение беседы. Культура коммуникации основывается на психологическом состоянии человека, его самооценке, обществознании, способности регулировать свое настроение в процессе общения.

Обратите внимание! В развитии культуры межличностного общения очень важно уметь чувствовать собеседника, его внутреннее настроение и состояние. Очень важным пунктом в развитии коммуникации является умение выслушать, провести диалог.

https://www.youtube.com/watch?v=AbZPhkHdPiI

Развитие межличностного общения

Проблемы и трудности, которые могут возникать

В межличностных отношениях часто возникают проблемы и трудности. Это связано с тем, что в России не изучается даже краткий курс культуры общения. Бывают ситуации, в которых один собеседник обладает культурой коммуникации, а второй даже не знает, что это такое. Проблемы общения делятся на 2 группы:

  1. Субъективно переживаемые;
  2. Объективно переживаемые.

Каждая из этих групп, в свою очередь, делится на первичную и вторичную подгруппу. К первичным относится несоответствие темпераментов и характеров у субъектов общения, к вторичным – память неудачных межличностных отношений.

Во время общения люди узнают много новой информации, меняют свое настроение, делятся горестями и радостями, реализовывают себя. Единственный способ чувствовать себя комфортно в любом обществе – изучать нормы поведения и повышать культуру межличностной коммуникации.

Видео:21 Психология общенияСкачать

21 Психология общения

Императивное и манипулятивное общение

Императивное общение

Коммуникативная сторона общения:

Основная цель информационно обменного общения – это выработка общего смысла и единой точки зрения, согласия по поводу различных ситуаций и проблем. В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только обменом информацией, но и добиться ее адекватного понимания. В связи с этим говорят о существовании барьера, возникающего в процессе коммуникации.

Коммуникационный барьер – это психологическое препятствие на пути от нехватки передачи информации между партнерами по общению (быстрая речь).

В процессе общения обмен информации осуществляется как на вербальном, так и на невербальном уровне. На вербальном уровне используется человеческая речь.

Невербальные средства общения необходимы для того, чтобы создавать и поддерживать психологический контакт, регулирующий процесс общения, придавать новые смысловые оттенки словесному тексту и направлять толкование слов в определенную сторону, выражать эмоции, оценки, смысловые ситуации, принятую роль.

Виды невербальных средств общения:

  1. Визуальный вид (кинесика – движения рук, головы, походка, выражение лица, глаз, поза, направление взгляда, кожные реакции, проксемика – это пространственная не временная организация общения – расстояние между собеседниками).
  2. Акустический вид (качество голоса, диапазон, тональность).
  3. Тактильный вид (тапесика – прикосновения, пожатия руки, объятия, поцелуи).
  4. Ольфакторный вид (приятные и неприятные запахи окружающей среды, естественные и неестественные запахи человека).

Похожие работы

  • Психология общения: роль восприятия в процессе общения
  • Психология общения: понятие, виды, определение
  • Психология общения: восприятие в процессе общения
  • Психология общения: виды, понятие общение
  • Психология общения: определение, виды и функции
  • Психология общения (функции общения и тест)
  • Психология общения
  • Психология общения: понятие, виды и функции общения
  • Психология общения: раскрытие понятия, видов и функций общения
  • Психология общения: понятие, виды и функции
  • Психология общения: понятие, ошибки восприятия
  • Психология общения (Вариант №10)
  • Психология общения: функции общения, ошибки в восприятии
  • Психология общения: понятие, виды и функция общения
  • Психология общения
  • Психология общения: виды и функции, ошибка восприятия

Вопрос 3

Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения):

Интерактивная сторона общения – условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Если придерживаться определенной схемы, то можно сказать, что общение в широком смысле слова как реальность межличностных и общественных отношений включает в себя коммуникацию как обмен информацией.

Если коммуникационный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что допустимое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее.

Другая сторона вопроса фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность.

6 стр., 2802 слов

Эмоционально-личностное общение как вид деятельности в младенческом возрасте

13 Контрольная работа по дисциплине: «Детская психология» На тему: «Эмоционально-личностное общение как вид деятельности в младенческом возрасте» ВВЕДЕНИЕ 1. Общая характеристика и значение эмоционально-личностного общения в младенческом возрасте 2. Эмоционально-личностное общение в период новорожденности 3. Эмоционально-личностное общение в первом полугодии жизни 4. …

Виды взаимоотношений:

Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой.

https://www.youtube.com/watch?v=ihoC2DBk-Xk

Конкуренция – конфликтная ситуация, основанная на разных позициях участников, пусковой механизм, развитие и разрешение конфликта.

Деструктивный конфликт переходит на личности, порождает интересы, независимые от причины.

Продуктивный конфликт возникает, когда столкновение основывается на несовместимости личностей, порождается различие в точках зрения на какую либо проблему.

Вопрос 4

Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения):

Процесс восприятия одним человеком другого выступает, как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Социальной перцепцией стали называть процесс восприятия социальных объектов, под которыми имеются в виду определенные люди, социальные группы, большие социальные общности.

Когда субъектом восприятия выступает индивид, то он может воспринимать другого индивида, принадлежащего к его группе, индивида, принадлежащего к другой группе, собственную группу, чужую группу, также может воспринимать общности.

Сложнее обстоит дело, когда в качестве субъекта восприятия интерпретируется не только отдельный индивид, но и вся группа. Тогда к этому процессу стоит еще добавить: восприятие группой своего собственного члена, представителя другой группы, восприятие группой самой себя, восприятие в целом другой группы.

Вопрос 5

Способы оптимизации общения:

13 стр., 6122 слов

Понятие об общении. Роль общения в жизни и деятельности человека

… друг другу. Во вторую группу войдут мимика и жесты, позы, взгляды, организация пространства общения и т.д. Главную роль в общении играет речь. В процессе … между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает …

Видео:Секреты невербального общения. Разбор на примерах телеведущихСкачать

Секреты невербального общения. Разбор на примерах телеведущих

Императивное общение

Императивное общение

Манипулятивное общение — это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрыто. Как и императив, манипуляция предполагает объектное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека.

Сферой «разрешенной манипуляции» является бизнес и деловые отношения вообще. Символом такого типа общения стала концепция общения, развитая Дейлом Корнеги и его последователями. Широко распространен манипулятивный стиль общения и в средствах массовой информации, когда реализуется концепция «черной» и «серой» пропаганды.

Следует отметить, что владение и использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности.

Самый простой вариант добиться своего — задобрить партнера по общению. Если вы, перед тем как о чем-либо попросить своего знакомого, сделаете ему небольшой подарок или скажете комплимент, то он будет более расположен пойти вам навстречу.

Объединив императивную и манипулятивную форму общения можно охарактеризовать их как различные виды монологического общения.

Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его. Как говорил по этому поводу А.А.

Ухтомский, человек видит вокруг себя не людей, а своих «двойников». Такому типу общения между людьми противостоит диалогическое общение.


Императивное и манипулятивное общениеУльяновская область – Императивное и манипулятивное общение

http://www.ulnko.ru/kompaniya/imperativnoe-i-manipulyativnoe-obshhenie.php

Подробнее Вы можете прочитать в представленных работах.

https://www.youtube.com/watch?v=ihoC2DBk-Xku0026t=837s

Императивное общение это авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определённым действиям или решениям.

Императивное общение это авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определённым действиям или решениям.

Императивное общение это авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определённым действиям или решениям.

Императивное общение это авторитарное, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля за его поведением, принуждение его к определенным действиям.

Императивное общение это авторитарная (директивная) форма воздействия на партнера по общению.

Императивное общение это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения собственных целей.

Императивное общение это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям.

Императивное общение это авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определённым действиям или решениям.

Императивное общение это авторитарное, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля за его поведением, принуждение его к определенным действиям.

Императивное общение это авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определённым действиям или решениям.

Императивное общение это авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определённым действиям или решениям.

Императивное общение это авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определённым действиям или решениям.

Императивное общение это авторитар­ная, дире­ктивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутрен­ними установками, принуждения к определен­ным действиям или решениям.

Разместите кнопку на своём сайте или блоге:


Императивное общениеНа этой странице рассмотрены различные варианты трактовки понятия Императивное общение

http://rudocs.exdat.com/notion/%D0%98%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Основные типы общения: императивное, манипулятивное и диалогическое

Основные типы общения: императивное, манипулятивное и диалогическое

В социальной психологии и теории коммуникации выделяют три типа межличностного общения: императивное, или директивное, авторитарное; манипулятивное; диалогическое(Шевандрин Н.И.Социальная психология в образовании. Ч. 1. М., 1995. С. 96, 97).

Диалогическое общение – это процесс не созерцательного, а «конкретного деятельностного приобщения одного уникального субъекта к другому уникальному субъекту во всех его разновидностях, процесс целостного сопереживания ему, и духовного, и практического (Докучаев И. И.Введение в историю общения. Историография и методология решения проблемы. СПб., 2001.

С. 5).Культуролог и семиотик Ю.М. Лотман, рассматривая такие культурно-исторические формы духовного общения, как искусство беседы, культуру письма и семейного чтения, называлистинным общением (диалогом) познание человеком человека и познание человеком окружающего мира. Он считал общение средством передачи форм культуры и общественного опыта.

Императивное(императив – приказ: «ты должен») общение– это субъект-объектное общение сверху вниз.

Его целью является достижение контроля над поведением, установками, мыслями партнера по общению, принуждение его к определенным действиям; при этом партнер рассматривается как объект воздействия, но приказы и распоряжения ему выдаются открыто.

Допустимо и даже эффективно императивное общение в таких сферах, как военные уставные отношения, отношения «начальник-подчиненный», в экстремальных условиях, когда нужна сильная воля лидера, а вот родительские, супружеские, дружеские и педагогические отношения не могут базироваться на императивной коммуникации.


Основные типы общения: императивное, манипулятивное и диалогическоеОсновные типы общения: императивное, манипулятивное и диалогическое В социальной психологии и теории коммуникации выделяют три типа межличностного общения: императивное, или директивное,

http://megaobuchalka.ru/8/38409.html

Типы межличностного общения

В социальной психологии выделяет несколько типов межличностного общения:

2) диалогическое общение.

Императивное общение – это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям.

Особенности: 1) в данном случае партнер по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, «страдательной» стороной;

2) конечная цель общения – принуждение партнера (не завуалирована);

3) в качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования.

Манипулятивное общение – это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно.

Особенности: 1) как и императив, манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека;

2) партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств.

https://www.youtube.com/watch?v=p5_6i6ici0Y

Объединив императивную и манипулятивную форму общения, можно охарактеризовать их, как различные виды монологического общения. Человека, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его (субъект-объектное воздействие).

Диалогическое общение – это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению.

Особенности: 1) наличие психологического настроя на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние (следование принципу «здесь и теперь»);

2) использование безоценочного восприятия личности партнера, априорная установка на доверие к его намерениям;

3) восприятие партнера как равного, имеющего право на собственные мнения и решения)

4) содержания общения должны включать проблемы и нерешенные вопросы (проблематизация содержания общения);

5) следует персонифицировать общение, т.е. вести разговор от своего имени (без ссылки на мнения авторитетов), представлять свои истинные чувства и желания.

Можно указать ряд сфер и ситуаций медицинской деятельности, где достаточно эффективно использование императивного общения (В.П. Дуброва). К таким сферам и ситуациям относятся:

– иногда отношения «администрация – врач»;

– работа врача при чрезвычайных обстоятельствах.

Сферой «разрешенной манипуляции» является взаимоотношения между врачом и пациентом при неизлечимых заболеваниях, цель которой активизировать направленность личности на здоровье.

Диалогическое (гуманистическое) общение позволяет достичь более глубинного взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного личностного роста, позволяет установить терапевтический яльянс в диаде «врач – пациент» в лечебном процессе.


Типы межличностного общенияВ социальной психологии выделяет несколько типов межличностного общения: 2) диалогическое общение. Императивное общение – это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по

🔍 Видео

Психология общения. Урок 1. Понятие, функции, три основных типа общенияСкачать

Психология общения. Урок 1. Понятие, функции, три основных типа общения

2. Интерактивная сторона делового общенияСкачать

2. Интерактивная  сторона делового  общения

Что такое общение и зачем оно нужно? Как общаться с людьмиСкачать

Что такое общение и зачем оно нужно? Как общаться с людьми

КАК ОБЩАТЬСЯ С ЛЮДЬМИ?Скачать

КАК ОБЩАТЬСЯ С ЛЮДЬМИ?

КОММУНИКАЦИЯ: лучший универсальный способ- НЕНАСИЛЬСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕСкачать

КОММУНИКАЦИЯ: лучший универсальный способ- НЕНАСИЛЬСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ

Общение с тупыми людьми. Александр Палиенко.Скачать

Общение с тупыми людьми. Александр Палиенко.

Как Улучшить Общение с Людьми | Курс Дружжжище (Урок 8)Скачать

Как Улучшить Общение с Людьми | Курс Дружжжище (Урок 8)

Как Улучшить Свои Разговоры (Социальные Навыки)Скачать

Как Улучшить Свои Разговоры (Социальные Навыки)

Понятие общениеСкачать

Понятие общение

Сногаминадиване №22. Эмоциональная распущенность. "Меня несёт, и я несусь".Скачать

Сногаминадиване №22. Эмоциональная распущенность. "Меня несёт, и я несусь".

3 правила, которые сделают тебя МАСТЕРОМ общенияСкачать

3 правила, которые сделают тебя МАСТЕРОМ общения

4 правила общения с провокаторами | Защита от манипуляцийСкачать

4 правила общения с провокаторами | Защита от манипуляций

15 Мощных СЕКРЕТОВ Общения с Людьми (Психология Общения)Скачать

15 Мощных СЕКРЕТОВ Общения с Людьми (Психология Общения)

Как Быть Общительным? 3 Простых Правила К Успешному ОбщениюСкачать

Как Быть Общительным? 3 Простых Правила К Успешному Общению
Поделиться или сохранить к себе: