Факторы общения

Факторы общения Полезное
Читать книгу Психология общения А. А. Леонтьева : онлайн чтение — страница 14

Факторы общения

Управлять общением – один из важнейших навыков, которым должен обладать журналист. Эффективность общения зависит от многих факторов, в том числе и внешних. Зная эти внешние факторы, умея управлять ими, можно сделать общение действительно успешным.

Внутренние и внешние факторы общения

Сначала определимся: что относится к внутренним, а что – ко внешним факторам общения.

Ко внутренним факторам, которые влияют на общение, отнесем психологические характеристики нас самих, наши такт, способность к эмпатии, наблюдательность, правдивость, авторитет и пр.

Внешние факторы общения – это:

  • обстановка общения (официальная или интимная),
  • ситуация, в которой проходит общение,
  • социально-психологические характеристики партнеров по общению,
  • наличие общего тезауруса (запаса слов).

Некоторыми внешними факторами управлять невозможно или крайне сложно. Например, вряд ли мы сможем повлиять на возраст нашего собеседника. Однако этот фактор мы можем учесть и общаться иначе, чем с молодым человеком. Мы не повлияем на темперамент нашего собеседника, на его тип личности или мотивы… Мы можем только учесть это во время выстраивания отношений.

Но есть и такие внешние факторы, которые поддаются нашему управлению и даже могут быть специально организованы.

Обстановка общения

  • Зная, как обстановка влияет на общение, можно готовиться ко встрече специально.

Так, зачастую залогом успешного общения становится оформление офиса.

Грамоты, кубки, почетные значки, фотографии с кадрами в момент награждений и иные трофеи расскажут о достижениях и успехах фирмы или предпринимателя.

Обычно посетителя в таких фирмах оставляют на некоторое время в одиночестве – чтобы он успел оглядеться и рассмотреть символы успеха.

Солидно отделанный и обставленный офис также свидетельствует об успехах его хозяев, о том, что здесь водятся деньги, они вкладываются в том числе и в комфорт, а значит, услуги здесь стоят дорого. Но и работа выполняется качественно – ведь именно за качество платят клиенты и посетители!

Однако с роскошью важно не переусердствовать: все хорошо, что в меру!

  • Общение довольно сильно зависит не только от того, в каком помещении или вне его мы находимся, но и от того, как размещены партнеры по отношению друг к другу.

В кабинете начальника, когда он восседает на высоком кресле, а мы сидим напротив на жестком стуле, не очень-то тянет говорить по душам. А в будуаре с толстыми коврами, скрадывающими шумы, на роскошной кровати с женой или мужем вряд ли хочется обсуждать рабочие моменты.

Успешнее пройдет общение между людьми, которые сидят свободно вокруг небольшого столика, а не в ряд. Особенно эффективно расставлять стулья вокруг стола в том случае, если партнеры по общению встречаются впервые. Такая обстановка подчеркивает равноправие всех участников и располагает к доверию.

Начальник в кресле – это подчеркивание его авторитета.

Если руководитель хочет сделать беседу более доверительной или дружеской, он может встать из кресла и выйти из-за стола, присесть рядом с собеседником на диванчик или стул.

Такое поведение будет символизировать для собеседника: начальник «на моей стороне». Однако эти же действия начальника только повредит официальному разговору, деловой беседе.

Ситуация общения

Разные ситуации по-разному влияют на общение. В ситуации конфликта, например, общаться гораздо труднее, чем в ситуации, когда собеседник внимательно слушает и старается нас понять.

Внутреннее сопротивление собеседника – зависит ли оно от неприятного первого впечатления, закоренелой зависти, негативных установок, предвзятости или мимолетного плохого настроения – всегда негативно влияет на общение.

https://www.youtube.com/watch?v=5ew8KWJl5Z0

В «тяжелых» случаях, чтобы сделать общение успешным, важно сначала разрядить обстановку: шуткой, прямым вопросом, что не так, неоспоримыми фактами…

  • Все ситуации предусмотреть невозможно, именно поэтому так ценится в людях умение импровизировать, становиться на место собеседника и управлять собой.

Не только в сложных, но даже в типичных ситуациях общения мы иногда ведем себя неправильно. Представим только: входим в офис, а там – человек десять обращают на нас свои взоры.

Кто-то из нас бодро пройдет мимо, громко и внятно поздоровавшись, отпустив шутку. А иной – потупит глаза, что-то буркнет и постарается побыстрее прошмыгнуть мимо. Последнее недопустимо, т. к.

свидетельствует о закомплексованности.

Можно потренироваться дома, перед зеркалом, а потом перед близкими людьми, здороваться внятно, радостно, приветливо. Вскоре те, у кого получится преодолеть свою застенчивость или закомплексованность, заметят: люди начнут отвечать так же дружелюбно и приветливо.

К типичным ситуациям общения можно отнести умение не мямлить, а сказать твердое «нет!», когда невозможно сказать «да». Или ситуации, когда нужно кого-то о чем-то попросить, красиво поблагодарить, попросить прощения…

Каждый по-своему ведет себя – и получает разные результаты.

Особенности собеседника или групп

Все мы являемся представителями каких-то социальных групп. Чем более «зрелая» группа, коллектив, чем более сознательны их представители, тем больше можно рассчитывать на эффективное общение.

Конечно, начальнику проще управлять подчиненными, т.к. его статус – выше. Талантливому учителю, сумевшему найти подход к детям, проще убедить в чем-то подопечного, чем его нерадивому коллеге. Спокойной, постоянной в воспитании матери легче принудить к чему-то ребенка, чем той, которая воспитывает «от случая к случаю» и чаще всего – силовыми методами.

Видео:Техника общенияСкачать

Техника общения

Как управлять общением? Используем внешние факторы

Факторы общения

Управлять общением – один из важнейших навыков, которым должен обладать журналист. Эффективность общения зависит от многих факторов, в том числе и внешних. Зная эти внешние факторы, умея управлять ими,  можно сделать общение действительно успешным.

 Особенности собеседника или групп

Все мы являемся представителями каких-то социальных групп. Чем более «зрелая» группа, коллектив, чем более сознательны их представители, тем больше можно рассчитывать на эффективное общение.

Конечно, начальнику проще управлять подчиненными, т.к. его статус – выше. Талантливому учителю, сумевшему найти подход к детям, проще убедить в чем-то подопечного, чем его нерадивому коллеге. Спокойной, постоянной в воспитании матери легче принудить к чему-то ребенка, чем той, которая воспитывает «от случая к случаю» и чаще всего – силовыми методами.

Важно помнить: неравенство в социальном статусе, в возрасте, в заслугах и чем-то еще не дает морального преимущества над собеседником.

Тот, кто «выше», должен видеть в том, кто от него зависит или ему подчиняется, прежде всего человека, и относиться к нему гуманно, уважительно и со вниманием.

Общение свысока создает психологические барьеры, преодолеть которые гораздо сложнее, чем воздвигнуть.

Общий тезаурус, или запас слов

У каждого из нас, людей, свой запас слов и свое понимание хорошей речи. Совпадение тезауруса у собеседников означает, что они общаются друг с другом «на одном языке».

Есть специальные слова, связанные с профессией. Журналисты, например, прекрасно знают, что означает «ляп», «полоса». Медики, летчики, конструкторы и механики оперируют своим специфическим набором слов. Слов, вроде бы и сходные по звучанию с нашей обычной речью, но имеющих совершенно иное смысловое содержание.

https://www.youtube.com/watch?v=XlusmJ85pK0

В одном из учебников по психологии общения приводился пример. Учитель физкультуры отдал младшим школьникам известную при ходьбе строем команду: «Взять ногу!». Эту команду школьники восприняли буквально и пытались в самом деле во время ходьбы взять ногу рукой.

Так что наличие общего тезауруса поможет общаться более эффективно, а иначе можно попасть впросак, а то и в неприятную ситуацию.

Мы учли внешние факторы общения. Учимся управлять общением дальше? Если готовы, в помощь – публикации:

  • «Как понять собеседника» 
  • «Как поддержать и развить контакт с собеседником«.

Видео:Как Улучшить Общение с Людьми | Курс Дружжжище (Урок 8)Скачать

Как Улучшить Общение с Людьми | Курс Дружжжище (Урок 8)

Условия успешного речевого общения

Факторы общения

Эффективное общение подразумевает не только принятие и передачу информации, поскольку здесь также имеется ввиду понимание жестов, эмоций, а также намерений, которые скрываются за словами.

Правила эффективного общения позволят полностью уяснять смысл сказанного собеседником.

Однако для этого необходимо правильно построить собственную речь, чтобы беседа смогла превратиться в эффективный контакт для обеих сторон.

Методы эффективной коммуникации очень важны для бизнеса. Однако и в повседневной жизни от них есть немалая польза.

Благодаря этому человек способен научиться:

  • правильно излагать свои мысли;
  • слушать;
  • убеждать;
  • предоставлять свои аргументы правильно.

В правилах эффективного общения акцент создается таким образом, чтобы у собеседника появилось ощущение того, что его слушают и понимают.

Поэтому человек, использующий их, может склонять людей на свою сторону, мотивировать к нужным действиям и даже заводить новые связи. Польза от правильно построенного разговора может быть неоценима для современных людей.

Правила эффективного общения — как им научиться

Методы могут как вербальными, так и невербальными. Нужно уметь понимать не только слова, но и жесты собеседника, чтобы создать атмосферу доброжелательности и обоюдной эмпатии. Этому придется учиться. Соблюдение основных правил эффективного общения не требует больших затрат душевных сил.

Рекомендаций всего 10:

  1. Правильная жестикуляция. Невербальные сигналы способны испортить беседу. Пример: когда человек говорит собеседнику, что он его слушает, но при этом не отрывает взгляд от смартфона. Это может негативно повлиять на весь ход разговора. Важно следить не только за собой, но и постоянно контролировать поведение собеседника, для того чтобы он смог понять сказанное.
  2. Очищение речи. Говорить надо правильно. Вовремя делая паузы, не допускать использования слишком большого количества междометий и исключить слова-паразиты.
  3. Готовые сценарии. Подготовив макет разговора на такие темы как семья, здоровье, отдых, можно научиться лучше общаться с малознакомыми людьми.
  4. Повторение последних слов или вопросы. Чтобы показать свою заинтересованность в разговоре, когда дает о себе знать усталость, можно просто повторить последнюю фразу собеседника или задать ему вопрос. Этот способ довольно полезен.
  5. Умение слушать. Важно говорить не только самому, но и позволять делать это собеседнику. Хороший слушатель — зверь редкий. Поэтому такой подход дает разговору некую основу, от которой можно двигаться дальше.
  6. Подведение стиля речи под аудиторию. Говорить надо на понятном языке, подстраиваясь под потенциальных слушателей.
  7. Убрать отвлекающие факторы. Не нужно отрываться от разговора, чтобы посмотреть на экран телефона. Все, что может отвлечь от беседы, необходимо убирать или откладывать.
  8. Рассказывать истории. Иногда имеет смысл самостоятельно поведать собеседнику историю из жизни, или же попросить его сделать аналогично. Если в историях подводить к нужному финалу, можно переубедить человека.
  9. Постоянно упражняться. Стоит потренироваться с друзьями или родственниками, чтобы они помогли выработать структуру эффективного общения.
  10. Работа над эмоциями. Эмоции могут привести к навешиванию ярлыков. Медитативные практики помогут взять контроль над разумом.

Таким образом можно постичь азы эффективного общения.

Методы полезного общения

Эффективное общение подразумевает дипломатичное поведение и уважение чужого мнения. Необходимо давать собеседнику высказаться, чтобы завоевать его доверие. Не стоит забывать про правило 20 секунд. Именно за это время составляется первое впечатление. На его результат на 38% влияет голос, 55% от визуальной части (язык жестов). При этом только 7% зависит от вербальной части общения.

https://www.youtube.com/watch?v=KtXRL4rqJKs

Чтобы расположить к себе человека, следует вспомнить о правилах эффективного общения. Желательно сделать ему комплимент, а также сохранять доброжелательную улыбку.

Затем необходимо придать собеседнику значимости. Для этого используется простой прием — просьба о помощи.

Достаточно попросить совета в каком-то вопросе, чтобы собеседник решил, что он значим и приподнял свою самооценку. Однако это работает только при искренней просьбе.

Таким образом можно завоевать доверие и начать строить действительно эффективное общение, поддерживая взаимопонимание со своим собеседником.

Условия успешности коммуникации

Для достижения успешности общения необходимо соблюдение ряда условий:

1. Необходимым условием возникновения коммуникации и успешного ее завершения является потребность в общении, в явном виде не выраженная языковыми формами, или коммуникативная заинтересованность (по определению М. М. Бахтина), согласие «внимать». И это первая ступень к успешному завершению коммуникации. На заинтересованность влияют:

· глубина знакомства (например, время знакомства, наличие дружеских отношений);

· степень социальной зависимости (например, главенство отца, подчиненное положение в коллективе);

· эмоциональный фон (благожелательность, нейтральность, неприязнь).

2. Следующее важное условие успешной коммуникации, правильного восприятия и понимания – настроенность на мир адресата, близость мировосприятия коммуникатора и коммуниканта. Л.П. Якубинский определил это как близость апперцепционной базы коммуникантов. М.М. Бахтин называл это явление апперцептивным фоном восприятия

речи (в аспекте речевой коммуникации). Прошлый жизненный опыт собеседников, сходные интересы и культурные каноны рождают быстрое взаимопонимание, которое выражается стремительной сменой реплик, такими паралингвистическими средствами, как мимика, жесты, тон, тембр голоса.

Иначе говоря, успешность коммуникации определяется умением отправителя представить мир получателя и в соответствии с этим организовать передачу информации.

Это способствует возникновению благожелательного внимания, а также активизирует все составляющие культурного понимания речи, коммуникативные ожидания и ассоциации; открытость к любой позиции адресанта, готовность принять все доводы, предвосхищение смысла каждой фразы и дальнейшего хода разговора.

3. Главным условием успешной коммуникации является умение адресата проникнуть в коммуникативный замысел (намерение, интенцию) адресанта.

Речь идет прежде всего о механизмах понимания, о «декодировании» информации ее получателем в процессе превращения «внешней» речи в речь «внутреннюю», адекватном замыслу отправителя информации.

Поскольку коммуникативное намерение формируется на довербальном уровне речи-мысли, а постижение смысла происходит параллельно линейному развертыванию информации (высказывания), получатель проделывает огромную работу по интерпретации сообщения и «реконструкции» замысла адресанта, по переосмыслению ранее принятого (услышанного, увиденного) и понятого, по соотнесению своей «модели» понятого с реальными фактами и линией поведения собеседника. Эта «работа» так же мгновенна, симультанна и биологична по своей сути, как и процесс говорения, поэтому здесь естественны индивидуальные различия.

4. Коммуникативная компетентность. В научной литературе представлено несколько подходов к пониманию коммуникативной компетентности. Так, М.А. Василик определяет ее следующим образом: «Коммуникативная компетентность

представляет собой определенный уровень сформированности личностного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социальною статуса успешно функционировать в профессиональной среде и обществе
»[11]. Ф.И. Шарков под коммуникативной компетентностью
понимает «умение выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации» [12].

В целом коммуникативная компетентность предполагает знание социокультурных норм и стереотипов речевого общения, что также имеет значение для достижения успеха в общении.

Так, владеющий этими нормами знает не только значение единиц разного уровня и значение типов комбинаций этих элементов, но и значение текстовых социальных параметров; например, знает приемы диалогизации речи (умеет употреблять обращения в различных формах, умеет искренне выразить свою оценку того или иного факта или события, что обычно вызывает отклик, ответное сопереживание), умеет прогнозировать эмотивные реакции собеседников, знает средства интимизации общения. Большую роль при этом играет знание говорящим известных адресату выражений с «приращенным» смыслом, прошедших в различных речевых ситуациях процесс «вторичного означивания»: афоризмов, пословиц, поговорок, текстовых клише, прецедентных текстов, аллюзий.

https://www.youtube.com/watch?v=LpP0ypg_4mM

По Ю.Д.

Апресяну, «владеть языком» значит: а) уметь выражать заданный смысл разными (в идеале – всеми возможными в данном языке) способами (способность к перефразированию); б) уметь извлекать из сказанного на данном языке смысл, в частности – различать внешне сходные, но разные по смыслу высказывания (различение омонимии) и находить общий смысл у внешне различных высказываний (владение синонимией); в) уметь отличать правильные в языковом отношении предложения от неправильных».

Коллектив авторов под руководством М. А. Василика выделяет восемь компонентов коммуникативной компетентности:

· знание норм и правил общения (делового, повседневного, праздничного и др.);

· высокий уровень речевого развития, позволяющий человеку в процессе общения свободно передавать и воспринимать информацию;

· понимание невербального языка общения;

· умение вступать в контакт с людьми с учетом их половозрастных, социально-культурных, статусных характеристик;

· умение вести себя адекватно ситуации и использовать её специфику для достижения собственных коммуникативных целей;

· умение воздействовать на собеседника таким образом, чтобы склонить его на свою сторону, убедить в силе своих аргументов;

· способность правильно оценить собеседника как личность, как потенциального конкурента или партнера и выбрать собственную коммуникативную стратегию в зависимости от этой оценки;

· способность вызвать у собеседника положительное восприятие собственной личности[13].

📺 Видео

21 Психология общенияСкачать

21 Психология общения

15 Мощных СЕКРЕТОВ Общения с Людьми (Психология Общения)Скачать

15 Мощных СЕКРЕТОВ Общения с Людьми (Психология Общения)

Самые важные навыки делового общенияСкачать

Самые важные навыки делового общения

Психологические ХИТРОСТИ на КАЖДЫЙ день 😵Скачать

Психологические ХИТРОСТИ на КАЖДЫЙ день 😵

Видеоурок «Межличностные конфликты, причины их возникновения»Скачать

Видеоурок «Межличностные конфликты, причины их возникновения»

«Психологические аспекты общения» | Корпоративный университет РДШСкачать

«Психологические аспекты общения» | Корпоративный университет РДШ

Виды сторон общения.Скачать

Виды сторон общения.

КАК НАШ НАРОД ОБМАНЫВАТЬСЯ РАД! ЛЮДЕЙ КИДАЮТ И ОНИ САМИ ИДУТ НА ПОВОДУ МОШЕННИКОВ И МУТНЫХ СХЕМ.Скачать

КАК НАШ НАРОД ОБМАНЫВАТЬСЯ РАД! ЛЮДЕЙ КИДАЮТ И ОНИ САМИ ИДУТ НА ПОВОДУ МОШЕННИКОВ И МУТНЫХ СХЕМ.

Педагогическое общение как основной фактор эффективного взаимодействия педагога и ребёнкаСкачать

Педагогическое общение как основной фактор эффективного взаимодействия педагога и ребёнка

Охота 2023-2024. Общение со зрителямиСкачать

Охота 2023-2024. Общение со зрителями

Психологические Приемы. Как Манипулируют Людьми. Психология ВлиянияСкачать

Психологические Приемы. Как Манипулируют Людьми. Психология Влияния

26 03 2018 Общение. Структура общения. Психология малых группСкачать

26 03 2018 Общение. Структура общения. Психология малых групп

Психология и этика делового общенияСкачать

Психология и этика делового общения

Психология Человека (25 Фактов, Которые Нужно Знать!)Скачать

Психология Человека (25 Фактов, Которые Нужно Знать!)

Законы общения на работе | Светлана ГрунинаСкачать

Законы общения на работе | Светлана Грунина

Как убеждать людей? Психология общения для начинающих! Аудиокнига целикомСкачать

Как убеждать людей? Психология общения для начинающих! Аудиокнига целиком

Основы педагогического общенияСкачать

Основы педагогического общения
Поделиться или сохранить к себе: