Любая организация включает себя людей: кто-то принимает и распоряжается решениям, кто-то их выполняет. Это помогает достичь поставленных целей. Но в процессе достижения между индивидами возникают различные конфликты. Причина конфликтов в том, что отдельно взятое лицо является личностью, у которой собственные:
- ценности;
- опыт;
- навыки;
- потребности;
- интересы.
Именно поэтому люди реагируют на что-то одинаковое по-разному. Например, одному из сотрудников необходимо выйти на работу в выходной день, за это начальник обещает денежное вознаграждение в виде премии. На такое предложение сотрудники будут реагировать по-разному.
Кто-то согласиться из экономических соображений, кто-то будет недоволен, но подчиниться, а кто-то выскажет негодование прямо в лицо, ссылаясь на ТК РФ. Такое разнообразие реакции требует от менеджеров понимания особенностей проявления качеств личности.
Таким образом, понятие личности является главным для психологии как общей науки и психологии управления.
Определение 1
Личность – 1) это индивид с социально-значимыми качествами и чертами, которые выражаются в особенностях сознания и деятельности; 2) индивид, который входит в общественные отношения.
Сущностью индивида считаются социальные свойства, параметры:
- взгляды;
- способности;
- убеждения;
- ценности;
- и т.д.
Т.е. личность является социальным качеством человека, а «индивид» — отдельным представителем биологического вида Homo Sapiens, например, новорожденный.
Личностью не рождаются, ею становятся.
Определение 2
Формирование личности – сложный процесс, где индивид формирует внутренний мир при коммуникации с другими людьми и выражает внутреннее «я», психические процессы.
По-мнению психологов, «ядром» личности является сфера мотивов и внутренние регулятивные механизмы.
К мотивам относят:
- потребности;
- интересы;
- направленность.
К внутренним регулятивным мотивам относят:
- самосознание;
- самооценку;
- самоуважение;
- и т.д.
С точки зрения психологии управления важными характеристиками личности считаются:
- темперамент;
- характер;
- способности;
- направленность личности.
От психических свойств зависят способности и неспособности человека к виду деятельности, к взаимодействию. Поэтому при подборе персонала нужно учитывать психические свойства, для уверенности в выполнении им работы.
- Природа темперамента человека
- Характеристика типов темперамента
- Особенности характера человека
- Дополнительные качества человека
- Качества, характеризующие личность человека
- Список качеств
- Структура индивидуальных качеств
- Черты людей, характеризующие их темперамент
- Индивидуальные черты характера
- Индивидуальные способности людей
- Волевые черты людей
- Человеческие чувства
- Мотивации личности
- Как проявляются и как распознать свойства личности
- Что характеризует человека как личность?
- Что такое личность?
- Составляющие личности
- Характер
- Темперамент
- Мотивация
- Способности
- Что такое
- Отличия понятий «личность», «индивид» и «индивидуальность»
- Структура личности
- 6 главных элементов личности
- 1. Способности
- 2. Воля
- 3. Характер
- 4. Темперамент
- 5. Эмоции
- 6. Мотивация
- Заключение
- 🌟 Видео
Природа темперамента человека
Определение 3
Темперамент – 1) устойчивые индивидуальные особенности психики, которые сохраняются долгие годы или всю жизнь; 2) индивидуальные особенности, которые характеризуют скорость, ритм психических процессов, уровень устойчивости чувств.
Для того, чтобы определить к какому типу личностей кандидат относится, необходимо поговорить с ним. Предполагается, что темперамент напрямую зависит от врожденных физиологических особенностей человека от типа нервной системы. Поэтому темперамент считается устойчивым явлением. Но в течение жизни нервная система видоизменяется, зависит это от:
- условий жизни;
- воспитания;
- пережитых болезней.
Поэтому и темперамент может видоизменяться.
Первая классификация видов темперамента была создана древнегреческим ученым Гиппократом. Этой структурой пользуются до сих пор и считают ее основной для понимания психологических особенностей. Классификация:
- сангвиник;
- холерик;
- флегматик;
- меланхолик.
Рассмотрим каждый из них.
Характеристика типов темперамента
- Характерные черты человека данного вида:
- активность;
- быстрое реагирование на изменения;
- легкое переживание неудач.
Работник-сангвиник обладает:
- энергией;
- быстрой речью;
- долго не устает.
Минусы такого работника:
- не может быть сосредоточенным долгое время;
- относительная невнимательность.
- Человек обладает следующими качествами:
- порывистость;
- страсть;
- неуравновешенность;
- склонность к эмоциональному переживанию;
- склонность к резкой смене настроения.
Работник-холерик обладает:
- высокой продуктивностью;
- качеством самостоятельного преодоления трудностей;
- качеством большого количества и громкого говорения.
Минусы:
- чрезмерная поспешность;
- склонность к нервным срывам.
- Человек обладает следующими качествами:
- медлительность;
- невозмутимость;
- стабильность настроения;
- скрытость душевного состояния.
Работник-флегматик обладает:
- уравновешенностью;
- вдумчивостью;
- пунктуальностью;
- кропотливостью;
- качеством тщательной работы.
Недостатки:
- медлительность;
- инертность;
- затруднения в «переключении» на другую деятельность.
- Человек обладает следующими качествами:
- ранимость;
- глубокое и искреннее переживание из-за мелочей;
- скрытость душевного переживания;
- тихий тембр голоса;
- смущение.
Работник-меланхолик выполняет работу со стереотипными действиями.
Минусы:
- не обладает качествами лидера;
- критиковать необходимо наедине.
Рисунок 1 нарисован датским художником Х. Бидструпом, на котором отражены все виды темперамента. На картинке изображена одна ситуация: на скамейки сидит человек и к нему подсаживается прохожий определенного типа темперамента.
Рисунок 1. Относительное изображение типов темперамента
https://www.youtube.com/watch?v=kLqDmk81scU
Четкое разграничение темперамента нет. Люди, обладающие одним и тем же типом, в зависимости от ситуации по-разному его проявляют. Также может демонстрироваться феноменом «маскировки темперамента», т.е.
субъект намеренно «блокирует» врожденные качества, заменяя приобретенными привычками и навыками поведения. Например, руководитель-холерик, узнав об успехе, может стать сдержанным.
Знание основных характеристик темперамента помогут существенно облегчить общение с людьми, а это способствует:
- эффективному управлению работы;
- предотвращению неудач;
- предотвращению конфликтов.
Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Особенности характера человека
Характер считается важным компонентом личности.
Определение 4
Характер – комбинирование индивидуальных устойчивых психических особенностей субъекта, которое отвечает за обычный способ поведения и отношения к действительности.
Характер и темперамент тесно взаимосвязаны. Темперамент оставляет отпечаток на характере. Их отличие: темперамент – это врожденная черта, а характер считается приобретенным явлением в ходе воспитания. Типы характера зависят от определенности.
Определение 5
Определенный характер – явление с одной или несколькими доминирующими чертами. Например, у Плюшкина из поэмы «Мертвые души» ярко проявлялась жадность, ей подчинялись другие черты характера.
Определение 6
Неопределенный характер – свойство, которое не имеет доминирующих черт, т.е. на первый план выходят разные качества, зависящие от ситуации.
Характеры можно описать только когда они цельные.
Определение 7
Цельные характеры – особенности, которые не содержат явных противоречий между целями и поведением, для них характерно единство мыслей и чувств. Например, Татьяна из романа «Евгений Онегин».
Противоположностью цельного характера является противоречивый, для которого типичен конфликт между:
- целями и поведением;
- мотивами;
- мыслями;
- чувствами;
- желаниями;
- стремлениями.
Противоречивым характером обладал Хлестаков из комедии «Ревизор»: его мечты были о блестящей карьере, но сам был бездельником и т.д.
Для работодателя человек с противоречивым характером может стать источником конфликтов, так как таким человеком трудно управлять.
Черты характера делятся на:
- волевые;
- моральные;
- эмоциональные.
К волевым чертам характеру относят:
- целеустремленность;
- настойчивость;
- решительность;
- твердость;
- упрямство;
- храбрость;
- трусость.
К моральным чертам характеру относят:
- чуткость;
- гуманность;
- правдивость;
- внимательность;
- лживость;
- коллективизм;
- индивидуализм.
К эмоциональным чертам характера относят:
- вспыльчивость;
- нежность;
- плаксивость;
- обидчивость;
- страстность.
Для успешной работы организации преимущество отдается моральным чертам. Их наличие у сотрудника говорят о его искренности, доброте, внимательности. А руководитель должен обладать волевыми чертами: решительностью, выдержкой и т.д.
Дополнительные качества человека
Экстраверты и интроверты являются характеристиками индивидуально-психологических различий лиц.
Определение 8
Экстраверты – люди, ориентированные на общество.
Экстравертами чаще всего бывают сангвиники и холерики. Им свойственно:
- импульсивность;
- инициативность;
- гибкость поведения;
- общительность.
Определение 9
Интроверты – люди, сосредоточенные на внутреннем мире.
Обычно, интровертами считаются меланхолики, флегматики. Им свойственно:
- необщительность;
- замкнутость;
- социальная пассивность;
- самоанализ.
Также для полной характеристики человека как личности необходимо знать о его способностях.
https://www.youtube.com/watch?v=9al0t3JY4z8
Определение 10
Способности – индивидуальные, психологические особенности, являющиеся субъективными условиями для успешной деятельности.
Они формируются в процессе взаимодействия с обществом. Стоит понимать, что способности – это:
- знания;
- умения;
- быстрота овладения навыками;
- прочность.
Способности состоят из нескольких компонентов, которые могут заменять недостающие. Например, человек, который не может быстро усвоить материал, заменяет это упорством. Ученые разработали много методик для развития определенных способностей. Так, например, существует методика по развитию музыкального слуха.
Вопрос о формировании способностей к определенному типу деятельности является наиболее актуальным в психологии управления. Многие ученые придерживаются того, что способности можно развить при помощи личной установки.
Определение 11
Установка – это психологическая предрасположенность индивида к конкретному поведению, которое ориентирует его деятельность.
Чтобы усовершенствовать способности, нужно сформировать у индивида установку. Но иногда самые сильные методики могут быть бессильными.
Следующим дополнительным компонентом является направленность личности.
Определение 12
Направленность личности – это психическое свойство личности, которое выражает цели и мотивы поведения.
Мотивы заставляют делать человека те поступки, которые необходимы для достижения целей. В них проявляются потребности личности, которые делятся на:
К материальным потребностям относят:
- одежду;
- продукты питания;
- и т.д.
К духовным потребностям относят:
- книги;
- образование;
- и т.д.
Потребности регулируют деятельность. В мозгу они превращаются в форму желаний, влечений, интересов. Предметное содержание потребностей зависит, например, от:
- организма;
- общества;
- социальной группы;
- и т.д.
Пример, приведенным физиологом Павловым И.П., если щенка кормить молочной продукцией, то у него не будет наблюдаться пищевая реакция. Она проявиться в момент, когда животное начнет есть мясо.
Потребности для человека – это мотивы, и они изменяются, могут как расширяться, так и сужаться. Когда мотивы осознаются лицом, то они превращаются в цели. Их совокупность раскрывает направленность личности.
Например, психологическая характеристика личности студента: один студент хочет получить хорошие оценки за экзамены, чтобы не потерять стипендию, а другой ставит для себя в приоритете приобретение навыков профессии.
Успехи в учебе могут быть одинаковыми, но цели разными.
Вывод
Мотивы характеризуют личность.
Видео:Индивид. Индивидуальность. Личность | ОбществоведениеСкачать
Качества, характеризующие личность человека
Изучая особенности характера определенного человека, можно выявить какие качества характеризуют личность. В основе их проявления выступают влияние индивидуального опыта, знаний, способностей и возможностей людей. Список биологических особенностей включает врожденные характеристики человека. Остальные качества личности приобретены в результате жизнедеятельности:
Означает несводимость к индивидным, биологическим характеристикам людей, насыщенность социо-культурным содержанием.
Неповторимость и оригинальность внутреннего мира отдельного индивида, его независимость и невозможность отнести к тому или иному социальному или психологическому типу.
Готовность выйти за свои «пределы», постоянное самосовершенствование как способ бытия, вера в возможность развития и преодоления внешних и внутренних преград на пути к своей цели и, как следствие, незавершенность, противоречивость и проблемность.
- Целостность и субъективность
Внутреннее единство и тождество (равенство самому себе) в любых жизненных ситуациях.
- Активность и субъективность
Умение изменять себя самого и условия своего существования, независимость от окружающих условий, умение быть источником собственной активности, причиной поступков и признание ответственности за совершаемые дела.
https://www.youtube.com/watch?v=Ad2EbsYcoms
Основа взаимодействия с окружающим миром, готовность относиться к другим людям как к высшей ценности, равноценной собственной, а не как к средству достижения целей.
Список качеств
Структура личности включает темперамент, волевые качества, способности, характер, эмоции, социальные установки и мотивацию. А также отдельно следующие качества:
- Самостоятельность;
- Интеллектуальное самосовершенствование;
- Коммуникативность;
- Доброта;
- Трудолюбие;
- Честность;
- Целеустремленность;
- Ответственность;
- Уважение;
- Доверие;
- Дисциплинированность;
- Гуманность;
- Милосердие;
- Любознательность;
- Объективность.
Личные качества человека составляют внутреннее восприятие и внешние проявления. Внешнее проявление включает список показателей:
- врожденный или приобретенный артистизм;
- привлекательные внешние данные и чувство стиля;
- ораторские способности и отчетливое произношение речи;
- грамотный и утонченный подход к невербальному общению.
Основные качества личности (ее внутреннего мира) можно классифицировать по ряду признаков:
- всесторонняя оценка ситуации и отсутствие противоречивого восприятия информации;
- присущая любовь к людям;
- непредвзятое мышление;
- позитивная форма восприятия;
- мудрое суждение.
Уровень этих показателей определяет индивидуальные особенности изучаемого индивида.
Структура индивидуальных качеств
Для более точного определения качества личности человека, следует выделить его биологическую структуру. Она состоит из 4 уровней:
- Темперамент, включающий характеристики генетической предрасположенности (нервной системы).
- Степень уникальных психических процессов, позволяющая определить личные качества человека. На получение результата влияет уровень индивидуального восприятия, воображения, проявления волевых признаков, чувств и внимания.
- Опыт людей, характеризующийся знаниями, способностями, возможностями и привычками.
- Показатели общественной направленности, включая отношение субъекта к внешней среде обитания. Развитие личностных качеств выступает направляющим и регулирующим фактором поведения – интересы и взгляды, убеждения и аттитюды (состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение людей), моральные нормы.
Указанные выше категории тесно взаимосвязаны с потребностями и характером, способностями и эгоцентризмом людей. Совокупность общих показателей влияет на создание индивидуальной оболочки личности.
Черты людей, характеризующие их темперамент
Врожденные качества личности формируют его как социальное существо. Учитываются поведенческие факторы, тип деятельности и круг общения. Категорию разделяют 4 понятия: сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик.
- Сангвиник – сильная и уравновешенная личность, легко подстраивающаяся под новую среду обитания и преодолевающая препятствия. Общительность, отзывчивость, открытость, жизнерадостность и лидерство – основные черты личности.
- Меланхолик – слабая и малоподвижная личность. Под влиянием сильных раздражителей возникают нарушения в поведении, проявляющиеся пассивным отношением ко всякой деятельности. Замкнутость, пессимизм, тревожность, склонность к рассуждениям и обидчивость – характерные черты меланхоликов.
- Холерики – сильные, неуравновешенные, энергичные качества личности. Они вспыльчивы и несдержанны. Обидчивость, импульсивность, эмоциональность и неустойчивость – явные показатели беспокойного темперамента.
- Флегматик – уравновешенная, инертная и медлительная личность, не склонная к переменам. Личностные показатели выступают в легком преодолении негативных факторов. Надежность, доброжелательность, миролюбие и рассудительность – отличительные черты спокойных людей.
Индивидуальные черты характера
Характер выступает совокупностью черт индивидуума, которые проявляются в разных типах деятельности, общения и отношений с людьми.Развитие личностных качеств формируется на фоне жизненных процессов и рода деятельности людей. Для более точной оценки характера людей следует детально изучить поведенческие факторы в конкретных обстоятельствах.
https://www.youtube.com/watch?v=RjNzS1RV7mU
Разновидности характера:
- циклоидный – переменчивость настроения;
- гипертимная акцентуация заключается в высокой активности, недоведении дел до конца;
- астенический – капризные и депрессивные личные качества;
- сенситивный – робкая личность;
- истероидный – задатки лидерства и тщеславия;
- дистимный – сосредоточенная на негативной стороне текущих событий.
Индивидуальные способности людей
Индивидуальные психологические качества личности способствуют достижению успеха и совершенства в определенной деятельности. Они определяются общественной и исторической практикой личности, результатами взаимодействий биологически-психических показателей.
Существуют разные уровни способностей:
- одаренность;
- талант;
- гениальность.
Развитие алгоритма личностных качеств и способностей людей характеризуется умением научиться новому в умственной сфере. Специальные особенности проявляются в конкретном виде деятельности (музыкальной, художественной, педагогической и др.).
Волевые черты людей
Регулировка поведенческих факторов, связанных с преодолением внутреннего и внешнего дискомфорта, позволяет определить личные качества: уровень усилий и планов для совершения действий, концентрации в заданном направлении. Воля проявляется в следующих свойствах:
- сила воли – уровень усилий для достижения желаемого результата;
- настойчивость – возможность мобилизации для преодоления неприятностей;
- выдержка – способность ограничивать чувства, мышление и действия.
Смелость, самообладание, обязательность – личные качества волевых людей. Они классифицируются на простые и сложные акты. В простом случае побуждения к действию перетекают в его выполнение автоматически. Сложные акты осуществляются на основе мотивации, составлении плана и учета последствий.
Человеческие чувства
Стойкое отношение людей к реальным или воображаемым объектам возникают и формируются на основе культурно-исторического уровня. Меняются лишь способы их проявления, исходя от исторических эпох. Чувства людей индивидуальны.
Мотивации личности
Мотивы и побуждения, способствующие активации действий, формируются из потребностей людей. Стимулирующие качества личности бывают осознанными и неосознанными.
Они проявляются в виде:
- стремления к успеху;
- избегания неприятностей;
- получения власти и др.
Как проявляются и как распознать свойства личности
Личные качества индивидуума определяются путем анализа поведенческих факторов:
- самооценка. Черты характера проявляются в отношении к себе: скромные или уверенные, самонадеянные и самокритичные, решительные и храбрые, люди с высоким уровнем самообладания или безволия;
- оценка отношения индивидуума к социуму. Различают разные степени взаимоотношений субъекта с представителями общества: честные и справедливые, общительные и вежливые, тактичные, грубые и др.;
- положительные или отрицательные качества уникальной личности определяются уровнем интересов в трудовой, учебной, спортивной или творческой сфере;
- выяснение положения личности в обществе происходит в тесной взаимосвязи мнения о ней;
- при изучении психологических факторов, особое внимание уделяется памяти, мышлению и вниманию, характеризующих развитие личностных качеств;
- наблюдения за эмоциональным восприятием ситуаций позволяет оценить реакцию индивида при решении проблем или ее отсутствие;
- измерение уровня ответственности. Основные качества серьезной личности проявляются в трудовой деятельности в виде творческого подхода, предприимчивости, инициативы и доведения дела до желаемого результата.
Обзор индивидуальных свойств людей помогает создать общую картину поведения в профессиональной и социальной сфере. Под понятием «личности» выступает человек с индивидуальными свойствами, обусловленными общественным окружением. К ним относятся личностные особенности: интеллект, эмоции и воля.
https://www.youtube.com/watch?v=oJXvA5Y6eR8
Группирование признаков, способствующих распознанию личности:
- субъекты, осознающие наличие присущих им социальных черт;
- люди, принимающие участие в социальной и культурной жизни общества;
- личностные качества и характер человека легко определить в социальной взаимосвязи через общение и трудовую сферу;
- личности, четко осознающие свою особенность и значимость в общественности.
Личные и профессиональные качества человека проявляются при формировании мировоззрения и внутреннего восприятия. Индивидуум всегда задается философскими вопросами о жизни, своей значимости в общественности. Он имеет свои идеи, взгляды и жизненные позиции, влияющие на формирование личности.
Качества, характеризующие личность человека Ссылка на основную публикацию
Видео:Что означает понятие "личность"? | Что характеризует человека как личность? | Павел КочкинСкачать
Что характеризует человека как личность?
В понимании обывателя личность — это человек, обладающий сильным характером, имеющий собственное мнение, способный нестандартно мыслить и действовать, не боясь осуждения толпы.
Иначе говоря, по мнению большинства, далеко не все люди заслуживают этого высокого звания.
Ведь многие предпочитают позицию серой мышки, мирно живущей в собственном мирке и беспокоящейся о том, что же о ней скажут соседи и сослуживцы.
статьи
Однако научный подход к этому понятию дает совсем другие результаты. В психологии личностью принято считать каждого человека, независимо от набора качеств и черт, которыми он обладает. Для создания базового «портрета» того или иного члена сообщества ученые используют определенный набор критериев. Попробуем разобраться в том, что характеризует человека как личность с точки зрения науки.
Что такое личность?
Под этим термином принято понимать совокупность психических и физических особенностей человека, его привычек, опыта и знаний, приобретенных им в повседневной жизни и в процессе взаимодействия с окружением — людьми и предметами.
Все эти компоненты проявляются в поведении, выражаясь в смене «масок», подходящих для различных социокультурных групп и ситуаций.
Проще говоря, личность — это сложное понятие, включающее социальные навыки, психические характеристики и установки, базирующиеся на опыте межличностных отношений.
Какое же место занимает термин личность в системе современной психологии? Он находится между индивидом и индивидуальностью. При этом индивид — это отдельно взятый представитель человеческого рода, а под индивидуальностью подразумевается отражение специфических наследственных или приобретенных черт конкретного человека.
Составляющие личности
Чтобы полностью осветить многогранность каждого из нас, используются признаки, характеризующие человека как личность. К ним, по мнению современных ученых, относятся:
- характер,
- темперамент,
- мотивация,
- способности.
Каждое из этих понятий раскрывает человеческую натуру с определенной стороны. Поэтому только после тщательного анализа всех пунктов и соединения полученной информации в единое целое можно говорить о создании исчерпывающего портрета члена общества.
Характер
Как правило, под характером понимается совокупность стабильных черт человека, влияющих на его поведение. При этом принято разделять все свойства на 4 группы, каждая из которых отражает отношение личности к одному из аспектов жизни:
- к другим людям,
- к труду,
- к вещам,
- к себе.
Основываясь на этих данных, можно приписать каждому из нас один из наиболее распространенных типов характеров:
- психастенический — нерешительный, склонный к самоанализу и размышлениям;
- шизоидный — замкнутый, отстраненный от окружающего мира;
- гипертимный — подвижный и общительный;
- эпилептоидный — с низкой реакцией, угрюмый, скрупулезный и консервативный;
- сенситивный — робкий, впечатлительный;
- астеноневротический — устающий от общения, раздражительный и тревожный;
- истероидный — эгоцентричный, жаждущий всеобщего внимания и одобрения;
- эмоционально-лабильный — склонный к частым сменам настроения;
- инфантильный — отказывающийся от ответственности за себя и свои поступки;
- неустойчивый — слабый, безвольный, тяготеющий к развлечениям и безделью.
Разумеется, поведение человека не всегда определяется только его характером. Однако в большинстве случаев именно он оказывает решающее влияние на поступки и слова.
Темперамент
Темперамент служит основой характера и обуславливается типом высшей нервной деятельности. Иначе говоря, базой для него становятся психофизиологические особенности человека, а значит, его можно отнести к врожденным свойствам личности. Темперамент в основном влияет на активность и интенсивность действий, а не на их содержание.
https://www.youtube.com/watch?v=KjpUezh85bQ
Выделяют 4 типа темперамента:
- холерик — взрывной, нередко агрессивный, подвижный и подверженный частым и резким сменам настроения;
- меланхолик — впечатлительный и ранимый, утомляемый и склонный к самобичеванию;
- флегматик — спокойный и уравновешенный, с большим трудом адаптирующийся к новым условиям и задачам;
- сангвиник — энергичный и общительный, активный и жизнерадостный.
«Чистых» представителей того или иного темперамента практически не существует. Поэтому чаще всего человека относят к одному из типов, ориентируясь на преобладающие черты.
Мотивация
Чтобы человек начал действовать, демонстрируя свои личностные характеристики, ему нужна мотивация. Она представляет собой психофизиологический процесс, стимулирующий на совершение того или иного поступка.
От силы мотивации зависит активность и направленность деятельности, а также ее результативность. При этом оптимальными являются средние показатели.
При слишком слабой или чрезмерно сильной мотивации производительность резко снижается.
Мотивацию делят на внутреннюю и внешнюю. Первая связана с самим действием, приносящим человеку удовольствие и пользу. А в основе второй лежат «побочные эффекты», появляющиеся в результате осуществления какой-либо деятельности.
Также существует положительная и отрицательная мотивация. Базой для такого деления служит полярность стимулов. В первом случае идет речь о получении в результате действия награды, пользы или удовольствия. А во втором случае выполнение задач направлено на то, чтобы избежать наказания, штрафа, порицания.
На устойчивость мотивации влияет источник стимула. Нужды самого человека создают постоянные предпосылки для выполнения действий. А вот если поведение обуславливают внешние факторы, то для сохранения импульса требуется постоянное подкрепление.
Способности
Чтобы вся активность приносила ожидаемый эффект, нужны способности. Под этим словом понимаются не только умения и навыки, позволяющие заниматься определенной деятельностью, но и скорость и глубина их освоения. Такие параметры зависят от внутренних психических процессов.
Способности принято делить на общие и специальные. Первые — поисковая активность, творческий подход и интеллект — необходимы для совершения практически всех действий.
Поэтому степень их развития нередко коррелирует с успешностью человека в целом. Специальные способности более конкретны: например, склонность к музыке, литературе, математике, конструированию, спорту и т. д.
Без них невозможно достичь достойных результатов в специфических областях деятельности.
Для оценки тех или иных способностей создана следующая «лестница»:
- задатки,
- способности,
- талант,
- гениальность.
Как правило, переход с одной «ступеньки» на другую требует огромных усилий, а зачастую и вовсе не возможен. Однако в стрессовых ситуациях нередко происходит всплеск, обострение уже известных способностей или неожиданное проявление новых.
Итак, критериями, определяющими личность, служат не только качества ее характера, но и особенности ее деятельности — источники мотивации и качество исполнения принятых на себя ролей.
При этом основное значение имеет активность, направленная на установление межличностных отношений.
Ведь именно под личностью, а не индивидом или индивидуальностью нередко подразумевается то самое «социальное существо», которое формируется и проявляет свои черты исключительно во время взаимодействия с себе подобными и окружающей средой.
Видео:Какой у тебя ТИП ЛИЧНОСТИ? — НаучпокСкачать
Что такое
Приветствую Вас, друзья!
В этой статье разберемся с понятием «личность»: что оно означает, из каких элементов состоит, чем отличается от схожих понятий «индивид» и «индивидуальность». Начнём.
Отличия понятий «личность», «индивид» и «индивидуальность»
Эти три понятия довольно близки, и каждое из них может использоваться, чтобы подчеркнуть, что речь идёт о конкретном человеке. При этом все они несколько отличаются по смыслу. Рассмотрим каждое понятие подробнее.
- Индивид – это просто уникальный человек, как персонаж в фильме или рассказе. К примеру, познакомившись с новым соседом, вы ещё ничего не знаете о нём как о личности или индивидуальности, но уже вполне можете идентифицировать его как индивида.
- Индивидуальность – это система психологических и поведенческих особенностей индивида, темперамент, стиль общения. Проще говоря, это совокупность качеств, отличающих его от других людей.
- Личность – это внутреннее содержание человека, реализующееся во взаимодействии с окружающим миром. Личностью можно назвать состоявшегося человека, который уникален не просто так, а потому что у него уже сформировался внутренний «стержень». Иногда понятия «индивидуальность» и «личность» отождествляются.
По сути, каждый человек становится индивидом в момент рождения. Постепенно он растёт, у него формируется определенный характер, появляется индивидуальность. По мере накопления социального опыта формируются нормы морали и нравственности, вырабатываются принципы поведения. Именно эти качества и делают его личностью.
Структура личности
Личность представляет собой достаточно сложную систему, для структурирования которой психологи используют четыре уровня:
- Низший. Врожденные свойства психики, а также те, которые обусловлены возрастом, полом и физиологическими особенностями.
- Второй. Особенности восприятия, мышления и поведения, формирующиеся под влиянием факторов первого уровня.
- Третий. Личный опыт, включающий приобретенные знания и навыки. Формирование этого уровня зависит от социального взаимодействия и жизненного опыта.
- Высший. На высшем уровне находятся принципы, идеалы, самооценка, желания, интересы и прочее «личное». Именно этот уровень определяет внутреннее содержание человека.
На каждом уровне можно найти уникальные особенности, характеризующие конкретную личность. Умение различать их и связанные с ними личностные качества – очень полезный навык, овладев которым, можно научиться лучше понимать близких и самого себя.
6 главных элементов личности
Личность – это уникальный набор индивидуальных особенностей. В неё входит широкий спектр характеристик, которые для удобства изучения разделяют на 6 основных категорий. Каждую из них мы рассмотрим подробно.
1. Способности
В эту группу входят все индивидуальные умения и навыки, помогающие личности решать различные задачи. Часть способностей дана человеку от рождения, но большинство из них формируется в течение жизни. Для простоты классификации способности дополнительно объединяют в группы:
- простейшие – базовые способности, обеспечивающие основные функции организма (умение дышать, ходить);
- сложные – приобретенные способности (умение говорить, рисовать, играть на фортепиано);
- общие – способности, которые есть у каждого человека, но у кого-то выражены заметно лучше, чем у других (например, музыкальный слух или хорошая память);
- специальные – редкие способности, требующие таланта или сложного обучения (например, умение писать музыку);
- теоретические – умение производить сложные расчёты в уме и решать сложные творческие задачи;
- практические – умение успешно решать различные задачи в повседневной жизни;
- коммуникативные – умение договариваться и располагать людей к себе;
- предметно-деятельные – умение взаимодействовать с различными предметами, использовать подручные средства для решения задач.
Отдельные способности могут относиться к нескольким группам из этого списка. К примеру, способность забивать гвозди является сложной.
При этом она общая, поскольку есть у всех взрослых людей, и практической, поскольку направлена на решение вполне конкретной задачи.
Кроме того, она относится к предметно-деятельным способностям, поскольку в процессе забивания гвоздя приходится использовать молоток.
2. Воля
Воля как свойство личности подразумевает способность осознанно контролировать свои поступки, поведение, эмоции и желания. В качестве основных признаков воли выступают такие факторы как:
- умение преодолевать трудности;
- способность принимать обдуманные решения, избегая импульсивных;
- умение целенаправленно двигаться к долгосрочным целям;
- способность ограничивать свои слабости и желания;
- умение планировать и действовать согласно плану;
- ощущение морального удовлетворения при продвижении к цели.
Воля – важнейший фактор, способствующий достижению целей, развитию и личностному росту человека. Именно благодаря воле мы можем эффективно справляться с жизненными трудностями.
3. Характер
Термином «характер» в психологии обозначают особенности взаимодействия индивида с близкими людьми и социумом. Характер представляет собой важную часть личности и формируется в процессе её созревания. Черты характера принято делить на 5 групп:
- волевые (целеустремленность, упорство, уступчивость);
- деловые (ответственность, добросовестность, склонность к прокрастинации);
- коммуникативные (открытость, вежливость, грубость);
- мотивационные (качества, мотивирующие и направляющие нас);
- инструментальные (качества, формирующие стиль поведения).
4. Темперамент
Темперамент – это набор динамических свойств психики, от которого зависит сила и скорость протекания психических процессов. В современной психологии используется классическая модель Гиппократа, включающая 4 типа темперамента:
- Меланхолический. Меланхолики очень ранимы и впечатлительны, они сдаются, едва столкнувшись с первой преградой на пути к цели. Также им свойственны частые перемены настроения.
- Холерический. Холерики более жизнерадостны и целеустремленны, чем меланхолики, и всё же они не особо позитивны. Они часто раздражаются, демонстрируют высокий уровень токсичности, не сдерживают свою эмоциональность. Как правило, холерик сам не осознаёт, насколько неприятным бывает в общении, и не замечает, что обидел кого-то.
- Флегматический. Флегматики обычно ведут себя спокойно и уравновешенно. Они не особо активны и предпочитают наблюдать за событиями со стороны. Также они консервативны, зато очень усидчивы, благодаря чему отлично справляются с большими объемами рутинной работы.
- Сангвинический. Самыми положительными среди всех являются сангвиники. Они в меру активны, оптимистичны и жизнерадостны. Они не настолько энергичны, как холерики, но благодаря своему оптимизму и позитивному восприятию окружающей действительности, как правило, добиваются гораздо больших успехов.
Знание четырех типов темперамента по Гиппократу может быть очень полезным, поскольку оно позволяет лучше понимать близких и знать, чего от них можно ожидать.
5. Эмоции
Эмоции – это переживания, возникающие вследствие удовлетворения либо неудовлетворения наших потребностей. В психологии все доступные человеку эмоции принято делить на 4 группы:
- простейшие – эмоции, связанные с удовлетворением базовых потребностей, находящихся на первой ступеньке пирамиды Маслоу;
- настроение – текущее эмоциональное состояние, обусловленное внешними обстоятельствами и внутренними факторами;
- аффекты – мощные и плохо контролируемые эмоциональные всплески, возникающие в критических ситуациях;
- чувства – переживания, связанные с определенным человеком или объектом (привязанность, любовь, злость, зависть, раздражение, ностальгия).
Эмоции – важная составляющая личности. Эмоциональность человека сильно влияет на то, как мы его воспринимаем, заставляет нас сближаться с ним или держаться от него подальше.
6. Мотивация
Мотивация – это механизм, побуждающий нас к активным действиям. На неё влияют следующие факторы:
- мотивы – психологические причины, заставляющие человека целенаправленно осуществлять определенные действия;
- стимулы – внутренние и внешние факторы, подталкивающие индивида к достижению определенной цели;
- потребности – состояния, при которых человек чувствует, что ему чего-то не хватает;
- побуждения – стремления к определенным целям, которые индивид сам не осознаёт;
- намерения – продуманные действия, которые индивид собирается осуществить для достижения определенной цели.
Мотивация является важнейшим фактором нашего развития, движущей силой, помогающей нам уверенно двигаться к достижению наших целей. У каждой личности есть собственный уникальный набор мотивирующих факторов. И любой человек, желающий добиться успеха во всех сферах жизни, должен уметь понимать, что мотивирует его и его близких.
Заключение
Личность – это зрелый человек, имеющий полностью сформировавшуюся систему ценностей и жизненных принципов. Уникальность личности проявляется на всех четырех её уровнях.
Кроме того, у каждой личности есть свои индивидуальные способности, характер, темперамент, воля, эмоции и своя мотивация. Именно поэтому людям бывает тяжело понимать друг друга.
Но разобравшись, как формируется и как проявляется личность, можно научиться гораздо лучше понимать как себя самого, так и своих близких.
🌟 Видео
Быть личностьюСкачать
Человек, индивид, личность. Видеоурок по обществознанию 10 классСкачать
ЕГЭ 2016: Индивид. Индивидуальность. Личность.Скачать
Что о вас говорит ваш любимый цвет? [Psych2go на русском]Скачать
7 НАСТОЯЩИХ Качеств РЕАЛЬНО сильной личностиСкачать
ВАША ГРУППА КРОВИ РАССКАЖЕТ О ВАС МНОГОЕСкачать
Что такое ЛИЧНОСТЬ? Научный взгляд Андрея КурпатоваСкачать
Индивид, индивидуальность и личность #обществознание #егэобществознание #обществознаниеегэСкачать
Понятие личности и ее структураСкачать
Типы личности. Профайлинг. Психотипология. Психотипы. Как понять себя и других людей?Скачать
10 признаков лицемерных людейСкачать
Верность себе - это основа личностиСкачать
"Диагноз" по аватарке: 6 типажейСкачать
Этот Неожиданный Тест Раскроет Всю Правду о ВасСкачать
Типы Темперамента и Его Свойства. Определите Свой Темперамент.Скачать
НАУКА О ТВОЕМ ОКРУЖЕНИИ. Как люди вокруг изменяют твою реальностьСкачать
ЛИЧНОСТЬ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИСкачать